главная

№ 1 (12) 2001

  

Чудотворные иконы Забайкалья

Приложение 1

История Православной Церкви богата благодатными явлениями Божией Матери. Человеческих сил недостанет, чтоб описать все чудеса, совершенные Ею в мире. Нет такого уголка земли, где не могли бы поведать о благодатном Ее милосердии. С первых времен христианства составлялись многие молитвы и хваления в честь Преблагословенной девы Марии; Ей молились при разных обстоятельствах жизни: и в бедствиях, и в опасностях, и при рождении, и при смерти.

Наша пространная Россия называется Домом Пресвятой Богородицы, местом, преимущественно избранным Ею для пребывания на земле. Почти во всех русских городах и весях воздвигнуты храмы большею частью во имя Пресвятой Матери Божией. И среди Ее икон, находящихся в них, всегда имеются чудотворные.

И у нас в Забайкалье, в Бурятии, есть чудотворная икона Божией Матери — «Споручница грешных».

Прославление этой иконы началось в Николаевском Одрине монастыре Орловской епархии. Долгое время она пребывала в неизвестности и небрежении. Но в 1844 г., летом, пришла в Одрин монастырь купеческая жена Почепина с двухлетним сыном, который подвергался жестоким припадкам, не поддававшимся лечению никакими медицинскими средствами, и просила отслужить молебен пред этой иконой, находящейся в часовне. Молебен отслужили, и больной сын Почепиной выздоровел. После этого икона «Споручница грешных» была перенесена в монастырь и поставлена в церкви. Вскоре последовали от нее другие чудесные знамения, и с тех пор она почитается как чудотворная.

В 1846 г. иеромонах Одрина монастыря был послан в Москву для сооружения на чудотворную икону ризы. По чувству страннолюбия этого иеромонаха приютил у себя подполковник Д.Н. Бонческул. В благодарность за его гостеприимство из Одрина монастыря ему был прислан список с чудотворной иконы в том же виде и той же меры, а именно: в высоту 44,5 см, в ширину 35,6 см. Полученная икона была поставлена с другими иконами в домашнем иконостасе и вызывала невыразимое благоговение. Со всех сторон стали стекаться к ней больные, молились пред нею и получали исцеление. Все стали замечать на иконе необыкновенный блеск и капли маслянистой влаги, которою мазали больных и они исцелялись. 30 мая 1848 г. Бонческул пожертвовал свою икону «Споручница грешных» в приходскую Николаевскую в Хамовниках церковь, где она была помещена на аналое близ клироса. Вскоре в алтаре той церкви начали происходить необычайные явления света на горнем месте пред престолом в виде появлявшихся и исчезавших звезд, что многие видели чрез окно в алтаре. Истечение маслянистой влаги продолжалось; диакон, стоявший при иконе, отирал влагу хлопчатой бумагой и раздавал ее народу. Более всего прославлению иконы Божией Матери «Споручница грешных» послужили многие благодатные знамения, от нее бывшие: исцеления от болезней, избавления от холеры, свирепствовавшей в 1848 г., от жестоких припадков и от разных других болезней.

Списки с чудотворной иконы «Споручница грешных» в скором времени распространились по всей России. Церкви украшались ими; во многих семействах вручали их в благословение своим близким при особых случаях: когда отпускали детей в дальние страны, отдавали дочерей замуж или женили сыновей.

В феврале 1854 г. Д.Н. Бонческул прислал другую точную копию с этой иконы в Кяхту, поручив кяхтинскому купцу Л.Т. Молчанову передать ее в Троицкосавский Троицкий собор, причину чего пояснил в особом письме: «Есть много случаев,— пишет он,— которых ум человеческий не может постигнуть. Воля Господа Бога живого совершается там, где Ему благоугодно. По той непостижимой для нас, смертных, воле было мне видение во сне — поставить копию с чудотворной иконы «Споручница грешных» в ваш Троицкий собор. Я видел огненный столп над сим храмом, простершийся от купола храмового до небес, и был мне глас от стоящего близ меня чернеца, чтоб икону «Споручница грешных» я внес в храм этот. Я спросил, что это за храм, и в ответ сказано было: это — Троицкосавский собор».

С самого поставления в Троицкосавский собор иконы «Споручница грешных» стали от нее совершаться благодатные знамения. Кроме необыкновенного явления света, озарявшего собор, при горении единственной при образе лампады стали происходить чудеса исцеления страждущих и с верою прибегающих к милосердию Божию. Христиане и язычники Забайкальской области и других отдаленных мест чрез помазание елеем из лампады пред чудотворной иконой получали исцеление от недугов.

Из записей соборного причта и своих собственных наблюдений иерей Иоанн Казаков в 1908 г. в Кяхте издал брошюру с описанием чудес и исцелений от иконы Божией Матери «Споручница грешных».

Такое обилие чудес и благодеяний Царицы Небесной за Байкалом вызвало желание соорудить храм в честь иконы «Споручница грешных» на месте явления благодатных знамений. Совершить это дело суждено было благочестивому благотворителю церквей и миссий Якову Андреевичу Немчинову: его единственный сын Андрей был опасно и тяжело болен и через помазание елеем из неугасимой лампады, горящей пред иконой «Споручница грешных» в соборе, получил исцеление. Тогда Я.А. Немчинов дал обет устроить придел в соборе в честь этой иконы.

В 1870 г. был надстроен второй этаж над отапливаемой частью собора, и в нем разместили два «теплых» придела: во имя святителя Иннокентия, Иркутского чудотворца (по северной стороне), и в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных» (по южной). Икона была поставлена между двумя приделами, в бронзовом золоченом киоте; пред нею горела неугасимая лампада, изготовленная из чистого золота по усердию храмосоздателя (киот стоимостью 4032 руб. 90 коп. был пожертвован Я.А. Немчиновым еще в 1859 г.). На иконе надпись: «Аз Споручница грешных к Моему Сыну. Сей дал Мне за них руце слышати Мя выну».

После закрытия собора на основании акта ликвидационной комиссии от 9 июля 1929 г. икону Божией Матери «Споручница грешных» конфисковали.

Другой храм в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных» устроили при Чикойском Иоанно-Предтеченском монастыре, основанном здешним пустынником, первым игуменом Варлаамом (Надеждиным).

Третий храм в честь иконы «Споручница грешных» был поставлен в 1873 г. в селе Тарбагатай Хоринского района.

Издревле на территории Забайкалья одной из наиболее почитаемых икон как среди русского населения, так и бурятского и эвенкийского был образ святителя Николая. Видимо, этим и объясняется тот факт, что в Иркутской и Нерчинской епархии к концу XIX в. 20 процентов всех церквей, в основном миссионерских, были во имя святителя Николая. Кстати, многие исследователи ламаизма пишут, что «Сагаан Убугун» (Белый Старец), принимающий участие в ламаистской мистерии «Цам», — стилизованное изображение святителя Николая.

Наиболее известной чудотворной иконой святителя Николая, которую каждый год носили по всему Забайкалью, была икона из с. Голоустенское (нынешней Иркутской области). Вот что писали «Иркутские епархиальные ведомости» в 1867 г.: «Селение Голоустное находится на берегу моря... насупротив Посольского монастыря, в 55 1/2 верстах от него... Заключенное в неприступных скалах, оно в летнее время лишено всякого сухопутного сообщения. В этом-то селении с давних пор существовала часовня, в которой находится явленный образ Николая Чудотворца. Предание народное гласит, что икона эта найдена в пустынном месте в трех верстах от Голоустного (на месте этом стоит ныне крест) еще до постройки часовни, которая по этому случаю перенесена сюда из Посольского монастыря, имевшего здесь некогда свои земли. Икона сия составляет предмет особенного чествования здешних бурят, ибо по преданию их она и явилась Буряту (насельниками этой местности всегда были буряты). До вступления преосвященного Вениамина (Благонравова. — А. Ж.) в управление миссией святыня эта, почти забытая всеми, по трудности сообщения оставалась как бы под спудом. Владыке суждено было поставить этот святильник на свешнице. И вот с этих пор явленная икона святителя Николая каждогодно носима была в летнее время по Забайкальскому краю, так сказать, в самом гнезде языческого царства. В зимнее же время с подобающею торжественностью приносима была по первому зимнему пути в Голоустное и по последнему зимнему пути уносима обратно в Посольск. Самим видом своим икона сия как бы предназначена к поражению поборников царства тьмы. Она резная, величиною с годового младенца, лик ее серьезно строгий, в правой руке меч, а в левой церковь. Еще более трогает и умиляет вид ее православных присущею святыне благодатию Божию».

При Посольском Спасо-Преображенском монастыре еще одной чудотворной иконой была икона Пресвятой Богородицы «Знамение». В 1871 г. об иконах монастыря писали: «Чудотворная икона святителя Христова Николая Голоустенского с посольскою иконою «Знамение» Пресвятыя Богородицы, прибыли в Нерчинский завод в сопровождении иеромонаха Герасима с братию... К несчастью, с 21 мая в нашем крае настала засуха, не было ни капли дождя... Благочестивые прихожане с теплою верою обратились к... иеромонаху Герасиму с просьбою — поднять из собора святые иконы «Знамение» Божией Матери и святителя Николая с крестным ходом... для молебствия о ниспослании дождя... Лишь только крестные ходы при колокольном звоне вышли из церкви... стал накрапывать мелкий дождик... потом с 5-ти часов вечера пошел тучевой, крупный и обильный дождь... и затем настало настоящее ненастье... [дождь], продолжавшийся 13 и 14 июня, после трехнедельной засухи обильно увлажил жаждущую землю... Кто бы что ни говорил, как бы там ни объяснял... но мы... несомненно веруем и благодарно исповедуем, что Заступница усердная, Преблагословенная Матерь Христа Бога нашего и великий угодник Божий святитель Христов Николай чудотворец, изящный, предивный и милостивый, не остался у нас в долгу за пребывание в нашем Богоявленском соборе...»

Еще одна икона святителя Николая, Мирликийского чудотворца, явилась на монастырском острове озера Котокель. Предание гласит, что в 1780-х гг. баргузинские купцы Новиковские и Черновы, ехавшие в зимнее время ночью по Байкалу (тогда не было нынешнего тракта с Хаима на Гремячинск и Горячинск, все шли Байкалом и Котокелем в зимнее время или берегом последнего верховым трактом в остальное время года), сбились с дороги, потому что поднялась вьюга, долго блуждали и уже потеряли надежду отыскать путь, как неожиданно выехали на Котокель, к бывшему там Селенгинскому Свято-Троицкому монастырскому зимовью (зимовье служило заезжим постоялым двором, в зимнее время до 6 месяцев). Но они еще раньше видели на утесе огонек, как бы от горящей свечи, который светился, несмотря на ветер и вьюгу. Прибыв на остров, купцы поспешно отправились с монастырскими людьми на то место, где светился огонек, и обрели икону святого Николая чудотворца (икона была небольшая, резное изображение святителя как бы в киоте, в правой руке святой Николай держит церковь, а в левой меч, в фелони) и пред нею горящую свечу. С благоговением приняли баргузинцы святую икону и с радостью поспешили с нею в Баргузин, где торжественно были встречены церковным клиром и всем населением. Но, по преданию, икона святителя Николая недолго оставалась там. Она оказалась снова на Котокеле. Сохраняется предание, что после первого возвращения иконы жители Баргузина, собравшись, прибыли на Котокель с тем, чтобы унести чудотворную икону; подняли ее из часовни (к тому времени построили ее на острове под утесом, на котором не раз была обретаема святыня) и, немало отойдя, остановились на отдых, икону же поставили в стороне на камне; когда собрались идти дальше, иконы не оказалось на камне. Возвратившись на Котокель, нашли ее там. Сотворив прилежную, со слезами, молитву и дав обещание возвратить святыню обратно, подняли и донесли ее беспрепятственно до Баргузина. После пребывания в Баргузине икону возвратили на место.

Около 1810 г. разбойники напали на монастырское зимовье и убили живших там четырех человек (с тех пор это место называют «убиенным мысом»); после этого по распоряжению архимандрита Селенгинского Свято-Троицкого монастыря монастырское имущество было отправлено в обитель. Взят был и упомянутый образ святителя и чудотворца Николая. Такое опустение продолжалось от святой Четыредесятницы до праздника Пентикостии (Пятидесятницы), после чего тот же архимандрит неизвестно по какому случаю, но, конечно, по внушению Божию, с церковной церемонией сам препроводил образ святого Николая обратно. В то время на реке Кике было столь сильное половодье, что она выступила из берегов. А потому и бывшие при церемонии, препровождавшие образ, остались на берегу. Несший же икону святителя Николая крестьянин Иван Кафтанчиков перешел через быстрый водный поток, через который и на конях проехать было невозможно, без всякого препятствия. Это явное чудо поразило необычайностью общество богомольцев, сопровождавших процессию. И позже многократно, по одной молитве народа к угоднику Николаю, внезапно посылался дождь на жаждущую землю и люди спасались от бедствий неурожая. Сколько подобных чудес, неизвестных большинству людей, но ведомых получившим милость от Бога, совершалось по ходатайству и заступлению великого чудотворца!

Свидетели пишут, что в 1874 г. в Баргузинском округе до половины лета не было дождя; жители просили преосвященного Мартиниана, епископа Селенгинского, дозволить поднять икону Николая чудотворца, на что получили немедленное разрешение. И как только оно было отправлено в Селенгинский Свято-Троицкий монастырь, святитель послал жителям утешение: прошли дожди и, несмотря на то, что они запоздали, в то лето собрали обильный урожай.

К тому же времени относят следующее событие: в г. Баргузине был доктор С., который, видя радостные и усердные приготовления горожан к встрече иконы святого Николая, произнес неприличные слова об иконе: вскоре после этого он застрелился.

В 1880 г. крестьянин с. Зырянск Батуринской волости Георгий Седунов и его 17-летний сын промышляли в октябре белку близ Байкала, ночуя в одном шалаше; они ходили врозь, и сын заблудился, проходил до темноты и, уставший, уснул на земле, покрытой уже снегом. Отец его тщетно искал. На следующий день сын наткнулся на оставленный кем-то из охотников шалаш, но там нечем было утолить голод. Отдохнув, хотел выйти по своим прежним следам, но снег их занес, и он остался, надеясь, что кто-нибудь из охотников придет; эта надежда исполнилась лишь через 7 дней. Он отощал до полного изнеможения и хотел покончить с собой, но пришла помощь чудотворца Николая! Мать, терзаемая страхом, умолила святителя. Проносили его образ, и мать пропавшего поспешила за ним: усердно молилась, отслужила молебен и обещала проводить святую икону до Горячинска, что составляло в один конец более 100 км. В этот самый час охотники набрели на занесенный снегом шалаш и услышали движение в нем. Юноша был спасен. Когда мать увидела сына, которого считала погибшим, она немедленно исполнила данное святителю Николаю обещание. Сын ее сопутствовал иконе от Баргузина до Свято-Троицкого монастыря, где говел и причастился Святых Таин.

В 1884 г. в Баргузинском округе появилась саранча в таком множестве, что стала истреблять все посевы, траву, даже кустарники. Для нее ставили по степи соломенные ловушки, чтобы она собиралась на солому, которую затем жгли. Но количество саранчи не уменьшалось. Тогда благочестивые баргузинские жители, не раз видевшие помощь угодника Божия Николая, послали в Свято-Троицкий монастырь за чудотворной иконой. После этого саранча стала уходить в леса, на Байкал — и совсем исчезла.

В 1885 г. икону Николая чудотворца обносили по Верхнеудинскому округу. В одном селении иеромонах, бывший при иконе, видя, что жители опечалены бесконечными дождями, которые портили убираемый хлеб, предложил им отслужить молебен святителю — и что же! — настали ясные дни, и уборка хлеба окончена была благополучно.

В 1887 г. при приближении иконы Николая угодника жители Баргузина готовились к встрече. Радовалось и семейство Артемовых, жившее на квартире у Гранина. Желая отслужить молебен святителю, они мыли и убирали комнаты. Видя это, хозяйка Гранина стала с презрением говорить об иконе святителя. Жильцы вступились за икону, настояли на том, чтобы отслужить молебен, и после этого съехали с квартиры. Вскоре Гранина поехала к мужу на прииски и едва не утонула в реке. Тогда она дала обещание отслужить молебен святителю. Муж ее отслужил молебен в Баргузинском храме.

Приведенные здесь свидетельства о чудесных явлениях благодати от иконы великого угодника Божия Николая далеко не все. К сожалению, собирать и записывать было не в обычае.

Еще одной чудотворной иконой Селенгинского Свято-Троицкого монастыря был образ великомученика и целителя Пантелеимона — точный список с чудотворного его образа на Святой Афонской Горе, откуда был прислан по просьбе бывшего настоятеля сей обители — афонского постриженника архимандрита Михаила в 1883 г. К сожалению, свидетельств о благодати от этого образа ныне пока не найдено; милостью Божией будут открыты.
 

© Жалсараев А.Д., 2001

А.А. Турилов
Святитель Алексий, митрополит всея Руси (по страницам «Православной энциклопедии»)

Архимандрит Макарий (Веретенников)
Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси (Хронология жизни и почитания)

Приложение. О чудодейственной помощи митрополита Макария 62

И.Г. Пономарева
Преподобный Макарий Калязинский

А.Д. Жалсараев
Православная Церковь в Бурятии

Приложение 1. Чудотворные иконы Забайкалья

Приложение 2. Православие Бурятии: даты и факты

А.О. Амелькин
Некоторые вещественные свидетельства распространения христианства в Южной России в I–IV веках

Б.Н. Флоря
У истоков религиозного раскола славянского мира (XIII в.)
Глава 6. На пути к полной конфронтации между Древней Русью и латинским миром (вторая половина XIII – начало XIV в.)
Заключение

А.В. Журавский
Насильственная секуляризация монастырских хозяйств в национальных республиках Поволжья в 1917–1919 годах

А.А. Федотов
Реформа приходского управления и закрытие храмов в 1960-е годы (По материалам Ивановской, Владимирской и Костромской областей)

В.А. Любартович
Московский протодиакон Михаил Кузьмич Холмогоров

Н.М. Пашаева
И.Г. Наумович как общественный, политический и религиозный деятель Галичины второй половины XIX века

Обзор литературы по истории Русской Церкви