№ 9-10 2000

  

Приветственное выступление президента Российской академии наук Ю.С. Осипова

Ваше Святейшество!

Уважаемые участники конференции!

Человечество вступает в новое тысячелетие. Вступает с памятью о прошлом и одновременно с новыми надеждами на лучшее в будущем. Двухтысячелетний опыт выработки универсальных ценностей человеческого общения, воспитания людей в духе братства и любви тесно связан с идеями и нормами христианства, юбилею которого посвящена открывающаяся Международная конференция.

Для истории нашей страны христианство имело особое значение, поскольку с самого начала его утверждения на Руси оно — христианство — выступало как неотъемлемая составная часть государственной политики, а многие деятели Русской Церкви были поистине государственными мужами, принеся честь и славу Отечеству как в храмах и монастырях, так и на поле брани, на стезе просвещения и культуры и в общественном служении среди самых широких слоев нашего народа.

Мы сегодня собрались в этом зале, чтобы ознаменовать конец второго и начало третьего тысячелетия. Наступления 2000 года многие ждали и многие боялись, ибо только второй раз за всю историю человечества наступает такой юбилей. И вот он наступил, этот юбилейный 2000 год, и мы с вами являемся одновременно и свидетелями, и участниками этого знаменательного события.

Именно это событие стало тем водоразделом, который отделяет нашу эпоху от всех предшествующих времен. Формально грань между двумя эпохами — до и после Рождества Христова — была проведена в первой половине VI в., когда Дионисий Младший предложил ввести эту точку отсчета времени, и вскоре новая хронология вытеснила все (около десяти) местные, региональные хронологии, существовавшие параллельно в разных регионах греко-римского мира на Ближнем Востоке.

С распространением европейской цивилизации по всему миру распространялось и новое летоисчисление, и в настоящее время вне зависимости от ряда факторов весь мир живет именно по этой хронологии. Как бы ее ни обозначали, называя год или от Рождества Христова, или «до» и «после» нашей эры, человеческая жизнь оказалась поделенной на две эпохи — до и после Рождества Христова.

Но чем отличается одна эпоха от другой? Не для всех то, что появилось на земле, стало и понятным, и приемлемым. По существу все прошедшие 2000 лет — это история раскрытия и утверждения христианства, это история борьбы старого мира с новым, добра и зла, света и тьмы. В истории известны случаи, когда зло под разными личинами проникало внутрь христианства, и тогда внутри него появлялись соблазны, разделения и распри.

Одной из главных целей христианства является создание, воспитание нового человека, человека, вся жизнь которого была бы построена на заповеди любви к людям. Не всегда и не везде это удается, а когда удается, мы видим замечательные плоды, например в произведениях искусства.

Не будь христианства, у человечества не было бы ни замечательных творений раннехристианской и византийской архитектуры и живописи, ни прославленных произведений искусства эпохи Возрождения, ни русской иконы, ни замечательных произведений европейской и русской церковной музыки. В основе всего этого лежит не только знание своего дела создателями всего этого, но «бесконечная любовь». Так возник тот особый мир, который мы сегодня называем христианским искусством и который вот уже на протяжении многих веков на своем языке, подчас более действенном, чем прямое слово, просвещает и преображает мир. Без этого искусства трудно представить жизнь современного европейского человека.

Появление христианства изменило отношение человека к миру. Христианство в целом и христианское учение много способствовали постижению сущности человека, в особенности его духовного и душевного мира. Не менее важен вклад его в познание мироздания в целом. Например, и современная экология во многом основана на христианском учении о мироздании.

До определенного времени постижение и мира, и человека было единым, не было отдельных друг от друга религиозного и научного мировоззрения. Разделение произошло потом, на закате средневековья и в начале нового времени. Единое знание распалось на несколько составляющих — так появилась наука светская со своими специфическими методами.

Неоднократно делались попытки тем или иным способом уничтожить христианство или подменить чем-то другим. Одна из последних таких попыток произошла в нашей стране на наших глазах. Частью этой новой веры была попытка силой, принуждением создать «нового человека». То, что христианство делало на протяжении всех последних 2000 лет, основываясь на убеждении в том, что сам человек должен сделать выбор между любовью и враждой, сам добровольно, в полном согласии со своей совестью занять в жизни ту или иную позицию, пытались человеку навязать с помощью грубой силы и репрессий.

Одной из самых существенных сторон попытки создания «нового человека» было искусственное противопоставление веры и знания, насильственное отделение ученых от веры и верующих людей от науки, от исследовательской работы. В последние годы искусственное и насильственное противопоставление успешно преодолевается. Свидетельством этого является совместная работа Русской Православной Церкви и институтов Академии наук над монументальным изданием «Истории Русской Церкви» митрополита Макария, возобновление совместного присуждения премий имени митрополита Макария, а также совместная работа над еще более грандиозным проектом по подготовке и изданию «Православной энциклопедии».

Яркий пример такого сотрудничества — проводимая нами конференция, посвященная 2000-летию христианства. Ее организовали совместно Российская академия наук, Министерство культуры и Русская Православная Церковь. На конференции предстоит обсудить многие существенные вопросы, которые волновали Церковь и общество на протяжении 2000 лет, и вопросы, которые стоят перед всеми нами в третьем тысячелетии, и постараться выработать на них достойный ответ.

Начинающая сегодня свою работу конференция призвана, с одной стороны, подвести итоги многовековой истории христианства как одной из основных мировых религий, обсудить актуальные социокультурные, богословские, историко-церковные вопросы, с другой — высветить высокую роль духовного начала и гуманистических основ нашей созидательной деятельности, направленной на преодоление тех трудностей, с которыми столкнулось наше общество.

Конференция задумана как совместный форум представителей Церкви, науки и культуры, общественных деятелей, людей разных национальностей и религиозных конфессий, объединенных идеей обновления современного мира и нашей страны с помощью двухтысячелетнего положительного опыта в освоении христианских ценностей.

Позвольте пожелать всем участникам открывающейся конференции успешной и плодотворной работы.

 

Приветственное выступление президента Российской академии наук Ю.С. Осипова

Выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

А.П. Тупикин
Приветствие Министерства культуры Российской Федерации участникам конференции

Н.А. Платэ
Слово перед вручением диплома почетного профессора Российской академии наук Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II

Обращение президента Российской академии наук академика Ю.С. Осипова к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II

Ответное слово Святейшего Патриарха
Московского и всея Руси Алексия II

В.А. Садовничий
Поздравительное приветствие Московского государственного университета Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II

Митрополит Минский и Слуцкий Филарет
Христианство и культура на пороге третьего тысячелетия

Митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий
Церковь, государство и гражданское общество на пороге третьего тысячелетия

Протоиерей Владислав Цыпин
Взаимоотношения Церкви и государства. Канонические принципы и историческая действительность

Н.В. Синицына
Симфония священства и царства

С.Л. Фирсов
Синодальная модель церковно-госу-
дарственных взаимоотношений

А.В. Щипков
Церковно-общест-
венные отношения и проблемы государственного регулирования

Г.А. Михайлов
Государство и Церковь в постсоветский период

Протоиерей Борис Пивоваров
Церковь и консолидация гражданского общества

R. Minnerath
The Experience of the Catholic Church in Structuring its Relationship with States in the XX Century

Р. Миннера
Опыт Католической Церкви в построении взаимоотношений с государством в XX веке (перевод на русский язык)

Митрополит Солнечногорский Сергий
Социальное служение — долг Церкви, обязанность государства, призвание человека

Н.Н. Поташинская
О современной концепции социальной деятельности Католической Церкви

М.В. Каргалова
Христианские истоки европейской социальной модели

Б.К. Кнорре
Конфессионально ориентированное образование в светском обществе

Н.Ю. Степанов
Православные основы системы образования русского зарубежья в 1920–1930-е годы

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий
О Синодальной комиссии Русской Православной Церкви по канонизации святых

Протоиерей Валентин Асмус
Принципы богословского подхода к истории

М.С. Иванов
Сравнение научно-исторического, философского и богословского подходов к истории

Архимандрит Платон (Игумнов)
Христианство на пороге XXI века

Р.А. Лопаткин
Конфессиональный портрет страны

З.И. Пейкова
Отношение к Церкви в России и других странах

Ю.В. Ушакова
Религиозная ситуация: начало XX — канун XXI века

М.П. Мчедлов
Новый тип верующего на пороге третьего тысячелетия

Священник Сергий Широков
Основы современной миссиологической науки и развитие миссионерских исследований

О.В. Шаталов
Теоретические аспекты развития отечественной миссиологии

О.Ю. Васильева
Проблемы прозелитизма в России конца ХХ века

Архимандрит Макарий (Веретенников)
Всероссийский митрополит Макарий и проблемы современной церковно-истори-
ческой науки

С.Л. Фирсов
Актуальные вопросы изучения истории синодального периода Русской Православной Церкви

А.И. Алексеев
К характеристике русских архиереев в первой половине XVIII века (постановка проблемы)

А.В. Журавский
Актуальные и перспективные направления изучения русской церковной истории XX века

Приветствия,
направленные в адрес конференции