20 августа 2000 года Юбилейный
Архиерейский Собор Русской
Православной Церкви по рассмотрении
Церковного Предания и мученических
актов о подвигах новомучеников и
исповедников Российских XX века
причислил к лику святых 1154
подвижника, среди которых - архиереи,
священники, монахи, миряне,
претерпевшие скорби, но оставшиеся
верными Христу. Среди них - наш земляк,
епископ Липецкий Уар (Шмарин).
Память: 10 (23) сентября; в
Соборе новомучеников и исповедников
Российских - 25 января (7 февраля) в
Соборе Воронежских святых - 4 (17)
сентября
См. "Главное - прожить жизнь
достойно" Беседа с дочерью священномученика Уара, епископа Липецкого
См. Ходатай за нас
пред престолом Божиим
См. Святительское благословение
Священномученик Уар
родился 11 октября 1880 года в селе Ново-Ситовка
Тамбовской губернии в бедной
крестьянской семье Алексея и Марфы
Шмариных. У них было тринадцать детей,
но до взрослого возраста дожили
только Петр и его сестра. Отец умер
рано, и Марфе Филатьевне одной
пришлось растить и воспитывать детей.
Петр с шести лет помогал матери по
хозяйству.
В храме села Ново-Ситовка
служил молодой священник. Настоятель
стал присматриваться к сыну вдовы и,
найдя мальчика не по возрасту
развитым, посоветовал Марфе отдать
его осенью в школу. При этом он взял
все расходы по образованию мальчика
на себя. Благодаря этому Петр успешно
окончил четырехгодичную сельскую
школу.
После батюшка призвал его
к себе и сказал: «Петруша, если ты мне
дашь слово, что ты будешь священником,
я займусь твоим образованием. Я
помогу тебе окончить гимназию и
семинарию». Петр дал слово, и
благодетельный пастырь, выступив
усердным ходатаем за мальчика,
определил его на казенный счет -
сначала в гимназию в Тамбове, а затем
в церковно-учительскую семинарию,
находившуюся в селе Ново-Александровка
Козловского уезда Тамбовской
губернии.
По окончании семинарии
Петр стал работать учителем. Чтобы
исполнить данное священнику слово и
быть рукоположенным в
священнический сан, надо было
сначала жениться, и он посватался к
девице Клавдии, которая только что
окончила гимназию. Они обвенчались, и
вскоре вслед за этим, 21 марта 1904 года,
он был рукоположен в сан диакона и
направлен служить в Саратовскую
епархию. Здесь у него родилось трое
детей - две дочери, Мария и Клавдия, и
сын Николай.
В феврале 1910 года
священноначалие предложило диакону
Петру отправиться для служения или в
Америку, или в Финляндию. Он выбрал
служение в Америке, но этому решению
воспротивились его родственники.
Отец Петр подчинился и сообщил
священноначалию, что готов ехать
служить в Финляндию.
28 октября 1910 года диакон
Петр был рукоположен в сан
священника ко храму, расположенному
на острове Манчинсаари (ныне
Республика Карелия) на Ладожском
озере.
Одаренный пастырь всю
жизнь занимался самообразованием. Он
собрал дома большую библиотеку. У
него были обширные познания в
области медицины, и он сам никогда не
обращался к помощи врачей. Своих
детей лечил сам, за исключением
случаев чрезвычайных, когда
требовалось хирургическое
вмешательство. К нему за медицинской
помощью обращались крестьяне всех
окрестных селений. Прихожане очень
уважали и любили его, относились к
нему как к народному пастырю.
Приход находился
неподалеку от Валаамского монастыря,
и к нему часто приезжали монахи
монастыря. Отец Петр был человеком
открытым, общительным и с каждым мог
найти общий язык. В его доме всегда
кто-нибудь жил, и за стол никогда не
садились одной только своей семьей,
всегда были гости.
Дом принадлежал приходу;
он был вместительным, и места хватало
для всех. В то время когда священник
служил в Манчинсаари, у него родилось
еще трое сыновей. Затем отца Петра
перевели в храм неподалеку от
Выборга.
Через некоторое время в
Финляндию переехали родственники
Клавдии: ее мать, сестра с мужем и
брат, Николай Георгиевич, который
стал директором гимназии в Выборге.
После революции Финляндия
отделилась от России, и отец Петр с
семьей и все их родственники выехали
в Петроград. Из вещей взяли только
самое необходимое для детей. Будущий
священномученик отвез супругу с
детьми в село Ново-Ситовка к своей
матери, а сам остался в столице.
В 1918 году Клавдия заболела
тифом. Болезнь развилась столь
стремительно, что, несмотря на
посланную в Петроград телеграмму о
ее болезни, отец Петр добрался до
Ново-Сиговки, когда супругу его уже
похоронили. Горе усугублялось тем,
что священник остался один с шестью
сиротами и нужно было решать, что
делать с ними. В Петрограде был голод
и взять их к себе он не мог. Выручили
родственники. Пятерых детей взяла к
себе в Лебедянь бабушка Анна
Иоанновна Стрельникова, а дочь
Клавдию - родственники из Липецка.
В Лебедяни они поселились
у брата Анны Иоанновны, бывшего купца.
До революции у него был большой
каменный дом, магазины и он вел
довольно обширную торговлю. После
революции часть дома и магазин
отобрали, но у него еще оставалась в
ту пору часть дома и при нем
маленькая лавочка.
Вскоре к ним из Петрограда
приехал и отец Петр. Ему дали приход в
десяти километрах от города Лебедяни,
в селе Тютчево. В состав прихода
входили два больших селения -
Куликово и Новодворское.
Священномученик снял для себя и
семьи квартиру в доме вдовы
священника, который служил до него на
этом приходе. Прихожане подарили
семье священника корову, стали
помогать продуктами. Семья в это
время могла считать себя вполне
обеспеченной. Однако пришло время
принять исповеднический крест.
Начались гонения. Священника Петра
несколько раз арестовывали, но
аресты были кратковременными -
подержат несколько дней и отпустят.
Главной темой бесед при арестах было
требование снять сан, на что
священник всегда мужественно
отвечал категоричным отказом.
В 1922 году образовался
обновленческий раскол: обновленцы
при поддержке властей стали
захватывать храмы. Церковное
управление было нарушено, многие
приходы утратили связь с
епархиальными архиереями, которые
или были арестованы, или находились
из-за препятствий, чинимых властями,
на значительном расстоянии, лишенные
права покидать город. Собравшиеся на
съезд представители духовенства и
мирян Лебедянского уезда Тамбовской
епархии постановили уполномочить
священника Петра Шмарина подать
прошение Патриарху Тихону,
касающееся этого вопроса.
В своем прошении Патриарху
от 2 августа 1923 года отец Петр писал: «Духовенство
и жители Лебедянского уезда,
оставшиеся верными историческим
религиозно-нравственным началам и
укладу Православной Церкви, не имеют
фактически своего законного
епископа и чувствуют себя в духовном
отношении в настоящее время крайне
сиротливо. Они не знают, как и куда им
обращаться в своих неотложных
церковноприходских нуждах. Является
крайняя необходимость в своем
епископе, который объединил и
вдохновил бы разрозненных пастырей и
успокоил бы мятущихся пасомых. Но до
разрешения этого вопроса в законном
порядке следовало бы теперь же
временно подчинить в каноническом
отношении Лебедянскую Церковь
Елецкому епископу Николаю (Никольскому)...
Об изложенном почтительнейше прошу
письменной резолюции Вашего
Святейшества, каковая и послужит нам
исходным руководящим началом в
предстоящей громадной созидательной
работе на благо Святой Православной
Русской Церкви».
В ответе Патриарх
благословил духовенству
Лебедянского уезда временно по всем
вопросам обращаться к епископу
Козловскому Димитрию (Доброседову).
В 1924 году священник Петр
был заключен в тюрьму Лебедяни. На
допросах сотрудники ОГПУ предлагали
ему снять сан - это было самое главное
для них. «У Вас большая семья, Вам
будет очень трудно в новых условиях, -
говорили они, - снимите сан. Вы
человек высокообразованный, нам
такие люди нужны. Мы строим сейчас
новое государство, и нам нужны
образованные люди. Мы Вам дадим
хорошую, престижную работу, квартиру,
обеспечим Вас всем, у Вас не будет
никаких забот. Единственной помехой,
чтобы все это Вы получили, является
Ваш сан. Снимите его - и Вы все
получите».
На все эти уговоры отец
Петр всегда и неизменно отвечал: «Того,
чего вы от меня добиваетесь, - этого
вы никогда не добьетесь. Уж я такой
человек: во что верую -тому никогда не
изменю, так что напрасны все ваши
усилия». Столкнувшись с непреклонной
волей исповедника, власти и на этот
раз освободили его.
20 августа 1926 года
священник Петр Шмарин по
предварительном пострижении в
монашество с именем Уар был
хиротонисан во епископа Липецкого.
Епархия в то время
включала приходы Липецкого,
Боринского, Нижне-Студенецкого,
Краснинского, Лебедянского и
Трубетчинского районов. Сначала он
служил в городе Липецке в Христо-Рождественском
соборе, а после его закрытия в 1931 году
- в Успенском храме. Епископ Уар стал
непоколебимым оплотом Православия в
Липецком крае и непримиримым борцом
с обновленчеством.
В 1932 году власти
арестовали сына епископа, священника
Николая Шмарина. В тюрьме ему
предложили снять сан, но он отказался
и был приговорен к трем годам
заключения в исправительно-трудовом
лагере в Сибири. Он писал оттуда,
чтобы за него не беспокоились, его
положение значительно лучше, чем у
многих других, так как он работает не
на общих работах, а счетоводом. Его
семья в это время уехала в
Борисоглебск, где был куплен
маленький домик. Когда отец Николай
вернулся из заключения, власти
предупредили его, что, как только он
начнет служить, они тут же его
арестуют. Священник поехал к отцу и
сказал ему, что священный сан он
снимать не хочет, но и служить, ввиду
всех угроз, не может.
Все три сына владыки Уара,
жившие в Петрограде, заболели
туберкулезом. Владыка забрал их к
себе в Липецк и, будучи знаком с
лучшими врачами того времени и сам
обладая немалыми познаниями в
области медицины, предпринял немалые
усилия для излечения детей от
болезни. Но Господу было угодно иное,
и трое его сыновей один за другим
умерли в Липецке.
Архипастырская
деятельность епископа, его верность
Православию, известность среди
верующих все более беспокоили
богоборческие власти, и они стали
искать повод избавиться от него.
В первых числах апреля 1935
года, во время Великого поста, стало
известно, что власти имеют намерение
послать 10 апреля бригаду рабочих для
снятия колоколов с Христо-Рождественского
храма селе Студенки.
Это вызвало сопротивление
верующих, после чего в течение месяца
власти арестовали священника,
диакона, старосту храма и наиболее
активных прихожан. Все они были
заключены в тюрьму Липецка.
Оставшийся на свободе священник
согласился лжесвидетельствовать
против епископа Уара и арестованного
собрата-священника. Под давлением
следователей, сбитый с толку
лжесвидетельствами, согласился
давать показания против епископа и
арестованный пастырь. На основании
этих свидетельств 8 июня 1935 года
владыка Уар был арестован и заключен
в тюрьму.
Допросы продолжались в
течение трех недель, затем были
проведены очные ставки со
лжесвидетелями.
11 сентября 1935 года в
Липецке состоялось заседание
выездной сессии специальной
коллегии Воронежского областного
суда. На суде владыка Уар сказал: «Виновным
в предъявленном мне обвинении не
признаю».
В тот же день епископу был
прочитан приговор: восемь лет
тюремного заключения.
После суда было разрешено
свидание с родственниками, и к
Владыке пришли его дети. За время
мучительного тюремного заключения и
следствия священномученик стал
выглядеть значительно старше своих
лет, но духом он был спокоен. «Не
плачьте и не переживайте,- сказал он
детям.-Живите, как жили. Живите честно.
За меня не мстите. Главное - прожить
жизнь достойно».
На следующий день владыку
Уара этапом отправили в тюрьму в
город Мичуринск Тамбовской области,
где он пробыл до марта 1936 года, а
затем был отправлен в Карагандинские
лагеря, куда прибыл 8 февраля 1937 года.
Из лагеря он слал письма родным.
Писал, что живет - «слава Богу,
жаловаться не на что. И физический
труд на пользу. Что касается пищи, то
это щи да каша, самая наша
крестьянская пища».
В те же годы был арестован
староста липецкого собора, который
попал в тот же лагерь, что и Владыка.
Он писал родным: «Владыке приходится
сейчас очень тяжело. Он больной и
немощный, а его заставляют тяжело
работать. Но вы его все знаете, он
никогда не унывает, сам крепится и
нас всех поддерживает».
После проведения
медицинского обследования у Владыки
Уара были обнаружены миокардит. Из-за
тяжелых болезней епископа перевели
на должность счетовода. Все это время
Владыка содержался в бараке, где в
основном были осужденные по
политическим статьям. Но в 1938 году
его перевели на участок под
названием Меркеле и поместили в
барак, где были собраны уголовники. 23
сентября 1938 года они убили Владыку.
Священномученик Уар (Шмарин) был
погребен на кладбище Самарского
отделения Карагандинского лагеря;
ныне это село Самарка Мичуринского
района Карагандинской области.
На Юбилейном Архиерейском
Соборе Русской Православной Церкви
епископ Уар прославлен в сонме
новомучеников и исповедников
Российских для общецерковного
почитания.
|