Н.Н. Поташинская
Наталья Николаевна
Поташинская, кандидат исторических
наук, Институт сравнительной
политологии
Современная социальная доктрина
Католической Церкви традиционно
исходит из требований евангельских
нравственных законов и моральных
принципов общечеловеческого
характера. В ее интерпретации человек
в первую очередь не мыслящий, а любящий
субъект; сердце считается моральной
категорией и ценится выше права и
разума. Личность человека, созданного
по образу и подобию Божиему,
рассматривается как самое яркое
отражение Бога и центр социального
учения Церкви. В еще большей степени
сохраняет свое значение золотое
правило Евангелия о любви к ближнему,
распространяемой и на дальних (нехристиан,
неверующих) и приравниваемой к любви к
Богу1. В энциклике «Фидес эт рацио» (1998)
говорится, что Христос позволяет двум
народам стать «одним». Те, что были «дальними»,
становятся «ближними» благодаря
Пасхальному таинству (70).
Иоанн Павел II (папа с октября
1978 г.) заявляет, что Бог призвал
образовать единую семью человечества
независимо от национальных или
расовых различий. Папа выступает за
построение цивилизации любви, за мир,
основанный на климате доверия,
сотрудничества и взаимного уважения
всех людей и стран, в котором всем
будет хорошо2 .
Католическая социальная
доктрина подчеркивает право каждого
человека на подлинно человеческую
жизнь, достаточное обеспечение
питанием, одеждой, жилищем, охраной
здоровья, возможностью свободного
выбора образа жизни и основания семьи,
получения воспитания и образования, а
также работы, права на доброе имя,
уважение и получение информации. И это
именно права, а не жест
благотворительности3 . Второй
Ватиканский Собор (1962–1965)
рекомендовал отдавать приоритет не
общественному прогрессу, а пользе и
благу каждой личности («Гаудиум эт
спес», 63, 1533; 26, 1400–1401). Человек должен
быть в центре любого социального
проекта, — утверждает нынешний папа4 .
Особое внимание уделяется
труду, рассматриваемому не как
средство производства, а как мерило
человеческого существования,
свидетельство солидарности всех людей.
По словам энциклики «Лаборем
экзерценс» (1981), с помощью труда
человек не только преобразует природу,
но и реализует себя самого и
становится в большей степени
человеком (9).
Современная социальная
доктрина католицизма утверждает
недостаточность сложившегося в
развитых государствах западного типа
после второй мировой войны «бинома —
государство плюс рынок». И отношения
гражданина с государством
предлагается дополнить «посредническим
обществом», состоящим из отдельных
граждан (потребительские общины,
семейные подряды, а также
некоммерческие предприятия типа
обществ по защите самых слабых, охране
окружающей среды, помощи больным,
престарелым и т.д.). Государству
отводится роль координатора, не
вмешивающегося в их деятельность.
Кроме того, выдвигается необходимость
долгосрочного планирования и развития
основанной на этических критериях
социальной культуры, использования
нравственного потенциала
человечества и обеспечения развития и
продвижения каждого человека5 .
В постсинодальном
увещевании «Экклезия ин Америка» (1999)
Иоанн Павел II осудил как «вопиющие к
небесам социальные грехи»:
наркобизнес и отмывание денег,
коррупцию, терроризм, гонку вооружений,
расовую дискриминацию, социальное
неравенство и нарушение
экологического баланса. Глобализация
финансов, экономики, торговли и труда
не должна посягать на приоритет и
достоинство человека. Люди, народы,
страны — не орудия, а участники,
субъекты своего будущего, — считает
папа6 .
Один из самых важных
аспектов социальной доктрины
католицизма — забота о бедных,
угнетенных, обездоленных. О
предпочтительном выборе в пользу
бедных и любви к ним свидетельствуют
осуждение церковью всех форм
эксплуатации, дискриминации и расизма,
провозглашение конкретной
солидарности и братства без границ,
постоянное евангельское и
евангелизаторское служение
обездоленным7 .
В качестве новых форм
бедности и рабства отмечаются:
моральная деградация, коррупция,
одиночество городского населения,
молодежные насилие и преступность. В
постсинодальном апостольском
увещевании папы «Вита консекрата» (1996)
уточняется, что бедные — это
угнетенные, маргиналы, престарелые,
больные. Выделяются «новые бедные» —
наркоманы, больные СПИДом, безработные,
особенно из молодежи, матери-одиночки,
дети и подростки из неполных семей,
беженцы и перемещенные лица, бездомные,
одинокие жители городов. Сегодня
католическая доктрина отмечает, что
бедные бедны потому, что вытеснены из
свободного рынка труда и капитала, из
общественной и производственной жизни
еще до лишения их материальных средств8 .
Иоанн Павел II подчеркивает,
«что милосердию следует иметь новое
лицо», не ограниченное помощью. Люди
должны решать свои проблемы
самостоятельно, хотя и при поддержке
бескорыстных друзей. У каждого
человека собственное место в обществе,
каждый должен участвовать в
построении общего дома. Все население
составляет первичный общественный
капитал: семья, престарелые, дети,
инвалиды, в том числе и умственно
отсталые, все они вносят свой вклад в
благосостояние общества, поэтому к ним
следует относиться как к братьям и
сестрам, не унижая их достоинства.
Энциклика «Центезимус аннус» (1991)
утверждает, что бедняки-маргиналы —
потенциальные союзники в деле
построения более справедливого
мирового порядка, они способны не
только улучшить свою жизнь, но и внести
вклад в достижение всеобщего
процветания (52). Включение бедных в
общественные, производственные и
рыночные отношения обогатило бы и
богатых9.
Сегодня католики-активисты
борются за смену менталитета и
возвращение этим людям веры в
собственное достоинство, выдвигая
лозунг «выслушать, понять и принять».
Папа призывает всех католиков «защищать
достоинство человека, особенно
бедного и маргинализированного»,
признавая «конкретные права не
имеющих прав» и становясь «голосом
безголосых». Он отмечает, что одного
учения недостаточно — учить
реализации прав человека для христиан
означает жить по Евангелию; они
обязаны собственной жизнью «свидетельствовать
о приоритете любви Бога к человеку,
природе, истинной и стабильной
гарантии мира между людьми и во всем
мире», защищать борцов за права
человека. Это особенно относится к
священнослужителям, которые призваны
самой своей жизнью давать пример
христианского служения, как мать
Тереза Калькуттская10.
Изменилось отношение к
мирянству. Современная католическая
доктрина утверждает, что благодаря
крещению и конфирмации все миряне
являются миссионерами. Их
рассматривают уже не как сотрудников,
а в качестве партнеров священников,
монахов и монахинь, как «знак и орудие»
Спасения и единства. Епископов,
священников и мирян католическое
единоначалие призывает работать
совместно, в духе взаимного уважения,
компетенции и опыта11.
Предусматривается активное участие
мирян в литургической и
катехизической жизни. На них возложена
особая ответственность за образование
церковных общин и право представлять
Церковь в политике, экономике,
промышленности, образовании,
средствах информации, науке, технике,
искусстве и спорте («Экклезия ин Азия»,
45).
Предлагается создать центры
по подготовке мирян к самой широкой
миссионерской деятельности. Особое
внимание Католическая Церковь уделяет
развитию социальной культуры,
гражданскому воспитанию и
формированию сознания и этики
социальных руководителей, политиков,
молодежи12.
Долг человека и христианина
— включиться в общественную жизнь.
Обязанность христианских общин — в
свете Евангелия проанализировать
ситуацию в своей стране и, опираясь на
социальную доктрину Церкви, принять
участие в решении конкретных местных
проблем, необходимых социальных,
этических, политических и
экономических преобразований.
Неправительственные организации и
гражданское общество рассматриваются
как путь народного участия в
построении более справедливого строя.
Долг государства — помочь
благотворительным организациям,
которые призваны выражать требования
населения, особенно самых слабых и «раненных
жизнью», а также сотрудничать со всеми
правительственными и
неправительственными организациями в
реализации принятых решений. Перед
международными католическими
организациями поставлена задача
добиться признания и соответствующего
статуса при ООН и международных
неправительственных организациях.
Через католические ассоциации
европейские церкви оказывают
материальную помощь евангелизации,
проводимой церквами развивающихся
стран13.
Католическая высшая
церковная иерархия постоянно
подчеркивает, что свою доктрину
Церковь не навязывает, а предлагает,
предоставляя свободу выбора: так я
верю, думаю, говорю, живу, ты приходишь,
смотришь и затем решаешь.
Подчеркивается, что в миссию
Церкви не входит определение техники
решения всех социальных проблем. Ее
основная задача — формирование
морального сознания и ответственности
за экономические программы и политику,
социальную информацию, культуру,
здравоохранение и т.д. Однако Церковь
способна частично помочь в
организации обеспечения наиболее
остро нуждающихся питанием, одеждой,
жилищем, лекарствами, системой
обучения. Многие монахи, монахини,
миряне стали профессиональными
социальными работниками различных
католических благотворительных
организаций, иногда действующих
совместно с аналогичными
организациями других христианских
церквей и с неправительственными
организациями. Они посещают больных и
заключенных, участвуют в реабилитации
молодых преступников, встречаются с
инвалидами и престарелыми, с
безработной молодежью, помогают
беженцам и эмигрантам адаптироваться
в стране пребывания, выступают за их
права. Широко распространены
католические ночлежки, приюты,
столовые, больницы, диспансеры, школы
всех уровней, включая университеты и
множество курсов начальной
профессиональной подготовки, а также
спортивные площадки.
Сегодня Католическая
Церковь считает особенно важной
работу среди бедных и безработных,
потому что именно там находит
питательную почву преступность —
наркомания, проституция, торговля
оружием, там все больше нуждающихся в
помощи жертв преступников. Иоанн Павел
II выступает за привлечение
общественного мнения к
распространению в этой среде
моральных ценностей и законности14.
В последнее время отдельные
национальные католические церкви
выступили с рядом важных инициатив
социального характера. В частности,
католические церкви Франции дали
убежище эмигрантам без документов и
высказались за упорядочение их
статуса и обеспечение длительности
пребывания в стране. По решению Синода
по Азии (1998), на континенте создан
Епископский институт социальной
деятельности, который будет
заниматься проблемами бедности. В 2000 г.
христианские церкви США приняли
рассчитанную на 10 лет программу борьбы
с бедностью, на которую отдают 10 % своих
средств15.
Отношение к беднякам
переносится и на развивающиеся страны.
Второй Ватиканский Собор предложил
помогать третьему миру таким образом,
чтобы и отдельные люди, и целые народы
сумели прийти к самообеспечению и
развиваться самостоятельно («Гаудиум
эт спес», 69, 552). Иоанн Павел II объявил
весной 1996 г. о начале новой политики
социальной солидарности, основанной
на стимулировании инициативы и
ответственности объектов помощи, на
использовании субсидий для
предоставления самым слабым
возможности конкретного проявления
своего потенциала на базе имеющихся
ресурсов. Если раньше католические
волонтеры-добровольцы сами строили на
местах школы, больницы, жилые дома,
проводили электричество и копали
колодцы, то теперь они стараются как
можно больше привлекать к этим работам
местное население, попутно занимаясь
его профессиональным обучением.
По современной социальной
доктрине международное
сотрудничество не может быть сведено
только к гуманитарной помощи, оно
должно стать указателем конкретных
обязательств по солидарности. В
частности, папа неоднократно
высказывался за упразднение или
сокращение внешнего долга самых
бедных стран в качестве жеста доброй
воли по случаю начала третьего
тысячелетия. Католическая Церковь
выступает за обеспечение финансовой
помощи и соответствующие
технологические трансферты при учете
свойственного бедным странам ритма
развития.
Иоанн Павел II подчеркивает,
что несправедливость в отношении
бедных людей, народов, стран, нарушение
экономического равновесия и развития
способны поставить под вопрос само
выживание человечества, привести
историю нашей Земли к
преждевременному концу. Уже в своей
первой энциклике «Редемптор гоминис»
(1979) папа отмечал «нерушимую связь»
прав человека с миром в мире: война
начинается с нарушения этих прав,
становясь, в свою очередь, причиной еще
более серьезного насилия (1, 17).
Постоянно утверждая, что мир возможен,
он связывает его с уважением
достоинства человека и поисками
всеобщего благосостояния. Иоанн Павел
II объявил мир в мире правом человека и
гарантией всех прочих политических и
социальных прав. Он осуждает обращение
к насилию во имя религиозных верований
как «искажение учения мировых религий».
Прощение, примирение, компромисс папа
считает основой построения истинного
мира, обеспечивающего сосуществование
и гарантирующего равенство,
справедливость и солидарность16.
«Самой сердцевиной прав
человека» Иоанн Павел II объявляет
свободу совести и религии, которая
вменяет католикам в обязанность
демонстрацию социальных основ
христианских ценностей и
первостепенность свободы религии и
церковных учреждений17.
Таким образом, современная
социальная доктрина Католической
Церкви в теоретическом и практическом
плане максимально ориентирована на
личность человека и обеспечение ему
достойной земной жизни. Значительное
расширение прав и обязанностей мирян
способствует расширению католической
светской и церковной социальной
деятельности, особенно характерной в
период двух последних столетий. Новое
в социальной доктрине Иоанна Павла II
— объявление помощи и
благотворительности правом людей и
стран, а также подчеркивание
необходимости самого широкого
привлечения бедных и обездоленных в
общественную и производственную жизнь,
подход к людям и странам не как к
объектам, а как к субъектам развития.
1 La Documentation Catholigue. Paris, 16.I.2000, p.
64; ibid., 7.V.2000, p. 413; ibid., 16.IV.2000, p. 377.
2 Ibid., 2.II.97; ibid., 2.I.2000, p. 2.
3 Ibid., 2.IV.2000, p. 322; ibid., 16.IV.2000, p.
370.
4 Ibid., 4.I.98, p.2.
5 Giovanni Paolo II Discorsi. V. 1. Roma, 1979, p.
65, 295, 330–331.
6 La Documentation Catholigue, 7.II.99, p. 128; ibid.,
21.V.2000, p. 452.
7 Ibid., 18.I.98, p. 73; ibid., 7.II.99, p. 113.
8 Ibid., 5.I.97, p. 22; ibid., 7.IX.99, p. 942; ibid.,
2.II.97, p. 131.
9 Ibid., 18.V.97, p. 453; ibid., 19.XII.99, p. 1069;
ibid., 2.I.2000, p. 5; ibid., 18.I.2000, p. 75.
10 Ibid., 4.X.98, p. 802; ibid., 18.X.98, p.
891-892; ibid.; 7.XI.99, p. 103; ibid., 19.XII.99, p. 1090.
11 Ibid., 16.I.2000, p. 76-77; ibid., 2.XI.97, p.
130.
12 Ibid., 1.VI.97, p. 517; ibid., 21.XI.99, p. 1004;
ibid., 7.XI.99, p. 128.
13 Ibid., 18.I.98, p. 69; ibid., 5.X.97, p. 838;
ibid., 19.XII.99, p. 1090, 1093; ibid., 7.XI.99, p. 938, 942; ibid.,
2.IV.2000, p. 323.
14 Ibid., 1.XI.98, p. 945; ibid., 5.I.97, p. 25;
ibid., 18.V.97, p. 453-454; ibid., 2.XI.97, p. 131; ibid., 4.VI.2000, p.
514.
15 Ibid., 17.V.98, p. 494-495; ibid., 2.I.2000, p.
43; ibid., 2.IV.2000, p. 347.
16 L’Osseratore Pomano, Citta di Uaticano,
31.III.96; La Documentation Catholigue, 2.IV.2000, p. 322; ibid.,
5.XII.99, p. 1017; ibid., 7.VI.98, p. 533.
17 La Documentation Catholique, 2.IV.2000, p. 302;
ibid., 5.III.2000, p. 220; ibid., 2.I.2000, p. 2, 5.
|