Заветы святителя Митрофана своей пастве молиться об упокоении души его
не были забыты ею. Образ любвеобильного и милосердного епископа глубоко
врезался в душу народную, чуткую к проявлениям святости на грешной
земле, и много благоговейных почитателей памяти почившего святителя
стекалось к его могиле, чтобы отслужить панихиду. Поколение свидетелей
благочестивой жизни первопрестольника Воронежского сменилось другим, но
память о нем не ослабевала; не редели, а увеличивались ряды молящихся у
гроба святого, где многие, по молитвенному ходатайству его пред
Господом, получали чудесную помощь. Вскоре Господь, исполняя
благочестивые чаяния почитателей святителя Митрофана, как угодника
Божиего, положил начало его открытому прославлению.
Соборная Благовещенская церковь, созданная трудами святителя Митрофана,
около 1717 года стала рушиться. Собор пришлось разломать, чтобы
материалом его воспользоваться для постройки нового, который был заложен
на более прочном фундаменте и на месте, не угрожавшем целости здания.
Работы были начаты в 1718 году, и тогда же гроб с телом святителя
Митрофана из исподней палаты Архангельского придела, тоже значительно
пострадавшего, по повелению епископа Воронежского Пахомия, перенесен в
храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», под деревянной
соборной колокольней. По окончании постройки, в 1735 году, тело святого
Митрофана перенесли в новый кафедральный собор и погребли «в правом
крыле собора, близ самой южной стены, в вышнем первом месте, к углу».
При обоих перенесениях тело святителя оказалось нетленным, так что
окончательно окрепло убеждение в святости почившего первопрестольника
Воронежского, и все шире и шире по лицу земли Русской начало
распространяться благоговейное почитание его памяти.
|
Святый Митрофан родился в 1623 году во Владимирской губернии. Из его
завещания известно, что он был духовного звания, имел жену и детей и
назывался Михаилом. Овдовев в сорок лет, он поступил в Золотниковский
монастырь близ Суздали, где был пострижен в монахи под именем Митрофана,
а вскоре рукоположен во священника и назначен игуменом в Яхромскую
обитель, которой управлял в течении десяти лет. После Святитель Митрофан
был переведен в Макарьевский Желтоводский монастырь на Унже, где пробыл
семь лет, будучи любим и почитаем не только братией, но и всеми
окрестными жителями, ценившими его смирение, бескорыстие, трудолюбие и
неусыпные заботы об устройстве обители и построении в ней нового храма.
Когда в 1682 году, была образована Воронежская
епархия, Святитель Митрофан, лично известный царю Феодору
Алексеевичу, был назначен Воронежским епископом и рукоположен в
Москве, где присутствовал при венчании на царство царей Иоанна и
Петра, а также участвовал на соборе в палатах Московского Кремля,
созванном, во время бунта стрельцов, для диспута с представителем
нового поколения идеологов раскола Николой Пустосвятом. Приехав в
Воронеж, новый епископ ревностно занялся устройством своей епархии,
был доступен для каждого, помогал бедным, навещал больных и
заключенных в темницах, утешал страждущих и обратился с окружным
посланием к зависящим от него священникам, увещевая их и призывая
служить примером для паствы не только проповедью и молитвою, но и
собственной жизнью. В это время в Воронеже, где строили русский флот
для завоевания Азова, часто бывал император Петр I. Святитель
Митрофан, вполне сочувствуя этому великому делу, помогал императору
сколько мог, разъяснял народу благие намерения царя, собирал деньги
на постройку флота и жертвовал свои собственные скудные средства на
необходимые работы по кораблестроению. Но эта преданность епископа
юному царю не мешала ему говорить Петру правду в глаза и обличать те
действия государя, которые были противны правилам благочестия.
Следующий рассказ ярко рисует отношения Святителя к Петру I.
Деревянный дворец, который император занимал в Воронеже, снаружи был
украшен статуями, изображавшими языческих богов. Однажды,
отправляясь к царю, Святитель Митрофан увидел эти изваяния и
вернулся назад. Тот оскорбившись этим поступком епископа опять
послал за ним. «Пока государь не велит низвергнуть идолов, которые
соблазняют народ, не могу явиться во дворец перед его царские очи»,
отвечал посланному Святитель Митрофан. Царь посылал за ним еще три
раза, но ответ оставался прежним. Разгневанный этим император велел
передать архиерею, что если тот немедленно не явится во дворец то
он, как ослушник царской воли, будет казнен. «Жизнь моя во власти
царя», отвечал епископ, «но для меня лучше умереть, чем нарушить
долг святительского сана». «Лучше мне умереть, чем своим
присутствием, или боязливым молчанием изъявить согласие на
поставление языческих болванов, соблазняющих простые сердца народа».
На эти слова ответа не последовало, и Святитель Митрофан, не зная
окончательного решения грозного самодержца, стал готовиться к
смерти, и распорядился звонить во все колокола, созывая народ ко
всенощной. «Что за праздник завтра?» спросил Петр. «Никакого нет»,
отвечали ему. Он послал спросить об этом архиерея. «Мне, как
преступнику, словом царским назначена смерть и поэтому я хочу
совершить соборное моление о прощении моих грехов, чтобы Господь
явил надо мной милость свою». Немедленно Петр I послал успокоить
Святителя и приказал убрать изваяния языческих богов.
Святитель Митрофан управлял Воронежской епархией
в течении двадцати лет. Перед смертью он принял схиму и тихо
скончался 23-го ноября 1703 года. Петр Великий, узнав о болезни
святого старца, поспешил к нему и приехал в Воронеж в самый день его
кончины, но уже не застал его в живых. Он закрыл ему глаза и сам нес
гроб Святителя до его могилы. Святитель Митрофан оставил завещание,
в котором он дает своей пастве мудрые советы и просить о том, чтоб
молились о спасении души его. Жители Воронежа исполнили его желание,
служили панихиды на его могиле, испрашивая его молитвы в болезнях и
несчастьях и по вере получали исцеление от своих недугов и утешение
в скорбях. Мощи Святителя Митрофана, вскоре после канонизации
Святого Священнейшим Синодом, были открыты в 1832 году и положены в
Митрофаньевский монастырь.
|