А.А. Шевченко
ВГМА им. Н.Н. Бурденко, кандидат философских наук.
Проблема распространение веры: православное предание и вызовы современности.
Вера – это фундаментальное
свойство человеческой личности. Вера есть везде, где есть человек. Вера,
поэтому, неизбежно предполагает существование личности и имеет личностное
измерение. Распространение веры не следует понимать по аналогии с диффузией
некой физической субстанции туда, где ее нет. Секуляризм в котором
необходимо распространять теперь веру, - это не субстанция, это точка
зрения. Распространение веры теперь совершается не в некоем пустом
географическом пространстве, где никогда не проповедовалось Божье слово.
Миссионерская территория имеет не пространственное, а личностное измерение.
Вокруг нас находятся наши близкие, нуждающиеся в христианском миссионерстве
не меньше чем народы далеких стран, не знавшие о Христе. В 1999 году на
конференции католических епископов Европы говорилось о необходимости
евангелизации крещеных. Не потому ли вопрос ставится таким образом, что у
многих христиан отсутствует опыт жизни в Святом Духе? Человек, пожелавший
войти в Церковь, часто думает, что он входит в помещение храма, или в
учреждение. А он входит в общение с народом Божьим. И миссионеры – это
посредники Церкви в миру, которые своим личностным присутствием призваны
помочь человеку войти в Предание, то есть в область действия Святого Духа,
которое реализуется в жизни общины. Предание является живой, поддерживаемой
Святым Духом, личной верой людей, которые, быть может, давно уже умерли.
Целью христианства является спасение. Однако, человек приходящий в церковь
впервые, не знает об этом и имеет совершенно другие цели. Эти цели, как
правило, укоренены в ощущении неудовлетворенности жизнью, ощущением ее
неполноты. Но эта интуиция метафизического недостатка, к сожалению, чаще
всего оформляется не в сознательный поиск Истины и путей спасения. Чаще
всего люди приходит теперь в храм не ради спасения и не ради истины, а по
бытовым причинам, - для того чтобы быть эффективными в бытовой и
профессиональной жизни. А это в последующем почти неизбежно приводит к
разочарованию в Церкви. Мне кажется, что интерес современных людей к
христианству в России связан чаще всего: 1) с надеждой, что Церковь решит их
проблемы; 2) с национально-патриотическими настроениями. Не имея возможности
решить проблему на физическом уровне, люди пытаются найти метафизические
механизмы и метафизические ключи решения своих проблем. Но Церковь не решат
бытовые проблемы, она их преображает. Церковь – не комбинат бытовых услуг.
Но если первая мотивация имеет скрытые религиозные корни, то
националистическая мотивация - это уже вовсе не верное представление о
Церкви. Новозаветная Церковь не ставит своей целью земное благосостояние
нации. Опыт ветхозаветной церкви показал, что отождествление церкви и нации
приводит лишь к воспитанию антихристианских качеств: агрессии,
превозношения, гордости, глупости.
К этому следует добавить и проблему межконфессиональной раздробленности,
осознанную уже христианскими миссионерами 19-20 века. Миссионер часто зовет
не столько ко Христу, сколько в свою конфессиональную традицию, не в единую
семью учеников Христовых, а в некую христианскую деноминацию. Это напоминает
скорее партийную пропаганду и политическую борьбу, нежели создание новой
жизни во Христе. Это конфессиональное превозношение часто не имеет иных
оснований, кроме эгоизма и гордости. Ведь мало кто способен выразить всю
полноту Церковного Предания в своих чувствах и в своей мысли. Более того,
христианином в полной мере является один только Христос. Зато как много
верующих кичится своей принадлежностью к той или иной христианской конфессии!
Отсюда же и боязнь соприкасаться с любой иной религией, стремление к
самоизоляции, склонность к ксенофобии, исчезновение «миссионерской
приветливости» (Макарий Алтайский).
Предпосылка успешной миссионерской работы – это умение понять человека:
понять не столько его язык, сколько как он чувствует, как он мыслит и чем он
руководствуется, приходя в храм. Поэтому, распространение веры – это не курс
лекций по догматическому богословию, а живое межличностное общение, разговор
о жизни, разговор о том, что людей волнует, - но через призму евангельских
ценностей. Задача любого христианина сегодня – наполнить жизнь людей смыслом
и радостью. Научить тому, что Вечная жизнь – это не загробная жизнь. Но
жизнь здесь и теперь по Божьим законам, которые обеспечивают вечное
воспроизводство жизни и любви.
Основной формой миссионерства сегодня является жизнь самого миссионера
(Мф.5,16). Доверие к словам иссякло. Люди истосковались по любви, чести,
честности, доброжелательности и нравственности. Только они не знают, как все
это реализовать в окружающем их мире, где это все зачастую не нужно. Труднее
всего быть совершенным Человеком в глазах других людей – для этого нужен
настоящий аскетический подвиг. И может быть самое сложное в этом подвиге
Христианина – то, что он должен поверить в человека, научиться видеть в нем
Образ Божий, икону Бога. И стать реставратором, возвращающим былую красоту
иконе истоптанной и обезображенной. Можно вполне говорить о повседневном
«домашнем» миссионерстве среди окружающих нас людей как о заповеди Божьей.
Как важно при этом проповеднику, умудренному богословскими знаниями, и не
породить в душе собеседника монофизитский комплекс: мысль о том что,
находясь в миру, можно совершать духовное восхождение по типу
пустынножителей. Как важно и удержаться от соблазна проповедовать ненависть
к миру, - будто единственная возможность созерцать Бога – разорвать все
связи с миром. Миссионер – это акушер, помогающий рождению христианина в мир
человека, способного воспроизводить в современной культуре любовь.
Церковь – это единство во Христе множества верующих. Христианин не может
мыслиться в церкви вне церковного Предания и вне своей общины. Приход - это
открытое окно Церкви в мир. Церковная община, должна быть ядром объединения
верующих и местом социального служения Церкви. В первосвященнической молитве
Христос молится о единстве всех. Мир уверует во Христа, потому, что увидит,
что люди Церкви едины. (Ин. 17: 20-21). Однако, зачастую, церковное
сообщество атомизируется, как и светское. После литургии люди разбредаются.
Они не живут совместной жизнью. Но община – это не люди, которые годами и
десятилетиями даже не знают имен друг друга, а место встречи ищущих Истину
людей, место, где Любовью взрывается оболочка одиночества в радостном
служении друг другу во имя Христа.
Проблема отношения вера и культуры, в которой нет веры – возникла в первый
раз во времена столкновения еврейской и эллинистической цивилизации. То есть
раньше, чем Августин сформулировал проблему отношения веры и знания. Сам
этот диалог веры и культуры погружен в христианское Предание и глубоко
историчен. Это непрерывный процесс, которому более 2000 лет и который
называется патристикой. Со времен отцов Церкви эта интеллектуальная традиция
не прерывалась ни на один день. И в этой традиции есть нечто очень важное
для рассмотрения проблемы распространения веры. А именно: представление о
том, что мысль – это только оболочка, чтобы выразить опыт церкви. Церковные
определения (horos, отсюда - горизонт) имеющие статус границы, были
необходимы, чтобы отделить христианское представление от того, что таковым
не является. Но статус границы двоякий: можно выразить границу опыта изнутри
него, а можно и извне – то есть, не имея самого опыта. Необходимо только
помнить, что сами эти границы установлены не академическими богословами из
школьных аудиторий, а «литургическими существами», имеющими личный
евхаристический опыт соединения земного и небесного, тварного и нетварного.
Богословие в православной традиции – это не наука о религии. Это личная
причастность к опыту Богопознания, это личное переживание церковной истины
(Христос Яннарас). Богослов – этот тот, кто молится (Евагрий Понтийский).
Григорий Палама предлагает: если мы не являемся святыми, то давайте верить
опыту святых и на основе этой веры можно будет передавать веру. Тем самым мы
тоже станем богословами, только, меньшего порядка. Миссионерство - это
педагогика святости. Распространение веры – это межличностный диалог
верующего и неверующего. Но отметим, что такой диалог возможен только внутри
Предания Церкви. Столкновение и конфликт богословия и культуры (или
богословия и науки, и более широко: верующего и неверующего) возможны лишь
вне границ догмата. То есть там, где догмат не может выразить полноты
истины. Непонимание миром полноты церковной истины – единственная причина
конфликта секуляризированной культуры с христианством, неверующего с
Церковью. Догмат не может выражать истину вне Богообщения, вне Святого Духа.
При взгляде изнутри догмата нет лжи, есть лишь разные степени истины. У
восточных отцов церкви никогда не было проблемы диалога культуры и
богословия: они были одновременно и учеными, и епископами, и общественными
деятелями. Богословие, наука и культура в их понимании – части более
широкого опыта: опыта богопознания.
Онтологическими основаниями разговора верующего и неверующего о Боге
является, во-первых, то обстоятельство, что Бог присутствует в мире своими
энергиями. Во-вторых, - личностное устроение природы человека. Связь между
Божественным миром и Творение осуществляется не непосредственно, а,
во-первых, через энергии Божественной природы, и во-вторых, через Личность
Иисуса, соединившей божественную и человеческую природы. Мы способны
познавать Бога и научаемся вере изнутри этого мира, благодаря Его
присутствию в нем. Рассуждая о вере и Боге, нельзя противопоставлять Его
миру и игнорировать мир, как начисто обезбоженный. Наука, культура,
философия и техника говорят нам о присутствии Бога (хотя и не о Его
божественной субстанции). Мир нельзя вырывать из Богопознания, – это
наивность разума заявлять, что христианская вера сохранена лишь в
богословии. По Клименту Александрийскому (который впервые четко поставил
вопрос можно ли передать веру), теология – это лишь наглядная демонстрация
веры для ее передачи. Весь мир напоминает твари о Творце. Святые видят мир в
Боге, мир, пронизанный Его энергиями. Тварное в православном предании не
замкнуто, а прозрачно и в самих своих корнях пронизано Божественными
энергиями (Григорий Палама).
Воплощение также отражает фундаментальное свойство познания: способность
соединять разноприродное в одной Личности. Секуляризация – это торжество
опьяненного плотью раз-воплощающего сознания. Христианин же налагает на всю
природу отпечаток своей личности, чтобы привести ее к Богу. Чувственно
воспринимаемая вселенная является для него продолжением нашего тела. И
человек может быть рассмотрен как ипостась космоса. Человек не растворяется
в мире, а возделывает его. Человек – духовный центр всего тварного бытия. И
состояние мира зависит от человека.
Святые отцы Православной Церкви различают у человека две познавательные
способности: дианойа (рассудочная, мыслительная способность) и нус
(непосредственное вхождение в сущность вещи). Святым отцам и в голову не
могло прийти разделять нус и дианойа. Научная революция Нового Времени – это
сумашествие дианойа, которое оторвало от себя нус. Вследствие этого
произошел распад патристического единства. Этот распад (диафора) – произошел
в космосе (распад на умопостигаемый и видимый мир), в человеке (дух - тело),
в структуре Церкви (горнее – дольнее, божье-человеческое). Теперь же человек
«своим собственным рабством приведший природу в состояние механизма,
становится лицом к лицу с этой механистичностью, причиной которой он сам, и
попадает под ее власть» (Николай Бердяев). Но основной принцип человеческого
познания – причастность, посредничество в попытке устранить это разделение.
Человек призван объединить распавшееся. Как священник в таинстве Евхаристии
необходим для соединения небесного и земного, так и человек призван
выполнять объединяющую священническую функцию во вселенной, являющейся
космической Церковью. Христос передал нам способность соединять тварное и
нетварное. После грехопадения человека космос распался, что потребовало не
только того, чтобы Бог сделался человеком, но и того, чтобы человек стал
Богом. Спасение не индивидуально, а космично.
Духовность Церкви – это не спиритуализм или мистика, а Культура: культура
чувства и мысли Личности, соединяющей распавшееся былое единство. И этой
церковной культуре противоречит современная светская культура – культура
стадности и гедонизма, где нивелируются человеческие личности, где все
личностное игнорируется, низводится до человеческой природы, а сама
обезличенная природа распадается на множество частей. Распространение
христианской веры состоит в том, чтобы утверждать превосходство Личности и
межличностного объединяющего общения любви над всем безличным.
|