№ 9-10 2000

  

О современной концепции социальной деятельности Католической Церкви

Н.Н. Поташинская
Наталья Николаевна Поташинская, кандидат исторических наук, Институт сравнительной политологии

Современная социальная доктрина Католической Церкви традиционно исходит из требований евангельских нравственных законов и моральных принципов общечеловеческого характера. В ее интерпретации человек в первую очередь не мыслящий, а любящий субъект; сердце считается моральной категорией и ценится выше права и разума. Личность человека, созданного по образу и подобию Божиему, рассматривается как самое яркое отражение Бога и центр социального учения Церкви. В еще большей степени сохраняет свое значение золотое правило Евангелия о любви к ближнему, распространяемой и на дальних (нехристиан, неверующих) и приравниваемой к любви к Богу1. В энциклике «Фидес эт рацио» (1998) говорится, что Христос позволяет двум народам стать «одним». Те, что были «дальними», становятся «ближними» благодаря Пасхальному таинству (70).

Иоанн Павел II (папа с октября 1978 г.) заявляет, что Бог призвал образовать единую семью человечества независимо от национальных или расовых различий. Папа выступает за построение цивилизации любви, за мир, основанный на климате доверия, сотрудничества и взаимного уважения всех людей и стран, в котором всем будет хорошо2 .

Католическая социальная доктрина подчеркивает право каждого человека на подлинно человеческую жизнь, достаточное обеспечение питанием, одеждой, жилищем, охраной здоровья, возможностью свободного выбора образа жизни и основания семьи, получения воспитания и образования, а также работы, права на доброе имя, уважение и получение информации. И это именно права, а не жест благотворительности3 . Второй Ватиканский Собор (1962–1965) рекомендовал отдавать приоритет не общественному прогрессу, а пользе и благу каждой личности («Гаудиум эт спес», 63, 1533; 26, 1400–1401). Человек должен быть в центре любого социального проекта, — утверждает нынешний папа4 .

Особое внимание уделяется труду, рассматриваемому не как средство производства, а как мерило человеческого существования, свидетельство солидарности всех людей. По словам энциклики «Лаборем экзерценс» (1981), с помощью труда человек не только преобразует природу, но и реализует себя самого и становится в большей степени человеком (9).

Современная социальная доктрина католицизма утверждает недостаточность сложившегося в развитых государствах западного типа после второй мировой войны «бинома — государство плюс рынок». И отношения гражданина с государством предлагается дополнить «посредническим обществом», состоящим из отдельных граждан (потребительские общины, семейные подряды, а также некоммерческие предприятия типа обществ по защите самых слабых, охране окружающей среды, помощи больным, престарелым и т.д.). Государству отводится роль координатора, не вмешивающегося в их деятельность. Кроме того, выдвигается необходимость долгосрочного планирования и развития основанной на этических критериях социальной культуры, использования нравственного потенциала человечества и обеспечения развития и продвижения каждого человека5 .

В постсинодальном увещевании «Экклезия ин Америка» (1999) Иоанн Павел II осудил как «вопиющие к небесам социальные грехи»: наркобизнес и отмывание денег, коррупцию, терроризм, гонку вооружений, расовую дискриминацию, социальное неравенство и нарушение экологического баланса. Глобализация финансов, экономики, торговли и труда не должна посягать на приоритет и достоинство человека. Люди, народы, страны — не орудия, а участники, субъекты своего будущего, — считает папа6 .

Один из самых важных аспектов социальной доктрины католицизма — забота о бедных, угнетенных, обездоленных. О предпочтительном выборе в пользу бедных и любви к ним свидетельствуют осуждение церковью всех форм эксплуатации, дискриминации и расизма, провозглашение конкретной солидарности и братства без границ, постоянное евангельское и евангелизаторское служение обездоленным7 .

В качестве новых форм бедности и рабства отмечаются: моральная деградация, коррупция, одиночество городского населения, молодежные насилие и преступность. В постсинодальном апостольском увещевании папы «Вита консекрата» (1996) уточняется, что бедные — это угнетенные, маргиналы, престарелые, больные. Выделяются «новые бедные» — наркоманы, больные СПИДом, безработные, особенно из молодежи, матери-одиночки, дети и подростки из неполных семей, беженцы и перемещенные лица, бездомные, одинокие жители городов. Сегодня католическая доктрина отмечает, что бедные бедны потому, что вытеснены из свободного рынка труда и капитала, из общественной и производственной жизни еще до лишения их материальных средств8 .

Иоанн Павел II подчеркивает, «что милосердию следует иметь новое лицо», не ограниченное помощью. Люди должны решать свои проблемы самостоятельно, хотя и при поддержке бескорыстных друзей. У каждого человека собственное место в обществе, каждый должен участвовать в построении общего дома. Все население составляет первичный общественный капитал: семья, престарелые, дети, инвалиды, в том числе и умственно отсталые, все они вносят свой вклад в благосостояние общества, поэтому к ним следует относиться как к братьям и сестрам, не унижая их достоинства. Энциклика «Центезимус аннус» (1991) утверждает, что бедняки-маргиналы — потенциальные союзники в деле построения более справедливого мирового порядка, они способны не только улучшить свою жизнь, но и внести вклад в достижение всеобщего процветания (52). Включение бедных в общественные, производственные и рыночные отношения обогатило бы и богатых9.

Сегодня католики-активисты борются за смену менталитета и возвращение этим людям веры в собственное достоинство, выдвигая лозунг «выслушать, понять и принять». Папа призывает всех католиков «защищать достоинство человека, особенно бедного и маргинализированного», признавая «конкретные права не имеющих прав» и становясь «голосом безголосых». Он отмечает, что одного учения недостаточно — учить реализации прав человека для христиан означает жить по Евангелию; они обязаны собственной жизнью «свидетельствовать о приоритете любви Бога к человеку, природе, истинной и стабильной гарантии мира между людьми и во всем мире», защищать борцов за права человека. Это особенно относится к священнослужителям, которые призваны самой своей жизнью давать пример христианского служения, как мать Тереза Калькуттская10.

Изменилось отношение к мирянству. Современная католическая доктрина утверждает, что благодаря крещению и конфирмации все миряне являются миссионерами. Их рассматривают уже не как сотрудников, а в качестве партнеров священников, монахов и монахинь, как «знак и орудие» Спасения и единства. Епископов, священников и мирян католическое единоначалие призывает работать совместно, в духе взаимного уважения, компетенции и опыта11. Предусматривается активное участие мирян в литургической и катехизической жизни. На них возложена особая ответственность за образование церковных общин и право представлять Церковь в политике, экономике, промышленности, образовании, средствах информации, науке, технике, искусстве и спорте («Экклезия ин Азия», 45).

Предлагается создать центры по подготовке мирян к самой широкой миссионерской деятельности. Особое внимание Католическая Церковь уделяет развитию социальной культуры, гражданскому воспитанию и формированию сознания и этики социальных руководителей, политиков, молодежи12.

Долг человека и христианина — включиться в общественную жизнь. Обязанность христианских общин — в свете Евангелия проанализировать ситуацию в своей стране и, опираясь на социальную доктрину Церкви, принять участие в решении конкретных местных проблем, необходимых социальных, этических, политических и экономических преобразований. Неправительственные организации и гражданское общество рассматриваются как путь народного участия в построении более справедливого строя. Долг государства — помочь благотворительным организациям, которые призваны выражать требования населения, особенно самых слабых и «раненных жизнью», а также сотрудничать со всеми правительственными и неправительственными организациями в реализации принятых решений. Перед международными католическими организациями поставлена задача добиться признания и соответствующего статуса при ООН и международных неправительственных организациях. Через католические ассоциации европейские церкви оказывают материальную помощь евангелизации, проводимой церквами развивающихся стран13.

Католическая высшая церковная иерархия постоянно подчеркивает, что свою доктрину Церковь не навязывает, а предлагает, предоставляя свободу выбора: так я верю, думаю, говорю, живу, ты приходишь, смотришь и затем решаешь.

Подчеркивается, что в миссию Церкви не входит определение техники решения всех социальных проблем. Ее основная задача — формирование морального сознания и ответственности за экономические программы и политику, социальную информацию, культуру, здравоохранение и т.д. Однако Церковь способна частично помочь в организации обеспечения наиболее остро нуждающихся питанием, одеждой, жилищем, лекарствами, системой обучения. Многие монахи, монахини, миряне стали профессиональными социальными работниками различных католических благотворительных организаций, иногда действующих совместно с аналогичными организациями других христианских церквей и с неправительственными организациями. Они посещают больных и заключенных, участвуют в реабилитации молодых преступников, встречаются с инвалидами и престарелыми, с безработной молодежью, помогают беженцам и эмигрантам адаптироваться в стране пребывания, выступают за их права. Широко распространены католические ночлежки, приюты, столовые, больницы, диспансеры, школы всех уровней, включая университеты и множество курсов начальной профессиональной подготовки, а также спортивные площадки.

Сегодня Католическая Церковь считает особенно важной работу среди бедных и безработных, потому что именно там находит питательную почву преступность — наркомания, проституция, торговля оружием, там все больше нуждающихся в помощи жертв преступников. Иоанн Павел II выступает за привлечение общественного мнения к распространению в этой среде моральных ценностей и законности14.

В последнее время отдельные национальные католические церкви выступили с рядом важных инициатив социального характера. В частности, католические церкви Франции дали убежище эмигрантам без документов и высказались за упорядочение их статуса и обеспечение длительности пребывания в стране. По решению Синода по Азии (1998), на континенте создан Епископский институт социальной деятельности, который будет заниматься проблемами бедности. В 2000 г. христианские церкви США приняли рассчитанную на 10 лет программу борьбы с бедностью, на которую отдают 10 % своих средств15.

Отношение к беднякам переносится и на развивающиеся страны. Второй Ватиканский Собор предложил помогать третьему миру таким образом, чтобы и отдельные люди, и целые народы сумели прийти к самообеспечению и развиваться самостоятельно («Гаудиум эт спес», 69, 552). Иоанн Павел II объявил весной 1996 г. о начале новой политики социальной солидарности, основанной на стимулировании инициативы и ответственности объектов помощи, на использовании субсидий для предоставления самым слабым возможности конкретного проявления своего потенциала на базе имеющихся ресурсов. Если раньше католические волонтеры-добровольцы сами строили на местах школы, больницы, жилые дома, проводили электричество и копали колодцы, то теперь они стараются как можно больше привлекать к этим работам местное население, попутно занимаясь его профессиональным обучением.

По современной социальной доктрине международное сотрудничество не может быть сведено только к гуманитарной помощи, оно должно стать указателем конкретных обязательств по солидарности. В частности, папа неоднократно высказывался за упразднение или сокращение внешнего долга самых бедных стран в качестве жеста доброй воли по случаю начала третьего тысячелетия. Католическая Церковь выступает за обеспечение финансовой помощи и соответствующие технологические трансферты при учете свойственного бедным странам ритма развития.

Иоанн Павел II подчеркивает, что несправедливость в отношении бедных людей, народов, стран, нарушение экономического равновесия и развития способны поставить под вопрос само выживание человечества, привести историю нашей Земли к преждевременному концу. Уже в своей первой энциклике «Редемптор гоминис» (1979) папа отмечал «нерушимую связь» прав человека с миром в мире: война начинается с нарушения этих прав, становясь, в свою очередь, причиной еще более серьезного насилия (1, 17). Постоянно утверждая, что мир возможен, он связывает его с уважением достоинства человека и поисками всеобщего благосостояния. Иоанн Павел II объявил мир в мире правом человека и гарантией всех прочих политических и социальных прав. Он осуждает обращение к насилию во имя религиозных верований как «искажение учения мировых религий». Прощение, примирение, компромисс папа считает основой построения истинного мира, обеспечивающего сосуществование и гарантирующего равенство, справедливость и солидарность16.

«Самой сердцевиной прав человека» Иоанн Павел II объявляет свободу совести и религии, которая вменяет католикам в обязанность демонстрацию социальных основ христианских ценностей и первостепенность свободы религии и церковных учреждений17.

Таким образом, современная социальная доктрина Католической Церкви в теоретическом и практическом плане максимально ориентирована на личность человека и обеспечение ему достойной земной жизни. Значительное расширение прав и обязанностей мирян способствует расширению католической светской и церковной социальной деятельности, особенно характерной в период двух последних столетий. Новое в социальной доктрине Иоанна Павла II — объявление помощи и благотворительности правом людей и стран, а также подчеркивание необходимости самого широкого привлечения бедных и обездоленных в общественную и производственную жизнь, подход к людям и странам не как к объектам, а как к субъектам развития.

 

1 La Documentation Catholigue. Paris, 16.I.2000, p. 64; ibid., 7.V.2000, p. 413; ibid., 16.IV.2000, p. 377.

2 Ibid., 2.II.97; ibid., 2.I.2000, p. 2.

3 Ibid., 2.IV.2000, p. 322; ibid., 16.IV.2000, p. 370.

4 Ibid., 4.I.98, p.2.

5 Giovanni Paolo II Discorsi. V. 1. Roma, 1979, p. 65, 295, 330–331.

6 La Documentation Catholigue, 7.II.99, p. 128; ibid., 21.V.2000, p. 452.

7 Ibid., 18.I.98, p. 73; ibid., 7.II.99, p. 113.

8 Ibid., 5.I.97, p. 22; ibid., 7.IX.99, p. 942; ibid., 2.II.97, p. 131.

9 Ibid., 18.V.97, p. 453; ibid., 19.XII.99, p. 1069; ibid., 2.I.2000, p. 5; ibid., 18.I.2000, p. 75.

10 Ibid., 4.X.98, p. 802; ibid., 18.X.98, p. 891-892; ibid.; 7.XI.99, p. 103; ibid., 19.XII.99, p. 1090.

11 Ibid., 16.I.2000, p. 76-77; ibid., 2.XI.97, p. 130.

12 Ibid., 1.VI.97, p. 517; ibid., 21.XI.99, p. 1004; ibid., 7.XI.99, p. 128.

13 Ibid., 18.I.98, p. 69; ibid., 5.X.97, p. 838; ibid., 19.XII.99, p. 1090, 1093; ibid., 7.XI.99, p. 938, 942; ibid., 2.IV.2000, p. 323.

14 Ibid., 1.XI.98, p. 945; ibid., 5.I.97, p. 25; ibid., 18.V.97, p. 453-454; ibid., 2.XI.97, p. 131; ibid., 4.VI.2000, p. 514.

15 Ibid., 17.V.98, p. 494-495; ibid., 2.I.2000, p. 43; ibid., 2.IV.2000, p. 347.

16 L’Osseratore Pomano, Citta di Uaticano, 31.III.96; La Documentation Catholigue, 2.IV.2000, p. 322; ibid., 5.XII.99, p. 1017; ibid., 7.VI.98, p. 533.

17 La Documentation Catholique, 2.IV.2000, p. 302; ibid., 5.III.2000, p. 220; ibid., 2.I.2000, p. 2, 5.

© Поташинская Н.Н., 2000

Приветственное выступление президента Российской академии наук Ю.С. Осипова

Выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

А.П. Тупикин
Приветствие Министерства культуры Российской Федерации участникам конференции

Н.А. Платэ
Слово перед вручением диплома почетного профессора Российской академии наук Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II

Обращение президента Российской академии наук академика Ю.С. Осипова к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II

Ответное слово Святейшего Патриарха
Московского и всея Руси Алексия II

В.А. Садовничий
Поздравительное приветствие Московского государственного университета Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II

Митрополит Минский и Слуцкий Филарет
Христианство и культура на пороге третьего тысячелетия

Митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий
Церковь, государство и гражданское общество на пороге третьего тысячелетия

Протоиерей Владислав Цыпин
Взаимоотношения Церкви и государства. Канонические принципы и историческая действительность

Н.В. Синицына
Симфония священства и царства

С.Л. Фирсов
Синодальная модель церковно-госу-
дарственных взаимоотношений

А.В. Щипков
Церковно-общест-
венные отношения и проблемы государственного регулирования

Г.А. Михайлов
Государство и Церковь в постсоветский период

Протоиерей Борис Пивоваров
Церковь и консолидация гражданского общества

R. Minnerath
The Experience of the Catholic Church in Structuring its Relationship with States in the XX Century

Р. Миннера
Опыт Католической Церкви в построении взаимоотношений с государством в XX веке (перевод на русский язык)

Митрополит Солнечногорский Сергий
Социальное служение — долг Церкви, обязанность государства, призвание человека

Н.Н. Поташинская
О современной концепции социальной деятельности Католической Церкви

М.В. Каргалова
Христианские истоки европейской социальной модели

Б.К. Кнорре
Конфессионально ориентированное образование в светском обществе

Н.Ю. Степанов
Православные основы системы образования русского зарубежья в 1920–1930-е годы

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий
О Синодальной комиссии Русской Православной Церкви по канонизации святых

Протоиерей Валентин Асмус
Принципы богословского подхода к истории

М.С. Иванов
Сравнение научно-исторического, философского и богословского подходов к истории

Архимандрит Платон (Игумнов)
Христианство на пороге XXI века

Р.А. Лопаткин
Конфессиональный портрет страны

З.И. Пейкова
Отношение к Церкви в России и других странах

Ю.В. Ушакова
Религиозная ситуация: начало XX — канун XXI века

М.П. Мчедлов
Новый тип верующего на пороге третьего тысячелетия

Священник Сергий Широков
Основы современной миссиологической науки и развитие миссионерских исследований

О.В. Шаталов
Теоретические аспекты развития отечественной миссиологии

О.Ю. Васильева
Проблемы прозелитизма в России конца ХХ века

Архимандрит Макарий (Веретенников)
Всероссийский митрополит Макарий и проблемы современной церковно-истори-
ческой науки

С.Л. Фирсов
Актуальные вопросы изучения истории синодального периода Русской Православной Церкви

А.И. Алексеев
К характеристике русских архиереев в первой половине XVIII века (постановка проблемы)

А.В. Журавский
Актуальные и перспективные направления изучения русской церковной истории XX века

Приветствия,
направленные в адрес конференции