М.В. Каргалова
Марина
Викторовна Каргалова, доктор
исторических наук, Институт
Европы РАН
Социальные проблемы
всегда оказывали воздействие на
систему экономических, политических,
правовых, нравственных отношений в
обществе, определяли в значительной
мере характер и темпы его развития.
Признавая эту роль социального
измерения (которая многократно
возросла в последние десятилетия),
ведущие государства мира и новые
образования, такие как Европейский
Союз (ЕС), крупнейшее региональное и
наиболее продвинутое наднациональное
объединение, создают свои социальные
модели.
Сегодня мы вправе говорить о
существовании европейской социальной
модели (ЕСМ), в соответствии с которой
развертываются интеграционные
процессы на нашем континенте и которая
пока наиболее полное воплощение
получила лишь в западноевропейских
странах. Тем не менее будущее и юго-восточной
Европы, и России как части Европы
неразрывно связано с достижением
соответствия этой модели.
На рубеже тысячелетий
человечество стоит перед проблемой
регулирования социальных последствий
глобализации, экономических
трансформаций, технологических
инноваций, необходимостью достижения
социальной безопасности (решения
проблемы занятости и социального
отторжения, обеспечения основных прав
и свобод человека). В связи с этим
общество нуждается в моделях как
экономического развития (Кейнс, Эрхард),
так и социального.
Исторические и культурные
традиции европейских государств
сделали возможной разработку на
основе консенсуса так называемой ЕСМ,
в основу которой положен принцип
совмещения экономической
эффективности и социальной
солидарности, а также учет вызовов
времени.
Европейская социальная
модель предполагает сбалансированное
соотношение между созданием богатства,
свободой и социальной справедливостью.
Относительно высокий уровень
социальной защищенности в Европе
общепризнан. Однако эта система не
ограждена от внешних влияний и
процессов, происходящих в мире. Задача
состоит в том, чтобы одновременно
сохранять традиционные ценности и
отражать новые общественные
потребности.
В сущности, такая модель —
это некий социальный идеал будущего, к
которому следует стремиться, опираясь
на социальную идею, воплотившую в себе
традиционные ценности европейской
цивилизации, социальной доктрины
христианства и совокупность конечных
целей социального развития. При этом
социальная модель — это не застывшая
раз и навсегда схема. Она непрерывно
совершенствуется и дополняется,
отражая изменения, происходящие в
обществе, пользуясь в том числе
наработками и постулатами
христианства.
ЕСМ созревала длительное
время и была обусловлена
особенностями европейского
капитализма, который в отличие от
американского (либерального) и
японского (патерналистского) получил
название солидарного. Европу до сих
пор упрекают в том, что она слишком
много внимания уделяет решению
социальных проблем и правам человека,
нанося этим ущерб экономическому
росту и конкурентоспособности на
мировом рынке. Социальную политику
даже называют «болезнью Европы».
Однако такое внимание к обеспечению
социально-комфортной экологии для
человека обусловлено многовековой
историей и христианскими традициями
Европы.
Именно христианство стало
основой, на которой родилась и выросла
европейская цивилизация. Христианские
конфессии — католицизм, Православие и
протестантизм — внесли неоспоримый
вклад в формирование европейских
государств, а социальная доктрина
Церкви повлияла на создание систем
социальной защиты и самой ЕСМ,
самобытность которой признана всем
миром.
Феномен приоритета духовных
начал европеизма позволил утвердиться
представлению о Европе как о регионе,
породившем особый вид цивилизации, где
отношение к человеку, его правам и
благосостоянию было неразрывно
связано с экономическим развитием и
политическими переменами. Еще со
времен средневековья Церковь была
интегрирующим фактором, сумев слить
воедино силу своей организации и
религию как форму общественного
сознания.
Если христианские идеи о
социальной справедливости, месте
человека в мире и соблюдении его прав
развивались и обосновывались на
протяжении веков, то в последнее
столетие Церковь стала призывать к
активному включению в обсуждение
острых проблем современного мира. Это
вылилось в создание в 1948 г. Всемирного
совета церквей и появление целого ряда
документов — энциклики папы Иоанна XXIII
«Пасем ин террис» (1963), социальной
энциклики папы Иоанна Павла II, нового
катехизиса (1992). Христианские
демократы после второй мировой войны
выступили инициаторами сближения
европейских государств и дали мощный
толчок процессу интеграции.
Достаточно вспомнить имена Ж. Монне, А.
де Гаспери, Р. Шумана.
На сегодняшний день именно
католицизм располагает наиболее
разработанной социальной доктриной, и
не случайно именно на ее основе
удалось создать стройную и наиболее
совершенную социальную модель в
Западной Европе, где католицизм
занимает прочные позиции, издавна
играл заметную роль в светских сферах,
связанных с деятельностью государств.
Имелся там и опыт взаимодействия с
другими ветвями христианства —
протестантизмом и Православием.
Социальная доктрина
католицизма является исторической
категорией и уходит корнями в далекое
прошлое. Основы социального учения
заложены Фомой Аквинским и Франциском
Ассизским (ХIII в.). Программой
обновления социально-политической
деятельности католицизма стала
энциклика папы Льва XIII «Рерум новарум»
(1891). В XX в., когда обозначилось
противостояние двух миров (мировые
войны, холодная война, разделение
континента на два идеологических
лагеря), Церковь, оценивая ситуацию,
стремилась помешать всеобщей
катастрофе. Достаточно упомянуть
энциклики папы-реформатора Иоанна XXIII
(1958–1963), папы Павла IV (1963–1978),
подчеркивающие значение социального
учения Церкви. Огромный вклад внес в
развитие социальной доктрины
католицизма папа Иоанн Павел II:
энциклики «Диверс ин мизерикордиа» (Бог,
богатый милосердием), «Лаборем
эксерценс» (Совершая труд), «Соллицитудо
реи социалис» (Забота о социальной
действительности), «Фидес эт ратио» (Вера
и разум) и др., а также многие
выступления о «всемирно историческом
значении социальных вопросов».
Какие же принципы,
положенные в основу современной
социальной доктрины католицизма,
нашли отражение в сегодняшней ЕСМ?
1. Всеобъемлющий характер, т.е.
охват всех сторон человеческого бытия
на всем земном пространстве, которые
касаются как отдельного человека, так
и мирового сообщества в целом. ЕСМ
значительно расширила сферу действий
социальной политики и подчеркнула
роль социального измерения в
интегрирующейся Европе.
2. Способность к постоянному
обновлению, поскольку социальная
доктрина Церкви — это не застывшая
догма, а обновляющееся учение,
отвечающее требованиям времени.
3. Содержание должно
соответствовать интересам
подавляющего большинства людей, что
позволит избежать протестов и
конфронтаций, т.е. соблюдение
социальной справедливости. ЕСМ
предполагает отражение интересов
разных социальных групп и слоев
общества (иными словами, соблюдения
прав человека). Это тот же принцип
социальной справедливости. Рядом
стоит и принцип компромиссного
решения социальных споров и
эволюционного, а не революционного
пути развития общества. Этим принципом
руководствуются многие
западноевропейские государства.
4. Призыв Церкви к
общечеловеческой солидарности в ЕСМ
трансформировался в задачу проведения
политики социальной солидарности и
социального сплочения, преодоления
феноменов социального отторжения,
маргинализации.
Глобальные изменения в мире
на рубеже тысячелетий заставили по-новому
смотреть на проблему человека и
понятие гуманизма в социальном
преломлении. Еще решения Ватиканского
Собора (1962–1965) были важным этапом
модернизации католического учения о
человеке. В социальном плане
подчеркивалась этическая роль труда и
трудовой деятельности как инструмента
переустройства общества на
справедливой основе, отмечалась
необходимость борьбы с социальным
отчуждением, за превращение человека в
активного субъекта общественной и
производственной жизни. Новым
моментом социальной доктрины
католицизма стала защита прав
человека, в том числе поддержка
деятельности международных, начиная с
ООН, и массовых общественных
организаций.
В ЕСМ, в частности в
европейской социальной хартии Совета
Европы и Хартии основных социальных
прав трудящихся европейских сообществ,
содержится перечень фундаментальных
социальных прав, которые надлежит
обеспечить каждому человеку.
Понятие «демократия» как в
широком, так и в узком смысле (экономическая
демократия, участие трудящихся в
управлении производством) —
неотъемлемая часть ЕСМ — также
появилось в социальных документах
католицизма.
Очень важным моментом в
социальной доктрине католицизма
являются положения, касающиеся
социального устройства современного
общества: осуждение общества
потребления, ориентации на
материальные потребности,
несправедливого распределения
общественного богатства, отсутствия
должного уровня духовности. В связи с
этим появляется понятие социальной
ответственности.
Мера социальной
ответственности государств, партий,
каждого человека за развитие общества
— одна из центральных идей в ЕСМ,
задача, решение которой проходит не
просто и не быстро в сегодняшней
ситуации. В этой связи нельзя не
упомянуть папские энциклики, где папа
Иоанн Павел II напоминает «об общем
предназначении земных благ» и
социальной ответственности за
построение справедливого общества.
Идеи построения «Европы
граждан», заложенные в ЕСМ и
предполагающие взаимопонимание и
сотрудничество всех составляющих
общества, в определенной мере
перекликаются с критической
тональностью ряда социальных теологов,
когда речь идет о некоторых аспектах
капиталистической системы и
необходимости особого внимания к
рабочему движению. И если в «Рерум
новарум» говорилось о «рабочем
вопросе», то папа Иоанн Павел II говорит
уже о «конфликте между капиталом и
трудом».
Церковь признает законность
уважения достоинства трудящихся, их
требования участия в жизни
предприятий, деятельность «объединенного
движения трудящихся». Не случайно
практически во всех странах Европы
есть христианские профсоюзы и
христианско-демократические партии.
ЕСМ, оценивая значимость политики
социального партнерства, считается с
профсоюзами как официально
признанными социальными партнерами (принимающими
участие в принятии решений в
социальной области).
Характерно, что Церковь
признает неизбежным возникновение
социальных конфликтов и заявляет, что
не намерена их осуждать, независимо от
формы. В апостольском послании «Октогезима
адвениенс» (1971) признается право на
забастовку, хотя последняя и
рассматривается как крайнее средство
борьбы.
В Социальных хартиях
закреплено право трудящихся на защиту
своих интересов и оговорены
обязанности капитала и государства.
Однако и католическая доктрина, и
официальные документы европейских
стран и ЕС в качестве единственно
приемлемого видят путь
поступательного развития на основе
достигнутой договоренности, разумного
компромисса, когда «не ущемляется
свобода и достоинство человеческого
труда» — это уже слова из католической
социальной доктрины, которые звучат в
унисон с содержанием ЕСМ. Уместно
вспомнить здесь и апостольское
послание папы Иоанна Павла II (1996), где
содержится призыв «содействовать
утверждению справедливости в
социальной области».
Совпадений и созвучий много.
Однако Церковь является религиозным
институтом, и как бы ни была она
озабочена построением социально
справедливого общества, не предлагает
конкретную модель такого общества,
оставляя эту функцию для светских сил.
Однако мы вправе говорить о
воздействии социальных идей Церкви на
современную социальную политику. Уже
отмечалась способность христианских
мыслителей реагировать на изменения ,
происходящие в мире. В свою очередь и
ЕСМ, несущая в себе основные принципы
социальной доктрины Церкви,
трансформируется, отвечая на вызовы XXI в.
Мое выступление опиралось в
основном на пример католической
социальной доктрины, которая является
наиболее разработанной и которая
реально оказала влияние на
формирование действующей ЕСМ. Отрадно,
что и Православная Церковь активно
работает над созданием стройного,
отвечающего требованиям времени
социального учения. Это поможет миру
увереннее развиваться, оставляя в
центре внимания человека. И особенно
важно это для России, находящейся на
перепутье и в поисках, где еще не
существует четкой социальной политики,
хотя над ее концепцией уже работают
государственные структуры, научные
силы, представители массовых
организаций.
|