В 2002 году исполнилось 150 лет со дня
рождения замечательного русского
мыслителя Льва Александровича
Тихомирова.
Летом 2000 года, когда в
Москве, на Юбилейном Архиерейском
Соборе в день прославления мощей
Святителя Митрофана был
канонизирован возглавляемый
Царственными страстотерпцами сонм
новомучеников Российских, на
выставке «Александр II и Царское Село»
был обретен малоизвестный образ
воронежского Святителя. Надпись на
обороте гласила, что образок этот был
в июле 1837 года поднесен Цесаревичу
Александру Николаевичу в Воронеже,
во время его многомесячного
путешествия по России, которое с
легкой руки воспитателя Цесаревича
поэта В.А. Жуковского вошло в историю
под именем обручения с Россией
будущего великого преобразователя.
Не плодом ли молитвы
Александра II перед поднесенным ему
образом Митрофана Воронежского
стала таинственная история,
связанная с рождением пятнадцать лет
спустя, в 1852 году, Л.А. Тихомирова -
единственного покаявшегося
участника его цареубийства!
Из «Семейных записок
Тихомирова»
«Семейство наше выросло
довольно быстро. В июне 1848 года
родился первый сын, Владимир. Зимой
1850 года - второй, скоро умерший, сын
Лев. В 1852 году, января 19, родился я (то
есть второй Лев). В 1853 году, родился
последний ребенок, дочь Мария <...>.
Перед моим рождением мама
видела во сне Святителя Митрофана, ее
благословлявшего. Поэтому она решила
назвать сына (если родится сын)
именем Святителя. Однако же Володя,
когда я родился, обрадовался, что «у
нас опять есть Лева», и так ни за что
не хотел меня иначе называть. В
уважение этого меня и окрестили
Львом (18 февраля - Льва, папы Римского),
однако, в предании семейном
Святитель Митрофан остался как бы
покровителем моим. Впоследствии, при
отъезде в гимназию в 1864 году, мама
меня благословила образком
Святителя Митрофана, который пробыл
со мною всю скитальческую жизнь. Я
тоже так смотрю на Святителя
Митрофана, как на своего покровителя
вместе со Святителем Львом.
Этот образок играл особую
роль в моей жизни. Во времена
студенчества я, конечно, не обращал
никакого на него внимания и, уезжая в
Санкт-Петербург в 1873 году «на
пропаганду», я этот образок забыл где-то.
Между тем, через каких-нибудь два
месяца после этого
пренебрежительного забвения
материнского благословения я был
арестован.
По истечении четырех лет
тюремной жизни моей ко мне приехала
мама и принесла ко мне в тюрьму опять
этот же образок (который нашла в
Москве у брата Владимира). Очень
скоро после этого меня освободили из
тюрьмы. Никогда я с тех пор ни на день
с образком не расставался. С ним
бежал я и за границу. Когда же для
меня наступила минута возрождения, и
я решился открыто стать на стороне
вновь сознанной мной веры, я в Париже
этот же образок повесил по-русски в
почетном углу комнаты, как знамя
своего разрыва с атеизмом и
революцией...
По возвращении в Россию я
побывал у мощей Святителя Митрофана
и поныне молюсь вместе обоим
угодникам, Святителю Льву и
Святителю Митрофану».
17/30 сентября - память
мучениц Веры, Надежды, Любови и
матери их Софии. Именно в этот
воскресный день, в 1888 году, он обрел
знамя своего разрыва с революцией, о
чем тогда же записал в дневнике: «Повесил
у себя образ Святителя Митрофания.
Как малодушен человек. Мне нужно было
сделать над собой усилие для этого, и
все из-за ложного стыда перед двумя-тремя
знакомыми, которые сделают
удивленные физиономии».
Сам факт, что в центре
превращения Тихомирова из «левого» в
«правого» оказывается именно образ
Святого Митрофана Воронежского -
позволяет по-новому посмотреть и на
ставшее уже хрестоматийным
сравнение его ренегатства с
обращением из Савла в Павла.
Икона Святителя Митрофана
- материнское благословение Льва
Тихомирова, - надеемся, сохранилась
до наших дней.
Наверное, лишь после
молитвы перед ней, только после
усердной молитвы Святителю
Митрофану, и будет по-новому
прочитано, правильно понято
сложнейшее наследие замечательного
русского мыслителя Льва
Александровича Тихомирова.
|