С. Иванов
Суворин Алексей Сергеевич
(1834–1912) — русский литератор,
книгоиздатель и театральный деятель, «дедушка
русской журналистики», «Ломоносов
русской ежедневной печати», «Наполеон
русского книжного дела». Уроженец села
Коршево Бобровского уезда Воронежской
губернии, он учился в Воронежском
кадетском корпусе. В юности был членом
литературного кружка, в который
входили М.Ф. де Пуле и И.С. Никитин.
Стараниями последнего в 1861 г. был
выпущен литературный сборник «Воронежская
беседа», где опубликованы первые
крупные произведения Суворина. До
самой своей смерти поэт Никитин опекал
начинающего литератора Суворина и
относился к нему с нескрываемой
любовью.
Блестящий талант журналиста
Суворина проявился в «Санкт-Петербургских
ведомостях». В 1876 г. он — владелец и
редактор газеты «Новое время». Под его
руководством «Новое время» стало
национальной газетой, определившей
лицо и журналистский уровень
наступавшего XX столетия, одним из
самых распространенных и наиболее
влиятельных изданий. «Новое время» до
сих пор является вершиной русской
журналистики. Планка, поднятая
талантливыми «нововременцами», так и
не была преодолена в позднейшей
российской периодике. Для
сегодняшнего читателя подшивки «Нового
времени», особенно за 1901–1914 гг., не
только памятник литературной и
общественно-философской мысли: темы,
обсуждаемые тогда газетой,
чрезвычайно актуальны и сегодня. Успех
«Нового времени» в том, что в нем не
было ничего специального, частного,
партийного: все — для всей России.
Именно поэтому газету люто ненавидели
революционные демократы, и социалисты,
и либералы. Газета была закрыта
большевиками в 1917 г., на следующий день
после октябрьского переворота.
А.С. Суворин совершил
колоссальный прорыв в отечественном
издательском деле. Он первым в России
начал издание книг, доступных всем,
даже беднейшим слоям населения. В
сериях «Дешевая библиотека», «Новая
библиотека», «Научная дешевая
библиотека» им было издано более 400
произведений разных авторов.
Суворинские справочники «Весь
Петербург», «Вся Москва», «Вся Россия»,
«Русский календарь» стали настольными
книгами для широкого круга читателей.
В 1895 г. А.С. Суворин создал
образцовый по тем временам театр
Литературно-художественного общества
(ныне Санкт-Петербургский Большой
драматический театр). Сам он пробовал
себя в качестве режиссера,
литературного критика, драматурга.
В журналистике он завоевал
звание «короля русских фельетонистов».
Кроме того, он автор сатирической
повести «Всякие. Очерки современной
жизни», романа «В конце века — Любовь»,
исторических рассказов.
А.С. Суворин никогда не
забывал о своей малой родине. В Коршево
до сих пор сохранились построенные на
его деньги школа и дом для учителя.
Из современников наиболее
близок ему был А.П. Чехов, с которым
Суворин приезжал на свою родину в 1892
году для организации помощи
голодающим.
А.С. Суворин был похоронен в
Санкт-Петербурге при огромном
стечении народа. По свидетельству
современников, тысячные толпы
состояли из людей самых разных
сословий и положений. Среди прочих на
его могиле был и надгробный венок от
Николая II.
Говорить об А.С. Суворине
можно бесконечно. Яркая и самобытная
фигура нашего земляка еще привлечет
внимание отечественных историков. Ну а
пока, как водится, Суворина серьезно
изучают на Западе. А у нас… В основном
повторяется партийно-либеральная
клевета, которая ведет свое начало
отнюдь не с 1917 г. и не кончается 1991 г.
Это лишний раз доказывает, что на самом
деле между нашими демократами,
либералами и коммунистами
принципиальной разницы нет. Они верят
в одного и того же бога — прогресс,
одинаково питаются заимствованными с
Запада идеями, для них история России
— мрак, невежество, уклонение от
правильного пути (здесь они расходятся
только в периодах), они одинаково
пренебрегают национальным
своеобразием России и исповедуют
интернационализм и космополитизм.
Еще в 1862 г. Н.С. Лесков очень
точно определил эту особенность
русских либералов. В статье «Деспотизм
либералов» он пишет: «Если ты не с нами,
так ты подлец!» Следуя этому принципу,
наши либералы предписывают русскому
обществу разом отречься от всего, во
что оно верило и что срослось с его
природой. Александр Солженицын в «Красном
колесе» выводит фатальную
закономерность: «Как ускорение
Кориолиса имеет строго обусловленное
направление на всей Земле и у всех
речных потоков, текущих с севера, так
отклоняет воду, что подмываются и
осыпаются всегда правые берега рек, а
разлив идет налево, — так и все формы
демократического либерализма на Земле,
сколько видно, ударяют всегда вправо,
приглаживают всегда влево. Всегда левы
их симпатии, налево способны
переступать ноги, к леву клонятся
головы слушать суждения, но позорно им
раздаться вправо или принять хотя бы
слово справа».
Суворин не отрекся до самой
смерти от того, во что верил, и тогда
его «пригладили». Еще при жизни в
вышедшем в 1898 г. энциклопедическом
словаре Ефрона и Брокгауза историк
литературы С.А. Венгеров, отметив
блестящий талант А.С. Суворина,
похвалив его за хорошее поведение в
начале журналистской карьеры, написал,
что «во второй половине 70-х гг. “Новое
время” становится центром
национализма и резких нападок на
прогрессивную мысль». Но, несомненно,
окончательно «пригладила» Суворина на
долгие десятилетия статья-пасквиль В.И.
Ленина «Карьера», опубликованная 18
августа 1912 г. Вождь уже на покойника
вылил ушат грязи. Владимир Ильич
злобно попинал труп одного из самых
серьезных своих противников: «Бедняк,
либерал и даже демократ в начале
своего жизненного пути, — миллионер,
самодовольный и бесстыдный хвалитель
буржуазии, пресмыкающийся перед
всяким поворотом политики власть
имущих в конце этого пути». Но самое
печальное, что эти характеристики в
ходу и в наше время.
В целом А.С. Суворин еще не
открыт и не оценен. Кроме «деспотизма
либералов» этому мешал и сам Алексей
Сергеевич. По замечанию В.В. Розанова, «он
был всегда ясен, прост и в высшей
степени натурален», в нем не было ни «малейшей
черты позы, рисовки, занятости собою»,
самодовольства. Видимо, эти черты
характера в контрасте с собственными
позволили Зинаиде Гиппиус о Суворине
написать так: «Талантливый, с хитрецой,
умный, он всего себя… даже без
удовольствия, душевно выпустил в трубу.
По-русски». Эгоистка Гиппиус не могла
увидеть того, что увидел Розанов: «Жить
— значит служить, и Бог — служит миру,
а все люди — служат друг другу, и мы —
служим России, а Россия — служит всем.
В этих “службах” и их узоре есть
ошибки, и избегнуть их никому не дано:
однако важно, и это одно важно, чтобы не
утрачивалась идея самой “службы”,
чтобы она не исчезла из мира, ибо без
нее мир погибнет в бесчестности. Вот в
эту-то “честность” Суворин и вошел…
Он принял бесчисленные оскорбления,
принял лютый вой всей печати на себя,
принял комки грязи… заслонив от уймы
подлости и пошлости больное тело
России».
Таков Суворин, «отогревший
Розанова, изнывавшего в провинции в
бедности и не на любимом деле, как в
свое время пригрел Чехова» (Д.А.
Лутохин). Суворин, написавший полное
искреннего уважения «Маленькое письмо»
по поводу гибели социал-демократа
Церетели, потому что последний до
конца верил в себя и говорил правду,
как он ее понимал.
Суворин, мечтавший о Земском
Соборе, который решил бы судьбу России.
Суворин, веривший в то, что «разумная
свобода достигается трудно, не по
приказу, не в короткий срок, не
насильственным ускорением истории.
Нужны настойчивые, продолжительные
усилия и труд, неутомимая борьба с
роковыми препятствиями и
случайностями, борьба силой
просвещения — единственно надежным
путем». Такой Суворин, вырванный из
плена либерально-революционной
клеветы, и сегодня нужен всем нам,
нужен России.
|