№ 9-10 2000

  

Проблемы прозелитизма в России конца ХХ века

О.Ю. Васильева
Ольга Юрьевна Васильева, доктор исторических наук, Институт российской истории РАН

За девять веков формального раскола с Востоком папство пыталось придать своей Поместной Римской Церкви характер Церкви Вселенской. Католическая доктрина утверждала, что Спасение возможно лишь в лоне Римской Церкви, так как только она и есть истинная Церковь Христова. Из такой теории, естественно, проистекали все виды римского прозелитизма и миссионерства.

В Римскую Церковь веками вовлекались отдельные неофиты или захватывались ею целые народы — части других Церквей. Русская Православная Церковь познала плоды уний Флорентийской, Люблинской и Брестской.

За время католического миссионерства в Римской Церкви привились несвойственные ей ранее обряды, в большинстве своем «восточные», поскольку присоединяемые к Риму религиозные общины сохраняли свои церковные обычаи и традиции. Укоренившееся мнение среди русских православных, что «восточный обряд» это галицийское униатство, является крайним упрощением. «Обряду» в Риме дается следующее определение: «Это официальный молитвенный устав или канонически уставленное литургическое действие, имеющее свое общественное и конкретное выражение в литургии». «Восточных», в частности, обрядов в Римской Церкви существует пять. Они распадаются на несколько десятков производных от них обрядов, возникающих и развивающихся под действием политических, этнических и географических факторов. Основное деление всех восточных обрядов можно провести: 1) по вероучительному содержанию; 2) по типу Божественной литургии и ее формам; 3) по языковому и национальному признаку.

На территории бывшего Советского Союза существовали так называемые «русины», униаты, принадлежавшие по национальности к украинцам и белорусам, населявшим Галицию, Карпатскую Русь, Полесье. В 1946 г. они вошли в состав Московского Патриархата. Однако и после воссоединения многие из них продолжали вести свою религиозную жизнь нелегально. Такая церковная нестабильность была выгодна Ватикану прежде всего по политическим соображениям.

Хорошо известно, что на Втором Ватиканском Соборе был принят «Декрет об экуменизме». Стоит напомнить, что с момента образования Всемирного совета церквей (ВСЦ) Рим занимал по отношению к нему очень жесткую позицию. Теперь же, в свете новых политических событий, в которых ВСЦ завоевал прочный авторитет в христианском мире и высокое общественное мнение, Ватикан надеялся развить и использовать это движение и усилить свое положение среди «отделенных братьев». Необходимо было слить два центра — Ватикан и Женеву при лидерстве Рима. Как и ранее в истории, Ватикан действовал по принципу: «Если не можешь одолеть соперника, обними его».

На Соборе официально отрицалось наличие «особого» римского католического экуменизма, а говорилось лишь о католическом понимании экуменизма. (Единение христиан для Рима означало не что иное, как воссоединение с Римом и под главенством Рима.)

Несомненно, сложившаяся ситуация не могла не волновать Московский Патриархат. Обстоятельства осложнялись позицией, занятой Вселенским Патриархом Афинагором. (В данной статье мы не будем давать политическую оценку действиям Константинопольского Патриарха, который нашел союзника в лице Рима.) Здесь и провозглашение диалога с Римом на Родосских совещаниях под контролем Константинополя, и посылка наблюдателей на Ватиканский Собор, и приезды в Рим Константинопольских митрополитов, и возникновение вопроса о снятии анафем 1054 г. Пока Константинополь и Рим действовали, остальные Православные Церкви молча наблюдали. Все, кроме Русской Церкви.

Рим знал мнение Московского Патриархата, представители Русской Церкви высказывали его кардиналу Иоанну Виллебрандсу, возглавившему Совет по содействию христианскому единству. Но это не было мнением всех Православных Церквей, выраженным ими на Всеправославном совещании, что, безусловно, сказалось бы на решениях Патриарха Афинагора. (Сам Афинагор не приехал в Рим по протокольным соображениям.)

Взаимное снятие «анафем» 1054 г. и торжественный акт «братания» папы и представителя Константинопольской Патриархии митрополита Мелитона был воспринят миром как сближение и объединение православных и католиков. И сколько бы потом ни объяснялось, что это было единоличным и неправомочным действием со стороны Патриарха Афинагора, большинство воспринимало желаемое за действительное. Рим и Константинополь в этот период выиграли. На частной аудиенции митрополита Никодима (Ротова) с папой Павлом VI по окончании Собора последний недвусмысленно дал понять, что Ватикан «не отказывается от восстановления униатской Церкви в СССР и других странах, так как это соответствует соблюдению религиозных свобод». Это заявление противоречило высказыванию его предшественника Иоанна XXIII о том, что Римско-католическая Церковь не разделяет позицию униатских епископов о восстановлении униатских церквей в странах Восточной Европы.

Такая поддержка Ватикана нашла широкий отклик в нелегальных общинах униатов в СССР, католиков Прибалтики, что в свою очередь дестабилизировало непростые государственно-церковные отношения 60–80-х гг. в стране.

Такая позиция Ватикана — не что иное, как проявление косвенного прозелитизма, который к концу 80-х гг. приобретает в СССР (Ивано-Франковская, Тернопольская, Львовская области) резко агрессивный характер, речь о котором и пойдет ниже.

В Москве с 12 по 17 января 1990 г. состоялась встреча делегатов Московского Патриархата и представителей Ватикана в следующем составе:

От Русской Православной Церкви:

Митрополит Киевский и Галицкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Украины — глава делегации; митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; архиепископ Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных сношений; архиепископ Львовский и Дрогобычский Ириней и игумен Нестор, секретарь делегации.

От Римско-католической Церкви:

кардинал Иоанн Виллебрандс, почетный президент Папского Совета по содействию христианскому единству; архиепископ Эдуард Кассиди, президент Папского Совета по содействию христианскому единству; архиепископ Мирослав Марусин, секретарь Конгрегации Восточных Церквей; епископ Пьер Дюпре, секретарь Папского Совета по содействию христианскому единству; монсеньор Сальваторе Скрибано, секретарь делегации.

На этой встрече были выработаны Рекомендации по нормализации отношений между православными и католиками восточного обряда в Западной Украине. «…Чрезвычайно важно избегать всяких незаконных действий, тем более тех, которые сопровождаются насилием. Такие незаконные действия, не совместимые с христианским духом, должны быть осуждены и, более того, они являются препятствием для регистрации приходов католиков восточного обряда. Вместе с тем обе стороны считают, что католические общины восточного обряда в рамках существующих законов обладают правом и возможностью быть зарегистрированными в установленном законом порядке».

Для решения практических вопросов, возникающих в процессе нормализации отношений между православными и католиками восточного обряда, с общего согласия была высказана мысль о необходимости образования совместной комиссии с участием представителей Римско-католической Церкви, Московского Патриархата, а также православных и католиков с Западной Украины… Эта комиссия в своей деятельности должна исходить из настоящего соглашения и решать спорные вопросы, руководствуясь духом христианской любви и братского сотрудничества. В срочном порядке необходимо урегулировать положение в храмах, занятых католиками восточного обряда без согласия данных общин.

Следует отметить, что эта встреча была конфиденциальной и не подлежала огласке.

Спустя две недели, 1 февраля 1990 г., по инициативе Русской Православной Церкви состоялась встреча членов Синода и иерархов Русской Православной Церкви с А.И. Лукьяновым, занимавшим тогда пост заместителя Председателя Верховного Совета СССР. (Эти документы долгое время находились в Президентском архиве и стали известны недавно.) Во встрече приняли участие митрополит Киевский и Галицкий Филарет, митрополит Минский и Гродненский Филарет, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир, архиепископ Смоленский и Калининградский Кирилл, архиепископ Ивано-Франковский и Коломыйский Макарий, архиепископ Львовский и Дрогобычский Ириней, архиепископ Тернопольский и Кременецкий Лазарь.

Архиереи выразили озабоченность происходящим на Западной Украине, подчеркнули, что ситуация осложняется, и попросили помощи в рамках Конституции Союзного государства со стороны светской власти. Разговор начался с того, что Русская Церковь помогала государству в наиболее критические повороты его истории, разговор шел о помощи Церкви в годы Великой Отечественной войны. И разрешение сегодняшней ситуации, по мнению архиереев, было возможно только объединенными усилиями власти и Церкви.

Стенограмма фиксирует недоумение православных иерархов: «Нас обманывают, какую роль мы играем? В «Известиях», органе Верховного Совета СССР, напечатана ужасная статья со ссылкой на наши Рекомендации. Но, во-первых, авторы искажают содержание Рекомендаций, а во-вторых, оно остается секретным до официального принятия — так у нас записано в Рекомендациях. А тут все это уже опубликовано. Идет процесс, участвует Комитет по делам религий, официально подписывают документы о передаче, в частности, кафедрального собора в Ивано-Франковске, Тернополе и некоторых других городах…

Местные органы власти встали на сторону католиков восточного обряда…

Местные власти боятся «Руха» и католиков восточного обряда.

Это государственная собственность, и она должна быть распределена в соответствии с законами СССР».

Далее архиереи подчеркнули, что они «не против католиков восточного обряда, но за справедливое решение…

Мы предложили в каждой общине, где есть конфликт по поводу здания, решать на основе тайного голосования под наблюдением комиссии, они отказались».

Своими впечатлениями поделился архиепископ Ириней: «Перед отъездом в Москву ко мне подошел один член Руха и сказал: «Владыка, ну ты что надумал? Переходишь в другую епархию или нет? Запомни, что свой маленький храм, который остался сейчас единственным, ты иметь не будешь. Я постараюсь, мы тебя выгоним отсюда…» Назревает кровопролитие.

Архиепископ Лазарь добавил: «Местный епископ-католик на проповедях, обращаясь к народу, говорит: «Дорогие братья и сестры, берите и вышвыривайте их, стреляйте всех православных». Это прямой призыв к убийству, национальной вражде. Далее он говорит: «Вам, православным, нет места на Западной Украине. Православные должны покинуть Западную Украину и переселиться в восточные районы. Здесь мы будем создавать католическую Украинскую республику».

Следует отметить, что, пожалуй, единожды за долгие и непростые 70 лет государственно-церковных отношений советская власть не лукавила.

Лукьянов честно ответил, что все происходящее связано с ситуацией в стране и с ослаблением центральной власти, добавив при этом, что он не исключает наличия в государственных органах Украины националистов.

В заключение беседы прозвучали очень важные слова митрополита Ювеналия: «Наша Церковь многонациональна. Если станем на принцип национального деления Церквей — пальцев не хватит. Демократия является демократией тогда, когда есть сильная власть, способная принципы демократии осуществить в жизни».

Украинские архиереи оставили Лукьянову трагическую хронику событий на Западной Украине с просьбой к власти содействовать прекращению актов агрессивного прозелитизма, выразившихся в насилии и беззаконии.

Факты насильственных действий униатов
с 28 октября 1989 г. до настоящего времени
1

1. Началось 29 октября 1989 г., в воскресенье, униаты захватили Преображенскую церковь в г. Львове, прервали совершение литургии. Вооружившись металлическими предметами, установили круглосуточное дежурство в храме. У настоятеля храма протоиерея Андрея Горака потребовали сдачи ключей, угрожая применением физической силы. Второй священник, Иосиф Стягний, получивший в момент захвата храма инфаркт, отправлен в больницу. Замки взломаны и заменены. Против нарушителей возбуждено уголовное дело, но виновники до сих пор не понесли наказания.

2. Кафедральный собор святого Юра в г. Львове два месяца находится на осадном положении. В критические моменты православные вынуждены закрывать храм из-за опасности захвата.

3. 13 декабря 1989 г. в престольный праздник униаты не допустили архиепископа Львовского Иринея совершать богослужения и насильственно захватили Андреевский храм г. Львова. Группа бесчинствующих людей оскорбляла архиепископа и даже нанесла ему побои.

4. 12 декабря 1989 г. в Золочевском районе в результате захвата храма скончался священник Василий Бочало.

5. 27 января 1990 г. в г. Бориславе униаты захватили православный храм, настоятель которого, протоиерей Владимир Инницкий, находился в это время в Москве по вызову Священного Синода. Православные в количестве до двух тысяч человек, вооруженные дубинами и вилами, окружили закрывшихся в храме униатов и грозили им расправой, если те добровольно не покинут храм.

7. 31 января протоиерей Андрей Горак, секретарь Львовской епархии, сообщил: «Несколько дней подряд г. Мостийск и окрестные села посещал Иван Гель с представителями униатского духовенства и призывал к переходу в униатство и захвату православных храмов, в частности в селе Старьява (именно там православные разбили его машину)».

10. 24 января состоялось собрание в Преображенском храме г. Львова, на котором католики восточного обряда: духовенство (около 218 чел.) и униатские епископы приняли решение о ликвидации постановлений Собора 1946 г., что было в тот же день красочно передано по местному телевидению и что грубейшим образом нарушает права православных.

11. 22 января 1990 г., по сообщению приходского совета из с. Топорив Бузького района, в храме святого Юра при попустительстве местных властей жестоко действуют униаты, которые самовольно своим замком закрыли храм, издеваются над священником Василием Притискачем, обзывая его нецензурными словами. Были случаи, когда из рук священника эти люди вырывали крест и Евангелие, всячески угрожая ему, если он не перейдет в унию.

14. Верующие православные из г. Нестерова просят защитить их от нападения католиков восточного обряда, которые уже неоднократно собирают людей из близлежащих деревень и совершают нападение на храм Рождества Христова. В городе две действующие католические церкви и один костел, они сеют вражду, неправду и клевету на настоятеля протоиерея Стефана Хомина. Верующие просят защитить их права и законный храм, который они арендуют с 1846 г. Храм был все же захвачен.

15. Благочинный Миколаевского района протоиерей Иоанн Салабай от 22 января 1990 г. сообщает, что все бедствия начались с того митинга, когда выступил первый секретарь Р.П. Ковалевский и юрист Волощак, который категорически высказался против православных, в защиту униатов. 13 января появился лозунг: «Позор РПЦ, это враг украинского народа, все поднимайтесь за греко-католическую веру, а автокефалия — это измена». Пригрозили по телефону, что сына протоиерея Иоанна Салабая возьмут в залог, пришлось не пустить его в школу.

18 января, накануне Крещения, отца Иоанна вызвали в райисполком, где три часа оказывали давление, заставляя впустить греко-католиков в православный храм.

На встрече было 15 человек греко-католиков, члены «Руха», местный прокурор, начальник милиции, председатель райисполкома и заместитель, а также уполномоченный Ю.Ю. Решетило. Местные власти в данном диалоге защищали отца Иоанна, а католики и Решетило были категорически против православных.

…Нужны срочные меры законности.

20. Настоятель Успенского храма г. Стрия протоиерей Михаил Будник: «30 декабря 1989 г. греко-католики захватили храм, меня закрыли в пономарне и стали толкать и угрожать, их было около ста человек… я сидел до четырех часов ночи, потом меня выпустили». Ему угрожали, «если не перейдешь в греко-католики, мы тебя разорвем на куски». Итак, настоятель остался вне храма, он писал депутатам Съезда, в Верховный Совет, М.С. Горбачеву, но храм не освобожден.

Тернопольская область

2. В с. Переволока Бучанского района по религиозным мотивам был убит униатом православный прихожанин Мокрицкий Василий. Это произошло в ноябре 1989 г. Прокуратура подтвердила совершение преступления на религиозной почве.

5. Благочинный г. Залещики сообщил, что 3 февраля 1990 г. председатель городского Совета В.Г. Дрозд потребовал от православной общины сдать в горсовет ключи от храма, в котором в течение нескольких десятилетий совершались православные богослужения.

Ивано-Франковская область

1. 20 декабря 1989 г. группа католиков восточного обряда во время совершения богослужения в кафедральном Воскресенском соборе архиепископом Ивано-Франковским Макарием ворвалась в храм, изгнала православных молящихся и силой захватила собор. Архиепископ Макарий отказался покинуть собор и объявил голодовку, которая продолжалась две недели. 28 января 1990 г. исполком принял незаконное решение о передаче Воскресенского собора униатам (на его ремонт к 1000-летию Крещения епархиальное управление истратило 300 тыс. рублей.

Поступают сведения, что православные гуцулы готовятся спуститься с гор с охотничьим оружием и освободить православный Воскресенский храм в Ивано-Франковске.

2. 31 января 1990 г. в дом протоиерея Николая Новосада, клирика Воскресенского собора г. Ивано-Франковска ворвались три униатских священника и довели его до инфаркта. Протоиерей Николай находится в областной больнице в реанимации.

3. В конце декабря 1989 г. два неизвестных униата в ночное время ворвались к настоятелю Гошевского монастыря игумену Серафиму и нанесли ему ножами две легкие раны в области живота и сердца в качестве предупреждения, чтобы он сдал униатам монастырь.

4. 2 февраля 1990 г. в 13 час. 30 мин. поступило сообщение от архимандрита Серафима (Демьянова) о том, что униаты разгромили монашеские корпуса, сорвали двери храма (Гошевский монастырь). В селах около монастыря начались поджоги домов православных (около 10 строений). Конфликт грозит перерасти в борьбу с огнестрельным оружием. (Подписали: митрополит Киевский и Галицкий Филарет, архиепископ Ивано-Франковский и Коломыйский Макарий, архиепископ Львовский и Дрогобычский Ириней, архиепископ Тернопольский и Кременецкий Лазарь).

Следствием событий на Западной Украине является невозможность официального диалога между Русской Православной и Римско-католической Церквами. Отношения сведены к работе различных комиссий по урегулированию конфликтной ситуации.

 

1 Российский государственный архив социально-политической истории, ф. 89, пер. 8, док. 41.

© Васильева О.Ю., 2000

Приветственное выступление президента Российской академии наук Ю.С. Осипова

Выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

А.П. Тупикин
Приветствие Министерства культуры Российской Федерации участникам конференции

Н.А. Платэ
Слово перед вручением диплома почетного профессора Российской академии наук Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II

Обращение президента Российской академии наук академика Ю.С. Осипова к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II

Ответное слово Святейшего Патриарха
Московского и всея Руси Алексия II

В.А. Садовничий
Поздравительное приветствие Московского государственного университета Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II

Митрополит Минский и Слуцкий Филарет
Христианство и культура на пороге третьего тысячелетия

Митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий
Церковь, государство и гражданское общество на пороге третьего тысячелетия

Протоиерей Владислав Цыпин
Взаимоотношения Церкви и государства. Канонические принципы и историческая действительность

Н.В. Синицына
Симфония священства и царства

С.Л. Фирсов
Синодальная модель церковно-госу-
дарственных взаимоотношений

А.В. Щипков
Церковно-общест-
венные отношения и проблемы государственного регулирования

Г.А. Михайлов
Государство и Церковь в постсоветский период

Протоиерей Борис Пивоваров
Церковь и консолидация гражданского общества

R. Minnerath
The Experience of the Catholic Church in Structuring its Relationship with States in the XX Century

Р. Миннера
Опыт Католической Церкви в построении взаимоотношений с государством в XX веке (перевод на русский язык)

Митрополит Солнечногорский Сергий
Социальное служение — долг Церкви, обязанность государства, призвание человека

Н.Н. Поташинская
О современной концепции социальной деятельности Католической Церкви

М.В. Каргалова
Христианские истоки европейской социальной модели

Б.К. Кнорре
Конфессионально ориентированное образование в светском обществе

Н.Ю. Степанов
Православные основы системы образования русского зарубежья в 1920–1930-е годы

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий
О Синодальной комиссии Русской Православной Церкви по канонизации святых

Протоиерей Валентин Асмус
Принципы богословского подхода к истории

М.С. Иванов
Сравнение научно-исторического, философского и богословского подходов к истории

Архимандрит Платон (Игумнов)
Христианство на пороге XXI века

Р.А. Лопаткин
Конфессиональный портрет страны

З.И. Пейкова
Отношение к Церкви в России и других странах

Ю.В. Ушакова
Религиозная ситуация: начало XX — канун XXI века

М.П. Мчедлов
Новый тип верующего на пороге третьего тысячелетия

Священник Сергий Широков
Основы современной миссиологической науки и развитие миссионерских исследований

О.В. Шаталов
Теоретические аспекты развития отечественной миссиологии

О.Ю. Васильева
Проблемы прозелитизма в России конца ХХ века

Архимандрит Макарий (Веретенников)
Всероссийский митрополит Макарий и проблемы современной церковно-истори-
ческой науки

С.Л. Фирсов
Актуальные вопросы изучения истории синодального периода Русской Православной Церкви

А.И. Алексеев
К характеристике русских архиереев в первой половине XVIII века (постановка проблемы)

А.В. Журавский
Актуальные и перспективные направления изучения русской церковной истории XX века

Приветствия,
направленные в адрес конференции