2 (123) 2009

Церковь и общество

Шестнадцатый Патриарх
1 февраля в кафедральном храме Христа Спасителя состоялась интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Он был избран на Московский Патриарший престол Поместным Собором Русской Православной Церкви 27 января.

В храме Христа Спасителя собрался сонм архипастырей и пастырей Русской Православной Церкви, монашествующие, тысячи мирян. На интронизацию Патриарха Московского и всея Руси прибыли Блаженнейший Патриарх Александрийский Феодор, Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва, Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор, а также делегации всех Поместных Православных Церквей.

Патриаршее служение – особый духовный подвиг
Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
после интронизации 1 февраля в храме Христа Спасителя.
Ваши Блаженства, Предстоятели и представители Святых Божиих Церквей! Глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич Медведев, Президент Российской Федерации! Глубокоуважаемый Владимир Владимирович Путин, Председатель Правительства Российской Федерации! Глубокоуважаемые главы и представители государств, православные народы которых пребывают в лоне Московского Патриархата, представители иных стран! Преосвященные собратья архипастыри! Всечестные отцы, матушки игумении, дорогие во Христе братья и сестры!

Епархиальная жизнь

Пусть горит свеча веры
20 января митрополит Сергий совершил чин великого освящения храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» и Божественную литургию в Спасском женском монастыре села Костомарово.

В память трех святителей
Год назад, 12 февраля, в день празднования Собора вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, Божественная литургия в Успенском семинарском храме впервые была совершена на греческом языке.

Духовные основы русской культуры
29 января областная научная библиотека имени И.С. Никитина совместно с Воронежской духовной семинарией, Воронежским государственным университетом и областным художественным музеем имени И. Крамского открыла цикл публичных лекций «Духовные основы русской культуры».

Богатство и бедность

«Надо думать и о душе своей»
Для каждого верующего человека очевидно, что экономический кризис является следствием более глубокого и опасного духовного кризиса, одно из выражений которого – пренебрежение нравственными нормами и ценностями, охватившее все общество как на Западе, так и в России. Нам необходимо увидеть и осознать в кризисных явлениях прежде всего духовный смысл – погоня за прибылью, за экономическим господством, за безумным богатством, лишающим человека внутренней свободы, не может и не должна быть целью человеческой жизни...

О мировом кризисе
«Кризис» – слово греческое, в переводе оно означает «суд». В Священном Писании слово «суд» употребляется многократно. Так, мы читаем у псалмопевца: «Сего ради не воскреснут нечестивии на суд» (Пс. 1, 5). Далее опять: «Милость и суд воспою Тебе, Господи» (Пс. 100, 1). Мудрый царь Соломон пишет, что «от Господа придет суд всякому» (см.: Притч. 29, 26). Сам Спаситель сказал: «Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну» (Ин. 5, 22). Апостол же Петр пишет: «Время начаться суду с дома Божия» (1 Пет. 4, 17).

Памятные даты

«Буди и нам утверждение в вере»
7 февраля – 80 лет со дня кончины священномученика Петра (Зверева).
Cлужение священномученика Петра (Зверева) связано с нашей землей – в 1926 году Владыка возглавлял Воронежскую кафедру. Святитель принял мученическую кончину на Соловках в 1929 году. В 2000 году на Юбилейном Архиерейском Cоборе был причислен к лику святых.

Вечная тишина покоя
Есть православные обители на далеких островах, которые нельзя охарактеризовать коротко, несколькими словами или несколькими фотографиями.

Они вообще как бы не подлежат классификации, не нуждаются в восторгах, похвалах или сожалениях.
Они просто выше всего этого.
Выше и все!

«Боже, Ты знаешь все...»
Как бы человек ни молился – сам или по молитвослову, – главное, как учит Церковь, чтобы он делал это систематически, со вниманием и благоговением. Примером такого отношения к молитве может послужить «Келейная книжица» архимандрита Иоанна (Крестьянкина).
...Еще он говорил: самое большое чудо, что мы в Церкви и что мы должны увидеть себя такими, какие есть. Вот это чудо. А батюшка всегда: «Не нам, не нам, но имени Твоему, Господи, даждь славу».

Молодежь и Православие

«Человек приходит в мир, чтобы дарить...»
Удивительно свежи и новы слова Святейшего Патриарха Алексия II почти 20 лет спустя, какие глубокие и пронзительные краски они добавляют к портрету приснопамятного дорогого нашего Патриарха Алексия. Это его слово к молодежи, это его слово ко всем нам.
Дорогие мои! Мне 62 года. Вам приблизительно в три раза меньше. Очевидно, что вам придется жить в мире, который будет сильно отличаться от того мира, в котором я прошел всю свою жизнь за исключением оставшегося и самого сложного для меня отрезка.
Общество, в котором будете жить вы, будет более жестким. Я надеюсь, в нем будет меньше внешнего, государственного принуждения. Но оно само будет принуждать вас к действию, к выбору, к непрестанной активности, к борьбе за выживание и успех. А бремя свободы всегда жестко, всегда трудно...

Горе миру от соблазнов
В Отечестве нашем наблюдается сейчас два процесса. Многие быстро деградируют, перерождаются в членов нового общества – потребительского. Таких людей трудно уже отнести к гомо сапиенс. Волна за волной обрушиваются соблазны на Россию, но Господь их попускает:
«Ибо надобно придти соблазнам» (Мф. 18, 7). Мы видим, как посреди вакханалии создается малое стадо, устойчивое к искушениям. Так что не будем унывать, хотя как не печалиться, когда видишь, что происходит с Россией...

Память смертная

Со святыми упокой...
21 февраля – мясопустная родительская суббота.

«Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38), – говорит Спаситель. Имея веру в эту Божественную истину, мы с вами поэтому и призываемся сегодня сообща помолиться за своих усопших.

...после смерти любимых нами родных и близких мы очень часто скорбим, что не смогли доставить им в последние дни их пребывания на земле мира и покоя, что своим невыдержанным характером и необдуманными поступками мы отравили горечью жизнь тех, кто нас любил и кого мы любили. Зачем мы не дали радости, любви нашим близким хотя бы на пороге их смерти? А теперь уже поздно…

Но Церковь нам говорит, что не поздно и мы можем и сейчас примириться с ними и доставить им радость, которой не дали при их жизни...

Духовная школа

Архиепископ Богучарский Серафим (Соболев):
воронежский период служения
К предстоящей канонизации святителя...
Архивных сведений о воронежском периоде (1913 – 1919) жизни и деятельности архимандрита Серафима (Соболева) почти не сохранилось. Как правило, это краткие (из нескольких строк) информационные сообщения в периодической печати...

21 декабря 1912 года инспектор Костромской духовной семинарии игумен Серафим (Соболев) получил указ Святейшего Правительствующего Синода за № 11822 о назначении ректором Воронежской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита и через месяц прибыл в Воронеж. Одновременно со вступлением в должность ректора принял обязанности главного редактора «Воронежских епархиальных ведомостей». На протяжении 1913 – 1916 годов им были подписаны все редакционные объявления и информационные сообщения о подписке, а также все номера журнала.

Правило веры

«Неусвоенный опыт возвращается к нам новыми ошибками»
...Люди, приходя в Церковь, ищут того, чего Церковь не может им дать (чтобы устроилось их материальное и социальное бытие, а также стали удобными взаимоотношения с близкими и дальними им людьми, причем так, как им самим хочется), и не ищут и не помышляют о том, что она может им дать Царствие Божие, а уже как следствие этих поисков и все остальное. Настроенные таким образом, индивидуалистически и безрассудно, люди, естественно, не воспринимают ни церковных реалий, ни исторических – только оболочку жизни; они становятся неспособными к восприятию содержательной части церковного или исторического прошлого. Им хочется отмахнуться от всего тяжелого в жизни, от массовых расстрелов, тысяч смертей, которые ощущаются как нечто иррациональное, не поддающееся осмыслению, хочется обратиться к светлой стороне жизни, а она рождается из поисков Царствия Божия. А для этого нужно принять прошлое со всеми его страданиями. И современная, и будущая жизнь России неразрывно, органически связана с прошлым, вырастает из него.

Литературная страница

Оскудение
А теперь оскудение… Тускнеют златые главы собора, и рушатся монастырские стены… Недавно во время полунощницы упал с колокольни самый дорогой – подарок царский – серебряный колокол… Не к добру…
Лицо монахини приняло робкое выражение, и она зашептала молитву Иисусову:
– Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных.

Икона
Все было седое: колокольня, иконы, ризы и батюшка с диаконом. Недавно стал седеть и псаломщик. Церковь стояла на окраине большого портового города.

Из-за густых деревьев, осенивших церковный двор, города не слышно было и не видно. На дворе росла густая некошеная трава – здесь она казалась тише и святее, чем в городских садах. Церковь и тихие служители ее обладали даром вносить в жизнь загородного прихода душевное упокоение и неизъяснимый уют.

Малая Церковь

Наша семья – семь «я»
Наша семья – это семь «я» в прямом смысле – папа, мама и пять деток: 4 сыночка и лапочка дочка. Самому старшему в январе исполнилось 7 лет, младшему сейчас 9 месяцев...

Любовь – тайна Божия
«Любовь – тайна Божия и от всех глаз чужих должна быть закрыта, что бы там ни произошло. Святее от этого, лучше...».
«Нет ничего выше на свете счастья семейного», – именно эти слова Федор Михайлович Достоевский написал в письме своему брату Андрею в 1851 году.
Для Достоевского семья – действительно счастье, «которое раз в жизни дается» по Промыслу Божию и по доброй воле супругов и в фундаменте которой лежат любовь, уважение, единство убеждений. «Семья ведь тоже созидается, а не дается готовою, и никаких прав и никаких обязанностей не дается тут готовыми, а все они сами собою, одно из другого вытекают. Тогда только это и крепко, тогда только это и свято. Созидается же семья неустанным трудом любви

Почитаем вместе

Умеем ли мы любить?
Ты жалуешься, что тебя никто не любит, но какое нам дело, любит ли нас кто или не любит? Наше дело – любим ли мы? Умеем ли мы любить? А платит ли нам кто за любовь любовью – это не наше дело, за это взыщет Бог.
Только мне кажется, любовь всегда взаимна. Если только мы постараемся делать что-нибудь угодное и приятное тому, кого любим, ничего от него не требуя, ничего не прося в награду, то наконец полюбит и он нас...

Белая ворона
– Как тебя зовут? – спросил старик Настю.
– Настя, – ответила девочка.
– А на кого ты похожа? – спросил старик.
– Я похожа на папу, – сказала Настя.
– Нет, – сказал старик. – Ты похожа на маленькую цветную свечку, которую зажгли в темной комнате на новогодней елке.
Настя почему-то смутилась.
– Как ты думаешь, – спросил старик, – какая птица самая красивая?
– Не знаю, – сказала Настя. – Лебедь?...

Духовный собеседник

Будь добр
Бог есть любовь, а любовь добра. Мы хотим угодить Богу. Мы желаем, «чтобы жизнь Иисусова открылась в теле нашем» (2 Кор. 4, 10). Лучший способ добиться этого – быть добрым.
Знак любви – это улыбка. Доброта весело и ласково смотрит на жизнь, она везде и во всем ищет хорошего. Доброта – это единственное, в чем мы все так нуждаемся, и вместе с тем это самое возможное и легкое, что мы можем дать окружающим нас...

Помолись Богородице
...
Отец Алипий говорит старушке: «Ну, мать, не знаю, как тебя и отблагодарить!». А Она ему отвечает: «А ты мне еще всю жизнь свою служить будешь!» – и пропала, как будто и не было. Тут-то и вспомнил он прощальное материнское напутствие, тут только и понял он, что это была за Старушка!

Духовная поэзия
По вере жить – как это много!
Не уклоняясь от креста,
По вере жить и славить Бога,
За нас распятого Христа...

2 (123) 2009