главная

ЕДИНСТВЕННАЯ В ГОДУ СЛУЖБА


Единственная в году служба, когда на утрене ничего не читается, а все по­ется. Известно, что чтение не дает торжества, а о пении сказано: «Благодушествует ли кто; да поет» (Иак. 5,13). Псалмы читаются всегда: это более отвечает покаянному и просительному их характеру. Но на Пасху все псалмы исключаются, как недостаточно радостные, а если и остаются краткие отрывки из них, то и они поются в качестве запевов: «Да воскреснет Бог» и проч., или антифоны на литургии, или запевы на хвалитных стихирах.

Уже одно это придает всей утрене радостное настроение.

Чем живет Церковь? Первое и самое сильное чувство, переживаемое нами на Пасху, - это радость. И радость исключительно сильная. Неповторимая во весь остальной год. И понятно, что никогда не бывает в храме народу столько, как на Пасху: радость праздника влечет нас в храм и там еще более усиливается. И нам хочется выражать ее и в виде ответов священникам: «Воистину воскресе!», и даже в целовании друг друга в конце утрени, и при встречах с родными и знакомыми, и в лучших облачениях священнослужителей, и в стоянии со свечами, иногда красного цвета, и в освящении пасох, куличей и крашеных яиц, и в красивых одеждах богомольцев (нередко белого цвета), и в полном освещении храма, и в целодневном трезвоне всю неделю, чего никогда не бывает целый год, даже - в поверье народа, что на Пасху и само солнышко играет как живое, когда восходит утром. Можно упомянуть и о вкусных яствах, коими утешаются в этот день верующие, причем начинаем с освященных куличей и пасх; в монастырских же Уставах так и говорится, что бывает «утешение велие» братии. Вот сколько необычайных радо­стей дает Пасха! Итак, первое, что мы переживаем в этот день, - необычайнейшая радость. Единственная в году!

Отчего же эта радость? С чем она связана? Где ее источник?

Конечно, никто даже и из нас, богословов, не будет объяснять ее какими-либо умственными богословствованиями; нет, она приходит именно непосредственно, как и всякий благодатный дар. Ведь все Божие даруется не через ум, а прямо в сердце или нашему духу. Ум наш тут совершенно бессилен: если Бог не откроет, то у нас не будет никакого «чувства» (это и есть истинное понимание, внутреннее восприятие) от одних мыслей наших.

А уж если искать какого-либо источника радостей, то он сосредоточивается на двух словах:

Христос воскресе!

Именно с этими словами более всего связана наша пасхальная радость. Или иначе сказать: с верою в Воскресение Христово.

Но и опять повторю: можно говорить эти слова, можно даже богословствовать о них, а радости может и не быть в сердце. Однако именно от Воскресения идут многие радости. «Христос воскресе!» - и это врывается радостно в наши души... Я намеренно подчеркиваю сейчас, что не от мыслей - радость (ведь никто из нас и не думает при этом, что Воскресение Христа уверяет нас и в бессмертии нашем, и в существовании другого мира, что Воскресением восстановлена и даже улучшена первобытная и блаженная природа человека, потерянная им в раю после грехопадения, что Воскресением Христовым введен в рай и человек и т. д. А уж о других выводах, вроде обновления всей природы, и не думает никто).

Но все же из разных этих мыслей можно выделить одну главную, которая радует нас в этот день: есть блаженное Царство, куда ушел Христос! Есть Рай! А как это дорого и отрадно для нас, жи­вущих в скорбной земной юдоли! Вот мы и радуемся не только победе Христа над смертью, но и нашему бессмертию. С Ним.

...Записал я эти слова и мысли, но вижу, как они холодны сами по себе! И снова вижу и чувствую, что радость пасхальная не от них. Значит - откуда-то из другого источника.

Одно лишь несомненно ясно, что есть огромная радость на Пасху и что эта радость связана с Христовым Воскресением. На небе, на земле и даже в преисподней - радость: «Ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя». И ныне «адовыми узами содержимии... к свету идяху, Христе, веселыми ногами, Пасху хваляще вечную». Вспоминается и царь Давид, который «пред... ковчегом скакаше играя», а теперь «людие Божий святии... веселимся божественне, яко воскресе Христос!». Празднование сравнивается со свадьбой: мы со свещами выходим навстречу «исходящу Христу из гроба, яко Жениху». «Божественнаго веселия... Царствия Христова приобщимся». «Светися, святися, новый Иерусалиме!... Ликуй ныне и веселися, Сионе! Ты же, Чистая, кра­суйся, Богородице!», «Пасха священ­ная... Пасха нова, святая... Пасха вели­кая», Пасха, Пасха, Пасха! - многократ­но взывает в радости Церковь.

«...Красуйся, ликуй и радуйся, Иерусалиме, Царя Христа узрев из фоба, яко Жениха, происходящая И опять много раз поем: «Пасха красная, Пасха, Господня Пасха! Пасха всечестная нам возсия!.. О Пасха!», «Радуйся, Дево, радуйся; радуйся, Благословенная, радуйся, Препрославленная: Твой бо Сын воскресе, тридневен от гроба».

Вот какое обилие радости, восторга хвалы Царю праздников. Действительно, праздников Праздник!

И если мы теперь припомним, что все христиане радуются на Пасху, то поймем, что и Церковь в своих песнопе­ниях полна теми же самыми чувствами, только ее богомудрые песнотворцы вы­разили это и глубже, и разнообразнее, и художественней. А суть - одна! Ибо Дух Божий один и в простых христианах, и в богословах-песнотворцах. Простой же народ, чувствуя ту же радость, сосредотачивает ее лишь около двух главных слов: «Христос воскресе!» И ему их довольно, с избытком! Не от слов радость, а слова от радости. И это - главное!

У святых - всегда Пасха. Святые люди почти непрестанно жили в пасхальной радости. В отеческих сказаниях описывается такой случай. Послушник однажды принес своему старцу - пустыннику, необычное кушание: может быть, вместо обычных сухарей с водою приготовил ему вареные бобы. Удивленный старец спросил, почему такая перемена. «Ныне - Пасха!» - объяснил послушник. «А у меня всегда Пасха!» - ответил ему подвижник.

Известно также, что и преподобный Серафим Саровский был в духовной радости и нередко встречал посетителей словами: «Христос воскресе, радость моя!»

Но жизнь наша показывает, как часто человек быстро спускается с высоты духовной радости в плотские удовольствия и даже в грехи. Поэтому у некоторых проповедников мы встречаем обли­чительные слова на первый же день. Грешный и слабый человек! Не навык еще долго и чисто радоваться, как и Адам в раю скоро пал и лишился блаженства благодати. Но если бы он тогда покаялся, а не оправдывался и не сва­ливал вину на Еву и на Самого Господа, сотворившего ему такую жену, то Бог простил бы его и оставил в блаженном раю. Так учит святой Симон, Новый Бо­гослов (Слово 66-е).

Воистину воскресе!