Было еще темно, когда они приехали в Троекурово,
и лишь приготовленная Раевским трехкомнатная келья по левую сторону
Димитриевской церкви так и светилась вся от лампад и свечей, будто в
Великий праздник. С радостью вступил в нее Иларион, найдя, наконец,
убежище, в котором надеялся кончить жизнь свою. Келья его была из
трех комнат: в двух помешался он, а в третьей келейник. На
содержание ему Раевский приказал выдавать ежегодно 50 руб.
ассигнациями. Но это пособие нужно было только первое время, а
затем усердие посетителей дало Илариону возможность не только
содержать келейных, но и многим бедным помогать.
Живя
в Троекурове, Иларион до самой смерти никуда не выходил из кельи,
кроме храма, и к себе мало кого допускал, а посетителям отвечал
больше через келейников – оттого и нарекли его в народе Затворником.
Горя любовью к Господу, подвижник считал потерянным для себя тот
день, в который не был у Божественной Литургии. Поэтому он упросил
местного священника служить ежедневно и от себя давал в храм муку,
вино, масло, ладан и свечи. В церковь подвижник приходил только к
Литургии и, вероятно, неудовлетворенный сокращаемыми священником
утренними и вечерними богослужениями, стал заменять их
продолжительными келейными правилами. На молитву он становился с
первого часу пополуночи и молился до обедни. Придя из церкви, опять
молился до полудня. С двенадцати до трех часов принимал некоторых
посетителей, а другим отвечал через келейников, С трех часов опять
молился до девяти вечера. В девять отпускал келейника спать, а сам
запирался в своей комнате. Спал ли он или в бдении проводил
остальные часы – неизвестно.
Только он сам говорил келейникам, что монаху не должно спать более
четырех часов в сутки, да и то после больших трудов. Желая,
вероятно, приучить их к бодрствованию, он имел обыкновение будить
их в двенадцатом часу ночи и посылать за водой на реку или в
колодезь. Св. Тайн Иларион приобщался очень часто, а последние годы
каждую неделю. В эти дни он просил священника начинать службу в час
ночи. Редко кому выпадало счастье присутствовать при этой службе, и
таким счастливцам все завидовали. На службе в храме Иларион всегда
становился в алтаре на правой сторонке. Праздничную Литургию любил
он больше раннюю.
В свободное от богослужений и молитвенных келейных правил время
затворник читал жития святых и другие душеполезные книги или общался
с посетителями, а порой протапливал у себя печку. По окончании
дневного правила дважды в неделю – в воскресенье и четверг и во все
двунадесятые праздники, по заведенному Иларионом правилу, полагалась
трапеза. Ее для затворника готовили только один раз в неделю, и то
без рыбы, а если случался день постный, то и без масла. Кушал он
обыкновенно щи или суп из чечевицы. Лет за десять до кончины своей
он и эту трапезу оставил и питался единственно антидором и
девятичинной просфорой. В Великий же пост он ежедневно пил по
стакану сока из конопляного семени, по словам его – для умягчения
груди и свободы голоса, необходимого при пении и вычитывании
правил, которые он совершал большей частью вслух и довольно громко.
Очень редко, может быть в месяц раза три, а Великим постом, когда
Иларион сильно изнемогал, то и четыре, приказывал он келейникам
подать себе чашечку (которая хранилась впоследствии в монастыре)
кофе и вливал в него три ложечки миндального молока. Вот и все было
его питание во весь Великий пост. А когда ему что Бог посылал из
съестного, то раздавал сестрам по кельям и отсылал в богадельню.
Постничество свое Иларион старался скрыть даже от келейных своих.
Бывало, заставит просвирню испечь себе ситный пеклеванный хлеб;
принесут хлеб, а он, чтобы не заметно было, что он его не кушал,
возьмет, разрежет его на кусочки и пошлет кому-нибудь из сестер.
Однажды в погожий весенний день келейник предложил Илариону выйти в
садик прогуляться. Старец согласился, но, едва выйдя в сад, велел
скорее вести себя назад и говорил всю дорогу: «Хорошо, очень
хорошо, пожалуй, захочешь и еще». Вот пример строгости старца
Илариона к самому себе.
Строгость духовной жизни и высота подвигов Илариона придали, по
свидетельству современников, его лицу выражение «святолепное».
Вообще видевшие его так описывают внешность подвижника: роста он был
среднего, грудь имел впалую. Черты лица имел тонкие, правильные,
глаза темно-голубые, нос с небольшою горбинкой. От чрезмерного поста
лицо его было весьма худое, но чистое, и цвет его необыкновенно
прозрачной белизны. Волосы на голове длинные седые, с серебристым
оттенком, борода несколько продолговатая и к концу заостренная. В
открытом и спокойном взоре его сияла благодать. Тихою пленительною
речью Иларион то ободрял и утешал, то убеждал и потрясал дух
внимательного слушателя, скрашивая по временам сладостный разговор
приятною улыбкою и ангельским взором. Впрочем, таким благоволением
пользовались немногие; большей же части посетителей передавал свои
наставления и ответы через послушника.
Если ранее подвижник по крепости сил телесных часто измождал себя
холодом, то здесь, в Троекурово, вследствие потерянного здоровья,
холод стал для него невыносим. Поэтому, находясь почти постоянно в
своей кельи, Иларион приказывал келейным своим летом и зимой жарко
натапливать печку. При этом даже в жарко натопленной кельи и даже в
летнюю пору подвижник часто носил теплые валеные сапоги. В болезнях
телесных старец не имел обыкновения прибегать к помощи врачей и
медицинских пособий, а обращался к средствам народным – редечному
соку и огуречному рассолу, что при случае советовал и другим. В
конце жизни, примерно за шесть лет до смерти, старец Иларион
Троекуровский лишился зрения.
Слава о дивных подвигах и о благодатных дарованиях Иллариона все
более и более распространялась и привлекала в келью старца много
людей, знатных и простых. Одни желали получить благословение на
какое-либо дело, другие – услышать слово утешения, а иные разрешить
какое-либо недоумение. И проникнутый чистою ко всем любовью, раб
Господень, несмотря на слабость сил телесных от чрезмерного поста и
молитвенных подвигов, не переставал ежедневно принимать приходящих
к нему. При входе каждого из них он непременно полагал пред святыми
иконами три земных поклона и осенял посетителя крестным знамением –
тремя первыми перстами десницы. Весьма редким предлагал маленький
диванчик, а сам садился в кресло, но чаще всего принимал стоя.
Сначала долго переминал во рту иссохший от строгого поста язык и
тогда уже начинал свою беседу. Говорил тихо. Речь его была простая,
кроткая и иногда даже в притчах; но в кратких и простых его словах
заключалась дивная благодатная сила, имевшая неотразимое влияние
даже и на последователей других религий. Так по убеждению Илариона
обратилась к православию некая Феликса, нареченная в православии
Варварою, и приняли в Лебедяни христианство магометанин и еврей. Во
время правила, угодник Божий не дозволял входить к себе даже и
знатным особам, кроме самых редких случаев, когда была крайняя нужда
в его благовременном совете; тогда беседа его состояла из двух-трех
слов. Когда готовился ко св. Причастию, Иларион также никого не
принимал.
Число посетителей подвижника ежедневно множилось, так что иногда и
келья послушника с сенями и дома священника и диакона наполнялись
народом. Богатые жители уездных и губернских городов и даже столиц,
знаменитые защитники Отечества и самые архипастыри Тамбовские при
объезде епархии почитали удовольствием побывать у великого старца.
Один из них – Преосвященный Арсений – особенно обласкал
Троекуровского затворника. Он благословил заранее приготовленный им
для себя склеп и сам посоветовал то, что старец уже давно желал и
предсказывал, а именно устроить здесь женскую общину. Благодаря его
за такое милостивое внимание, старец подарил архипастырю четки,
пророчественно благожелая ему повышения, что в скором времени и
исполнилось. В бытность Владыки Арсения митрополитом Киевским, уже
после кончины Илариона, монахини троекуровские были в Киеве и
пожелали принять благословение Высокопреосвященнейшего Арсения как
нашего бывшего архипастыря. Владыка принял их очень радушно: «А!
Питомки Батюшки Илариона! Очень рад, очень рад». Он оставил матушек
обедать и все вспоминал свое посещение затворника: «Батюшка ваш
великий старец – прозорливый; я его чту как Угодника Божия, он мне
предсказал, что я буду митрополитом. Верую Господу, что вы спасетесь
за его святыми молитвами». Кроме того, Илариона в Троекурово
посещали и другие тамбовские архиереи – Иона, ставший впоследствии
Экзархом Грузии, и Николай, скончавшийся на покое в Трегуляевом
монастыре близ Тамбова.
Достойно замечания, что когда к Илариоиу обращались за советом
монашествующие, то он чаще всего отказывался их принимать, отсылая
к своим духовникам и наставникам. А когда некоторые ревнители
просили у старца благословения носить вериги, Иларион вместо этого
советовал им лучше стяжать смирение, терпение и другие добродетели,
так как видимые подвиги без указанных духовных побед над самим
собой в душе неопытного подвижника способны только породить
пагубное самомнение. Вообще, по свидетельству келейников Илариона,
он принимал посетителей, невзирая на их знатность и состояние, а
руководствуясь важностью и неотложностью их нужд. И потому
случалось, что гордость и чопорность, украшенная орденами и
драгоценностями, отступала с порога его кельи с одним лишь кратким
ответом, а простодушный и смиренный поселянин долго выслушивал
правду жизни и наставления внутри кельи подвижника.
Любопытен
в этом отношении случай, связанный с посещением старца прославленным
русским полководцем Николаем Николаевичем Муравьевым, жившим на
покое в имении своей жены в с. Скорняково Задонского уезда.
Вызванный в армию после начала Крымской войны 1853-1856 гг. и
посланный командовать русскими войсками на Кавказе, Н. Н. Муравьев
заехал в Троекурово и через келейника Спиридона – «Доложи, впусти»
– стал добиваться встречи с Иларионом. Тот долгое время через того
же келейника отказывал генералу во встрече. Наконец, с дозволения
старца, знаменитый генерал вошел в келью к Илариону и смиренно
повергся к стопам подвижника, который и сам не преминул ответить
тому низким поклоном. Подняв друг друга, они обнялись,
поцеловались, заплакали, и «начался меж ними дружественный,
сладостный разговор». При расставании Иларион сказал Муравьеву:
«Соблюди пост и победишь врага». Приняв благословение старца,
будущий покоритель неприступного Карса еще раз поцеловался с ним,
попросил его святых молитв и растроганный вышел в сени, чтобы тут же
отправиться в далекий путь.
О том, как благотворно действовали на души обращавшихся людей к
подвижнику беседы с ним, ярко засвидетельствовал благочестивый
священник Никандр Андреев. Он служил в соседнем с Троекурово селе
Губино и пользовался особенным расположением Илариона и часто его
посещал. Впоследствии о. Никандр перешел в Троекурово. «Дивный был
старец о. Иларион! Скорбь ли домашняя налетит тучей, недоумение ли
камнем ляжет на сердце, – что тут делать? И побежишь, бывало, к
старцу. Отворить келью старец поднимется со своей коечки. Положим
оба по три поклончика пред св. иконами, – такое уж у него было
обыкновение с каждым посетителем. Затем я поклонюсь ему в ноги, а
он, смиренный, мне, грешному, поклонится. Я поцелую его руку, он
взаимно мою поцелует. Садиться никогда не просил и сам стоя начинал
разговор свой иносказательно, открывая помыслы, с какими, бывало,
придешь к нему. Тихая и приветливая речь старца, исполненный
небесного спокойствия и любви взор его, в один миг, бывало, разгонят
хоть какие тучи скорбей и сообщат душе благодатное умиротворение. И
так легко станет на сердце. К нему идешь под гнетом тяжкого бремени,
а от него летишь, словно птица на крыльях». При воспоминании об
этом, голос о. Никандра каждый раз дрожал, а в глазах искрились
слезы.
Однако находились и такие люди, кто, подстрекаемые врагом рода
человеческого, всячески клеветали на подвижника и распускали о нем
самые нелепые слухи. Так, по ложному и тайному на него доносу к
местным властям, лебедянский исправник вместе с секретарем суда
отправились в Троекурово с целью исследовать подлинность этого
вопроса. Но, воочию увидев старца в окружении святых икон и
священных книг в его скромной келии, исправник сразу понял всю
нелепость распускаемых про старца слухов, пожертвовал ему крупную
сумму денег и пообещал в будущем ограждать его от подобных
оскорблений. А когда исправник доложил о результатах своей поездки
лебедянскому городничему, тот со всем своим семейством посетил
старца и с великим почтением просил его молитв.
Впоследствии, чтобы избежать недоразумений с Лебедянской полицией,
Иларион по просьбам своих почитателей при содействии помещицы Анны
Ивановны Кузьминой приписался к мещанскому обществу г. Лебедяни, а
местный купец Федор Алексеевич Ссеков ежегодно платил за него
казенные подати и мирские повинности.
|