главная

Реабилитация детей и подростков-инвалидов

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ПОСРЕДСТВОМ
ВНЕДРЕНИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА К ЛЕЧЕБНО-
РЕАБИЛИТАЦИОННЫМ МЕРОПРИЯТИЯМ СРЕДИ НИХ
 

А.П. Савченко, Е.В. Стеньшинская, А.А. Шевченко, А.П. Швырёв   

ГУЗ «Воронежская областная детская клиническая больница №  1»

Медицинский отдел Воронежской и Борисоглебской епархии

ГОУ ВПО «Воронежская государственная медицинская академия

им. Н.Н. Бурденко  Росздрава»

 

 Детская и подростковая инвалидность с каждым годом приобретает все большее медицинское, социально-экономическое, нравственное и духовное значение. Концентрированным отражением уровня и качества здоровья подрастающего поколения может считаться показатель инвалидности. Он наиболее наглядно иллюстрирует резкое снижение функциональных возможностей организма детей и подростков, реакций приспособления и защиты. В настоящее время в России насчитывается около 80 тыс. детей-инвалидов, что составляет 2% детской и подростковой популяции (Янушанец Н.Ю., 2007). По данным, проведенных научных исследований, в ближайшие десятилетия  Россию ожидает увеличение численности детей-инвалидов (Ваганов Н.Н., Баранов А.А., 1999, Зелинская Д.И., Балева Л.С., 2001, Игнатьева Р.К., Каграманов В.И., 2001, Шарапова О.В., 2001).

В последние годы опубликованы многочисленные научные работы, посвященные реабилитации детей-инвалидов (Добровольская Т.А., 1991, Барашнев Ю.И., 1995, Богоявленская Н.М., 1992, Бондаренко Е.С., 1995). Однако, несмотря на имеющийся опыт восстановительного лечения детей- инвалидов, вопросы организации и проведения этого вида лечения до настоящего времени разрешены далеко не полностью, как в теоретическом, организационном, методическом (Зелинская Д.И., 1995), так и в духовном отношениях. В научной литературе нечасто можно встретить работы, посвященные изучению причин, влияющих на эффективность медицинской реабилитации. Справедливости ради следует отметить, что эффективность реабилитационных мероприятий среди инвалидов детей и подростков должна определять состояние организма, обеспечивающего его оптимально возможную саморегуляцию, согласованное взаимодействие его органов и равновесие между его функциями и внешней средой. Чтобы двигаться в направлении такого оптимального состояния, ребенок-инвалид должен быть способен определить и реализовать свои устремления, удовлетворить потребности, изменить окружающую его среду или же адаптироваться к ней.

Сегодня государство не оставляет без внимания проблему детской и подростковой инвалидности. Принимается ряд законодательных и правительственных актов Российской Федерации, направленных на защиту прав и поддержку детей и подростков с ограниченными возможностями. Совершенствуется медико-социальная помощь этой категории детей и подростков, что потребовало введения новых медицинских показаний для установления инвалидности у детей и подростков (1991), изменения государственной статистики детской и подростковой инвалидности, основанной на трехмерной оценке состо­яния здоровья и учитывающей нарушения здоровья, ограничения жизнедеятельности и социальной недостаточности ребенка-инвалида (1996). С 1998 г. во всех субъектах Российской Федерации произошла передача функции освидетельствования детей-инвалидов из лечебно-профилакти­ческих учреждений в педиатрические бюро медико-социальной экспертизы.

Проводимое реформирование медико-социальной помощи детям-инвалидам потребовало развития информационного обеспечения путем создания территориальных регистров детей-инвалидов, анализа причинно-следствен­ной связи детской и подростковой инвалидности с происходящими в обществе процессами с целью оптимизации медицинской реабилитации. Новая концепция инвалидности, опирающаяся на один из самых важных факторов, определяющих жизнедеятельность человека, – качество жизни, несколько по-другому определяет цели и задачи различных этапов медицинской реабилитации. Медицинская реабилитация детей с ограниченными возможностями в поликлинике, стационаре и санатории должна иметь четкие цели и задачи, что возможно только при условии преемственности между этапами реабилитации (Лильин.Е.Т., 1997, Суслова Г.А., 2002). В условиях реформирования всей медико-социальной помощи детям-инвали­дам актуальны и необходимы комплексные исследования, направленные на совершенствование организации медицинской, психологической, педагогической и духовной реабилитации детей-инвалидов, имеющих тяжелые нарушения здоровья и многочисленные ограничения жизнедеятельности.

Современная медицина представляет сложную и разветвленную систему знаний, дифференцирующуюся на десятки взаимосвязанных медицинских наук, каждая из которых имеет свой предмет и методики исследования, свою проблематику и специфическую форму связи с практикой.  Именно поэтому сегодня необходимо ориентироваться на интегральную медицину, изучающую организм как открытую саморегулирующуюся духовно-биологическую систему.

В современном понимании интегральная медицина – это дисциплина, которая, находясь на стыке нескольких наук, изучает духовный, нервно-психический и физический (телесный, соматический) уровни организации организма с целью обеспечения более высокой эффективности лечения заболеваний и реабилитации. Рассматривая организм как открытую саморегулирующуюся духовно-биологическую систему, которая оптимально функционирует при высоком уровне интеграции гармонизации и индивидуализации, для интегральной медицины на современном этапе характерны следующие положения:

1.     синтез медицины, теологии и культурологии;

2.     синтез медицины с физико-математическими науками (математикой, кибернетикой, физикой);

3.     синтез медико-биологических и клинических наук.

 Одной из наиболее актуальных в интегральной медицине является проблема сближения с теологией и культурологией в силу своей не только медицинской, но и социальной значимости. Богатый опыт истории медицины свидетельствует о позитивном влиянии этих знаний на искусство врачевания. Культурология позволяет раскрыть диалектические соотношения между дифференциацией и интеграцией научных знаний в изучении человека, указывает путь решения методологических проблем. Теология связана с духовным совершенствованием человека, и одно из ее направлений – теологическая психология – интегрирует с медицинской психологией, используя ее положительное влияние на духовный мир личности. Решение социальных проблем обусловлено успехами социологии, демографии, социальной медицины, социальной гигиены, физиологии и психологии. Это направление определяется как социальная психология.

С позиции системного подхода лечебно-реабилитационные мероприятия среди детей-инвалидов представляют собой интегративную систему, направленную на профилактику обострений заболевания (профилактическое лечение), предупреждение снижения функциональных возможностей организма, реакций приспособления и защиты (реабилитационная терапия) и профилактику летальности (интенсивная терапия).

Только лишь при целостном оздоровлении организма можно получить высокую эффективность лечебно-профилактических мероприятий.

В связи с этим, а также с появлением множества эффективных методов терапии и реабилитации заболеваний детей и подростков, большое значение приобретает концепция гармоничного лечения, включающая в себя следующие положения:

1.     интеграцию (целостность);

2.     гармонизацию (равновесие);

3.     индивидуализацию (неповторимость).

Интеграция духовного, нервно-психического и физического предусматривает комплексность оздоровления. Только целостный поход в оздоровлении ребенка-инвалида обеспечивает наиболее высокую его адаптацию к факторам внешней среды. Именно гармонизация определяет интеграцию духовной, душевной и физической сфер деятельности с факторами внешней среды, внутреннюю и внешнюю гармонизацию.

Индивидуализация включает особый подход для каждого ребенка, применение своей и только своей индивидуализированной системы реабилитации и оздоровления с учетом возраста, пола, духовности, биоритмики организма и гелиофизической ритмики природы.

Следует выделять три группы реабилитационно-терапевтических мероприятий: 1) логотерапия; 2) психотерапия; 3) соматотерапия.

Логотерапия – наука о врачевании человеческого духа с помощью духовно-теологических, нейропсихологических и культурологических методов с целью выработки у детей и подростков позитивной мотивации, «духовной доминанты» по А.А.Ухтомскому к реабилитации. Психотерапия включает комплекс мероприятий, направленных на лечение болезненных нарушений организма путем информативного воздействия на него через психику. Соматотерапия включает рефлексо-, дието- и фармакотерапию. Только при индивидуально-интегральном подходе в проведении врачебных мероприятий, возможно рассчитывать на оптимальное восстановление функций детского организма.

Базируясь на методологии системного подхода, интегративные тенденции в современной медицине поучают дальнейшее развитие. Самобытный путь развития отечественной медицины с целостным клиническим пониманием больного на основе религиозной идеологии, идей нервизма и последних достижений нейронаук приобретают более совершенный смысл.

Наличие ребенка-инвалида существенно сказывается на психологической обстановке в семьях, которая характеризуется частыми конфликтами между членами семьи.

 В этой связи и с учетом вышесказанного справедливо заметить, что при акценте на духовно-нравственном совершенствовании личности существенное значение придается милосердному отношению к ребенку инвалиду, как в семье, так и в обществе целом и, что немаловажно, милосердному отношению самого ребенка-инвалида к его мироокружению.

По нашему мнению на течение реабилитационного процесса значительное влияние могут оказывать факторы психологического и духовного порядка.  Для каждого ребенка-инвалида понятие «здоровье» является основопологающей и движущей силой, на которую влияют личные представления индивида, культура, условия и образ жизни, а также  духовная, социальная, экономическая и физическая окружающая среда. Именно поэтому нам представляется возможным рассматривать милосердие как категорию, лежащую в основе духовной составляющей реабилитации этих детей.

Русскоязычное слово «милосердие» состоит из корней «милость» и «сердце», - понятий, довольно четко определяемых  в догматическом богословии Православной Церкви и ее Предании.  Милость – это, прежде всего, свойство Бога, проявление божьей любви и благости к падшему человечеству, - то есть любви по снисхождению к тем, кто этой любви не заслуживает. Святые отцы Православной церкви используют понятие сердце как синоним понятия личность, понимаемой как Образ и Подобие Бога. Это означает, что «милосердие» - это внутреннее состояние, которое, по способности человека обладать милостью, уподобляет человеческую личность Богу. Милосердие оказывается не просто психологическим критерием человечности, не свойством его биологической природы,  не просто общечеловеческой ценностью, и даже не просто поведенческим подражанием Христу. Милосердие обретает онтологическое значение.

Личность в христианской антропологии - это то, что придает природе бытие. Личность ипостазирует природу. Без личности природа не существует. «Достигнув полного подобия Триипостасному Богу, человек также становится ипостастью, то есть несет в себе всю полноту человеческой природы», - это в том смысле, что человек это странник, который, идя по жизни, должен  совершить переход от Образа к Подобию. Это позволяет рассматривать милосердие как онтологическую категорию. Милосердие – это способность человеческой личности увеличивать степень бытия, себя самого и окружающего творения.

Милосердие – это реализация человека в общении. Нельзя быть милосердным и оставаться абсолютно замкнутой индивидуальностью. Поэтому общение и любовь являются ключевыми понятиями для раскрытия смысла милосердия. В общении, тем более в общении любви, личности объединяются в единое целое, в некий «межличностный синцитий». Слова «Бог есть любовь» в Православном Предании понимаются как особое существование Бога: не как божественной природы, но как Троицы общающихся в  любви Лиц. Любовь – это не свойство природы Бога – но способ существования этой природы в общении Лиц. Итак, милосердие как форма любви объединяет людей в межличностное единство и сохраняет уникальную целостность каждой личности.

Но общение - не просто передача информации или эмоций. Общаясь, мы ипостазируем друг друга. В общении природа собеседника находится в нашей ипостаси и в ней эта природа приобретает новое бытие. То есть состояние природы другого зависит от нашего личностного отношение к ней. Не проявивший милосердия, не просто не выполняет свое назначение укреплять бытие. Он причиняет вокруг себя разрушение. Немилосердие – не просто бездействие. Это действие по разрушению творения. Прежде всего, по разрушению самого немилосердного.

Божья благодать, пришла изначально к согрешившему  человеку в форме Закона, заповеди, требования. Евангелие, переосмысливая и переоценивая все ветхозаветное Законодательство, погружает его в любовь.  И грех – это то, что любовь разрушает. В этом смысле милосердие лежит вне закона и вне справедливости, основанной на Законе. Благая весть Христа – это социальное Евангелие о милосердии в мире, в котором милосердие иссякает и где следует быть милосердным «больше чем положено по справедливости». В Новозаветной Церкви - согрешающий человек получает по милости, а не по заслугам. И важнейшей чертой милосердия становится способность воздержаться от справедливого возмездия по закону. Вряд ли в истории был человек, с которым бы обращались более несправедливо, чем с Иисусом Христом. И Он, обладая полнотой власти над творением, милуя людей наставлением, исцелениями и долготерпением, до крестной смерти не воздал им за несправедливость по Закону. В этом христологическом ракурсе милосердие раскрывает еще одну из своих граней: милосердие – признак человеческого совершенства. Человек обладает им в той степени, в которой он совершил свой переход от Образа к Подобию Бога. Милосердие – это степень совершенства любви в человеке как в Подобии Божьем.

Милосердие – это феномен жизни личности, феномен личной жизни, вовлекающий в себя существование материи и тварного мира. Но в этом процессе важно, чтобы воплощенная личность диктовала материи свои законы, а не наоборот. И это движение тварного по законам личности называется благодарением. В этой связи нам открывается первичность нематериального аспекта милосердия.  Речь идет о том, чтобы научить истине и добру, отвратить грешника от беззакония, дать добрый совет, утешить, простить обиды. Быть милосердным для христианина – значить еще и научить Боговедению.