Пасха - Православное торжество. Великий
пост, время насыщенное молитвами,
покаянием, прощением, самоисправлением,
духовным и телесным подвигом
завершается и настает Пасха - время
православного торжества, торжества
правой веры.
В первый день после субботы,
рано утром, Иисус Христос воскрес из
мертвых. При этом сделалось сильное
землетрясение. С неба сошел Ангел
Господень; Вид его был, как молния, а
одеяние белое, как снег. Он отвалил от
двери гроба камень и сел на нем.
Воины, стоящие на страже, в
страхе попадали на землю и стали как
мертвые, а потом, придя в себя,
разбежались. Некоторые из них пришли к
первосвященникам и рассказали о
случившемся. Первосвященники дали им
денег и научили говорить, будто ночью,
когда они спали, ученики Иисуса Христа
пришли и украли Его тело.
Воскресение Христово
празднуется в первое воскресенье после
первого весеннего полнолуния (между 22
марта/4 апреля и 25 апреля/ 8 мая).
Начало праздника
В полночь с Великой Субботы на
Воскресенье совершается особенная
торжественная служба - Светлая
пасхальная заутреня. Служба начинается
в полночь, когда духовенство и
прислужники в алтаре начинают петь
стихиру тихо, потом все громче и громче,
а потом в это пение включается и хор:
Воскресение Твое, Христе
Спасе, Ангели поют на небесех: и
нас на земле сподоби чистым сердцем
Тебе славити. (Стихира в начале
заутрени, глас 6-й)
Крестный ход
С этим пением начинается
крестный ход вокруг храма (три раза), с
торжественным звоном в колокола. Во
время службы священник снова и снова с
радостью приветствует всех молящихся
словами: «Христос воскресе!» (три раза) и
каждый раз молящиеся отвечают «Воистину
воскресе!». Иногда это приветствие
делается на других языках. Во время
службы звучит Пасхальный тропарь:
Христос воскресе из мертвых,
смертию смерть поправ, и сущым во
гробех живот даровав.
Слово святителя
Иоанна Златоустаго
В конце заутрени священник
читает «Слово св. Иоанна Златоустаго»
(347-407 г.), которое описывает торжество и
значение Пасхи. После службы все
молящиеся подходят к священнику,
который держит в руках крест, целуют
крест и христосуются с ним, а потом и
друг с другом. Обыкновенно здесь же,
возле креста, всем дают красные яички.
Заутреня продолжается около полутора
часов. После заутрени некоторые уходят
домой и разговляются дома со своими
родственниками и друзьями. Конечно,
здравый смысл говорит, что для того
чтобы чувствовать себя здравым и бодрым,
нужно перед заутреней прилечь и поспать
на несколько часов. В особенности это
относится к детям.
Светлая
пасхальная литургия
В некоторых храмах сразу
после заутрени служится Светлая
пасхальная литургия, которая
продолжается около двух часов. За
литургией молящиеся, которые говели,
исповедовались и при-чащались во время
Страстной седмицы, могут снова
приступить ко причастию.
Разговены
После праздничного
богослужения, так как пост кончился,
молящиеся обыкновенно разговляются, то
есть едят скоромное. На столе в этот день
обязательно должны быть освященные в
храме куличи, сырные пасхи и пасхальные
крашеные яички.
Светлая
пасхальная седмица
Пасха празднуется семь дней,
то есть неделю, и поэтому называется она
Светлая пасхальная седмица. Каждый день
недели тоже именуется светлым - Светлый
Понедельник, Светлый Вторник и т. д., а
последний день - Светлая Суббота.
Царские Врата открыты всю седмицу. В
Светлую Среду и Пятницу поста нет.
Сорок дней от Пасхи до
Вознесения православные при-ветствуют
друг друга словами «Христос воскресе!» и
отвечают «Воистину воскресе!»
Старинные
пасхальные обычаи
Пасха празднуется семь дней.
На первый день хозяйки - жены оставались
дома, а мужчины ходили по домам и
поздравляли своих близких и знакомых.
Столы всюду накрыты весь день. На столах
уже скоромное: на закуску селедка, потом
суп, курица, жаркое, ветчина, картошка,
салаты, вино и т. п. На сладкое сырная
пасха, куличи, торты, компот, чай и кофе.
Обыкновенно садятся за стол на пол часа
и потом прощаются и гость идет к другим
знакомым.
На Светлой Седмице Обязательно нужно
посетить всех родственников, потом
хороших знакомых особенно старших и
пожилых. Обыкновенно подарки в этот день
не приносят. На второй день Пасхи
полагается, чтобы жены ходили по домам, а
мужья сидели дома, но это не
практикуется. В наше время, в эти святые
дни, многие договариваются и ходят друг
к другу в гости.
О ПОВЕДЕНИИ
ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН НА ПАСХУ
Древние христиане в
продолжение великого торжества Пасхи
ежедневно собирались для соборного
богослужения.
Согласно благочестию первых
христиан, на
VI Вселенском Соборе постановлено для
верных: «От святого дня Воскресения
Христа Бога нашего до недели новыя (Фомины),
во всю седмицу верные должны во Святых
Церквах непрестанно упражнятися во
псалмех и пениих и песнех духовных,
радуяся и торжествуя во Христе, и чтению
Божественных писаний внимая и Святыми
Таинами наслаждайся. Ибо таким образом
со Христом и мы купно воскреснем и
вознесемся. Того ради отнюдь в реченные
дни не бывает конское ристалище, или
иное народное зрелище».
Древние христиане великий
праздник Пасхи святили особыми делами
благочестия, милости и благотворения.
Подражая Господу, Своим воскресением
освободившему нас от уз греха и смерти,
благочестивые цари отпирали в
пасхальные дни темницы и прощали
узников (но не уголовных преступников).
Простые христиане в эти дни помогали
нищим, сирым и убогим. Брашно (то есть еду),
освященные в Пасху, раздавали бедным и
тем делали их участниками радости в
Светлый праздник.
Древний святой обычай, сохраняемый и
ныне благочестивыми мирянами, состоит в
том, чтобы во всю Светлую седмицу не
опускать ни одного церковного
богослужения.
ПРОРОЧЕСТВА О
ВОСКРЕСЕНИИ
Пророк Исаия, который жил за 700
лет до Рождества Христова, описал
страдания Христа с такими подробностями,
будто он стоял у самого подножия креста:
«Ему назначили гроб с
злодеями, но Он погребен у богатого,
потому что не сделал греха, и не было лжи
в устах Его. Но Господу было угодно
поразить Его, и Он предал Его мучению.
Когда же душа Его принесет жертву
умилостивления, Он увидит потомство
долговечное. И воля Господня успешно
будет исполняться рукою Его. На подвиг
души Своей Он будет смотреть с
довольством. Через познание Его, Он,
Праведник, Раб Мой, оправдает многих и
грехи их на Себе понесет. Поэтому Я дам
Ему часть между великими, и с сильными
будет делить добычу.»
О воскресении Христа
предсказал также царь Давид в 15-м псалме,
в котором от лица Христа Давид говорит: «Всегда
Я видел пред Собою Господа, ибо Он
одесную Меня, не поколеблюсь. Оттого
возрадовалось сердце Мое и возвеселился
язык Мой. Даже и плоть Моя упокоится в
уповании (надежде). Ибо Ты не оставишь
души Моей в аду и не дашь Святому Твоему
видеть тление. Ты укажешь Мне путь жизни;
полнота радостей пред лицом Твоим,
блаженство в деснице Твоей вовек»
(Пс. 15,9-11, см. также Деян. 2,25 и 13,35).
Таким образом, пророки заложили в
своем народе основу веры в пришествие и
воскресение Мессии. Вот почему апостолы
с таким успехом распространяли среди
еврейского народа веру в воскресшего
Христа, несмотря на препятствия, со
стороны религиозных вождей еврейского
народа.
|