М.П. Мчедлов
Михаил Петрович
Мчедлов, доктор философских наук,
Центр «Религии мира в
современном обществе»
Формирование в определенную
эпоху нового типа верующего — сложный
эволюционный процесс, на который
воздействуют различные факторы —
духовного, культурного, исторического,
социально-политического и иного
характера. Поэтому здесь нужен
разносторонний анализ многих
компонентов, обусловливающих
постепенное становление новых качеств,
присущих большинству верующих. Среди
них и особенности общества, истории
страны, ее духовно-культурных традиций,
и специфики данной религии, и
характеристики современной
социальной атмосферы в обществе и т.д.
В данном случае затронем лишь
некоторые вопросы, связанные с
характеристиками по преимуществу
православных верующих в России на
пороге нового тысячелетия.
Размышлять о становлении
новых качеств верующих позволяют
материалы нашего ежеквартального
мониторинга о состоянии массового
сознания в России, проводимого в
Российском независимом институте
социальных и национальных проблем на
протяжении ряда последних лет. Это
общероссийское репрезентативное
социологическое исследование (около
2000 респондентов) регулярно проводится
в 12 территориально-экономических
районах РФ (согласно районированию
Госкомстата России), а также в Москве и
Санкт-Петербурге по квотной выборке с
соблюдением общероссийских
параметров квот по полу, возрасту,
национально-этническому составу и
социально-профессиональной
принадлежности. В настоящей статье
опираемся в основном на результаты
опроса, проведенного весной 2000 г., при
котором по методу индивидуального
стандартизированного интервью было
опрошено 2050 респондентов от 18 лет и
старше.
Маленькое, но полезное
отступление. Особенности духовного
мира России ощутимо выявляются при
сравнении с духовной культурой иных
обществ. Сошлемся в этой связи на
результаты сравнительного
исследования нравственных и
социальных предпочтений населения
России и Германии, которое
одновременно и по общей анкете было
проведено также весной 2000 г. Ответы на
вопрос «Какие из слов (понятий)
вызывают у Вас скорее положительные
чувства, а какие — скорее
отрицательные?» выявили, разумеется,
много общего (например, отношение к
идеалам, свободе, родине, конкуренции и
др.), но немало и различного. В данном
случае остановимся на различиях,
которые и раскрывают во многом
особенности духовного мира нашего
общества.
В России по сравнению с
Германией у значительно большего
числа респондентов вызывают
положительные эмоции такие понятия,
как «коллективный» (73 и 32 %), «братство»
(89,1 и 73 %), «военный» (80,2 и 25 %), «власть»
(44,1 и 18 %), «душа» (96,7 и 78 %), «вера» (93,5 и 57
%), «традиция» (96,6 и 72 %), «совесть» (96,1 и 78
%), «национальные чувства» (89,6 и 61 %) и др.
(Соответственно обратные результаты
наблюдаются в ответах по поводу
отрицательных эмоций.)
Конечно, подобные
показатели нуждаются в многосторонних
пояснениях относительно культурных,
духовных и социально-исторических
традиций развития Германии и России (что
не входит в замысел статьи), но уже при
первом, пусть даже беглом рассмотрении
раскрывается ряд существенных
особенностей духовного мира россиян,
их нравственных и социальных
предпочтений, соборного мироощущения.
Так, подтверждается не раз
подчеркиваемая исследователями
истина, что российское общество на
протяжении истории, в том числе в
минувшем веке, выделяется тем, что
здесь значительную роль во многих
сферах личной и общественной жизни
неизменно играют традиционные факторы.
На приверженности основных групп
населения традиционным
мировоззренческим и социальным
ценностям мало влияли имевшие место
смены общественно-экономических
систем, политических режимов, как и
провозглашаемые в последние
десятилетия XX в. новые общественно-идеологические
парадигмы развития. При любом —
монархическом или коллективистском,
тоталитарном или либеральном — строе
ощутимо проявляется действие ряда
константов, определяющих
цивилизационный облик России. Среди
них важнейшая роль принадлежит
религии, в первую очередь Православной
Церкви — наиболее многочисленной и
прочно укоренившейся в разных слоях
общества (православными, согласно
нашим исследованиям, являются три
четверти верующих России,
составляющих, в свою очередь, почти
половину населения). В сохранении
традиционных ценностей роль
Православия тем более ощутима, что
сама восточная ветвь христианства по
сравнению с западными его
направлениями менее подвержена
эволюции. Это обстоятельство
способствует консервации
традиционных ценностей в быту, обычаях,
общественном поведении, хозяйственной
этике, культурных и социальных
ориентациях.
Разумеется, в каждую эпоху
отмеченной тенденции свойственны свои
нюансы и особенности. Проведенное
исследование помогает раскрыть
специфику воздействия религиозного
фактора именно в современных условиях
на сознание, намерения, ожидания,
социальное поведение россиян, их
верующей части.
Понять особенности сознания
и поведения верующих в России на стыке
ХХ–XXI вв. возможно лишь на фоне того
сложного культурного и политико-правового
процесса в жизни российского общества
последнего десятилетия, которое
принято называть религиозным
возрождением. Речь, как известно, идет
об освобождении общества от
вульгарных, уничижительных
представлений о религии. Политические
и правовые перемены в стране,
ликвидация существовавшего на
протяжении десятилетий
административных и нравственных
притеснений верующих, принятие
прогрессивного законодательства о
свободе совести позволили религиозным
организациям выйти из подневольного
состояния, а верующим свободно, без
боязни исповедовать свою веру.
Однако этот процесс, что
подтвердило и данное исследование,
чрезвычайно противоречив, что
отмечается во многих явлениях, в
наличии разных тенденций.
С одной стороны, наблюдается
рост религиозности (46,9 % респондентов
заявляет о своей вере в Бога, что почти
в четыре раза больше по сравнению с
данными конца 70-х гг. XX в.) и ослабление
позиции сознательного безверия (лишь
10,3 % не верят ни в какие
сверхъестественные силы, что почти в 2,5
раза ниже, чем в конце 70-х гг.), что
проявляется в резком возрастании в
общественном сознании престижа
конфессиональных организаций,
действующих в стране, возникновении
религиозных общественных движений, в
тяге к религии прежде равнодушных к
ней людей. Активно осуществляется
свободная, все расширяющаяся
деятельность Церкви в самых разных
сферах: и в собственно религиозной, и в
области образования, культуры,
милосердно-благотворительной,
хозяйственно-предпринимательской.
Вместе с тем, с другой
стороны, позитивный процесс понимания
религии как элемента культуры,
носительницы общечеловеческих
ценностей сопровождается рядом
издержек. Взять хотя бы вопрос о
характере, глубине религиозности. Для
многих людей характерно обращение к
нетрадиционным для страны, в том числе
самым экзотическим, культам, к
различным сверхъестественным силам (веруют
не в личностного Бога, а в некую
сверхъестественную силу 15,7 %),
новоявленным гуру. Части верующих
свойственны такие характеристики,
которые противоречат самому исходному
представлению о религии (вера в
приметы — 25,9 %, в НЛО — 8,3, в колдовство,
магию — 11,5 %). Религиозное
мировоззрение у значительной части
верующих, особенно тех, кто склонен,
следуя своеобразной «моде», к внешней,
показной религиозности, отличается во
многом размытостью, неопределенностью,
отсутствием ясного содержания. Именно
подобные черты свидетельствуют о
сложности и неоднозначности процесса
религиозного возрождения.
Говоря о религиозной
самоидентификации респондентов,
следует учитывать такой парадокс:
довольно серьезное несовпадение
общего числа верующих (46,9 %) с общим
количеством приверженцев конкретных
конфессий (69,5 %). Здесь сказывается
значительная роль традиций в
ментальности россиян. Хотя при
мировоззренческой самоидентификации
часть респондентов не считает себя
верующими, но в то же время в ответах на
другие вопросы они относят себя к
приверженцам тех или иных, чаще всего
традиционных конфессий. Подобное
явление объясняется идентификацией
ими «Православия» или «ислама» с
национальным образом жизни, с той
культурой, типом цивилизации,
принадлежность к которым для данных
респондентов естественна. Это явление
фиксировалось и в других наших
исследованиях применительно по всем
регионам (например, более 60 % среди
неверующих горожан считают, что
религия необходима для сохранения
национального самосознания) и служит
основой процесса конфессионализации
этнополитических течений, в том числе
радикальных националистических
сепаратистских движений, весьма
серьезно дающих о себе знать в
последнее время.
Показательно, что столь же
непоследовательны ответы людей,
относящих себя к неверующим (37,6 %). Их
число значительно превалирует над
числом тех, кто не верит ни в какие
сверхъестественные силы и явления (10,3
%). Среди них оказались и те, кто верит в
черта (1,6 %), приметы (14,7 %), в некую
сверхъестественную силу (13,2 %), в
загробную жизнь (2,8 %), колдовство и
магию (3,4 %), в переселение душ (2,4 %) и т.д.
Налицо противоречивый,
нецельный характер мировоззренческих
взглядов неверующих. Их воззрения, так
же как и верующих, отличаются во многом
размытостью, отсутствием однозначного
содержания. Все это еще раз
подтверждает то обстоятельство, что у
основной массы россиян,
безотносительно от того, верующие они
или неверующие, в собственно
мировоззренческих взглядах
наблюдается немало мистических
архаичных представлений, языческих
традиций.
Поддержанию традиций в быту,
поведении, мировоззрении верующих
россиян способствуют и их социально-демографические
особенности, в первую очередь
гендерные. Так, наблюдается
преобладание женщин среди религиозной
части опрошенных и, наоборот, мужчин
среди нерелигиозной. Среди верующих в
Бога 41 % мужчин (православных — 40,2,
мусульман — 48,3) и 59 % женщин (православных
— 59,8, мусульман — 51,7), а среди
неверующих 62,8 % мужчин и 37,2 % женщин.
Преобладание женщин среди верующей
части респондентов является
традиционным и связано не только с их
психологическими особенностями (более
консервативная приверженность
традициям, что выражается, например, в
большей готовности отправлять обряды
и праздновать народные, принявшие
религиозную форму праздники), но и
фактическим социальным неравенством
женщины в обществе, подталкивающим ее
к поискам поддержки
сверхъестественных сил.
Значительная часть верующих,
как и неверующих, придерживается
традиционных патриархальных взглядов
в сфере семейных отношений, выступая
за уважение к старшим в семье,
главенство в ней мужчины (православные
— 21,8 %, мусульмане — 51,7, неверующие
— 20,7 %). Подобное понимание главенства
в семье мало колеблют материальные и
рациональные соображения — величина
вклада в семейный бюджет, вносимого
тем или иным членом семьи (верующих 3,5 %,
неверующих 3,9 %), признание за ним
способности лучше ориентироваться в
современной ситуации и принимать
самые правильные с точки зрения
интересов семьи решения (соответственно
25,4 и 27,9 %).
В современной России
отсутствие у многих верующих цельного,
внутренне непротиворечивого
религиозного мировоззрения
сочетается с повышением роли религии в
разных сферах личной и общественной
жизни. Здесь следует учесть
воздействие ряда факторов. Так,
исследование показало необходимость
отказа от существовавшего еще недавно
стереотипа о том, что верующие в своем
большинстве — это политически
инертная и социально пассивная масса
пенсионеров и домохозяек, далекая от
проблем, волнующих общество,
избегающих политической активности. К
началу XXI в. сформировался новый тип
верующего, молодого и среднего
возраста (около 80 % от общего числа
верующих), со средним и высшим
образованием (85 %), участвующего в
общественном производстве (рабочих —
27,8 %, ИТР — 5,3, гуманитарная
интеллигенция — 3,6, работники
государственной торговли, сферы услуг,
транспорта, связи — 4,8, служащие — 4,5,
предприниматели — 2,7, жители села — 25,2,
военнослужащие и сотрудники МВД — 2,4,
пенсионеры городские — 17,4, студенты —
2,8, безработные — 3,5 %).
В соответствии с
требованием нашего времени свой
образовательный уровень верующие, как
и все население, повышают, используя
современную информационную технику и
специализированные информационные
услуги. Немногим уступая неверующим
респондентам в пользовании Интернетом
(соответственно 4,8 и 8,6 %), персональным
компьютером (13,5 и 19,6 %), владении
сотовым телефоном (2,1 и 3,7 %) и пейджером
(2 и 3 %), верующие несколько превосходят
их в систематическом обращении к
услугам консультативных агентств,
информационных и культурных центров
(9,6 и 3,6 %) и одинаково регулярно
пользуются статистическими
материалами, коммерческой информацией
(по 5,8 %).
Анализ социально-экономической
и идейно-политической ориентации
современных верующих показывает, что
их оценки положения, сложившегося в
России, особенно хода и характера
проводимых реформ, деятельности
политических движений и лидеров,
понимание перспектив общественного
развития страны в XXI в., совпадают в
целом с позициями неверующих. Но при
общей схожести позиций улавливается,
пусть не очень ощутимо выраженная,
тенденция: верующие, руководствуясь
религиозно-нравственными критериями,
дают относительно жесткую оценку
негативным нравственным и социальным
явлениям, настороженнее относятся к
непродуманным социальным
импровизациям, подражательным
общественно-экономическим
преобразованиям.
Для современной российской
действительности характерно и то, что
сторонниками конфессиональной «социальной
доктрины» оказываются и немало
неверующих. Данное обстоятельство
объясняется тем, что нынешняя
обстановка общественной неразберихи,
ухудшение экономического и
экологического положения,
политическая нестабильность,
межэтнические конфликты породили у
значительной части россиян устойчивое
недоверие к заявлениям и обещаниям
светских политиков, заставляя их в
поисках надежных социальных
ориентиров обращаться к авторитету
религии и Церкви, проповедующих
проверенные веками гуманистические
принципы человеческого общежития. Не
случайно один из главных уроков,
который должна извлечь Россия из
практики реформ и исторического опыта
XX в., значительная часть респондентов
(26 %) видит в том, что нельзя жить без
веры в Бога. Самым трагичным событием в
российской (советской) истории XX в.
немало респондентов назвало борьбу с
религией (14 %). Своим предпочтением в
сфере духовной жизни многие склонны
считать посещение церкви, чтение
религиозной литературы (это нравится
34,5 % респондентов, не очень нравится —
41,2 %, а не нравится — только 24,3 %).
Образовавшийся в России
идейный вакуум после отказа от тех
идеалов и ценностей, которыми три
четверти XX в. руководствовалось
общество, все еще не удается заполнить
сколько-нибудь целостной системой
идей и ценностей светского характера,
понятной народу и принятой им,
способной увлечь и обнадежить людей. В
этих условиях многие связывают свои
надежды с традиционными религиозными
организациями, видя в них силу,
призванную способствовать решению в
патриотическом духе стоящих перед
обществом задач. Дает о себе знать и
историческая память народа,
запечатлевшая патриотическую
деятельность Церкви в прошлые
кризисные и переломные периоды (формирование
Российского государства, освобождение
от монгольского ига, первая и вторая
Отечественные войны). Показательно,
что респонденты подходят к оценке
социальной роли Церкви весьма
осознанно, конкретно-исторически. В
ответах на вопрос «Какие социальные
силы, общественные и государственные
институты играли наиболее важную роль
в жизни России в XX в. и какие должны
сыграть эту роль в XXI в.?» разница в
оценке социальной значимости роли
Церкви в минувшем и наступающем веке
выросла в четыре раза (соответственно
2,9 и 11,6 %), что, как известно,
соответствует историческим реалиям.
Говоря о моральном и
социальном авторитете Церкви, важно
обратить внимание и на другую
тенденцию. Респонденты, в том числе
верующие, отвергают вероятность
клерикальной модели развития общества.
Так, ее православный вариант,
солидарно отвергнутый мусульманами и
неверующими, получил поддержку лишь у
8,2 % православных. Вероятность, что в XXI
в. Россия постепенно будет становиться
мусульманской страной, сочли
возможной 7,8 % православных, 20,7 %
мусульман и 11,7 % неверующих. Сочли
невозможной такую вероятность — 31,0 %
православных, 46,6 % мусульман и 34,2 %
неверующих, а совершенно невероятной
— 61,2 % православных, 32,8 % мусульман и 54,1 %
неверующих.
В оценке основных
исторических периодов, пережитых
Россией в минувшем веке, разнообразных
бурь и потрясений, выпавших на долю
нашей страны, позиции верующих в целом
совпадают с данными всей выборки. Они
отвергают как крайне оптимистические
представления о том, что XX в. дал России
больше, чем какой-либо другой, будучи
временем великих свершений (соответственно
13,4 и 14,3 %), так и крайне
пессимистическую трактовку как самого
неудачного и тяжелого века в
российской истории (13,3 и 13,2 %). Основная
масса респондентов — верующих и
неверующих — придерживается более
реалистичной оценки. Они полагают, что
XX в. был для России временем
трагических противоречий, временем
невиданных достижений, но и огромных
потерь (66,1 и 65,1 %).
Специфика социально-политических
ориентаций верующих, их видение
взаимоотношения личности и
государства, индивида и коллектива,
поощряемого и осуждаемого в действиях
существующей власти, наглядно
проявляется в ответах на конкретные
вопросы социально-политического
характера. Они позволяют вычленить
типологические черты общественно-политического
образа современного российского
верующего.
Особо следует подчеркнуть,
что среди верующих преобладают
государственнические взгляды, идеи
приоритета Державы, коллективистские,
соборные представления.
Верующие, почти в той же мере
как и неверующие, выступают за то,
чтобы природные богатства страны
принадлежали государству (соответственно
42,3 и 39,6 %), среди них мало выступающих за
то, чтобы природные богатства
принадлежали тем, кто непосредственно
работает с ними или добывает их (7,0 и 8,4
%), а тем более тому, кто стал их
собственником в результате реформ
последних лет (1,4 и 2,1 %).
Показательными оказались и
ответы на вопрос о приоритетности
интересов для респондентов при
решении серьезных вопросов.
Относительно большее значение для
верующих, по сравнению с неверующими,
имеют интересы коллектива, который
данное решение непосредственно
затрагивает (соответственно 6,7 и 5,3 %).
Эта тенденция более весомо
проявляется, когда речь идет об
интересах своей семьи (62,8 и 53,9 %). Меньше
свойственны верующим, чем неверующим,
индивидуалистические представления и
побуждения. Руководствоваться своими
собственными интересами при решении
серьезных вопросов готовы 20,0 %
верующих (против 27,7 % неверующих)
респондентов.
Для идейно-политических
ориентаций верующих характерны
коллективистские представления,
ориентация на существующую власть и
неприятие либеральных западнических
идей. Так, среди них чуть больше, чем
среди неверующих, сторонников
коммунистической идеи (соответственно
16,3 и 15,1 %), других левых
социалистических течений (2,7 и 1,9 %), 13,1 %
опрошенных верующих готовы
ориентироваться на ту власть, которая
есть (среди неверующих 9,6 %).
Неприятие индивидуалистической
идеологии, идей либерализма,
радикальных рыночных реформ,
сближения с Западом выразилось в том,
что эти позиции поддержали лишь 3,3 %
верующих (4,1 % среди неверующих).
В современной России
лакмусовой бумагой для выявления
идейно-политической ориентации любой
социальной или мировоззренческой
группы служит отношение к проводимым
уже на протяжении 8 лет рыночным
реформам. В обществе наблюдается
неоднозначный подход к этим реформам,
обусловленный не столько
принципиальным подходом к ним, сколько
характером их осуществления, их
негативными социальными
последствиями. Эта позиция почти в
равной мере разделяется верующими и
неверующими. Но и в данном случае
имеются нюансы.
Большинство верующих
респондентов более жестко, чем
неверующие, оценивают рыночные
реформы. Это связано не только с
социально-экономическим положением
верующих: их несколько меньше среди
тех, кто выиграл от реформ (соответственно
7,7 и 9,2 %) и немного больше среди
проигравших (55,6 и 51,7 %). Видимо, наряду с
собственно материальными
соображениями отношение верующих к
проводимым рыночным реформам
определяет ряд особенностей их
менталитета. Они более склонны к
консервативным позициям, отвергают
социальный риск и скоропалительные
действия, в данном случае
непродуманные экономические
эксперименты. Саму идею необходимости
проведения в России рыночных реформ
поддерживают 15,2 % верующих
респондентов (20 % неверующих), и
наоборот, верующих, хотя и не намного,
больше среди тех, кто считает «скорее
всего, такой необходимости не было» (19,5
и 16,9 %) и «безусловно, начинать такие
реформы не было необходимости» (13,6 и 11,9
%).
Аналогичная, общая для
верующих и неверующих, позиция в целом
выражена в ответах на вопрос о
необходимости продолжения в России
осуществления рыночных реформ. Но и
здесь верующих несколько меньше, чем
неверующих, среди высказавшихся за
продолжение реформ в нынешнем виде (3,7
и 5,2 %). Однако, и это показательно,
большинство верующих и неверующих
одинаково поддерживают продолжение
реформ с изменением форм и методов их
проведения (58,5 и 58,7 %), одинаковое число
(хотя почти в четыре раза меньше)
верующих и неверующих высказались за
прекращение рыночных реформ (19,9 и 19,0 %).
Характерные результаты
выявились при ответах на вопросы,
касающиеся политических симпатий
верующих, их отношения к политическим
движениям и лидерам и др.
Несостоятельными оказались бытующие
представления о социальной
пассивности, политическом
индифферентизме верующих. Их активная
и осознанная сопричастность к
развернувшимся в стране политическим
процессам показывает отношение к
последним выборам в Государственную
Думу (19 декабря 1999 г.). Среди верующих,
не участвовавших в выборах почти
столько же, как среди неверующих (соответственно
20,0 и 21,6 %), схожая картина среди
голосовавших против всех (4,1 и 5,2 %).
Политические симпатии и
антипатии у верующих и неверующих
одинаковы. Значительная часть
мировоззренческих групп почти равным
образом голосовали на выборах за «Единство»
(23 и 21,5 %), КПРФ (19,7 и 20,1 %) и в несколько
раз меньше за Союз правых сил (8,4 и 7,7 %),
«Яблоко» (6,5 и 7,2 %), ЛДПР (2,0 и 2,1 %).
Аналогичные позиции
определились и в ответах, касающихся
президентских выборов 26 марта 2000 г.
Политическую активность верующих
показывает то, что их несколько меньше,
чем неверующих, как среди тех, кто не
хотел участвовать в выборах (соответственно
3,5 и 5,0 %), так и среди тех, кто еще
накануне не решил, как себя повести (25,4
и 29,5 %).
Персональные симпатии по
поводу возможных кандидатур на пост
президента России также оказались
сходными. Готовы были проголосовать за
В. Путина 39,7 % верующих и 37,6 % неверующих,
Г. Зюганова (соответственно) 15,3 и 15,8 %, Г.
Явлинского — 5,0 и 5,9 %, А. Тулеева — 3,9 и
2,8 %, В. Жириновского — 1,5 и 2,1 %.
Для познания ментальности
российских верующих, живущих в
многонациональной и
поликонфессиональной стране, важное
значение имеют их ориентации в сфере
национальных отношений, осознание
значимости своего гражданства,
понимания роли и места России в мире, в
том числе в СНГ.
Исследования показали
довольно высокий уровень
интернационального сознания у
населения. Подавляющее большинство
опрошенных (69,4 %), безотносительно к их
мировоззренческим взглядам, признает,
что их отношение к окружающим не
зависит от национальности последних,
лишь 8,8 % опрошенных признали подобную
зависимость. Но и в этом вопросе
проявляется, хотя также в
незначительной мере, большая
толерантность респондентов-верующих,
среди которых отрицающих значение
национальности во взаимоотношениях
людей немного больше (71,8 %), чем среди
неверующих (65,5 %), и меньше
признающих подобную зависимость (8,1 %),
чем среди неверующих (10,1 %).
Патриотическое
мироощущение верующих, их
привязанность и уважение к Родине
проявляются в том, что значительная их
часть (70,5 % православных, 56,9 % мусульман,
64,7 % неверующих) видят себя гражданами
России и вовсе не склонны соглашаться
с космополитическими («гражданами
мира» согласны быть лишь 3,5 %
православных, 5,2 % мусульман, 5 %
неверующих) и национально-нигилистическими
представлениями (соответственно 15,3, 17,2
и 18,5 %).
Державнические,
ностальгические симпатии верующих в
относительно большей мере, чем у
неверующих, проявляются и в отношении
бывших республик Советского Союза. Так,
выражают уверенность в расширении
союза России и Беларуси 41,1 %
православных, 37,9 % мусульман, 30,2 %
неверующих; допускают самоликвидацию
СНГ 9,2 % православных, 6,9 % мусульман, 16,0 %
неверующих).
На международной арене (в
более широком, чем СНГ, плане) также
весомо проявляются
государственнические, патриотические
позиции верующих. Так, поддерживают
необходимость восстановления статуса
России как одной из двух сверхдержав
30,1 % православных, 20,7 % мусульман, 25,5 %
неверующих; выразили пожелание, чтобы
Россия «ушла в себя», поменьше
занималась мировыми делами и побольше
своими собственными, 25,2 % православных,
41,4 % мусульман, 24,3 % неверующих.
Определенный ажиотаж в
религиозно-культурной жизни
современной России вызывают
энергичное вторжение в духовную жизнь
российских граждан зарубежных
религиозных и псевдорелигиозных
объединений, обладающих огромными
финансовыми возможностями, появление
многих новых религиозных культов и
движений не только чужеземного —
западного или восточного, но и
отечественного происхождения. Их
активная прозелитическая
деятельность (правда, не принесшая им,
как ныне выяснилось, ожидаемых
результатов), противостояние в ряде
случаев традиционным для России
конфессиям, реальные или мнимые
незаконные действия — все это стало
предметом широкого обсуждения в
конфессиональных кругах, светских
средствах массовой информации, среди
широкой общественности. В таких
условиях отношение к новым
религиозным культам и движениям
становится показателем толерантности,
уровня гражданско-правовой культуры,
преданности традиционной вере.
Категорическую
убежденность в том, что в России могут
существовать только традиционные
религии (христианство, ислам, иудаизм,
буддизм и др.), почти в равной мере
выразили верующие православные и
мусульмане (34,6 и 34,5 %). Эту позицию
разделяют 21,8 % неверующих. Сходный
удельный вес и у более взвешенной
позиции, допускающей полное
равноправие всех религий, за
исключением сект, которые посягают на
достоинство, права и свободы личности.
Этой позиции почти одинаково
придерживаются 32,7 % православных, 32,8 %
мусульман и 35,3 % неверующих. Характерно,
что положение «в России могут
распространяться любые религии, но
приоритет должны получить
традиционные», которое отображено, по
сути, в той или иной форме в некоторых
законодательных актах, принятых в
центре и регионах России, получило
значительно меньшую поддержку и среди
верующих (17,9 % православных, 13,8 %
мусульман), и среди неверующих (15,1 %). Не
воспринимает абсолютное большинство
всех мировоззренческих групп
населения и возможность
распространения любых религий:
подобную гипотезу готовы поддержать
лишь 4,2 % православных, 5,2 % мусульман,
8,9 % неверующих.
Таким образом, при всем
плюрализме мнений о возможных
вариантах распространения различных
религиозных течений, в том числе новых
культов и движений, преобладающими для
российского общества являются
тенденции одновременной поддержки и
традиции, и терпимости. Такой подход
можно назвать осмотрительной
толерантностью.
Известно, что одним из
факторов повышения религиозности в
современной России является
стремление преодолеть бездуховность,
нравственный кризис, охвативший
общество. Распространившиеся явления (цинизм,
ложь, беззаконие, коррупция, пьянство,
наркомания, порнография и др.) люди, и
не только верующие, стремятся
преодолеть, обращаясь к проповедуемым
Церковью общечеловеческим ценностям,
идеям духовности, сострадания,
милосердия, добра, внимания к другому
человеку. В этих условиях значительный
интерес представляет отношение
респондентов к вопросам, касающимся
ряда ключевых нравственных проблем.
Тягу всех опрошенных, невзирая на
мировоззренческие и конфессиональные
различия, к моральным и духовным
ценностям показывает, например,
характер их реакции на понятия «мораль»
(положительный у 89,6 % верующих и 88,1 %
неверующих, отрицательный
соответственно 10,4 и 11,4 %), «справедливость»
(положительный — 96,9 и 95,7 %,
отрицательный — 3,1 и 4,3 %), «молитва» (положительный
— 89,2 и 58,4 %, отрицательный — 10,8 и 41,6
%).
Таким образом, исследование
раскрывает ряд новых характеристик
российского верующего на пороге XXI в.
Верующий «помолодел», более образован,
чужд социальной пассивности и
политическому индифферентизму,
старается пополнить свои знания,
используя достижения современной
науки и техники, новейшие
информационные средства.
Религиозность у значительной части
верующих не имеет четкого содержания,
впрочем, как и мировоззрение многих
неверующих людей. Немало верующих и
неверующих склонно к традиционности, к
своему народному «корню», к
исторически «своим», подчас языческим
представлениям и обычаям.
Приверженность к
традиционному в менталитете россиян,
как верующих, так и неверующих,
проявляется не только в
мировоззренческих вопросах, но и в
подходе ко многим вопросам личной и
общественной жизни. Примечательно, что
понятие «традиция» одинаково вызывает
положительные чувства у верующих и
неверующих (96 %).
Социально-политические
взгляды верующих схожи со взглядами
всего населения. Вместе с тем среди
верующих наблюдается тенденция
относительно большей
требовательности и непримиримости к
проявлениям нравственной ущербности,
социальной безответственности. В
большинстве своем они, как и
представители других
мировоззренческих групп, поддерживают
рыночные реформы, не разделяя при этом
нынешние формы и методы их проведения.
Среди верующих преобладают
патриотические, государственнические
настроения, ориентация на
необходимость восстановления
достойного места России в мировом
сообществе. Они тяготеют к порядку,
сильной власти и не приемлют любых
проявлений безвластия.
Одним из важных выводов
исследования является то, что нельзя
определять значение и роль религии и
Церкви, их возможности для жизни и
перспектив России, исходя только из
числа верующих. Многие неверующие
видят в Церкви общенациональную
нравственную опору, признают ее
социальный авторитет, в их сознании
религиозное сливается с национальным.
Все это позволяет полагать, что
Церковь в настоящее время имеет и в
будущем будет иметь значительные
возможности для содействия
социальному и нравственному
возрождению России.
Затронутая в статье
проблема, как видно уже из
рассмотрения некоторых ее аспектов,
чрезвычайно сложна. Она нуждается в
комплексном междисциплинарном
исследовании с участием социологов и
историков, культурологов и
религиоведов. Крайне важно также
сотрудничество светских и религиозных
исследователей. Формы подобного
сотрудничества могут быть разные (например,
их совместное участие в экспертном
исследовании), но именно подобное
сотрудничество позволит обеспечить
объективное и разностороннее
раскрытие сложного процесса эволюции
массового религиозного сознания,
формирования новых черт у современных
верующих на традиционной матрице
русской культуры.
|