В построении государственно-церковных
отношений могут доминировать как
государственные, так и церковные
интересы. Все народы и государства
имеют свои исторические особенности и
правовые традиции. Примером может
служить европейская история, где
сохранились до наших дней
разнообразные модели церковно-государственных
отношений, что отражено в различных
правовых нормах. Католическая Церковь
на протяжении веков, по крайне мере в
течение второго тысячелетия, имела
одни и те же принципы, на которых
желала строить отношения со своими
светскими партнерами: это
независимость сферы церковной жизни.
Особенностью
организационной структуры
Католической Церкви является
отсутствие национально-государственных
границ. Субъектом права, «юридическим
лицом», является не Поместная Церковь,
представленная синодом епископов, а
папа Римский. По международному праву
Святой престол имеет статус
суверенного субъекта.
С 1870 по 1929 г., хотя папа в
Италии не обладал суверенитетом,
правительства в Европе и во всем мире
продолжали считать его сувереном в
церковных делах. В течение этого
периода подписывались различные
конкордаты, которые рассматривались
как международные соглашения с
конфессиональными и светскими
государствами.
В 1929 г. по соглашению между
Святым престолом и Италией появляется
город-государство Ватикан. Однако не
государство Ватикан, а Святой престол
является субъектом международного
права, который установил
дипломатические отношения со 180-ю
государствами во всем мире. И по-прежнему
святой престол подписывает с
государствами договоры, касающиеся
церковных дел.
В отношениях со светскими
государствами Католическая Церковь
всегда придерживалась принципов:
независимость в сфере церковной жизни
и уважение к сфере политической.
В начале ХХ столетия
доктрина Католической Церкви об
отношении к государству еще несет в
себе память эпохи абсолютизма и
печальный опыт отношений с
либеральными государствами. С 1860 г.
официальная доктрина Церкви выражена
в учении о двух «совершенных обществах»
(perfect societies). Эта теория впервые
предложена австрийским канонистом в
XVIII в. и уходит корнями в
контрреформаторскую апологетику. В
ней предпринята попытка установить
четкие границы компетенции светской и
церковной сфер. Католическое понятие
церковной автономии означает правовую
независимость Церкви в ее внутренней
жизни. Государство неправомочно
влиять на церковные постановления,
назначать церковно- и
священнослужителей или вмешиваться в
церковное управление. Церковь
управляется своими собственными
правовыми нормами, которые называются
канонами.
Одним словом, Церковь и
государство являются двумя
независимыми обществами.
Второй принцип доктрины —
их взаимодействие. Церковь и
государство не могут игнорировать
друг друга: одни и те же лица могут быть
верующими, являясь одновременно
гражданами своего государства. До
начала 60-х гг. официальная доктрина еще
поддерживала тезис о конфессиональном
государстве. Теоретически это
означало, что там, где католики
представляют большинство населения,
государство должно не только
признавать автономию Церкви в ее
внутренних делах, но и включать
католические нормы морали и
социальное учение в государственное
законодательство. Но уже в 1900-х гг.
это было утопично. В соответствии с
теорией «двух обществ» за малыми
религиозными группами не признавалось
право на религиозную свободу, по
отношению к ним требовалась только
терпимость. Типичный пример в Европе —
Испания. Доктрина конфессионального
государства была подтверждена папой
Львом XIII в конце XIX в. Заявлялось, что за
католиками должно признаваться право
на религиозную свободу и там, где они
составляли меньшинство.
Доктрина основана на идее,
что политическая власть обязана
признавать истинную религию и чтить
Бога, согласуя свои законы с
нравственным учением Церкви. Вопрос о
правах личности в учении Церкви тогда
не поднимался. Само собой разумелось,
что только истина имеет права, а не
заблуждение. Последнее только
терпелось ради общественного мира и
общего блага. Понимание отношений «между
Церковью и государством как между
двумя обществами» было принято в
конкордате с Испанией в 1953 г. и в
конкордате с Доминиканской
Республикой — в 1954-м. Можно сказать,
что оно легло в основу итальянского
конкордата 1929 г. и конкордатов с
некоторыми латиноамериканскими
странами, например с Колумбией.
Доктрина двух «полноценных
обществ» была отвергнута Вторым
Ватиканским Собором (1962-1965). В своей
декларации о религиозной свободе («dignitatis
humanae») Собор отметил, что времена
конфессиональных государств
окончательно ушли.
Поскольку нет
конфессионального государства,
которое учитывает, что есть истина или
заблуждение в религиозных делах,
вопрос о гражданской терпимости к
заблуждениям теряет смысл.
Государство не компетентно в области
религиозной веры. Но у него есть
естественные обязанности перед Богом
и моральным законом. Одной из
важнейших обязанностей является
уважение и защита религиозных
убеждений своих граждан.
Собор принял идею права
личности на религиозную свободу,
однако эта идея была обоснована с
точки зрения христианской
антропологии, что принципиально
отлично от обыденного понятия «прав
человека». Религиозная свобода
действительно является правом
человека, вытекающим из природы
человеческой личности и природы самой
религии. Но Второй Ватиканский Собор
ограничивает эту свободу социальной и
политической сферами. Со стороны
общества или государства человек не
должен подвергаться никакому давлению
или ограничениям в религиозной сфере.
Второй Ватиканский Собор
провозгласил личное право на
религиозную свободу как право
человека быть защищенным законом, но в
то же время подчеркнул корпоративное
право Церкви существовать в правовом
поле государства, что вытекает из
самой природы Церкви.
Второй Ватиканский Собор
повторяет основной принцип церковно-государственных
отношений — независимость и
автономность как Церкви, так и
государства и их взаимодействие (Gaudium et
spes. 76. § 3).
Церковь избегает
употреблять термин «отделение», так
как он несет отрицательную окраску
конфронтации между Церковью и
государством. Церковь предпочитает
говорить об «отличиях» каждой из двух
сфер. Так, в некоторых современных
конституциях центральной Европы
употребляется выражение «отличия», а
не «отделение».
После Второго Ватиканского
Собора Церковь поощрила те
государства, которые все еще упоминали
католицизм как государственную
религию (например, Испания, Италия),
исключить эту ссылку из
конституционного законодательства.
Вместо этого в новых конкордатах,
заключенных с этими странами,
содержится обширная преамбула, где
перечислены новые основные принципы
построения церковно-государственных
отношений.
Необходимо подчеркнуть, что
взаимодействие Церкви и государства
может принимать различные формы в
зависимости от обстоятельств, времени
и места. Таким образом, для
Католической Церкви нет проблемы в том,
что она может иметь различный правовой
статус в различных государствах, где
есть верующие католики. Требуются лишь
уважение к основополагающим принципам
личной и корпоративной религиозной
свободы и церковная автономия.