Ваше Святейшество!
Уважаемые участники конференции!
Человечество вступает в новое
тысячелетие. Вступает с памятью о
прошлом и одновременно с новыми
надеждами на лучшее в будущем.
Двухтысячелетний опыт выработки
универсальных ценностей
человеческого общения, воспитания
людей в духе братства и любви тесно
связан с идеями и нормами христианства,
юбилею которого посвящена
открывающаяся Международная
конференция.
Для истории нашей страны
христианство имело особое значение,
поскольку с самого начала его
утверждения на Руси оно —
христианство — выступало как
неотъемлемая составная часть
государственной политики, а многие
деятели Русской Церкви были поистине
государственными мужами, принеся
честь и славу Отечеству как в храмах и
монастырях, так и на поле брани, на
стезе просвещения и культуры и в
общественном служении среди самых
широких слоев нашего народа.
Мы сегодня собрались в этом зале,
чтобы ознаменовать конец второго и
начало третьего тысячелетия.
Наступления 2000 года многие ждали и
многие боялись, ибо только второй раз
за всю историю человечества наступает
такой юбилей. И вот он наступил, этот
юбилейный 2000 год, и мы с вами являемся
одновременно и свидетелями, и
участниками этого знаменательного
события.
Именно это событие стало тем
водоразделом, который отделяет нашу
эпоху от всех предшествующих времен.
Формально грань между двумя эпохами —
до и после Рождества Христова — была
проведена в первой половине VI в.,
когда Дионисий Младший предложил
ввести эту точку отсчета времени, и
вскоре новая хронология вытеснила все
(около десяти) местные, региональные
хронологии, существовавшие
параллельно в разных регионах греко-римского
мира на Ближнем Востоке.
С распространением европейской
цивилизации по всему миру
распространялось и новое
летоисчисление, и в настоящее время
вне зависимости от ряда факторов весь
мир живет именно по этой хронологии.
Как бы ее ни обозначали, называя год
или от Рождества Христова, или «до» и «после»
нашей эры, человеческая жизнь
оказалась поделенной на две эпохи — до
и после Рождества Христова.
Но чем отличается одна эпоха от
другой? Не для всех то, что появилось на
земле, стало и понятным, и приемлемым.
По существу все прошедшие 2000 лет — это
история раскрытия и утверждения
христианства, это история борьбы
старого мира с новым, добра и зла, света
и тьмы. В истории известны случаи,
когда зло под разными личинами
проникало внутрь христианства, и тогда
внутри него появлялись соблазны,
разделения и распри.
Одной из главных целей христианства
является создание, воспитание нового
человека, человека, вся жизнь которого
была бы построена на заповеди любви к
людям. Не всегда и не везде это удается,
а когда удается, мы видим
замечательные плоды, например в
произведениях искусства.
Не будь христианства, у человечества
не было бы ни замечательных творений
раннехристианской и византийской
архитектуры и живописи, ни
прославленных произведений искусства
эпохи Возрождения, ни русской иконы, ни
замечательных произведений
европейской и русской церковной
музыки. В основе всего этого лежит не
только знание своего дела создателями
всего этого, но «бесконечная любовь».
Так возник тот особый мир, который мы
сегодня называем христианским
искусством и который вот уже на
протяжении многих веков на своем языке,
подчас более действенном, чем прямое
слово, просвещает и преображает мир.
Без этого искусства трудно
представить жизнь современного
европейского человека.
Появление христианства изменило
отношение человека к миру.
Христианство в целом и христианское
учение много способствовали
постижению сущности человека, в
особенности его духовного и душевного
мира. Не менее важен вклад его в
познание мироздания в целом. Например,
и современная экология во многом
основана на христианском учении о
мироздании.
До определенного времени постижение
и мира, и человека было единым, не было
отдельных друг от друга религиозного и
научного мировоззрения. Разделение
произошло потом, на закате
средневековья и в начале нового
времени. Единое знание распалось на
несколько составляющих — так
появилась наука светская со своими
специфическими методами.
Неоднократно делались попытки тем
или иным способом уничтожить
христианство или подменить чем-то
другим. Одна из последних таких
попыток произошла в нашей стране на
наших глазах. Частью этой новой веры
была попытка силой, принуждением
создать «нового человека». То, что
христианство делало на протяжении
всех последних 2000 лет, основываясь на
убеждении в том, что сам человек должен
сделать выбор между любовью и враждой,
сам добровольно, в полном согласии со
своей совестью занять в жизни ту или
иную позицию, пытались человеку
навязать с помощью грубой силы и
репрессий.
Одной из самых существенных сторон
попытки создания «нового человека»
было искусственное
противопоставление веры и знания,
насильственное отделение ученых от
веры и верующих людей от науки, от
исследовательской работы. В последние
годы искусственное и насильственное
противопоставление успешно
преодолевается. Свидетельством этого
является совместная работа Русской
Православной Церкви и институтов
Академии наук над монументальным
изданием «Истории Русской Церкви»
митрополита Макария, возобновление
совместного присуждения премий имени
митрополита Макария, а также
совместная работа над еще более
грандиозным проектом по подготовке и
изданию «Православной энциклопедии».
Яркий пример такого сотрудничества
— проводимая нами конференция,
посвященная 2000-летию христианства. Ее
организовали совместно Российская
академия наук, Министерство культуры и
Русская Православная Церковь. На
конференции предстоит обсудить многие
существенные вопросы, которые
волновали Церковь и общество на
протяжении 2000 лет, и вопросы, которые
стоят перед всеми нами в третьем
тысячелетии, и постараться выработать
на них достойный ответ.
Начинающая сегодня свою работу
конференция призвана, с одной стороны,
подвести итоги многовековой истории
христианства как одной из основных
мировых религий, обсудить актуальные
социокультурные, богословские,
историко-церковные вопросы, с другой —
высветить высокую роль духовного
начала и гуманистических основ нашей
созидательной деятельности,
направленной на преодоление тех
трудностей, с которыми столкнулось
наше общество.
Конференция задумана как совместный
форум представителей Церкви, науки и
культуры, общественных деятелей, людей
разных национальностей и религиозных
конфессий, объединенных идеей
обновления современного мира и нашей
страны с помощью двухтысячелетнего
положительного опыта в освоении
христианских ценностей.
Позвольте пожелать всем участникам
открывающейся конференции успешной и
плодотворной работы.
|