Схождение
Благодатного огня в Иерусалимском храме
Воскресения.
Воскресение Христова - Пасха,
перед которым происходит описываемое
событие - величайшее для христиан
событие, являющее собой знамение победы
Спасителя над грехом и смертью и начало
бытия мира, искупленного и освященного
Господом Иисусом Христом.
На протяжении без малого двух
тысяч лет Православные Христиане
встречают свой величайший праздник -
Воскресение Христово (Пасху) в храме
Гроба Господнего (Воскресения) в
Иерусалиме. В этой величайшей для
христиан святыне, находится Гроб, где
был погребен, а затем воскрес Христос;
Святые Места, где Спаситель был осужден
и казнен за наших грехи.
Каждый раз все, кто находятся
внутри и поблизости с Храмом на Пасху
становятся свидетелями схождения
Благодатно Огня (Света).
История
Благодатный Огонь является в
храме уже не первое тысячелетие. Самые
ранние упоминания о схождении
Благодатного Огня в канун Воскресения
Христова встречаются у Григория
Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской
и датируются IV веком. В них есть описание
и более ранних схождений. По
свидетельству Апостолов и святых отцов,
нетварный Свет осветил Гроб Господень
вскоре после Воскресения Христа, что
увидел один из апостолов: "Петр верил,
видел же не только чувственными очами,
но и высоким Апостольским умом -
исполнен убо был Гроб света, так что,
хотя и ночь была, однако, двема образы
видел внутренняя - чувственно и душевно,"
- читаем мы у церковного историка
Григория Нисского. "Петр предста ко
Гробу и свет зря во гробе ужасашеся," -
пишет Св. Иоанн Дамаскин [*]. Евсевий
Памфил повествует в своей "Церковной
истории", что когда однажды не хватило
лампадного масла, патриарх Нарцисс (II в.)
благословил налить в лампады воды из
Силоамской купели, и сошедший с неба
огонь возжег лампады, которые горели
затем в продолжение всей пасхальной
службы. Среди ранних упоминаний
свидетельства мусульман, католиков.
Латинский монах Бернард, (865 г.) пишет в
своем итинерарии: "В Святую Субботу,
которая есть канун Пасхи, служба
начинается рано и по совершении службы
поется Господи помилуй до тех пор, пока,
с пришествием Ангела, возжигается свет в
лампадах, висящих над Гробом."
Церемония
Литания (церковная церемония)
Святого Огня начинается приблизительно
за сутки до начала Православной Пасхи,
которая, как известно, празднуется в
иной день чем у других христиан. В Храме
Гроба Господня начинают собираться
паломники, желающие своими глазами
увидеть схождение Благодатного Огня.
Среди присутствующих всегда много
инославных христиан, мусульман,
атеистов, за церемонией следит
еврейская полиция. В самом храме
вмещается до 10 тысяч человек, вся
площадь перед ним и анфилады окрестных
сооружений также оказываются заполнены
народом - количество желающих гораздо
больше возможностей храма, поэтому
паломникам бывает нелегко.
"Накануне в храме уже все
свечи, лампады, паникадила были потушены.
Еще в неотдаленном прошлом (в начале XX в.
- прим. ред.) тщательно наблюдалось за сим:
турецкими властями производился
строжайший обыск внутри часовни; по
наветам католиков доходили даже до
ревизии карманов
священнодействовавшего митрополита,
наместника Патриарха..."
На середине ложа Живоносного
Гроба ставится лампада, наполненная
маслом, но без огня. По всему ложу
раскладываются кусочки ваты, а по краям -
прокладывается лента. Так
приготовленная, после осмотра турецких
стражников, а ныне - еврейской полиции,
Кувуклия (Часовня над Гробом Господним)
закрывается и опечатывается местным
ключником мусульманином.
"И вот утром Великой
Субботы, в 9 часов по местному времени,
начали появляться первые признаки
Божественной силы: послышались первые
раскаты грома, между тем, как на улице
было ясно и солнечно. Продолжались они в
течение трех часов (до 12-ти). Храм начал
озаряться яркими вспышками света. То в
одном, то в другом месте стали блистать
небесные зарницы, предвещающие
сошествие Небесного Огня," - пишет
один из очевидцев.
"В половине второго часа,
раздается колокол в патриархии и оттуда
начинается шествие. Длинной черной
лентой входит греческое духовенство в
храм, предшествуя его Блаженству,
Патриарху. Он - в полном облачении,
сияющей митре и панагиях. Духовенство
медленной поступью минует "камень
миропомазания", идет к помосту,
соединяющему кувуклию с собором, и затем
между двух рядов вооруженной турецкой
рати, едва сдерживающей натиск толпы,
исчезает в большом алтаре собора" -
повествует средневековый паломник.
Через 20-30 минут после
опечатывания Кувуклии в храм вбегает
православная арабская молодежь, чье
присутствие также является
обязательным элементом Пасхальных
торжеств. Молодые люди как наездники
сидят на плечах друг у друга. Они просят
Божью Матерь и Господа, чтобы он даровал
Православным Благодатный Огонь; "Иля
дин, иля виль эл Мессиа" ("нет веры,
кроме веры Православной, Христос -
истинный Бог") - скандируют они. Для
прихожан европейцев, привыкшим к иным
формам выражения чувств и спокойным
богослужениям бывает весьма непривычно
видеть такое поведение местной молодежи.
Однако Господь нам напоминал, что Он
приемлет и такое, по детски наивное, но
чистосердечное обращение к Богу.
"Во времена, когда
Иерусалим находился под британским
мандатом, английский губернатор
попытался запретить однажды эти "дикарские"
пляски. Патриарх молился в Кувуклии два
часа: огонь не сошел. Тогда Патриарх
своей волей приказал впустить арабов... И
огонь снизошел". Арабы как бы
обращаются ко всем народам:
правильность нашей веры Господь
подтверждает низведением Благодатного
Огня накануне православной Пасхи. Во что
же веруете вы?
"Вдруг внутри храма над
Кувуклией появилось небольшое облачко,
из которого стал моросить мелкий
дождичек. Я стоял недалеко от Кувуклии,
потому и на меня, грешного, упали
несколько раз маленькие капли росы.
Подумал, наверное, на улице гроза, дождь,
а крыша в храме неплотно закрыта,
поэтому вода проникает вовнутрь. Но тут
греки закричали: "Роса, роса..."
Благодатная роса сошла на Кувуклию и
смочила вату, лежавшую на Гробе
господнем. Это было второе проявление
Божией Силы." - пишет паломник.
В Храм входит процессия -
иерархи празднующих Пасху конфессий. В
конце процессии идет православный
Патриарх одной из поместных
Православных церквей (Иерусалимской или
Константинопольский) в сопровождении
армянского Патриарха и
священнослужителей. В своем крестном
ходе процессия минует все находящиеся в
храме памятные места: священную рощу,
где был предан Христос, место, где его
побивали римские легионеры, Голгофу, где
Его распяли, камень Помазания - на
котором тело Христа готовили к
погребению.
Процессия подходит к Кувуклии
и трижды обходит ее. После этого
Православный Патриарх останавливается
напротив входа в Кувуклию; его
разоблачают от риз и он остается в одном
полотняном подряснике, чтобы было видно,
что он не проносит с собой в пещеру
спичек или чего бы то ни было, способного
зажечь огонь. Во времена господства
турков, пристальный "контроль" за
патриархом осуществляли турецкие
янычары, обыскивавшие его перед
вхождением в Кувуклию.
Надеясь уловить православных
на подделке городское мусульманское
начальство расставляло турецких воинов
по всему храму, а те обнажали ятаганы,
готовые отрубить голову всякому кто
будет замечен вносящим или зажигающим
огонь. Однако за всю историю турецкого
владычества никто в этом так и не был
уличен. В настоящее же время Патриарха
осматривают еврейские полицейские
следящие.
Hезадолго до патриарха
подризничий вносит в пещеру большую
лампаду, в которой должен разгореться
главный огонь и 33 свечи - по числу лет
земной жизни Спасителя. Затем
Православный и Армянский Патриархи (последний
также разоблачается перед входом в
пещеру) входят внутрь. Их запечатывают
большим куском воска и налагают на дверь
красную ленту; православные служители
ставят свои печатки. В это время в храме
выключается свет и наступает
напряженное тишина - ожидание.
Присутствующие молятся и исповедуют
свои грехи, прося Господа даровать
Благодатный Огонь.
Все находящиеся в храме люди
терпеливо ждут выхода патриарха с Огнем
в руках. Впрочем в сердцах многих людей
присутствуют не только терпение, но и
трепет ожидания: в соответствии с
преданием Иерусалимской Церкви
считается, что тот день, когда
Благодатный Огонь не сойдет, будет
последним для людей находящихся в Храме,
а сам Храм будет разрушен. Поэтому,
паломники обычно причащаются перед тем
как прийти в святое место.
Молитва и обряд продолжаются
до тех пор, пока не произойдет всеми
ожидаемое чудо. В разные годы
томительное ожидание длится от пяти
минут до нескольких часов.
Схождение
Перед схождением храм
начинают озарять яркие вспышками
Благодатного Света, тут и там
проскакивают маленькие молнии. При
замедленной съемке хорошо видно, что они
исходят из разных мест храма - от иконы,
висящей над Кувуклией, от купола Храма,
от окон и из других мест, и заливают все
вокруг ярким светом. Кроме того, то тут,
то там, между колоннами и стенами храма
мелькают вполне видимые молнии, которые
часто проходят без всякого вреда через
стоящих людей.
Мгновение спустя весь храм
оказывается опоясанным молниями и
бликами, которые змеятся по его стенам и
колоннам вниз, как бы стекают к подножию
храма и растекаются по площади среди
паломников. Одновременно с этим у
стоящих в храме и на площади загораются
свечи, сами зажигаются лампады
находящиеся по бокам Кувуклии (за
исключением 13 католических), как и
некоторые другие в пределах храма. "И
вдруг капля падает на лицо, а затем в
толпе раздается крик восторга и
потрясения. Огонь пылает в алтаре
Кафоликона! Вспышка и пламя - как
огромный цветок. А Кувуклия еще темная.
Медленно - медленно, по свечам Огонь из
алтаря начинает спускаться к нам. И тут
громовой вопль заставляет оглянуться на
Кувуклию. Она сияет, вся стена
переливается серебром, белые молнии
струятся по ней. Огонь пульсирует и
дышит, а из отверстия в куполе Храма на
Гроб с неба опустился вертикальный
широкий столб света". Храм или
отдельные его места заполняются не
имеющим аналогов сиянием, которое как
полагают, впервые явилось во время
Воскресения Христова. В это же время
двери Гроба открываются и выходит
Православный патриарх, который
благословляет собравшихся и раздает
Благодатный Огонь.
О том как загорается
Благодатный Огонь рассказывают сами
патриархи. "Я видел, как митрополит
склонился над низким входом, вошел в
вертеп и повергся на колени пред Святым
Гробом, на котором ничего не стояло и
который был совершенно обнажен. Не
прошло и минуты, как мрак озарился
светом и митрополит вышел к нам с
пылающим пучком свечей". Иеромонах
Мелетий приводит слова архиепископа
Мисаила: "Вшедше мне внутрь Святаго
Гроба Господня, видевши бе на всей
крышке Гробней блистает свет, подобно
рассыпанному мелкому бисеру, в виде
белого, голубого, алого и других цветов,
который потом совокупляясь, краснел и
претворялся в вещество огня... и от сего-то
огня уготованные кандила и свечи
возжигаются.
Гонцы, еще когда Патриарх
находится в Кувуклии, через специальные
отверстия разносят Огонь по всему храму,
огненный круг постепенно
распространяется по храму.
Однако не все зажигают огонь
от патриаршей свечи, у некоторых он
загорается сам. "Все ярче и сильнее
вспышки Небесного Света. Теперь
Благодатный Огонь стал летать уже по
всему храму. Рассыпался ярко-голубыми
бисеринками над Кувуклией вокруг иконы
"Воскресения Господня", и вослед
вспыхнула одна из лампад. Врывался в
храмовые часовни, на Голгофу (зажег на
ней также одну из лампад), сверкал над
Камнем Миропомазания (здесь также
зажглась лампадка). У кого-то обуглились
фитили свечей, у кого-то сами собой
вспыхнули светильники, пучки свечей.
Всполохи все более усиливались, искры
тут и там разносились по пучкам свечей.
Один из свидетелей отмечает, как у
стоящей рядом с ним женщины трижды сами
загорались свечи, которые она дважды
пыталась затушить.
Первое время - 3-10 минут,
загоревшийся Огонь обладает
удивительными свойствами - совершенно
не жжет, независимо от какой свечи и где
он будет зажжен. Можно видеть, как
прихожане буквально умываются этим
Огнем - водят им по лицу, по рукам,
черпают пригоршнями, и он не наносит
никакого вреда, поначалу не опаляет даже
волосы.
"Возжегше в одном месте 20
свеч и браду свою теми всеми свещами жег,
и ни единаго власа ни скорчило, ни
припалило; и погасиша все свещи и потом
возжегше у иных людей, те свещи затеплил,
тако же и в третий те свещи затепли и я, и
то ничем жене тронуша, единаго власа не
опалило, ни скорчило..." - писал четыре
столетия назад один из паломников.
Капельки воска, которые падают от свечек
прихожане называют Благодатной росой.
Как напоминание о Чуде Господнем они
останутся на одежде свидетелей навсегда,
никакие порошки и стирки их не возьмут.
Людей, находящихся в это время
в храме, переполняют непередаваемые и ни
с чем несравнимое по своей глубины
чувство радости и духовного успокоения.
По словам тех, кто побывал на площади и в
самом храме при снизшествии огня,
глубина чувств переполнявших людей в
этот момент была фантастической, - из
храма очевидцы выходили как бы
зановородившимися, как они сами говорят,
- духовно очистившимися и прозревшими.
Что особенно замечательная не остаются
равнодушными даже те, кому неудобно это
дарованное Богом знамение.
Случаются и более редкие
чудеса. Съемка на одной из видеопленок
свидетельствует о происходящих
исцелениях. Визуально камера
демонстрирует два таких случая, - у
человека с изуродованным гниющим цхом
рана, смазанная Огнем, прямо на глазах
затягивается и ухо принимает нормальный
внешний вида, а также показан случай
прозрения слепого (по внешним
наблюдениям у человека были бельма на
обоих глазах до "умывания" Огнем).
В дальнейшем, от благодатного
Огня будут зажжены лампады по всему
Иерусалиму, специальными авиарейсами
Огонь будет доставлен на Кипр и в Грецию,
откуда будет развезен по всему миру. В
недавнее время непосредственные
участники событий стали его привозить и
в нашу страну. В близлежащих к Храму
Гроба Господня районах города свечи и
лампады в храмах загораются сами".
Только ли
православным?
Многие инославные, когда
впервые слышат о Благодатном Огне
пытаются укорить православных: откуда
Вы знаете, что он дарован именно Вам? а
что если бы его принимал представитель
иной Христианской конфессии? Однако
попытки силой оспорить право получения
Благодатного Огня со стороны
представителей других деноменаций были
и случались не единожды.
Лишь в течение нескольких
веков Иерусалим находился под контролем
Восточных христиан, большую же часть
времени, как и сейчас, городом правили
представители других недружелюбно или
вовсе враждебно относившихся к
Православию учений.
В 1099 г. Иерусалим был завоеван
крестоносцами, римская церковь и
местные градоночальники почитая
Православных за вероотступников, смело
принялись попирать их права. Английский
историк Стивен Рансимен приводит в
своей книге повествование об этом
летописца западной церкви: "Неудачно
начал первый латинский патриарх Арнольд
из Шоке: он приказал изгнать секты
еретиков из принадлежавших им пределов
в Храме Гроба Господня, затем он стал
пытать православных монахов, добиваясь,
где они хранят Крест и другие реликвии…
Несколько месяцев спустя Арнольда
сменил на престоле Даймберт из Пизы,
который пошел еще дальше. Он попытался
изгнать всех местных христиан, даже
православных, из Храма Гроба Господня и
допускать туда лишь латинян, вообще
лишив остальных церковных зданий в
Иерусалиме или около него… Скоро
грянуло Божье возмездие: уже в 1101 г. в
Великую Субботу не совершилось чуда
сошествия Святого огня в Кувуклии,
покуда не были приглашены для участия в
этом обряде восточные христиане. Тогда
король Балдуин I позаботился о
возвращении местным христианам их прав…".
Капеллан Иерусалимских
королей-крестоносцев, Фульк,
рассказывает, что когда западные
поклонники (из числа крестоносцев)
посетили св. град прежде взятия Кесарии,
для празднования в нем св. Пасхи пришли в
Иерусалим, весь город был в смятении,
потому что святый огонь не являлся и
верные целый день оставались в тщетных
ожиданиях в храме Воскресения. Тогда,
как бы по небесному внушению
духовенство латинское и король со всем
двором своим пошли... в храм Соломонов,
недавно обращенный ими в церковь из
мечети Омаровой, а между тем Греки и
Сирияне, оставшиеся у св. Гроба, раздирая
свои одежды, с воплями призывали
благодать Божию, и тогда, наконец, сошел
св. Огонь."
Но самый знаменательный
случай произошел в 1579 г. Владельцами
Храма Господня являются одновременно
представители нескольких Христианских
Церквей. Священникам армянской церкви,
вопреки традиции, удалось подкупить
султана Мурата Правдивого и местное
градоначальство, чтобы те позволили им
единолично праздновать Пасху и
принимать Благодатный Огонь.
По призыву армянского
духовенства, со всего Ближнего Востока в
Иерусалим приехало множество их
единоверцев, дабы одним отметить Пасху.
Православные вместе с Патриархом
Софронием IV были удалены не только от
кувуклии, но и вообще из Храма. Там, у
входа в святыню, они и остались молиться
о схождении Огня, скорбя об отлучении от
Благодати. Армянский Патриарх молился
около суток, однако, несмотря на его
молитвенные усилия, никакого чуда не
последовало. В один момент с неба ударил
луч, как это обычно бывает при
снизшествии Огня, и попал точно в
колонну у входа, рядом с которой
находился Православный патриарх. Из нее
во все стороны брызнули огненные
всплески и зажглась свеча у
Православного Патриарха, который
передал единоверцам Благодатный Огонь.
Это был единственный случай в истории,
когда схождение произошло за пределами
Храма, фактически по молитвам
Православного, а не армянского
первосвященника. "Все обрадовались, а
православные арабы от радости стали
прыгать и кричать: "Ты еси един Бог наш,
Иисус Христос, едина наша истинная вера -
вера православных христиан" - пишет
инок Парфений. В это же время на
анфиладах построек прилегающих к
храмовой площади находились турецкие
солдаты. Один из них, по имени Омир (Анвар),
увидев происходящее воскликнул: "Единая
вера Православная, я - христианин" и
спрыгнул вниз на каменные плиты с высоты
около 10 метров. Однако юноша не разбился
- плиты под его ногами растопились как
восковые, запечатлев его следы. За
принятие христианства мусульмане
казнили храброго Анвара и пытались
соскоблить следы, столь явно
свидетельствующие о торжестве
Православия, однако им это не удалось, и
приходящие в Храм до сих пор могут
видеть их, как и рассеченную колонну у
дверей храма. Тело мученика было сожжено,
однако греки собрали останки, которые до
конца XIX века находились в женском
монастыре Великой Панагии, источая
благоухание.
Турецкое начальство весьма
разгневалось на самонадеянных армян, и
поначалу даже хотело казнить иерарха, но
позже смиловалось и постановило ему в
назидание о случившемся на Пасхальной
церемонии всегда следовать за
Православным патриархом и впредь не
принимать непосредственного участия в
получении Благодатного Огня. Хотя
власть давно сменилась, обычай
сохраняется до сих пор. Впрочем, это была
не единственная попытка мусульман,
отрицающих Страсти и Воскресение
Господне, воспрепятствовать схожденияю
Благодатного огня. Вот что пишет
известный исламский историк ал-Бируни (IX-X
вв.): "...однажды губернатор приказал
заменить фитили медной проволокй,
надеясь что лампады не загорятся и само
чудо не произойдет. Но тогда же когда
огонь сошел, медь загорелась".
Трудно перечислить все
многочисленные события, которые
происходят перед схождением
Благодатного Огня и во время его. Однако
одно заслуживает особого упоминания.
Несколько раз за сутки или
непосредственно перед схождение
Благодатного Огня, в Храме начинали
мироточить иконы или фрески с
изображением Спасителя. Впервые это
произошло в Великую Пятницу в 1572 г.
Первыми свидетелями стали два француза,
письмо об этом одного из них хранится в
Центральной Парижской библиотеке. Через
5 месяцев - 24 августа Карл IX устроил в
Париже Варфоломеевскую резню. За два дня
была уничтожена треть населения Франции.
В 1939 в ночь с Великой пятницы на Великую
субботу она опять замироточила.
Свидетелями стали несколько монахов,
живущих при Иерусалимском монастыре.
Через пять месяцев, 1 сентября 1939 г.
началась II мировая война. В 2001 г. это
случилось вновь. Христиане не увидели в
этом ничего страшного но о том что
произошло 11 сентября этого года - через
пять месяцев после мироточения, знает
весь мир.
В разные годы, разными людьми
использовались и другие названия для
чуда сошествия Благодатного Огня:
Благодатный Свет, Священный Свет,
нерукотворный Свет, Благодать.
Источник: www.holyfire.org
|