О
духовном завещании Святителя
Митрофана
Предощущая в душе и теле своем
приближение смертного часа,
Святитель Митрофан приготовил
обширное духовное завещание: «Памятствуя
о смерти, судих последнее мое писание
написати, как бы души и телу моему
сотворити плод».
Завещание знакомит нас с
предсмертными мыслями, чувствами и
последними распоряжениями епископа
Митрофана. Ни одно слово, ни один
намек не обнаруживают в Святителе
страха смертного или сожаления о
покидаемых земных благах, от которых
он давно уже отрекся. Он оставлял
земной мир со спокойной совестью, с
осознанием исполненного долга и с
глубокой надеждой на милосердие Бога.
Сердце Святителя было полно глубокой
благодарностью к Богу, «Коего
благостию в мир родился и достиг
состарения лет», и признательностью
к окружающим людям, всем им он
завещал от себя «мир и благоденствие
и прощение».
В начале Завещания Святитель
исповедует перед всеми свою веру,
кратко излагает основные этапы своей
жизни; дает частные распоряжения: о
месте погребения и погребальном
облачении, об отправлении сорокоуста
и о годичном поминовении. «Сотворити
милость,- просит святитель, - не
сотворите к нам преслушания, но
исполните во всем».
Прочая часть завещания состоит из
увещевания духовенству жить
благочестно, свято и благочинно. «Честные
иереи Бога Вышнего! Вожди словесного
стада Христова! Вы должны иметь
светлые очи ума, просвещенныя светом
разумения, чтобы вести других по
правому пути; по слову Господа, вы
должны быть самым светом...
преподавайте людям слово учения,
показывайте на себе пример доброй
жизни, усердно возносите молитвы к
Богу о врученной вам пастве».
Святитель преподает всем
православным христианам мудрые
правила жизни, призывает к
нерушимому сохранению веры и к
неуклонному следованию учению
Христовой Церкви. «Прочее же, мудрых мужей правило
всякому человеку: употреби труд,
храни мерность: богат будеши;
воздержано пий, мало яждь: здрав
будеши; твори благо, бегай злато:
спасен будеши. ...Да пребывают же вси
православные христиане в
прародительском своем благочестии,
праведно, во всяком изрядстве, в
чистоте, в воздержании же, и святости,
и покаянии... Яко же бо без веры правыя
угодити Богу невозможно: такожде и
кроме Церкви Святыя Восточныя и
светлаго Богопреданного тоя учения
невозможно кому спастися».
Святитель советует особо осторожно
обходиться с иноверцами, которых в те
времена в Воронеже, на строительстве
Флота было немало. «Многие иноверцы:
лютеры, кальвины и латыши
неправомудрствующии, да еще и
начальниками волки над агнцами
христианы, им же всякое оскорбление
бедным, сотворяют... Святитель
напоминает, что и сейчас и в древние
лета» от иноверцев было мало пользы,
ибо они явные враги Церкви и всем
православным христианам. Он
призывает паству не принимать «иностранных
обычаев непотребных» и не слушать «лестного
их лжеучения», но крепиться в вере
отеческой, напоминая слова Апостола:
«Не буди всяким ветром носим» (Бфес,4,14).
В заключительной части завещания
Святитель еще раз смиренно просит у
всех людей «всякого чина и возраста
епархии нашей» прощения и оставляет
всем им свое архиерейское
благословение. «Меня же грешнаго
самого Божию вручаю милосердию и
непостыдному предстательству
Госпожи моея Пресвятой Девы
Богородицы Марии и Ангелу своему
хранителю и всех святых,
благоугодных Богу, молитвами, вопия и
глаголя Богу Отцу нашему Небесному: «Отче!
в руце Твои предаю дух мой. Аминь....»
|