Любовь – тайна Божия


«Любовь – тайна Божия и от всех глаз чужих должна быть закрыта, что бы там ни произошло. Святее от этого, лучше...».

«Нет ничего выше на свете счастья семейного», – именно эти слова Федор Михайлович Достоевский написал в письме своему брату Андрею в 1851 году.

Вопрос о создании семьи, о намерении двух людей ее образовать затрагивал и продолжает затрагивать многих. С проблемой выбора и решающего шага сталкивался практически каждый человек. По каким критериям выбирать половинку, что самое важное, что второстепенное в отношениях близких людей, намеревающихся соединиться узами брака?

Достоевским здесь на первый план выдвигается любовь и основанное на ней обоюдное уважение, на котором и зиждется брак. «Все отношения должны быть всю жизнь основаны на внутреннем взаимном, обоюдном уважении», – читаем в письме Федора Михайловича Павлу Исаеву.

В другом письме к своей племяннице Софье Александровне Ивановой Достоевский, выражая свое искреннее желание скорейшего брака для нее, говорит так: «Все это должно быть и сделаться по вашей воле к общему удовольствию». Не нужда и необходимость брака как такового важны, не мнение окружающих, а добрая воля, собственное искреннее желание и любовь. «Не любя ни за что нельзя выйти», – писал Достоевский, а в другом письме пояснял: «Вы пишете, что его не любите, а это все. Ни из какой цели нельзя уродовать свою жизнь. Если не любите, то и не выходите». Кроме того, писатель был убежден, что «быть доброй женой и особенно матерью – это вершина назначения женщины».

В «Записках из подполья» находим следующие слова: «И коль раз уж была любовь, коль по любви венчались, зачем любви проходить! Неужто нельзя ее поддержать? Первая брачная любовь пройдет, правда, а там придет любовь еще лучше. Там душой сойдутся, все дела свои сообща положат; тайны друг от друга не будет». Вот она – единая супружеская упряжь, где все пополам, где нет тайны от другого, где родство душ...

Для Достоевского семья – действительно счастье, «которое раз в жизни дается» по Промыслу Божию и по доброй воле супругов и в фундаменте которой лежат любовь, уважение, единство убеждений. «Семья ведь тоже созидается, а не дается готовою, и никаких прав и никаких обязанностей не дается тут готовыми, а все они сами собою, одно из другого вытекают. Тогда только это и крепко, тогда только это и свято. Созидается же семья неустанным трудом любви».

О. БАЧУРИНА
Славянка
 

Воронеж Православный №2 (123) 2009