Единственная в году служба, когда на
утрене ничего не читается, а все поется.
Известно, что чтение не дает торжества, а
о пении сказано: «Благодушествует ли кто;
да поет» (Иак. 5,13). Псалмы читаются всегда:
это более отвечает покаянному и
просительному их характеру. Но на Пасху
все псалмы исключаются, как
недостаточно радостные, а если и
остаются краткие отрывки из них, то и они
поются в качестве запевов: «Да
воскреснет Бог» и проч., или антифоны на
литургии, или запевы на хвалитных
стихирах.
Уже одно это придает всей
утрене радостное настроение.
Чем живет Церковь? Первое и
самое сильное чувство, переживаемое
нами на Пасху, - это радость. И радость
исключительно сильная. Неповторимая во
весь остальной год. И понятно, что
никогда не бывает в храме народу столько,
как на Пасху: радость праздника влечет
нас в храм и там еще более усиливается. И
нам хочется выражать ее и в виде ответов
священникам: «Воистину воскресе!», и
даже в целовании друг друга в конце
утрени, и при встречах с родными и
знакомыми, и в лучших облачениях
священнослужителей, и в стоянии со
свечами, иногда красного цвета, и в
освящении пасох, куличей и крашеных яиц,
и в красивых одеждах богомольцев (нередко
белого цвета), и в полном освещении храма,
и в целодневном трезвоне всю неделю,
чего никогда не бывает целый год, даже - в
поверье народа, что на Пасху и само
солнышко играет как живое, когда
восходит утром. Можно упомянуть и о
вкусных яствах, коими утешаются в этот
день верующие, причем начинаем с
освященных куличей и пасх; в
монастырских же Уставах так и говорится,
что бывает «утешение велие» братии. Вот
сколько необычайных радостей дает
Пасха! Итак, первое, что мы переживаем в
этот день, - необычайнейшая радость.
Единственная в году!
Отчего же эта радость? С чем
она связана? Где ее источник?
Конечно, никто даже и из нас,
богословов, не будет объяснять ее какими-либо
умственными богословствованиями; нет,
она приходит именно непосредственно,
как и всякий благодатный дар. Ведь все
Божие даруется не через ум, а прямо в
сердце или нашему духу. Ум наш тут
совершенно бессилен: если Бог не откроет,
то у нас не будет никакого «чувства» (это
и есть истинное понимание, внутреннее
восприятие) от одних мыслей наших.
А уж если искать какого-либо
источника радостей, то он
сосредоточивается на двух словах:
Христос воскресе!
Именно с этими словами более
всего связана наша пасхальная радость.
Или иначе сказать: с верою в Воскресение
Христово.
Но и опять повторю: можно
говорить эти слова, можно даже
богословствовать о них, а радости может
и не быть в сердце. Однако именно от
Воскресения идут многие радости. «Христос
воскресе!» - и это врывается радостно в
наши души... Я намеренно подчеркиваю
сейчас, что не от мыслей - радость (ведь
никто из нас и не думает при этом, что
Воскресение Христа уверяет нас и в
бессмертии нашем, и в существовании
другого мира, что Воскресением
восстановлена и даже улучшена
первобытная и блаженная природа
человека, потерянная им в раю после
грехопадения, что Воскресением
Христовым введен в рай и человек и т. д. А
уж о других выводах, вроде обновления
всей природы, и не думает никто).
Но все же из разных этих
мыслей можно выделить одну главную,
которая радует нас в этот день: есть
блаженное Царство, куда ушел Христос!
Есть Рай! А как это дорого и отрадно для
нас, живущих в скорбной земной юдоли!
Вот мы и радуемся не только победе
Христа над смертью, но и нашему
бессмертию. С Ним.
...Записал я эти слова и мысли,
но вижу, как они холодны сами по себе! И
снова вижу и чувствую, что радость
пасхальная не от них. Значит - откуда-то
из другого источника.
Одно лишь несомненно ясно, что
есть огромная радость на Пасху и что эта
радость связана с Христовым
Воскресением. На небе, на земле и даже в
преисподней - радость: «Ныне вся
исполнишася света, небо же и земля и
преисподняя». И ныне «адовыми узами
содержимии... к свету идяху, Христе,
веселыми ногами, Пасху хваляще вечную».
Вспоминается и царь Давид, который «пред...
ковчегом скакаше играя», а теперь «людие
Божий святии... веселимся божественне,
яко воскресе Христос!». Празднование
сравнивается со свадьбой: мы со свещами
выходим навстречу «исходящу Христу из
гроба, яко Жениху». «Божественнаго
веселия... Царствия Христова приобщимся».
«Светися, святися, новый Иерусалиме!...
Ликуй ныне и веселися, Сионе! Ты же,
Чистая, красуйся, Богородице!», «Пасха
священная... Пасха нова, святая... Пасха
великая», Пасха, Пасха, Пасха! -
многократно взывает в радости Церковь.
«...Красуйся, ликуй и радуйся,
Иерусалиме, Царя Христа узрев из фоба,
яко Жениха, происходящая И опять много
раз поем: «Пасха красная, Пасха, Господня
Пасха! Пасха всечестная нам возсия!.. О
Пасха!», «Радуйся, Дево, радуйся; радуйся,
Благословенная, радуйся,
Препрославленная: Твой бо Сын воскресе,
тридневен от гроба».
Вот какое обилие радости,
восторга хвалы Царю праздников.
Действительно, праздников Праздник!
И если мы теперь припомним,
что все христиане радуются на Пасху, то
поймем, что и Церковь в своих песнопениях
полна теми же самыми чувствами, только
ее богомудрые песнотворцы выразили это
и глубже, и разнообразнее, и
художественней. А суть - одна! Ибо Дух
Божий один и в простых христианах, и в
богословах-песнотворцах. Простой же
народ, чувствуя ту же радость,
сосредотачивает ее лишь около двух
главных слов: «Христос воскресе!» И ему
их довольно, с избытком! Не от слов
радость, а слова от радости. И это -
главное!
У святых - всегда Пасха. Святые
люди почти непрестанно жили в
пасхальной радости. В отеческих
сказаниях описывается такой случай.
Послушник однажды принес своему старцу -
пустыннику, необычное кушание: может
быть, вместо обычных сухарей с водою
приготовил ему вареные бобы. Удивленный
старец спросил, почему такая перемена. «Ныне
- Пасха!» - объяснил послушник. «А у меня
всегда Пасха!» - ответил ему подвижник.
Известно также, что и
преподобный Серафим Саровский был в
духовной радости и нередко встречал
посетителей словами: «Христос воскресе,
радость моя!»
Но жизнь наша показывает, как
часто человек быстро спускается с
высоты духовной радости в плотские
удовольствия и даже в грехи. Поэтому у
некоторых проповедников мы встречаем
обличительные слова на первый же день.
Грешный и слабый человек! Не навык еще
долго и чисто радоваться, как и Адам в
раю скоро пал и лишился блаженства
благодати. Но если бы он тогда покаялся,
а не оправдывался и не сваливал вину на
Еву и на Самого Господа, сотворившего
ему такую жену, то Бог простил бы его и
оставил в блаженном раю. Так учит святой
Симон, Новый Богослов (Слово 66-е).