главная

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО


Пасхальное послание митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия

Чудо благодатного огня

Пасхальная радость


Свидетельство о Туринской Плащанице

Вера Фомы

Единственная в году служба

Домой к заутрене

Смерть - трагедия Пережившие смерть


Пасха - Православное торжество. Великий пост, время насыщенное молитвами, покаянием, прощением, самоисправлением, духовным и телесным подвигом завершается и настает Пасха - время православного торжества, торжества правой веры.

В первый день после субботы, рано утром, Иисус Христос воскрес из мертвых. При этом сделалось сильное землетрясение. С неба сошел Ангел Господень; Вид его был, как молния, а одеяние белое, как снег. Он отвалил от двери гроба камень и сел на нем.

Воины, стоящие на страже, в страхе попадали на землю и стали как мертвые, а потом, придя в себя, разбежались. Некоторые из них пришли к первосвященникам и рассказали о случившемся. Первосвященники дали им денег и научили говорить, будто ночью, когда они спали, ученики Иисуса Христа пришли и украли Его тело.

Воскресение Христово празднуется в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния (между 22 марта/4 апреля и 25 апреля/ 8 мая).

Начало праздника

В полночь с Великой Субботы на Воскресенье совершается особенная торжественная служба - Светлая пасхальная заутреня. Служба начинается в полночь, когда духовенство и прислужники в алтаре начинают петь стихиру тихо, потом все громче и громче, а потом в это пение включается и хор:

Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех: и нас на земле сподоби чистым сердцем Тебе славити. (Стихира в начале заутрени, глас 6-й)

Крестный ход

С этим пением начинается крестный ход вокруг храма (три раза), с торжественным звоном в колокола. Во время службы священник снова и снова с радостью приветствует всех молящихся словами: «Христос воскресе!» (три раза) и каждый раз молящиеся отвечают «Воистину воскресе!». Иногда это приветствие делается на других языках. Во время службы звучит Пасхальный тропарь:

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущым во гробех живот даровав.

Слово святителя Иоанна Златоустаго

В конце заутрени священник читает «Слово св. Иоанна Златоустаго» (347-407 г.), которое описывает торжество и значение Пасхи. После службы все молящиеся подходят к священнику, который держит в руках крест, целуют крест и христосуются с ним, а потом и друг с другом. Обыкновенно здесь же, возле креста, всем дают красные яички. Заутреня продолжается около полутора часов. После заутрени некоторые уходят домой и разговляются дома со своими родственниками и друзьями. Конечно, здравый смысл говорит, что для того чтобы чувствовать себя здравым и бодрым, нужно перед заутреней прилечь и поспать на несколько часов. В особенности это относится к детям.

Светлая пасхальная литургия

В некоторых храмах сразу после заутрени служится Светлая пасхальная литургия, которая продолжается около двух часов. За литургией молящиеся, которые говели, исповедовались и при-чащались во время Страстной седмицы, могут снова приступить ко причастию.

Разговены

После праздничного богослужения, так как пост кончился, молящиеся обыкновенно разговляются, то есть едят скоромное. На столе в этот день обязательно должны быть освященные в храме куличи, сырные пасхи и пасхальные крашеные яички.

Светлая пасхальная седмица

Пасха празднуется семь дней, то есть неделю, и поэтому называется она Светлая пасхальная седмица. Каждый день недели тоже именуется светлым - Светлый Понедельник, Светлый Вторник и т. д., а последний день - Светлая Суббота. Царские Врата открыты всю седмицу. В Светлую Среду и Пятницу поста нет.

Сорок дней от Пасхи до Вознесения православные при-ветствуют друг друга словами «Христос воскресе!» и отвечают «Воистину воскресе!»

Старинные пасхальные обычаи

Пасха празднуется семь дней. На первый день хозяйки - жены оставались дома, а мужчины ходили по домам и поздравляли своих близких и знакомых. Столы всюду накрыты весь день. На столах уже скоромное: на закуску селедка, потом суп, курица, жаркое, ветчина, картошка, салаты, вино и т. п. На сладкое сырная пасха, куличи, торты, компот, чай и кофе. Обыкновенно садятся за стол на пол часа и потом прощаются и гость идет к другим знакомым.

На Светлой Седмице Обязательно нужно посетить всех родственников, потом хороших знакомых особенно старших и пожилых. Обыкновенно подарки в этот день не приносят. На второй день Пасхи полагается, чтобы жены ходили по домам, а мужья сидели дома, но это не практикуется. В наше время, в эти святые дни, многие договариваются и ходят друг к другу в гости.

О ПОВЕДЕНИИ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН НА ПАСХУ

Древние христиане в продолжение великого торжества Пасхи ежедневно собирались для соборного богослужения.

Согласно благочестию первых христиан, на
VI Вселенском Соборе постановлено для верных: «От святого дня Воскресения Христа Бога нашего до недели новыя (Фомины), во всю седмицу верные должны во Святых Церквах непрестанно упражнятися во псалмех и пениих и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных писаний внимая и Святыми Таинами наслаждайся. Ибо таким образом со Христом и мы купно воскреснем и вознесемся. Того ради отнюдь в реченные дни не бывает конское ристалище, или иное народное зрелище».

Древние христиане великий праздник Пасхи святили особыми делами благочестия, милости и благотворения. Подражая Господу, Своим воскресением освободившему нас от уз греха и смерти, благочестивые цари отпирали в пасхальные дни темницы и прощали узников (но не уголовных преступников). Простые христиане в эти дни помогали нищим, сирым и убогим. Брашно (то есть еду), освященные в Пасху, раздавали бедным и тем делали их участниками радости в Светлый праздник.

Древний святой обычай, сохраняемый и ныне благочестивыми мирянами, состоит в том, чтобы во всю Светлую седмицу не опускать ни одного церковного богослужения. 

ПРОРОЧЕСТВА О ВОСКРЕСЕНИИ

Пророк Исаия, который жил за 700 лет до Рождества Христова, описал страдания Христа с такими подробностями, будто он стоял у самого подножия креста:

«Ему назначили гроб с злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Но Господу было угодно поразить Его, и Он предал Его мучению. Когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он увидит потомство долговечное. И воля Господня успешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством. Через познание Его, Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Поэтому Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу.»

О воскресении Христа предсказал также царь Давид в 15-м псалме, в котором от лица Христа Давид говорит: «Всегда Я видел пред Собою Господа, ибо Он одесную Меня, не поколеблюсь. Оттого возрадовалось сердце Мое и возвеселился язык Мой. Даже и плоть Моя упокоится в уповании (надежде). Ибо Ты не оставишь души Моей в аду и не дашь Святому Твоему видеть тление. Ты укажешь Мне путь жизни; полнота радостей пред лицом Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек»
(Пс. 15,9-11, см. также Деян. 2,25 и 13,35).

Таким образом, пророки заложили в своем народе основу веры в пришествие и воскресение Мессии. Вот почему апостолы с таким успехом распространяли среди еврейского народа веру в воскресшего Христа, несмотря на препятствия, со стороны религиозных вождей еврейского народа.

Воистину воскресе!