Как уже отмечалось, слава о духовных подвигах и
строго подвижнической жизни Илариона распространялась быстро и
широко среди людей, что побуждало его иногда укрываться от молвы и
славы человеческой в глубине леса по нескольку дней. Кроме того,
такая известность обратила на него внимание полицейских властей,
что заставляло подвижника покидать свои пещеры и отправляться на
продолжительное время в более отдаленные места. Чаще всего Иларион
находил тихий и радушный прием в г. Ельце Орловской губернии (ныне
Липецкой области) у преданных ему Христолюбивых людей. Обычно он
останавливался в доме Елецкого купца Михаила Ивановича
Лаврова-Кречета, который вместе со всем своим семейством питал к
Илариону глубокую любовь и уважение. Этот благотворитель отводил в
своем доме подвижнику отдельное уединенное помещение, где его в
воскресный день посещал духовник и приобщал Христовых Тайн. Сам
Лавров говорил, что «всем своим капиталом я обязан молитвам о.
Илариона; с тех пор как он стал меня посещать, Господь благословил
дом мой всяким изобилием».
Пребывая
в Ельце, Иларион посещал Знаменский девичий монастырь, старицы
которого назидались его богоугодной жизнью и всегда принимали его с
уважением. В этом монастыре Иларион познакомился с местной
подвижницей Меланьей, с которой впоследствии много времени проводил
в душеспасительных беседах и имел большую духовную дружбу. Однажды,
накануне Святого Воскресения, затворница сходила к обедне и из храма
пошла к Лавровым, желая пригласить к себе на Пасху Илариона. Но
Лавровы никак не соглашались отпустить его. Тогда Мелания ушла со
скорбью и на первый день Пасхи, сидя одна в своем затворе, даже
заплакала, вспомнив, что духовный друг ее и собеседник близко, а она
лишена возможности утешиться общением с ним. Вдруг входит к ней
Иларион с приветствием: Христос Воскресе! И с кротостью начал
укорять её за безвременные слезы и малодушие. Тогда уже радостные
слезы посыпались из глаз подвижницы, и она ото всей души
возблагодарила Господа и подвижника Его, посетившего её в такой
скорбный час. После продолжительной беседы о спасении души Иларион
пошел с Меланией в церковь и стоял там вечерню.
Несколько
дней спустя пришла навестить ее госпожа Лаврова и стала извиняться,
что удержала в ломе своего дорогого гостя на первый день Праздника.
Изумленная Мелания возразила: «Что ты говоришь, Авдотья Михайловна!
В первый день праздника Иларион был у меня в келье и вместе с нами
был у нас в церкви во время вечерни». - «Что ты! - воскликнула
Лаврова, - он разговелся с нами и весь день читал жития Св. отцов,
а мы все слушали». И тут обе, перекрестившись, прославили Бога,
дивного во святых своих.
Кроме
того, в Ельце Иларион пребывал в духовном общении с другими
местными подвижниками - священником Преображенской церкви Иоанном
Борисовичем Ждановым и юродивым Иоанном Тимофеевичем Каменевым. Но
и в Ельце не всегда удавалось Илариону избежать неприятностей от
недоброжелателей и полиции. Так, Елецкий протоиерей А.Ф. донес на
него в полицию, что Иларион на улицах благословляет подходящих к
нему как священник. Жалоба эта оказалась неосновательной, и
подвижника вскоре после допроса отпустили. В другой раз в Великий
четверг Иларион сделал в храме замечание стоявшим близ него
особам, от шума и смеха которых нельзя было слышать Евангелия,
напомнив, что они в храме Божием, а не в хлеву и здесь так стоять
неприлично. На что одна особа пожаловалась городничему, что
какой-то бродяга наговорил им в церкви дерзостей. Городничий
приказал сейчас же посадить Илариона в острог. И целую неделю до
среды Пасхи просидел тот в остроге, пока, наконец, Господь вразумил
городничего, поразив его внезапной тяжкой болезнью. Самый вид
Илариона - пуховая шляпа, длинный белый халат и в зимнее время босые
ноги - обращали на него постоянно внимание полиции. Особенно ему
вредило, что он ходил безо всякого вида на жительство - паспорта.
Из-за этого ему часто приходилось сидеть в острогах во время
странствований по святым местам. В одном городе ему даже пришлось
шесть недель отсидеть по напрасному подозрению в важном
преступлении. Во все это время угодник Божий не вкушал пищи и не
оставлял молитвенного правила. Он говорил позднее, что за несколько
дней до того видел сон, будто ходит по саду, где на каждом дереве на
широких листьях видна надпись: гнев Божий. Один квартальный
надзиратель в г. Ельце, увидев раз на улице Илариона в его странном
наряде, приказал своим подчиненным схватить его. Подвижник, желая
от них скрыться, побежал под гору к реке. А мост на реке в то время
был разобран. Преследователи торжествовали, думая, что беглец в их
руках. Каковы же были их удивление и страх, когда они увидели, что
преследуемый, осенивши крестом себя и реку, пошел по воде, как по
тверди. Квартальный в ужасе перекрестился и сказал: «Вот каких людей
приказывают нам хватать как мошенников! Не ясно ли, что это человек
Божий?» Этот случай так подействовал на его душу, что он, не медля
долго, вышел в отставку и кончил жизнь в монастыре.
Кроме Ельца Иларион посещал иногда и Задонск, в Богородицком мужском
монастыре которого имел общение с опытным в духовной жизни старцем
иеросхимонахом Агапитом, по временам, благословлявшим того св.
просфорой. В той же задонской обители Иларион повстречал будущего
подвижника Раненбургской пустыни иеросхимонаха Нафанаила. Подойдя к
нему в толпе резвящихся молодых послушников, Иларион духовно прозрел
его будущее и, тронув тихо рукой, сказал: «Схимник! Будет...»
Доходил подвижник в своих путешествиях и до любимого им всем
сердцем Киева, где подолгу молился пред нетленными мощами угодников
Божиих. Возвращаясь однажды оттуда в Головинщино, Иларион сильно
заболел и смог добраться только до Коренной пустыни близ г. Курска.
Настоятель ее архимандрит Филарет хорошо знал Илариона по прежним
его посещениям и всегда благоволил к нему. Видя, что жизнь
заболевшего в опасности, о. Филарет предложил ему постричься в
мантию, что Иларион счел знаком милосердия Божия. Так угодник был
тайно пострижен в монашество с именем своего прежнего Ангела -
преп. Илариона Великого, память которого Церковь празднует 21
октября (ст. ст.). Через некоторое время Иларион поправился и вновь
вернулся в свои пещеры.
Слух о возвращении подвижника быстро разносился по округе, и в
Воловый овраг начинали стекаться толпы народа, жаждущие
душеспасительной беседы с угодником Божиим или исцелений своих
телесных недугов.
Так, известно, что по молитвам Илариона от глухоты и расслабления
вследствие громового удара избавился 12-летний мальчик, которого
затворник учил грамоте и не раз брал с собой на богомолье. Около
1800 г. пещеры в Воловом овраге посетила 24-летняя благочестивая
девица из села Пиково Раненбургского уезда Дарья Дмитриевна
Катукова, ставшая впоследствии основательницей Казанского
девичьего монастыря в с. Сезеново Лебедянского уезда. Она
спрашивала у Илариона совета: каким путем идти ей в жизни для
достижения вечного спасения. По совету подвижника Дарья Катукова
поступила в одну из женских обителей, где провела около семи лет в
великих трудах.
Как уже сказано, много явилось у Илариона почитателей, но, как
всегда бывает, не было недостатка и в недоброжелателях и даже явных
врагах, подвигавшихся дьявольской ненавистью к рабу Христову, своей
жизнью обличавшему их нечестье. Особенно ненавидел преподобного
управляющий имением Г. Соловово, на земле которого находились его
пещеры, московский мещанин Степан Филатов. Это был человек грубый,
жестокий и мучил подвластных ему крестьян. Несчастные обращались в
скорбях своих к Илариону, и он утешал их советами и молитвою и
укреплял в терпении. Филатову показалось, что крестьяне ходят к
Илариону жаловаться на его жестокость и что он возмущает крестьян.
Желая отомстить, управляющий взял однажды с собою четырех верховых с
плетями и лопатами и поехал с ними к пещерам. Он намеревался высечь
и прогнать Илариона, а пещеры его закопать. Но Господь затемнил их
разум, и они целый день до поздней ночи проездили по своим полям и
по собственному лесу, не узнавая местности, и, наконец, приехали к
своему дому. Это чудо и убеждение случившегося гостя вразумили
управляющего, и он решил на другой день у Илариона просить
прощения. В эту же ночь ему привиделся страшный сон, будто перед
окнами его стоят три виселицы: железная, медная и деревянная. Утром
управляющий поехал к Илариону рассказать о своем злом умысле и
просить прощения. «Если я подпал под такую твою немилость, значит, я
перед тобою виноват, а не ты передо мною. Прости меня Бога ради», -
кротко отвечал угодник Божий и поклонился ему в ноги. Филатов
спросил о значении виденного им сна. Прозревая суд Божий над его
домом, тот отвечал: «Железная виселица твоя, медная - сына твоего, а
деревянная твоей жены». Скоро сон этот сбылся. Управляющий был убит
лошадьми, сына его сослали на каторгу, а жену барин отправил на
скотный двор наравне с последними крестьянками ходить за скотом.
Скоро постигло Илариона новое испытание. В 1805 г. недоброжелатели
донесли раненбургскому исправнику, что затворник ведет дурную жизнь
со своим молодым келейником. Вскоре явилась в лес полиция и
арестовала подвижника, келейника прогнала домой, а пещеры были
зарыты. Подвизавшиеся с ним в пещерах труженики разошлись еще до
того один по одному, не имея сил продолжать такой трудный подвиг.
Сперва Илариона заключили в острог, а лотом подвергли церковной
епитимий, присудив его к шестимесячному пребыванию в монастыре,
которые он и провел с весны по осень того же года в Раненбургской
пустыни.[3] На
этот раз другой настоятель иеромонах Паисий и братия встретили его
дружелюбно, так как слава о его добродетельной жизни утвердилась
прочно. Таким образом, вскорости со искушением Господь сотворил и
избытие - неожиданно наказание это для Илариона стало скорее отдыхом
от пещерной жизни.
Во время пребывания преподобного в Петропавловской пустыни Господь
еще раз явил силу Десницы Своей, карающей оскорбителей угодников
Его.
Раненбургский
городничий, ненавидя Илариона, решился даже истребить его, для чего
подговорил подобных себе по злонравию людей поехать на тройке в
пустынь. Недалеко от каменного моста лошади неожиданно понесли,
экипаж разбился, седоков разбросало вокруг, а городничий на самом
мосту был выброшен с такой силой, что убился едва ли не до смерти.
Так Господь хранил верного раба Своего и разрушал совет нечестивых.
По окончании епитимий Иларион был вынужден искать себе новое
местопребывание, так как пещеры в Воловом овраге были уничтожены.
Желая вновь поселиться в своей лесной келий близ с. Каликино, он
пришел в дремучий зенкинский лес, но обнаружил и этот свой приют
уничтоженным. Поэтому был вынужден поселиться на квартире одного
крестьянина в самом Каликино, где ему прислуживала все та же
Евфимия Попова. Иларион стал наставником и руководителем духовной
жизни будущей старицы, которая впоследствии часто рассказывала
окружавшим ее людям замечательные случаи о своем послушании у
преподобного, явно свидетельствующие о святости его жизни. Так,
однажды случилось Евфимии остаться у отца Илариона в келье, в то
время как сам он был в церкви у обедни. Она взяла у него просфору и
хотела съесть, да вспомнила, что без благословения есть грешно, и
спрятала просфору за печку. Батюшка вернулся из церкви и за чаем
говорит: «Евфимия! Какая у нас завелась воровка! Таскает из скрывни
просфоры!» И затем встал, подошел к печке и достал спрятанную
просфору. Она упала ему в ноги и со слезами просила прошения.
«Вставай, - сказал батюшка, - прощаю. А в другой раз так не делай, а
то чрез один грех враг положит в сердце охоту и ко всем». В другой
раз Иларион зашел за ней по дороге в храм и позвал с собой к
Божественной литургии: «Пойдем, пора!» «Сейчас, - отвечала Евфимия,
- только обуюсь». «Иди так», - сказал Иларион. «Нет, не могу, боюсь,
ноги заболят». Иларион не стал настаивать, Евфимия обулась, и они
пошли вместе на службу. И вот, обутая Евфимия хоть и идет, а
все-таки отстает от Илариона. «Что ж ты отстаешь?» - спрашивает
преподобный. «Ногам что-то больно», - отвечает Евфимия. «Да ведь ты
обулась», - заметил ей Иларион, намекнув на то, что христианина,
ревнующего о богоугождении и спасении своей души, не столько обувь и
одежда охраняют, сколько беспрекословное послушание с верою
духовному своему наставнику. После этого Евфимия шесть недель
сильно болела ногами и не вставала с постели. А Иларион, вразумляя
свою ученицу, сказал ей при посещении: «Это тебе за непослушание».
Два месяца прожил Иларион в с. Каликино, а затем переселился в
церковную караулку с. Головинщино. Об этом периоде жизни угодника
Божия стал известен один знаменательный случай. Помещик соседнего
села Карповки князь Михаил Александрович Долгоруков, полям которого
грозила засуха, прислал Илариону записку с просьбой помолиться
Господу о ниспослании дождя. Тот ответным письмом обещал исполнить
его просьбу, и в тот же день полил дождь, воскресивший погибавшие
хлеба. Это уверило князя в том, что Иларион угоден Господу, и он
возымел усердное желание дать ему покой в своем имении. В своем селе
Карповке, у самой церкви во имя Иверской иконы Божией Матери, князь
поставил с этой целью удобную келью и поселил в ней угодника. В
услужение ему дали мальчика и доставляли все необходимое к
содержанию. Все семейство князя любило и уважало Илариона, а княгиня
собственноручно обила сукном его келию.
В
Карповке он несколько лет жил покойно, подвизаясь по-прежнему в
посте, молитве и трудах. Князь Михаил Александрович, подолгу
проживавший в своем имении, находил великую отраду и утешение в
беседах с богомудрым и опытным в духовной жизни подвижником. К
этому же времени относится предсказание Илариона об исходе войны
1812 года. Многие соседи-помещики приезжали к нему за советом, куда
им уехать от надвигавшихся полчищ Наполеона. «Не расстраивайте
напрасно своих пожитков и много не беспокойтесь, – отвечал им
угодник Божий, – а молитесь усерднее Господу в посте и слезах;
читайте акафист Матери Божией, и мы помилованы будем, а супостат
посрамится. Пусть он взял Москву - на деревне остановится».
Пророческие слова подвижника сбылись в точности.
Здесь же, в Карповке, Илариона часто посещала Дарья Дмитриевна
Катукова, уже вышедшая из монастыря и подобно своему наставнику
часто переходившая с места на место. Наконец, родители ее
выстроили для Дарьи келию в с. Головинщино близ церкви, где
благочестивая девица занялась печением просфор для окрестных бел.
В декабре 1817г. она впервые привезла к Илариону из Задонска
блаженного Иоанна, впоследствии прославившегося как Сезеновский
затворник. Дарья намеревалась просить Илариона взять себе юродивого
в услужение, но преподобный, провидя духовную зрелость Иоанна,
несмотря на его юный возраст, отказался от предложения Катуковой и
со смиренным видом сказал: «Не Иоанн мне, а я Иоанну должен служить
– он старее меня». По совету Илариона блаженного Иоанна принял к
себе помещик села Сезеново князь Федор Николаевич Несвицкий.
И
хотя Иларион, по глубокому своему смирению, считал себя в духовной
жизни ниже блаженного Иоанна, он не переставал внимательно следить
за молодым подвижником. Известно несколько случаев, когда Иларион
духовно прозревал многочисленные и разнообразные искушения Иоанна и
спешил прийти ему на помощь духовными советами или душеполезными
поступками.
По смерти князя Михаила Александровича дворовые и управляющие
имением постарались сделать невозможным для Илариона дальнейшее
пребывание в Карповке. Они писали на него ложные доношения молодому
князю в Москву и настроили того против подвижника. И когда князь
приехал в Карповку с намерением отказать Илариону в келий, то,
встретившись с ним, вскоре понял всю нелепость возводимых на
Илариона напраслин и, прощаясь, просил у него его молитв и
благословения. Отъезжая из имения, князь наказывал своим людям
оберегать Илариона ото всех неприятностей. Однако ненавистники
старца стали еще более досаждать ему, пытаясь выжить Илариона из
имения. Смиренно и с молитвой за врагов своих Иларион принял решение
удалиться от своих притеснителей и принял предложение соседних
владельцев Сухановых перебраться к ним в имение. Это было в 1819 г.
Он переехал в с. Колычево и подвизался там пять лет, не имея
постоянного приюта, а переходя от одного помещика к другому –
сначала жил во флигеле Александра Дмитриевича Кошелева, затем у
Писарева, Колосовнина, Петра Николаевича Кузьмина и, наконец, у
Владимира Николаевича Меньшикова.
Во время пребывания Илариона в Колычево известен один интересный и
назидательный случай. Один богатый помещик предлагал Илариону в дар
муку и просил о личной встрече, но всякий раз получал отказ. Тогда
он сам приехал в Колычево и уговорил келейника пустить его к
преподобному. Войдя к Илариону и не перекрестившись на св. иконы,
он стал «вразумлять» угодника Божия, утверждая, что Господь создал
человека для наслаждения жизнью, счастья и удовольствия, а не для
самоистязания, как он. Затем он предложил затворнику переехать к
нему в дом и обещал все блага жизни. «Вы кончили?» - кротко спросил
Иларион. «Да, - ответил помещик. Что вы мне на это скажете?» — «Вы
сами от себя все это говорили или кто прислал вас ко мне?» – «Да, я
послан». Тогда Иларион взял животворящий крест и палицу, присланные
ему в дар Преосвященным Антонием, архиепископом Воронежским, осенил
изумленного посетителя, а палицу набросил на шею. Помещик
побледнел, затрясся и упал без чувств, испуская изо рта пену.
Иларион приказал келейнику сиять с правой ноги посетителя сапог, из
которого после этого выпал крестик, который нечестивец попирал
своей пятой. Пришедшего в чувство в полном изнеможении посетителя
Иларион напоил богоявленской водою, и тот успокоился. Затем старец
стал поучать его, советуя подумать о душе своей, оставить нечестие и
переменить жизнь: «Покайтесь и молитесь Богу, и милосердный Господь
простит грехи и беззакония ваши». На что помещик признался, что он
состоит в тайном обществе, и дал страшную клятву вести именно такой
образ жизни. «Ваша клятва, – возразил Иларион, – страшна только для
вас. Я вам ручаюсь, что если вы с чистым раскаянием обратитесь к
Богу, непостижимо и неизреченно благому и милосердному ко всем, в
особенности к искренне кающимся грешникам, – будете помилованы
Господом, Который за наши грехи благоволил принести Себя в жертву
умилостивления правде Божией. Поезжайте домой, в Москву не ездите,
читайте книгу, которую я дам вам; подавайте бедным милостыню без
разбора всем. Во имя Христа, Спасителя нашего, и навещайте меня».
Сначала этот помещик старался исполнять советы Илариона, но потом
все же уехал в Москву и там злополучно окончил свою жизнь.
В последнее время пребывания в селе Колычеве Иларион жил в
уединенной келии, устроенной для него данковским помещиком
Владимиром Николаевичем Меньшиковым в глубоком овраге. Подвижник
был обеспечен всем необходимым и даже получил от своего благодетеля
одного из лучших его крепостных – Никиту – для келейного услужения.
К этому периоду жизни Илариона относится создание им своего
духовного завещания – документального свидетельства его глубочайшего
смирения. Вот его текст: «Во имя Отца, и сына, и Святаго духа.
Аминь. Боже жизни, у Которого мертвых нет. Все бо нисходящие во
гроб к Тебе текут и у Тебя собираются в невидимом мире, – (Тебе живи
суть, где тянут веки), куда вход нам неизбежен. Боже праведный! У
Тебя мерило наших дел. Ужасаюся и трепещу, готовяся с часу на час к
исходу от сей маловременной жизни - предстать на вечное пребывание.
И возвращаюсь в землю, от нея же взят был. Разсудил я все свои
тленныя вещи предоставить тленным же людям. Молю и прошу, по кончине
дней моих, раздать все мое беднейшее имение самобеднейшим, да
нестяжание мое видимо будет там, пред лицем Господа Бога моего. Я
виновен против всех, прошу меня простить. А я от всей души моей
прощаю всех. Убогий архигрешник Иларион отшельник. Писано от
Рождества во плоти Бога Слова 1822 лета мая 28 дня, пребывания моего
– иже везде».
К тому времени здоровье подвижника было уж сильно расшатано: давал
себя чувствовать ревматизм. Поэтому Иларион стал думать о постоянном
пристанище. Многие из окрестных помещиков рады бы были успокоить у
себя великого подвижника, но ему всех угоднее было приглашение
благочестивого Ивана Ивановича Раевского, владельца села Троекурово
Лебедянского уезда. Он сам рассказывал впоследствии сестрам своей
маленькой общины, что, путешествуя с юных лет в Киев, Воронеж,
Задонск или Елец, он всегда старался зайти в Троекурово и любил
отдохнуть там у строившейся церкви во имя Успения Божией Матери под
тенью высоких и густых лип и берез: «Тишь такая, кругом зелень,
прохлада – словно рай земной, и расстаться, бывало, не хочется, тут
бы и умереть». Часто даже ночевал он там, на открытом воздухе. Его
привлекала красота этого места, дышавшего миром и тишиною. После
усердных и неотступных просьб Ивана Ивановича Раевского, желавшего
приютить у себя угодника Божия, тот стал склоняться к тому, чтобы
перебраться в Троекурово. Но сначала он сходил в Киев помолиться и
посоветоваться со старцами. На возвратном пути, идя лесом, услышал
Иларион голос: «Будет тебе ходить! Спасайся на одном месте!»
Иларион пал ниц, с трепетом благодаря Господа за неизреченное Его
Милосердие, и дал обещание остаток дней своих провести на месте,
которое Он ему укажет. Вернувшись в Колычево, пришел Иларион в свою
келью и не успел еще отдохнуть с дороги, как в тот же день вновь
приехал к нему Иван Иванович с приглашением ехать с ним в
Троекурово. Подвижник, видя в этом указание свыше, согласился и в
самую полночь 3 ноября 1824 года выехал из Колычева, взяв с собою
любимого келейника своего Никиту.
|