|
Церковь и общество |
|
Шестнадцатый Патриарх
1 февраля в кафедральном храме Христа Спасителя состоялась
интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Он
был избран на Московский Патриарший престол Поместным Собором Русской
Православной Церкви 27 января.
В храме Христа Спасителя собрался сонм архипастырей и пастырей Русской
Православной Церкви, монашествующие, тысячи мирян. На интронизацию
Патриарха Московского и всея Руси прибыли Блаженнейший Патриарх
Александрийский Феодор, Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей
Албании Анастасий, Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши
Савва, Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор, а
также делегации всех Поместных Православных Церквей. |
Патриаршее служение – особый духовный
подвиг
Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
после интронизации 1 февраля в храме Христа Спасителя.
Ваши Блаженства, Предстоятели и представители Святых Божиих Церквей!
Глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич Медведев, Президент Российской
Федерации! Глубокоуважаемый Владимир Владимирович Путин, Председатель
Правительства Российской Федерации! Глубокоуважаемые главы и
представители государств, православные народы которых пребывают в лоне
Московского Патриархата, представители иных стран! Преосвященные
собратья архипастыри! Всечестные отцы, матушки игумении, дорогие во
Христе братья и сестры! |
Епархиальная жизнь |
|
Пусть горит свеча веры
20 января митрополит Сергий совершил чин великого
освящения храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших»
и Божественную литургию в Спасском женском монастыре села Костомарово. |
В память трех святителей
Год назад, 12 февраля, в день празднования Собора
вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и
Иоанна Златоустого, Божественная литургия в Успенском семинарском храме
впервые была совершена на греческом языке. |
Духовные основы русской культуры
29 января областная научная библиотека имени И.С. Никитина совместно с
Воронежской духовной семинарией, Воронежским государственным
университетом и областным художественным музеем имени И. Крамского
открыла цикл публичных лекций «Духовные основы русской культуры». |
Богатство и бедность |
|
«Надо думать и о душе своей»
Для каждого верующего человека очевидно, что
экономический кризис является следствием более глубокого и опасного
духовного кризиса, одно из выражений которого – пренебрежение
нравственными нормами и ценностями, охватившее все общество как на
Западе, так и в России. Нам необходимо увидеть и осознать в кризисных
явлениях прежде всего духовный смысл – погоня за прибылью, за
экономическим господством, за безумным богатством, лишающим человека
внутренней свободы, не может и не должна быть целью человеческой
жизни... |
О мировом кризисе
«Кризис» – слово греческое, в переводе оно означает
«суд». В Священном Писании слово «суд» употребляется многократно. Так,
мы читаем у псалмопевца: «Сего ради не воскреснут нечестивии на суд» (Пс.
1, 5). Далее опять: «Милость и суд воспою Тебе, Господи» (Пс. 100, 1).
Мудрый царь Соломон пишет, что «от Господа придет суд всякому» (см.:
Притч. 29, 26). Сам Спаситель сказал: «Отец и не судит никого, но весь
суд отдал Сыну» (Ин. 5, 22). Апостол же Петр пишет: «Время начаться суду
с дома Божия» (1 Пет. 4, 17). |
Памятные даты |
|
«Буди и нам утверждение в вере»
7 февраля – 80 лет со дня кончины священномученика Петра
(Зверева).
Cлужение священномученика Петра (Зверева) связано с нашей землей – в
1926 году Владыка возглавлял Воронежскую кафедру. Святитель принял
мученическую кончину на Соловках в 1929 году. В 2000 году на Юбилейном
Архиерейском Cоборе был причислен к лику святых. |
Вечная тишина покоя
Есть православные обители на далеких островах, которые
нельзя охарактеризовать коротко, несколькими словами или несколькими
фотографиями.
Они вообще как бы не подлежат классификации, не нуждаются в восторгах,
похвалах или сожалениях.
Они просто выше всего этого.
Выше и все! |
«Боже, Ты знаешь все...»
Как бы человек ни молился – сам или по молитвослову, – главное, как
учит Церковь, чтобы он делал это систематически, со вниманием и
благоговением. Примером такого отношения к молитве может послужить
«Келейная книжица» архимандрита Иоанна (Крестьянкина).
...Еще он говорил: самое большое чудо, что мы в Церкви и что мы
должны увидеть себя такими, какие есть. Вот это чудо. А батюшка всегда:
«Не нам, не нам, но имени Твоему, Господи, даждь славу». |
Молодежь и Православие |
|
«Человек приходит в мир, чтобы
дарить...»
Удивительно свежи и новы слова Святейшего Патриарха
Алексия II почти 20 лет спустя, какие глубокие и пронзительные краски
они добавляют к портрету приснопамятного дорогого нашего Патриарха
Алексия. Это его слово к молодежи, это его слово ко всем нам.
Дорогие мои! Мне 62 года. Вам приблизительно в три
раза меньше. Очевидно, что вам придется жить в мире, который будет
сильно отличаться от того мира, в котором я прошел всю свою жизнь за
исключением оставшегося и самого сложного для меня отрезка.
Общество, в котором будете жить вы, будет более жестким. Я надеюсь, в
нем будет меньше внешнего, государственного принуждения. Но оно само
будет принуждать вас к действию, к выбору, к непрестанной активности, к
борьбе за выживание и успех. А бремя свободы всегда жестко, всегда
трудно... |
Горе миру от соблазнов
В Отечестве нашем наблюдается сейчас два
процесса. Многие быстро деградируют, перерождаются в членов нового
общества – потребительского. Таких людей трудно уже отнести к гомо
сапиенс. Волна за волной обрушиваются соблазны на Россию, но Господь
их попускает:
«Ибо надобно придти соблазнам» (Мф. 18, 7). Мы видим,
как посреди вакханалии создается малое стадо, устойчивое к
искушениям. Так что не будем унывать, хотя как не печалиться, когда
видишь, что происходит с Россией... |
Память смертная |
|
Со святыми упокой...
21 февраля – мясопустная родительская суббота.
«Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20,
38), – говорит Спаситель. Имея веру в эту Божественную истину, мы с вами
поэтому и призываемся сегодня сообща помолиться за своих усопших.
...после смерти любимых нами родных и близких мы очень часто скорбим,
что не смогли доставить им в последние дни их пребывания на земле мира и
покоя, что своим невыдержанным характером и необдуманными поступками мы
отравили горечью жизнь тех, кто нас любил и кого мы любили. Зачем мы не
дали радости, любви нашим близким хотя бы на пороге их смерти? А теперь
уже поздно…
Но Церковь нам говорит, что не поздно и мы можем и сейчас
примириться с ними и доставить им радость, которой не дали при их
жизни... |
Духовная школа |
|
Архиепископ Богучарский Серафим
(Соболев):
воронежский период служения
К предстоящей канонизации святителя...
Архивных сведений о воронежском периоде (1913 – 1919) жизни и
деятельности архимандрита Серафима (Соболева) почти не сохранилось. Как
правило, это краткие (из нескольких строк) информационные сообщения в
периодической печати...
21 декабря 1912 года инспектор Костромской духовной семинарии игумен
Серафим (Соболев) получил указ Святейшего Правительствующего Синода
за № 11822 о назначении ректором Воронежской духовной семинарии с
возведением в сан архимандрита и через месяц прибыл в Воронеж.
Одновременно со вступлением в должность ректора принял обязанности
главного редактора «Воронежских епархиальных ведомостей». На
протяжении 1913 – 1916 годов им были подписаны все редакционные
объявления и информационные сообщения о подписке, а также все номера
журнала. |
Правило веры |
|
«Неусвоенный опыт возвращается к нам
новыми ошибками»
...Люди, приходя в Церковь, ищут того, чего Церковь не
может им дать (чтобы устроилось их материальное и социальное бытие, а
также стали удобными взаимоотношения с близкими и дальними им людьми,
причем так, как им самим хочется), и не ищут и не помышляют о том, что
она может им дать Царствие Божие, а уже как следствие этих поисков и все
остальное. Настроенные таким образом, индивидуалистически и
безрассудно, люди, естественно, не воспринимают ни церковных реалий,
ни исторических – только оболочку жизни; они становятся неспособными
к восприятию содержательной части церковного или исторического
прошлого. Им хочется отмахнуться от всего тяжелого в жизни, от
массовых расстрелов, тысяч смертей, которые ощущаются как нечто
иррациональное, не поддающееся осмыслению, хочется обратиться к
светлой стороне жизни, а она рождается из поисков Царствия Божия. А
для этого нужно принять прошлое со всеми его страданиями. И
современная, и будущая жизнь России неразрывно, органически связана
с прошлым, вырастает из него. |
Литературная страница |
|
Оскудение
А теперь оскудение… Тускнеют златые главы собора, и
рушатся монастырские стены… Недавно во время полунощницы упал с
колокольни самый дорогой – подарок царский – серебряный колокол… Не к
добру…
Лицо монахини приняло робкое выражение, и она зашептала молитву Иисусову:
– Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных. |
Икона
Все было седое: колокольня, иконы, ризы и батюшка с
диаконом. Недавно стал седеть и псаломщик. Церковь стояла на окраине
большого портового города.
Из-за густых деревьев, осенивших церковный двор, города не слышно было и
не видно. На дворе росла густая некошеная трава – здесь она казалась
тише и святее, чем в городских садах. Церковь и тихие служители ее
обладали даром вносить в жизнь загородного прихода душевное упокоение и
неизъяснимый уют. |
Малая Церковь |
|
Наша семья – семь «я»
Наша семья – это семь «я» в прямом смысле – папа, мама и пять деток: 4
сыночка и лапочка дочка. Самому старшему в январе исполнилось 7 лет,
младшему сейчас 9 месяцев...
|
Любовь – тайна Божия
«Любовь – тайна Божия и от всех глаз чужих должна быть
закрыта, что бы там ни произошло. Святее от этого, лучше...». «Нет
ничего выше на свете счастья семейного», – именно эти слова Федор
Михайлович Достоевский написал в письме своему брату Андрею в 1851 году.
Для Достоевского семья – действительно счастье, «которое раз в жизни
дается» по Промыслу Божию и по доброй воле супругов и в фундаменте
которой лежат любовь, уважение, единство убеждений. «Семья ведь тоже
созидается, а не дается готовою, и никаких прав и никаких
обязанностей не дается тут готовыми, а все они сами собою, одно из
другого вытекают. Тогда только это и крепко, тогда только это и свято.
Созидается же семья неустанным трудом любви |
Почитаем вместе |
|
Умеем ли мы любить?
Ты жалуешься, что тебя никто не любит, но какое нам дело,
любит ли нас кто или не любит? Наше дело – любим ли мы? Умеем ли мы
любить? А платит ли нам кто за любовь любовью – это не наше дело, за это
взыщет Бог. Только мне кажется, любовь всегда взаимна. Если только
мы постараемся делать что-нибудь угодное и приятное тому, кого любим,
ничего от него не требуя, ничего не прося в награду, то наконец полюбит
и он нас... |
Белая ворона
– Как тебя зовут? – спросил старик Настю.
– Настя, – ответила девочка.
– А на кого ты похожа? – спросил старик.
– Я похожа на папу, – сказала Настя.
– Нет, – сказал старик. – Ты похожа на маленькую цветную свечку, которую
зажгли в темной комнате на новогодней елке.
Настя почему-то смутилась.
– Как ты думаешь, – спросил старик, – какая птица самая красивая?
– Не знаю, – сказала Настя. – Лебедь?...
|
Духовный собеседник |
|
Будь добр
Бог есть любовь, а любовь добра. Мы хотим угодить Богу. Мы желаем,
«чтобы жизнь Иисусова открылась в теле нашем» (2 Кор. 4, 10). Лучший
способ добиться этого – быть добрым.
Знак любви – это улыбка. Доброта весело и ласково смотрит на жизнь,
она везде и во всем ищет хорошего. Доброта – это единственное, в чем мы
все так нуждаемся, и вместе с тем это самое возможное и легкое, что мы
можем дать окружающим нас...
|
Помолись Богородице
...Отец
Алипий говорит старушке: «Ну, мать, не знаю, как тебя и отблагодарить!».
А Она ему отвечает: «А ты мне еще всю жизнь свою служить будешь!» – и
пропала, как будто и не было. Тут-то и вспомнил он прощальное
материнское напутствие, тут только и понял он, что это была за Старушка! |
Духовная
поэзия
По вере жить – как это много!
Не уклоняясь от креста,
По вере жить и славить Бога,
За нас распятого Христа... |
|