главная

ЖИТИЙНАЯ ИКОНОГРАФИЯ святителя Митрофана



«Сказание о обретении и открытии мощей святителя Митрофана Воронежского»
и его влияние на житийную иконографию святого

«Сказание о обретении и открытии честных мощей иже во Святых Отца нашего Митрофана, первого епископа Воронежского, и о благодатных при том знамениях и чудесных исцелениях» было опубликовано «по определению Святейшего Синода» в конце 1832 года, спустя несколько месяцев после общецерковного прославления святого, в Синодальной типографии. В книге кратко повествуется об обретении и освидетельствовании святых мощей, описаны более тридцати наиболее известных чудес святителя Митрофана, случившихся до его канонизации от сохранившейся мантии и елея от лампады (исцеления Е. Дебольцовой, И. Ладыгина, П. Солнцева, Е. Замошниковой и многих других, а также видения В. Чурмантеевой, художника-любителя И. Шевцова), главные события торжественного открытия мощей, четыре исцеления у раки во время и после прославления (П. Юрьева, Н. Юрьевой, А. Лыжиной, М. Толстой). Заканчивалось «Сказание» рассказом о поклонении императора Николая Павловича святым мощам новоявленного чудотворца. Сочинение придавало всему свершившемуся характер общенационального и государственного масштаба и послужило широкому распространению почитания святителя Митрофана в Москве, Санкт-Петербурге и по всей России.

Автор-составитель «Сказания» в издании не указан. Между тем его имя легко установить по сохранившимся материалам Синодального архива, в которых отмечено, что решение об издании данной книги было принято Святейшим Синодом «к удовлетворению благочестивого любопытства всех почитающих память сего чудотворца», а «составление сего описания по общему желанию членов Синода принял на себя митрополит Московский Филарет» [1]. В письмах известного Московского святителя к наместнику Троице-Сергиевой Лавры Антонию (Медведеву) не-однократно выражено глубокое почитание Воронежского первопрестольника и пристальное внимание к событиям, сопровождающим его прославление, а также большое уважение к святителю Воронежскому Антонию (Смирницкому). 18 ноября 1832 года святитель Филарет писал: «Кроме других дел, меня заняло сказание о святителе Митрофане, о котором не подумали ранее и которым не надлежало медлить, потому что уже много промедлено» [2]. Впоследствии дважды он вспоминал историю создания «Сказания»: в ноябре 1839 года («Когда происходило дело об открытии мощей его [святителя Митрофана. — Я. З.]… прежде слушания сего дела в Святейшем Синоде, мне сообщены были из онаго некоторые акты и таким образом даровано было первому подать голос о признании и прославлении сущей в нем благодати Божией» и т.д.), а также в мае 1861 года в заметках о мощах святителя Тихона Задонского: «Если надобно будет напечатать часть сих сведений [об исцелениях — Я. З.], то надобно изложить их так, как это сделано в сказании об открытии мощей святителя Митрофана, где показания не обширны, однако сделаны так, что, по указанным обстоятельствам, происшедшаго нельзя признать простыми естественными действиями» [3].
Итак, «Сказание» было составлено, как значится в подзаголовке, на основе «актов и донесений, имеющихся в Святейшем Синоде». Автор только отредактировал, последовательно изложил иногда с комментариями (например, в исцелении Софии П[ареновой]) и, стало быть, обнародовал описания чудес, поступившие на рассмотрение в Синод. К сожалению, главное синодальное дело «Об открытии мощей святителя Митрофана» с большим комплексом материалов утрачено в XX столетии. Очевидно, именно там были зафиксированы все 99 случаев исцелений и чудес святого, представленные на суд высшей церковной власти. Кроме того, по описанию в каталоге там содержались и такие сведения: «Печатание сказаний об открытии мощей, об исцелениях и жизнеописаний Святителя, а также слов, сказанных при открытии епископами мощей. Рассылка оных при указах от 23 декабря 1832 и от 28 марта и 31 мая 1833 года». Скорее всего, в деле хранился и рукописный текст «Сказания», составленного святителем Филаретом. Отсутствие документов, проливающих свет на историю создания и публикации книги, отчасти восполняется подборкой материалов канцелярии обер-прокурора: во «Всеподданейшем докладе» Синода императору от
25 июня 1832 года кратко описано 37 доканонизационных чудес [4]. Одиннадцать из них внесены рукой исцеленных в самую первую «домашнюю записку» архиепископа Антония, посланную в свое время в Синод [5], причем почти все, как наиболее ранние и получившие широкую известность, включены в «Сказание», хотя и не с буквальным пересказом.
Несколько экземпляров опубликованного «Сказания» вместе с иконами святителя Митрофана были поднесены 3 декабря 1832 года императору, императрице, наследнику и членам царской фамилии, о чем сохранились благодарственные рескрипты [6]. В докладе государю было высказано намерение Синода разослать книгу «по всем православным церквам и монастырям» [7]. В 1833 году сочинение переиздано гражданским и церковно-славянским шрифтом, с прибавлениями исцелений О.М. Роде (в Санкт-Петербурге), Е. Андревской и Г. Граве [8], затем снова увидело свет в 1835 году. В 1838 году «Сказание» с небольшой редактурой присоединено к официальному житию святителя Митрофана, составленному иеромонахом Аникитой (Ширинским-Шихматовым) в 1834 году [9], и в дальнейшем публиковалось вместе с ним, почему ошибочно иногда приписывалось составителю жития [10]. Членам Воронежского церковного историко-археологического комитета в начале XX века настоящий автор «Сказания» был известен, несмотря на отсутствие его имени на титульных листах [11].
«Сказание» оказало значительное влияние на разработку житийной иконографии святителя Митрофана. Сохранилось пять его житийных икон, а также две идентичные по изображению гравюра и литография [12]. Их изучение помогает осмыслить художественные принципы, которым следовали мастера XIX века, представляя важнейшие моменты жизни, служения и прославления святого в художественных образах. При достаточно скудном внешними событиями житии святителя Митрофана главное внимание иконописцев было посвящено изображению его чудес. Яркий эпизод об отказе святителя войти во дворец Петра I, украшенный изваяниями языческих божеств, не встречается ни на одной сохранившейся житийной иконе. Возможно, композиционное решение этого сюжета представляло определенную трудность для иконописцев. Не исключено, что от него отказались по политическим причинам. И только в клеймах двух икон помещена фигура державного современника святителя.
Наиболее ранняя икона 1830–1840-х годов (Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени преподобного Андрея Рублева) имеет двенадцать клейм, созданных полностью в соответствии с текстом «Сказания» (ил. 1). Центральное место над и под средником занимают овальные клейма с композициями «Обретение мощей святого» и «Поклонение императора Николая I мощам чудотворца». Остальные сюжеты повторяют в хронологическом порядке описанные святителем Филаретом чудеса и исцеления, случившие до канонизации. Интересно, что звания, профессии и фамилии очевидцев сохранены в надписях («Исцеление помещика Солнцева», «Видение княгини Веры Чурмантеевой» и т.д.). Живописец избрал чудеса наиболее значительные, изображая, как правило, кульминационный момент самого исцеления или явления. В «Сказании» чудо воспринимается в контексте, можно сказать, «истории болезни», на иконе «говорящими» становятся сюжет и окружающая обстановка. Мастер опирался на ранние издания «Сказания», что подтверждается порядком клейм (в житии 1838 года рассказ о происхождении образа святителя Митрофана вынесен в конец, на иконе это четвертое клеймо). Таким образом, подбор сюжетов косвенно уточняет датировку памятника.
На иконе святителя Митрофана, написанной около середины XIX века, вероятно, мстерским мастером (Государственный Эрмитаж) [13], представлено обретение мощей святого и далее пятнадцать чудес — только исцелений (ил. 2). В данном случае и стиль иконы более иконописный, и надписи приближены к традиционным, содержат одни имена очевидцев, без фамилий («Чудо святого Митрофана о исцелении жены некие именем Елисаветы возложением мантии», «Чудо о исцелении мужа некоего Иоанна от расслабления» и т.д., за исключением десятого клейма). Точная идентификация сюжетов могла быть затруднена или невозможна, если б их подбор не отвечал в точности порядку «Сказания» (так, «одиннадцатилетняя девица» в пятом клейме оказалась Елисаветой Замошниковой, имя которой в «Сказании» не указано [14] ). Этот принцип позволяет установить изображенные сюжеты там, где надписи не сохранились: в тринадцатом клейме, скорее всего, представлено исцеление девицы [А. Кулешовой] от беснования, в четырнадцатом — исцеление А. Гордениной. Мастер искусно осуществил перевод сочинения святителя Филарета на образно-стилистический язык иконописания, но, к сожалению, в художественном решении композиций допустил излишнюю условность и единообразие.
На раме 1840-х годов из Богоявленского собора в Елохове помещено всего три композиции: «Поставление во игумена», «Поставление во епископа» и, в нижней части, «Поклонение мощам святителя Митрофана», в отдельных клеймах справа и слева изображены святые, соименные заказчикам. Наиболее подробно житие святителя воспроизводится на иконе 1853 года, написанной И.И. Ивановым для церкви Малоярославецкого уезда (Музей истории Обнинска). В десяти клеймах иконописец раскрыл важные моменты святительского служения свт. Митрофана в Воронеже: «Наставление святителя священникам епархии» (восходит к его архипастырскому посланию, включенному в житие), «Благословение императора Петра против агарян города Азова», «Завещание святителя перед кончиной» (имеется в виду сохранившееся «Духовное завещание», послужившее источником основных сведений о жизни святого) и другие. Между собственно житийными клеймами и помещенными в нижнем ряду изображениями кончины, погребения и перенесения мощей святителя представлены два чуда: «Явление во сне княгине [очевидно, Вере Чурмантеевой]» и «Исцеление воронежской купчихи [А. Гордениной?] от образа Богоматери и мантии святителя Митрофана» без указания имен. Здесь эти сюжеты приобретают почти знаковый характер, хотя и основаны по-прежнему на кон-кретных исторических событиях.
Следующая по времени создания житийная икона происходит из Ярославской церкви Благовещения Богородицы (Ярославский художественный музей, ил. 3). На обороте иконы-средника примечательная надпись о том, что она освящена «в Воронеже на гробе Святителя Христова Митрофания Воронежскаго Чудотворца, в июне м[еся]це 1855 года и украшенная ризою, принесена в дар Храму сему в память усопшей рабы Божией Екатерины…» [15]. На раме, созданной, вероятно, немного позднее, помимо Новозаветной Троицы и соименных вкладчикам святых, имеются девять клейм: в верхних углах — «Пострижение в иноки» и «Поставление во епископы» с изображением на первом плане юного Петра I (однако, без подписи), что не имеет достоверной исторической основы. Всю нижнюю часть занимают клейма с чудесами, среди которых — «Поклонение императора Николая I мощам святителя» и «Открытие мощей». События опять-таки представлены в порядке «Сказания» (за исключением «Поклонения императора» на центральном «почетном» месте), причем предпочтение отдано чудесам, случившимся после прославления мощей. Стало быть, «Сказание» продолжало использоваться иконописцами и в середине столетия, более активно, чем житие, что раскрывает особенности почитания святителя.
Наконец, последний и наиболее яркий образец художественного переложения «Сказания» — гравюра 1842 года А.Г. Афанасьева по рисунку учителя рисования И. Колышкина «Исцеления святителя Митрофана» (Российская государственная библиотека, фрагмент — Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии, ил. 4) [16]. В подписи поясняется, что содержание «взято из книги: «Сказание о обретении и открытии честных мощей…» и т.д. Эстамп представляет самую точную иллюстрацию «Сказания» в 39 клеймах, с сохранением порядка чудес, их описаний в книге и прямых цитат в надписях. В конец вынесены обретение, открытие мощей и поклонение им императора, вся подборка заканчивается исцелением О.М. Роде. Надписи содержат только имена персоналий и в некоторых случаях социальный статус («княгиня», «секретарша», «поручица» и др.). Интересно, что помещики, как правило, обозначены словом «болярин», а в случае отсутствия имени в тексте «Сказания» употребляется первая буква фамилии. Рисунок полностью повторен в литографии П.Н. Шарапова 1877 года (Российская государственная библиотека, Российская национальная библиотека). Во всех этих произведениях, по сути, изображены реальные исторические лица — современники иконописцев и граверов, испытавшие благодатную помощь нового чудотворца.
Итак, составленное святителем Филаретом, митрополитом Московским «Сказание» являлось не только благочестивым чтением почитателей святителя Митрофана Воронежского, но и руководством для художников и иконописцев. Краткие и точные описания чудес исполняли функцию иконописного подлинника, оставляя возможность для раскрытия индивидуального творческого мышления мастера.

-----------------------------.
1 Российский государственный исторический архив. Далее – РГИА. Ф. 797. Оп. 3. Ед. 10253. Л. 178, 182.
2 Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандриту Антонию. 1831–1867. М.,1877. Ч. 1. 1831–1841. С. 52.
3 Там же. С. 334–335. Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам, издаваемое под редакцией преосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского. М., 1887. Т. 5. Ч. 1. С. 63.
4 РГИА. Ф. 797. Оп. 3. Ед. 10253. Л. 85–91.
5 РГИА. Ф. 834.Оп. 2. Ед. 1244.
6 РГИА. Ф. 797. Оп. 3. Ед. 10253. Л. 178–208.
7 РГИА. Ф. 797. Оп. 3. Ед. 10253. Л. 178 об.
8 Сказание о обретении и открытии честных мощей иже во святых отца нашего Митрофана, первого епископа Воронежского, и о благодатных при том знамениях и чудесных исцелениях. Извлечено из актов и донесений, имеющихся в Святейшем Синоде. М., 1833.
9 Дело по доношению Киевского митрополита Филарета о напечатании жития святителя Воронежского Митрофана вместе со «Сказанием об обретении и открытии мощей…» РГИА. Ф. 796. Оп. 118. Ед. 627.
10 Житие иже во святых отца нашего Митрофана, в схимонасех Макария, первого епископа Воронежского и новоявленного чудотворца и Сказание о обретении и открытии честных его мощей, и о благодатных при том знамениях и чудесных исцелениях.
М., 1838. Переиздания см., например: М., 1863; Киев, 1864; Воронеж, 1877 и др.
11 Библиографи-ческий указатель печатной литературы о святителе Митрофане// Воронежская старина. Воронеж, 1903. Вып. 3.
С. 324–325.
12 За рамками работы остались многочисленные сюжетные изображения с образом святителя в различных видах искусства.
13 Косцова А.С., Побединская А.Г. Русские житийные иконы XVI–начала XX века. Каталог выставки/Государственный Эрмитаж. СПб., 1999. С. 144–147. Кат. 30
14 Оно содержится в материалах архива: РГИА. Ф. 797. Оп. 3. Ед. 10253. Л. 95.
15Кузнецова О.Б., Федорчук А.В. Каталог выставки Ярославского художественного музея: Ярославская икона XVI–XIX века. М., 2002. С. 88. Кат. 43.
16Ровинский Д.А. Подробный словарь русских граверов XVI–XIX веков. СПб., 1895. Стб. 25–27.

 

©Яна Зеленина