Н.А. Платэ
Ваше Святейшество!
Глубокоуважаемый Юрий
Сергеевич!
Дамы и господа!
Как уже было сказано,
президиум Российской академии наук
присудил звание почетного профессора
Академии наук Его Святейшеству
Святейшему Патриарху Московскому и
всея Руси Алексию II, в миру Алексею
Михайловичу Ридигеру, за укрепление
духовных ценностей и развитие
гуманитарных знаний. Святейший
Патриарх Алексий II был избран на
патриарший престол 7 июня 1990 г. на
Поместном Соборе Русской Православной
Церкви, который проходил в Троице-Сергиевой
Лавре. Недавно мы все отмечали 10 лет
интронизации Его Святейшества.
Предыдущая жизнь как нельзя лучше
подготовила Патриарха к выполнению
того нелегкого служения, которое легло
на его плечи после избрания. Ранние
годы дали глубинное знание всех тягот
и проблем жизни обычного прихода
Русской Церкви, нужд народа и Церкви в
целом. Особенно важной в этом
отношении была деятельность Патриарха
на посту управляющего делами
Московской Патриархии и председателя
Учебного комитета Патриархии. В те
годы в функции управляющего делами
входила обязанность вести все
повседневные дела с советской властью
и органами государственного
управления, тут нужны были большая
мудрость и терпение.
Перу Патриарха принадлежит
целый ряд печатных трудов; первое
место среди них занимает, безусловно,
великолепно написанная монография «Православие
в Эстонии» (история и развитие
православного течения и православной
культуры в Прибалтике). Эта книга —
один из лучших образцов серьезного
исторического научного исследования.
Важную роль в государстве
сегодня играют контакты Русской
Православной Церкви с Российской
академией наук. Такие контакты были и
раньше, в том числе до 1917 г.; как
известно, некоторые иерархи Русской
Церкви были членами Академии наук, в
частности митрополит Московский
Филарет и ряд других. Сегодня эти
отношения определяются осознанием
своей ответственности за будущее
страны и народа со стороны Патриарха и
со стороны президента РАН и отличаются
от таковых во все предыдущие времена
большей глубиной и масштабностью. Об
этом говорит осуществление таких
совместных проектов, как «История
Русской Церкви» митрополита Макария, «Православная
энциклопедия», Фонд по премиям памяти
митрополита Макария, а также
совместные поиски ответов на вопросы и
вызовы, которые ставит перед Церковью
и перед наукой наше время. Церковь в
лице Патриарха открыта к обсуждению
этих вопросов, поиску ответов на них и
к принятию решений по ним, и, самое
главное, в этом диалоге нет
внутреннего непонимания. Такие задачи
в прежние годы ни перед одним из высших
руководителей Церкви или ее иерархов
не стояли.
Многочисленные выступления
и статьи Патриарха Алексия II посвящены
проблемам нравственности, этики и
морали. Он постоянно подчеркивает
значение духовных ценностей в
обществе, при этом духовные ценности
Его Святейшество связывает с
воспитанием человека с детских лет.
Поэтому так много внимания он уделяет
вопросам образования, как светского,
так и религиозного.
В формировании духовных ценностей
первостепенное значение принадлежит
культурной и исторической традициям. В
России эти традиции тесно связаны с
вопросами патриотизма, необходимостью
воспитания гражданина и защитника
Отечества на основе учета
многолетнего опыта борьбы России с
агрессией. В контексте формирования и
воспитания духовных ценностей
Патриарх всегда подчеркивает значение
гуманитарных знаний. Они предстают не
как абстракция и не как отвлеченное
явление: в философии и истории,
социологии и теории культуры Патриарх
видит средство получения
представления о мире и его ценностях. В
этом плане и религия связывается с
общекультурными процессами. Именно на
этом направлении Русская Православная
Церковь ищет пути взаимодействия с
наукой в целом и с Российской
академией наук в частности.
Гуманитарные знания помогают
утверждению принципов добра и
справедливости, терпения и уважения к
другим людям и мнениям, т.е. тех
ценностей, которые разделяются
христианством. В последние годы в
христианстве обращается внимание на
проблемы миротворчества и ненасилия.
Патриарх неоднократно говорил и писал
об этом как настоящий социолог,
философ и психолог. Не могу не
процитировать одно, как мне
представляется, важное место из его
книги-энциклопедии «Православие в
Эстонии»: «Вопросы морали и
нравственности, здоровья и культуры
нации, семьи и воспитания требуют
объединенных усилий государства и
Церкви, равноправного союза, а не
подчинения одного другому».
|