Исторический вестник №1

№ 1 1999

Русские крестные ходы в XX веке

Г.А.Романов
канд. ист.наук Иститут отнологии и антропологии РАН

Крестный ход - это богослужение, передающее шествие Церкви к Господу Иисусу Христу. Крестные ходы - самые массовые богослужения, и потому они наиболее ярко показывают народный характер Православия на Руси. В недавнем замечательном исследовании "Москва - третий Рим" Н.В.Синицына подметила, что в эсхатологической идее Московского царства главное - не идея конца, а идея пути, шествия. "Это путь покаяния и мольбы (молитвы), поиски духовного и нравственного совершенства, путь подвижничества и исполнения христианских нравственных предписаний". В XVI - XVII вв. богослужение народного шествия к Судии на Великий день Господень стало ведущей идеей, объединившей православный народ Московского царства, что превратило обычай совершения крестных ходов в отличительную, характерную черту православной жизни русского народа.
По признаку христианской общины различают крестные ходы приходские, монастырские и архиерейские, или городские, когда архиерей возглавляет шествие городской общины.
По признаку повторяемости хода принято различать ходы регулярные, или обыкновенные, совершаемые по обыкновению либо ежегодно, либо ежемесячно, либо еженедельно, и событийные, или чрезвычайные, приуроченные к выдающемуся событию.
По признаку причины ходы бывают праздничные, просительные, или покаянно-просительные, благодарственные, поминальные и церемониальные. Церемониальные ходы иногда не признают крестными ходами, поскольку они не содержат молебна.
По признаку главной носимой в ходе святыни отличают ходы с чудотворными иконами и ходы со святыми мощами. 
Утверждению соборного крестохождения в качестве народной объединительной идеи способствовали, как следует из работ XIX - начала XX вв. И.М.Снегирева, С.М.Любецкого, И.Е.Забелина, Г.П.Георгиевского, протоиерея К.Т.Никольского, А.П.Голубцова, городские крестные ходы. Однако запрет Святейшим Синодом многих "стихийно проводимых" городских крестных ходов привел к тому, что в XVIII - XIX вв. подавляющее большинство крестных ходов стало совершаться в сельской местности. Самое широкое распространение получили на Руси монастырские крестные ходы.
Начало XX в. стало периодом бурного расцвета традиции совершения крестных ходов. Огромное организующее и воспитательное воздействие оказывали на народ крестные ходы по перенесению мощей святых, ставшие чрезвычайными событиями в народной жизни. Великим примером для подражания явился крестный ход высшего духовенства с участием государя императора Николая II и членов императорской семьи в связи с обретением Серафима, Саровского чудотворца. Подобное большое значение имел и крестный ход с мощами святого Иоасафа, епископа Белгородского в 1911 г.
Памятные для народа даты не оставались без организации крестных ходов. Так, в память 100-летия Отечественной войны 1812 г. был проведен благодарственный крестный ход от Смоленска до Москвы по старой Смоленской дороге.
По данным справочника "Православные русские обители" за 1910 г. в России в 171 монастыре совершалось 505 ежегодных крестных ходов. (По остальным монастырям данных о крестных ходах нет. указано). Больше всего, 22 ежегодных крестных хода происходило в Тихвинском Богородицком монастыре с чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери. Необычайно красив был монастырский ход Ниловой Столбенской пустыни. Крестный ход плыл из г.Осташков, украшенной хоругвями и лентами в сопровождении целой флотилии и малых судов с верующими, оглашая молитвенными песноениями все вокруг. Водные крестные ходы происходило не только на Севере. Например, монахи Святогорской Успенской пустыни под г.Изюмом плыли крестным ходом в лодках по р.Северный Донец.
Среди упомянутых монастырских крестных ходов не менее 19 включали в себя длительные многонедельные и даже многомесячные обхождения окрестных сел и городов с чудотворными иконами. Как правило, это были благодарственные крестные ходы в память о чудесном избавлении от чумы или холеры. Так было в селах под Архангельском, Псковом, Новгородом, Ярославлем, Владимиром, Москвой, на Верхней Волге, под Нижним Новгородом, на Орловщине, под Воронежем, на Смоленщине, на Рязанщине и под Симбирском. Везде крестные ходы происходили при огромном стечении народа. Очевидец А.Власов отмечал, что "народ любит торжественные церковные процессии".
Советская власть уничтожила монастыри и запретила проводить крестные ходы без специальных разрешений. Чтобы удовлетворить потребность русского народа в торжественных шествиях, дважды в год организовывали праздничные демонстрации. Демонстрации сохраняли внешние признаки крестных ходов, но были полностью лишены духовного смысла. Флаги заменяли хоругви, портреты - иконы, а скандирование призывов ЦК КПСС заменило соборную молитву.
Приходские крестные ходы сохранили народный обычай. В действовавших храмах ежегодно проводили пасхальные и богоявленские крестные ходы, иногда продолжались и хождения на святые источники. Деревенский житель вспоминает: "До войны, во время войны все утром шли в Посолодино - там вот большая у нас церковь... Брали икону (святой Параскевы Пятницы)... Потом уже оттуда крестный ход полностью шел, там сто человек, двести".
С 1988 г. традиция народных крестных ходов снова получает широкое распространение. И снова выдающимся примером для подражания становится крестный ход через всю Россию с мощами святого Серафима Саровского в 1991 году после их повторного обретения. Крестный ход проходил в Санкт-Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде и закончился в Сарове. За мощами преподобного Серафима Святейший Патриарх АЛЕКСИЙ II практически вел всю верующую Россию.
Крестные ходы с мощами святых в 1990-х гг. стали выдающимися событиями народной жизни, возрождающими духовное самосознание русского народа. В Москве, в Донском монастыре, крестным ходом носили после их обретения мощи Святейшего Патриарха Тихона. Их и сейчас каждые полгода торжественно переносят из Малого собора монастыря в Большой собор, а еще через полгода - обратно.
В Троице-Сергиевой Лавре носили крестными ходами мощи святых преподобного Максима Грека, преподобного Антония (Медведева), святителей Московских Филарета и Иннокентия. В 1992 г. крестным ходом в Соловки принесли мощи святых преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. В Оптиной пустыни после обретения мощей каждого из двенадцати оптинских старцев крестный ход со святыми мощами проходил вокруг обители. В Белгороде крестными ходами носили мощи святого Иоасафа Белгородского, в Тобольске - святого Иоанна Тобольского, в Санкт-Петербурге - святого Александра Свирского. Из Вологды в Тотьму крестным ходом принесли святые мощи преподобного Феодосия Тотемского, из Москвы в Звенигород - святого преподобного Саввы Сторожевского. Эти примеры можно продолжать. 
В пяти из возобновленных женских монастырей предпринимается попытка ежедневными крестными ходами вокруг монастыря замолить и исцелить духовную рану, нанесенную нашему народу насильственным безбожным перерывом в богослужениях.
В 1995 г. патриарший крестный ход из Московского Успенского собора в Сретенский монастырь в память 600-летия Сретения Владимирской иконы Богоматери собрал сотни тысяч людей, несмотря на дождь. Улицы древнерусского города оживают и духовно преображаются, когда по ним с мощным церковным пением проходит величественный крестный ход.
В некоторых городах, например, в Можайске, празднование дня города проводят в день святого покровителя города. Через весь город совершают крестный ход с иконой святителя Николая.
По благословению епископа Софрония в Новокузнецке дети в православной школе сооружают из бумаги в технике аппликации макет праздничного крестного хода в местный Спасо-Преображенский собор.
Вместе с тем многие современные шествия не лишены нежелательных недостатков. Некоторые участники крестного хода часто шествуют без церковного пения, с разговорами. Нежелательно, чтобы участники хода во время шествия давали телеинтервью. Отдельные граждане путают крестный ход с демонстрацией, приходя на него с флагами, а иногда и с политическими плакатами. Крестные ходы должны проводиться только с благословения священноначалия. Иконы должны обязательно сопровождаться священником или иеромонахом, ведущим молебное богослужение.
Удалось наблюдать и удачные нововведения. Раньше местоположение крестного хода в городе узнавали по колокольному звону многочисленных церквей. Когда ход вступал на улицу, все церкви этой улицы начинали звонить. Теперь в Москве некоторые крестные ходы сопровождает автомашина с колоколами, что по смыслу точно соответствует исторической традиции.
В нынешний трудный период жизни русского народа крестные ходы снова служат утешением в горе, помощью в печали. Соборная молитва крестного хода всем дарует надежду на скорую Божию милость. Православному народу тем лучше, чем больше совершается крестных ходов.
Сейчас постоянно появляются новые печатные труды, в большей или меньшей степени затрагивающие историю совершения крестных ходов. К этой теме обращаются искусствоведы, этнографы, славянисты, филологи, историки. На пороге ХХI в. Обычай совершения русских крестных ходов живет и развивается. Вместе с тем развивается и его изучение

Приветствие Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II. 

Громыко М.М.
Этнографическое изучение Православной жизни русских в ХХ веке

Романов Г.А.
Русские крестные ходы 

Поплавская Х.В. 
Особенности православного паломничества в 1917-97 гг. 

Воронина Т.А.
Пост как показатель религиозности русского общества ХХ века. 

Иеромонах Митрофан (Шкурин).
О религиозной ситуации в Воронежской области

Иникова С.А.
Секты духоборцев и молокан: из прошлого в будущее 

Кириченко О.В.
Некоторые особенности традиции духовничества в Русской Православной Церкви в советское время 

Верещагин Е.М.
Язык славянской Библии Русской Православной Церкви