В последние годы появилось много новых религиозных
организаций, которые в литературе обозначают как нетрадиционные религии.
По данным статистики, к последователям нетрадиционных религий причисляют
себя 160 млн. человек в мире! На Западе и в России такие новые культы
принято называть тоталитарными сектами. К ним относят те религиозные
образования, для которых характерен жесткий фанатизм, стремление
изолировать своих приверженцев от окружающего мира. Они практикуют
насилие, беспорядочные сексуальные отношения, занимаются финансовыми
махинациями, силой удерживают людей в своих рядах, ведут активную работу
по разрушению семейных связей и т.д. Основой для возникновения такого
рода организаций стало распространение целительства, исчезновение
цельного религиозного мировоззрения, пропаганда восточных верований,
паранаучные идеологии (в астрологию верят 70 % населения России – такого
показания нет ни в одной стране Запада).
Все нетрадиционные религии имеют ряд общих элементов.
Их объединение происходит на основе протеста против общества или других
религиозных верований. В сектах существует представление об основателе
как о человеке исключительном и богоизбранном, которому открылась
абсолютная истина. Новая религия строится на основе жёсткой дисциплины,
твердого устава, определяющего внутреннюю жизнь секты. В
псевдорелигиозных организациях, как правило, используется психотерапия,
техника психологического манипулирования. А также новые религии
находятся в оппозиции к официальным церквям.
В настоящее время в России насчитывается около 5000
различных организаций культовой направленности, в которых состоит около
2,5 млн. человек (в ФРГ их 700, а в США – 3000).
Преимущественно в секты вовлекается молодежь, но
приводят их туда разные причины. Первую группу составляют люди с
психическими заболеваниями или с некоторыми особенностями психического
развития. Вторая группа представлена психически здоровыми людьми, но у
которых существуют серьезные проблемы в семейной жизни или
профессиональной деятельности. Это те люди, которым не хватает внимания,
любви и уважения близких. Как правило, они воспитывались в семьях с
авторитарным стилем воспитания, где отсутствовало душевное тепло. Третью
группу наполняют личности, занятые интенсивными духовными поисками. Это
творческие люди, переживающие мировоззренческий кризис, стремления
которых к высшим целям остались невостребованными в обществе. Такая
позиция побуждает человека к поиску группы людей, разделяющей его
стремления.
Особую группу составляют люди, которые находятся в
данный момент в непривычном, неустойчивом или неприятном социальном и
психологическом положении. Это абитуриенты и выпускники ВУЗов, люди на
отдыхе (путешествие, места развлечений), любой человек, переживающей
какой-то стресс (болезнь, смерть близких, развод, переезд, безработица и
т.п.), пожилые люди, оказавшиеся в длительном одиночестве, беженцы,
мигранты.
В большинстве случаев последователями нетрадиционных
религий становятся люди с разрушенными социальными связями, утратившие
или не имевшие твердых духовных ориентиров, выбитые из привычной жизни.
Однако следует понимать, что при некотором стечении
обстоятельств жертвой манипулирования со стороны тоталитарных сект может
оказаться, хотя бы и ненадолго, любой человек.
В целом можно сказать, что секта изменяет внутренний
мир человека, подчиняя его себе. Главный результат их деятельности –
разрушение личности.
В настоящее время в зарубежной психологии существуют
следующие направления по работе с культовой зависимостью. Первое из них
– это депрограммирование участников деструктивных культов. В основе
этого метода лежит тактика переубеждения, призывающая к здравому смыслу,
которая ориентирована на содержание проблемы. Данное направление иногда
предусматривает насильственное похищение и принудительное заточение
жертв тоталитарных сект. Процесс депрограммирования длится несколько
дней, а в некоторых случаях занимает несколько недель. Результат
считается достигнутым, если участник культа проявляет признаки
психологического перелома и освобождения от культовой зависимости.
В США предусмотрена уголовная ответственность для тех
лиц, которые применяют данный метод к людям старше 18 лет, в случае
неудачного исхода депрограммирования.
Депрограммирование, как правило, наносит
психологическую травму не только тому человеку, на которого направлено
воздействие, но и остальным участникам процесса, поскольку данный метод
не предполагает предварительного консультирования с членами семьи. В
данном направлении не уделяется внимания последующей адаптации и
реабилитации бывшего культиста.
Таким образом, депрограммирование юридически
рискованно, так как оно осуществляется почти нелегальными методами, но
до 1970-х гг. оно было единственным средством спасения от культовой
зависимости.
В начале 1990-х гг. депрограммирование вытесняется
консультированием о реформировании мышления (консультированием о
выходе). Данное направление разработали Кэрол и Ноэл Джиамбалво. Это
один их самых популярных и широко применяемых в США методов работы с
культовой зависимостью. Его цель – развить способность критически
мыслить, оказать помощь в принятии решения на основе уважительного
сообщения информации.
«В том случае, когда участник культа дает психологам
достаточно времени для предоставления их информации (обычно около трех
дней) – консультируемые решают уйти примерно в 90 % случаев. Если они не
дают консультантам достаточно времени, но выслушивают их информацию,
результат достигается примерно в 60 % случаев».
Для использования данного метода нужно, чтобы члены
семьи поддерживали хорошие отношения с участником культа. Если этого
нет, то им необходимо установить взаимопонимание с культистом. Для этого
психолог сообщает членам семьи эффективные методы общения, а так же иную
информацию, которая понадобиться в ходе применения консультирования
члена деструктивного культа.
Данный способ работы предполагает подбор команды,
которая состоит из 3-4 психологов и заинтересованных членов семьи.
Консультирование длится около 3 дней по 12-16 часов в
сутки, и включает следующие этапы.
1. Официальное представление специалиста по
консультированию реформирования мышления.
На этом этапе семья представляет психологов культисту.
Специалисты по консультированию рассказывают о своих намерениях, дают
понять члену культа о том, что семья обеспокоена его участием в секте.
Не дают категоричных оценок происходящего, не спорят с культистом,
показывают свою готовность слушать. На основе полученной информации
участник культа сам принимает решение.
2. Враждебность, отрицание, диссоциация.
Включаются механизмы психологической защиты, и
культист отрицает факты или воспоминания, либо заново их истолковывает.
Это происходит неосознанно. В том случае наиболее эффективным способом
сравниться с отрицанием будет терпение, терпеливое предоставление
информации. Обсуждается тактика контроля сознания, принятая в секте.
3. Сопротивление.
Признаками сопротивления являются попытки сменить
тему или придирки. Демонстративное сопротивление, которое проявляет
человек с культовой зависимостью той информации, которую предоставляет
специалист по консультированию, является положительным знаком, поскольку
человек не хочет обсуждать его, а не отрицает. Консультант должен
продолжать информационное воздействие.
4. Интерес.
Клиент проявляет интерес, если у него проявляются
вопросы относительно предоставляемой ему информации, происходит
изменение качества отношений, что проявляется в дружелюбии.
5. Участие.
Клиент стремится к поиску истины, способен к
разносторонним взглядам на события. Он не проявляет враждебности по
отношению к консультантам. Культист сам дает информацию о деструктивной
деятельности культа.
6. Установление взаимосвязей.
Участник деструктивного культа оценивает, сравнивает,
устанавливает взаимосвязь между полученной информацией. Создает
последовательную, собственную, основанную на полученной информации,
точку зрения. Это говорит об успехе процесса консультирования, поскольку
человек мыслит независимо. Те, кто пребывал в культе длительное время
быстрее откликаются на информацию консультантов, поскольку у них было
время увидеть некоторые отрицательные стороны культа. Установление
взаимосвязей происходит при адекватном восприятии действительности,
признании существования различны точек зрения, восприятии альтернатив
культовой группе.
Специалисты по реформированию мышления уважительно
относятся к любому выбору, который сделает клиент. Если человек
принимает решение покинуть деструктивный культ, то специалист по
консультированию дает информацию о том, какие ресурсы могут ему помочь в
дальнейшем.
Участие в консультировании всегда добровольное.
Консультирование по реформированию мышления не нарушает права людей. В
его основе профессиональное мастерство, а не сила. Это информационный
подход, который ориентирован не на личность, а на содержание проблемы.
Консультанту принадлежит ведущая роль в этом процессе. Именно от его
образования, навыков, знаний будет зависеть успех консультирования.
«Большинство консультантов в этой области – бывшие
члены культов, не имеющие вообще никакой социальной подготовки.
Возможность сделать что-либо помимо обеспечения информации в культах и
принципах контроля сознания выходит за пределы их компетенции».
Чтобы эффективно содействовать исцелению необходимы
специализированные знаний и подготовка.
Программы помощи жертвам деструктивных культов и
программы профессиональной подготовки, организованные гражданской
организацией или церковью, могли бы в большой степени изменить жизнь
человека после пребывания в секте. И главное место в реабилитации жертв
деструктивных культов должно принадлежать Русской Православной Церкви и
профессиональной медицине.