ГЛАВА 3
Местные источники церковного суда
в Древней Руси
Среди источников собственно
русского церковно-судебного права
первое место в нашем обозрении мы
предоставим двум наиболее
распространенным в Древней Руси
памятникам, дошедшим до нас под именем
уставов о церковных судах, — святого
Владимира и сына его, Ярослава
Владимировича1. В наш краткий очерк
памятников русского церковного права
не входит в качестве специальной
задачи рассмотрение вопроса об
автентичности этих уставов. Нам
интересно и необходимо осветить,
насколько позволят исторические
данные, вопрос о том, с какого времени
и с каким законодательным и
каноническим авторитетом эти
памятники были источником
действующего права в Древней Руси; и
первый вопрос — о происхождении и
автентичности уставов, — имеющий, как
известно, большую ученую литературу,
по текстуальной и исторической
критике уставов2, найдет у нас лишь
общий очерк исторического своего
развития, в той мере, в какой этот
очерк послужит базисом для выяснения
указанной нашей прямой задачи.
Неволин в своей статье «О
пространстве церковного суда в России
до Петра Великого» собрал все
высказанные до него мнения3 за и
против подлинности уставов и на почве
их установил свое отношение к
названному вопросу. Он пришел к
заключению, что устав святого
Владимира был, действительно, издан им,
но не дошел до нас в оригинальном виде;
из сохранившихся редакций, более
кратких и более обширных, древнейшими
нужно считать первые, близкие к
первоначальному подлиннику. Древнее
существование устава в дошедших до
нас редакциях для Неволина несомненно
с половины XIII в.4. Устав Ярослава (в так
называемой восточнорусской редакции),
по мнению Неволина, не был издан
Ярославом в том виде, в каком он дошел
до нашего времени, хотя основа его
могла быть и древней, принадлежащей
первым временам введения
христианства на Руси, — Ярославовской;
в настоящем его виде устав Ярослава,
следовательно, есть устав подложный5.
Подлинность устава в так называемой
западнорусской редакции Неволин и не
берется защищать, отвергая
категорически его происхождение от
Ярослава. Профессор Голубинский в
своей «Истории Русской Церкви» сделал
следующий шаг в истории этого вопроса,
поколебав мнение Неволина, которое в
течение долгого времени было
последним словом исторической науки
об уставах святого Владимира и
Ярослава. Голубинский решительно
заявил, что «должно возвратиться к
мнению Карамзина о том, что они (оба
устава) суть не подлинные уставы или
грамоты, а позднейшие поддельные
произведения»6. Древнейшими
редакциями он, на основании
исследования древнейших наших
сборников, признал обширные, и из
последних — именно ту, которая
имеется в синодальной Кормчей № 1327.
Принял и попытался тщательнее
обосновать точку зрения Голубинского
профессор Н. Суворов8; в итоге своего
исследования вопроса об уставах
Суворов отодвинул время
происхождения этих уставов к концу XIV
в.9. Наличность устава святого
Владимира в Кормчей № 132,
принадлежность которой XIII веку не
оспаривается и самим Суворовым,
последний объясняет позднейшей
припиской. В послании неизвестного
Владимирского епископа владимирскому
князю, одному из сыновей Александра
Невского (XIII в.)10, в котором (послании)
названные историки видели ссылки
автора на устав святого Владимира,
профессор видит лишь ссылки вообще на
пример предков, на существовавшую
практику церковной жизни и источником
послания считает ветхозаветный закон
и так называемый «Закон судный людем»,
о котором у нас была речь выше. Равным
образом Ростислав Смоленский в своей
грамоте11 лишь облек будто бы в форму
русского законодательного акта
существовавшую в XII столетии практику.
Источниками обширной редакции устава
Владимира, составленного в XIV в., по
Суворову, послужили те же «Закон
Моисеев» и «Закон судный», которые
легли в основу послания Владимирского
епископа12. Составители устава также
лишь облекли в форму законодательного
акта практику, существовавшую на Руси
к началу XIV столетия. Источником так
называемого устава Ярослава послужил,
по Суворову, опять-таки «Закон судный»,
но этот устав появился позднее устава
святого Владимира (так называемая
западнорусская редакция раньше
восточнорусской). По Суворову, «православная
западнорусская иерархия наметила для
себя соответствующий западно-католическому
круг ведомства и облекла его в форму
устава, освятив именем князя-законодателя
Ярослава I»13. Восточнорусская
редакция, говорит почтенный профессор,
едва ли когда-либо и где-либо могла «управлять
практикой юридической жизни», ввиду
необычно для того времени высоких
денежных взысканий, диктуемых ею14.
Профессор А. Павлов встал на
новую точку зрения в вопросе о
подлинности уставов святого
Владимира и Ярослава и пришел к
выводам, так сказать, средним между
выводами Неволина и Суворова15. Мнение
А. Павлова остается последним — и, по
нашему убеждению, более других
справедливым — словом науки по
рассматриваемому вопросу; оно
поддержано и немецким ученым,
исследователем русского права, Goetz,eм16.
Исходной точкой при решении
указанного вопроса для А. Павлова
послужило то принципиальное
соображение, что письменные памятники
древности, подобные уставам святого
Владимира и Ярослава, могут быть
одновременно подлинными — в
отношении материальном и
неподлинными — в отношении
формальном; иначе: юридические нормы,
которые содержатся ими, могут,
действительно, принадлежать тем
законодательным авторитетам, которым
они приписываются данным памятником;
но письменно изложить эти нормы может
и другая рука, как современная, так и
позднейшая17. Стоя на этой точке зрения,
Павлов, после тщательного анализа
исторических данных по вопросу о
происхождении устава святого
Владимира и анализа его содержания,
делает заключение, что все или почти
все постановления, содержащиеся в
уставе святого Владимира, могут быть
приписаны лично этому князю, но не
были им изданы в форме церковно-уставной
грамоты, известной нам теперь под его
именем18. Устав был составлен, по
Павлову, из частных и разновременных
записей о подлинных распоряжениях
святого Владимира по церковным делам (подобных,
например, дошедшей до нас анонимной
исторической записи о том, что сделано
в пользу Церкви первыми христианскими
русскими князьями с надписанием — «Ряда
и суда церковного, уставленного
первыми князьями»19, или «Правила о
церковных людех, и о десятинах, и о
судех епископских, и о мерилех
градских»). Некоторые из записей
сделаны были еще при святом Владимире
или вскоре после него; при том краткая
редакция устава произошла из обширной,
путем уничтожения некоторых
несообразностей относительно
крещения Владимира. Нужно сказать, что
раннейшее происхождение А. Павлов
приписывает не церковному уставу
святого Владимира в дошедшем до нас
его виде, но именно этой анонимной
записи, о которой мы только что
говорили — «Ряду и суду церковному,
уставленному первыми князьями»20. По
своему главному содержанию этот
памятник буквально сходен с так
называемым уставом святого Владимира,
хотя в старших своих списках и не
упоминает вовсе имени этого князя; в
этом памятнике — по сравнению с
уставом святого Владимира — нет лишь
упоминания ни о церковной десятине, ни
о праве духовенства наблюдать за
торговыми мерами и весами. По
предположению профессора Павлова,
именно этот памятник имел перед
глазами некий преосвященный автор
послания к сыну великого князя
Александра21.
Что до вопроса о
происхождении устава Ярослава I22, то А.
Павлов отрицает принадлежность
устава, как письменного памятника,
самому Ярославу, но склоняется к
мнению Неволина о том, что основа
устава Ярослава — древняя,
ярославская. Павлов считает «несомненным»
то, что основа образовалась еще в
период полного действия норм Русской
Правды, чем и объясняется перенесение
в уставе в сферу церковного суда той
же системы вир и продаж, какая принята
в Русской Правде23. К этой основе А.
Павлов относит те статьи, в которых
назначаются определенные наказания
по преступлениям, указанным уже
уставом святого Владимира, и те статьи,
которые дополняют различные пробелы в
уставе святого Владимира.
Таким образом, по выводам
профессора А. Павлова, так называемый
устав святого Владимира — в основе
своей — является источником церковно-судебного
права с первых же времен бытия
христианской Церкви на Руси и может
служить показателем круга лиц и
предметов, подсудных церковной власти
уже в древнейшей Русской Церкви. В
последнем отношении он имеет
преимущество перед Номоканоном (который
также, как говорено, играл роль
источника действующего права) —
преимущество в той мере, в какой могло
его иметь местное церковно-гражданское
законодательство, приспособленное к
местным условиям церковной и
гражданской жизни и потому нашедшее
большее практическое приложение,
нежели та особенно часть Номоканона,
которая содержит в себе чуждые Руси по
духу узаконения византийских
императоров. Профессор Суворов,
приходя к крайним выводам о
происхождении уставов святого
Владимира и Ярослава — в XIV в., тем не
менее не отрицает, так сказать, implicite —
действенности и практического
значения в древнейшей Русской Церкви
начал, лежащих в основе устава святого
Владимира24. Именно: уставы, записанные
в XIV в., говорит он25, есть облечение
практики в форму закона. Такой же
характер приписывается им и посланию
Владимирского епископа (XIII в.) и
грамоте Ростислава Смоленского (XII в.)
— показателям современной обоим
авторам церковно-судебной практики;
при этом общность начал и отдельных
статей последних двух памятников с
уставом святого Владимира и даже
близкое сходство их в слововыражении
не отрицается и Н. Суворовым26. Отсюда
церковно-судебную практику, по
началам устава святого Владимира,
можно найти даже и по выводам из
положений отрицающего подлинность
уставов Н. Суворова — уже в первые
века русской церковной жизни. Если же
общность идей в содержании указанных
памятников с содержанием устава
святого Владимира объяснять влиянием
на них этого последнего, как
получившего свое происхождение еще до
издания грамоты Ростислава и послания
Владимирского епископа27, а не
общностью источников («Закона
Моисеева» и «Закона судного»), как то
предполагает Н. Суворов (не имея,
однако, фактического фундамента под
своим предположением), то в руках
наших будет солидный аргумент в
пользу распространенности и
практического значения в XII и XIII вв.
самого устава святого Владимира.
Может подлежать научному сомнению,
как то видим в науке, и заключение
профессора Н. Суворова о позднейшей
приписке устава святого Владимира в
Кормчей XIII в. (№ 132)28, а это последнее
данное, то есть нахождение устава в
Кормчей с XIII в., скажет нам о действии
его, как источника права, в XIII в. От XIV, XV
и позднейших веков сохранилось более
по количеству и более достоверных по
качеству свидетельств о
существовании устава святого
Владимира и его законодательном
авторитете29. Канонический авторитет
устава святого Владимира был
подтвержден Стоглавым Собором30.
Что до устава Ярослава, то
свидетельства о существовании этого
устава (восточнорусской редакции)
начинаются — и то свидетельства не
столь определенные, как об уставе
Владимира — только с конца XIV или с
начала XV в.31; нет списков его древнее XVI
в. или конца XV32.
В заключение вопроса об
уставах скажем об их составе и
содержании. По своему содержанию оба
устава не сходны между собой до
тождественности, хотя нельзя отрицать
и их близкого родства в этом отношении.
Устав святого Владимира заключает в
себе пожалование десятины в пользу
Церкви и определение круга предметов
и лиц, подведомственных церковному
суду. Источниками для составления
устава, по заключению науки,
основанному на анализе содержания
устава, послужили памятники
восточного церковного
законодательства (хотя лишь общий дух
канонов, общие принципы постановлений
византийских императоров — скорее,
нежели определенные законы, потому
что границы церковного суда по
Номоканону и уставу святого Владимира
— как увидим далее — не сходны), «Закон
Моисеев», «Закон судный людем»33, —
примененные к требованиям места и
времени. В основание церковного суда
устав святого Владимира полагает
греческий Номоканон, как образец,
руководство и фундамент этого суда. «Разверзше
грецьскыи Номоканон» – так начинает
устав и, по исчислении предметов,
отнесенных к церковному суду,
заключает: «то все дал есмь по первых
царств уряженью и по вселенских
святых семи зборов великих святитель»34.
Но, во всяком случае, устав святого
Владимира представляет собою уже опыт
местного церковного законоположения.
Устав, известный с именем
Ярослава I, ссылаясь, подобно уставу
святого Владимира на греческие
Номоканоны, указывает предметы,
подсудные духовной власти, по
содержанию близко подходя к уставу
святого Владимира. Существенным
различием уставов является то, что
устав Ярослава по тем предметам,
которые относит к суду церковному,
определяет наказания, чего нет в
уставе святого Владимира: гражданские
(«а князь казнит»), пени в пользу
власти духовной, светской и отчасти в
пользу обиженных, и чисто церковные
наказания. Об источниках для
установления и урегулирования этих
наказаний нами будет сказано в отделе
о наказаниях за преступления,
подведомые церковному суду.
Необходимо заметить, что вопрос о
практическом значении
рассматриваемого устава подвергается
профессором Н. Суворовым сомнению
ввиду не соответствующей характеру
времени высоты денежных пеней35.
Помимо церковных уставов,
приписываемых святому Владимиру и
Ярославу I, источником церковно-судебного
права древнейшей Руси служили
церковно-уставные грамоты удельных
князей и грамоты великих князей по
отдельным поводам. Безусловная
подлинность приписывается наукой36
уставной грамоте смоленского князя
Ростислава Мстиславича, данной в 1150 г.
новооткрытой Смоленской епископии.
Она содержит в себе пожалование
десятины и определение круга
ведомства епископского суда —
сходное, в общих чертах, с
определением церковной подсудности в
уставе святого Владимира. Текст этой
грамоты, дошедший до нас, сильно
испорчен37.
Неподлинным или весьма
переделанным позднейшими
переписчиками — наукой признан38 так
называемый устав новгородского князя
Всеволода Мстиславича (1117–1137) о
церковных судах, данный Софийскому
Новгородскому собору. Устав
представляет собою грубую переделку
устава святого Владимира, и
подлинными постановлениями князя
Всеволода, по компетентному мнению
профессора А. Павлова, можно признать
лишь постановления о торговых
пошлинах в пользу Софийского собора и
о передаче дел по спорам о наследстве
в ведение епископа39.
От позднейшего времени
сохранились до нас уставные грамоты
великого князя Василия Дмитриевича (конца
XIV или начала XV в.): первая — данная в
подтверждение церковных уставов
святого Владимира и Ярослава, и вторая
— договор между князем и митрополитом
о разграничении ведомства их обоих, —
по которой старые привилегии
митрополита, как духовного вотчинника,
были ограничены40. Подлинность этих
грамот защищается авторитетными
историками41.
Как от домонгольской, так и
позднейшей эпохи сохранилось весьма
много так называемых льготных и
жалованных грамот русских князей,
данных монастырям, митрополитам,
епископам, церквам. Эти грамоты,
предоставляя те или другие привилегии
отдельным учреждениям и лицам,
содержат богатый материал и для
освещения вопросов, связанных с
историей церковного суда в России.
Наибольшее число сохранившихся
грамот приходится на XIV и XV вв.; грамоты
надписаны именами великих князей
ярославских, белозерских, рязанских и
особенно московских42.
Во времена монгольского
владычества получили распространение
так называемые ханские ярлыки, т. е.
жалованные или льготные грамоты,
дававшиеся ордынскими ханами нашим
князьям и святителям. От XIII и XIV
столетий до нас дошло несколько таких
ярлыков43. Ханскими ярлыками
подтверждаются прежние права русской
духовной иерархии — в числе их
церковно-судебные — и даже
расширяются в некотором отношении;
ярлыки, например, освобождают
духовенство и церковных людей от
ответственности перед гражданским
судом во всех делах, не исключая
разбоя и душегубства44. Подлинность
этих актов вызывала в науке сомнения
или, скорее, жалобы на недостаточность
исследования вопроса об их
происхождении45; при этом авторитетных
защитников подлинности ярлыков и их
практического значения больше, чем
отрицателей46.
Необходимо, наконец,
указать те памятники древнерусского
церковно-судебного права, которые
ведут свое происхождение от самой
духовной иерархии: постановления
соборов, канонические «ответы» и «правила»
русских иерархов, канонические
послания архиереев, «несудимые
грамоты» и те поучения епископов,
которые дают нам материал для нашего
исследования.
В ряду главнейших Соборов,
постановления которых являются для
нас источником, мы, прежде всего (в
хронологическом порядке), назовем
Владимирский Собор, созванный в 1274 г.
митрополитом Кириллом II47. На этом
Соборе был составлен, на основании
полученного митрополитом Кириллом из
Болгарии греческого Номоканона (в
славянском переводе), круг
определений, направленных к
укреплению расшатанной церковной
дисциплины и к искоренению различных
пороков среди духовенства и народа (так
называемое «правило митрополита
Кирилла»). В начале XV столетия (1401 г.)
состоялся Собор в Москве48, созванный
митрополитом Киприаном, для суда над
Новгородским архиепископом Иоанном и
епископом Луцким Саввой49. С конца XV
столетия церковные Соборы
сосредоточиваются около личности
московского государя, как центра;
целью созвания их служат не только суд
над отдельными лицами и осуждение
ересей и расколов, но и установление
законодательных норм – в числе их и
церковно-судебных. Собор 1490 г. имел
предметом своего обсуждения ересь
жидовствующих50. Московский Собор
1503–1504 г. в числе других постановлений
вынес решение по вопросу об отношении
церковной власти к вдовым попам и
диаконам, ведущим зазорную жизнь, и по
вопросу о мерах против новгородских
еретиков-жидовствующих; последний
вопрос был разрешен Собором на
основании греко-римских законов51.
Много канонических определений вынес
Виленский Собор 1509 г.52 и некоторые
другие западные Соборы53. Стоглавый
Собор 1551 г., созванный Иоанном IV,
оставил обширное и систематическое
законодательство по разнообразным
вопросам церковной жизни и, в
частности, по вопросам церковного
суда54; в своих определениях Собор
ссылался на Кормчую книгу, на устав
святого Владимира, послания
митрополитов Киприана и Фотия и на
постановления Собора 1503 г.55. Мы не
указываем сейчас большинства тех
Соборов, относительно которых находим
лишь краткое летописное упоминание о
принятии на них того или другого
определения из области церковно-судебной
практики и законодательства: мы будем
указывать их в дальнейшем изложении56.
Для истории церковного суда
в России имеют большое значение
сохранившиеся в большом количестве
так называемые канонические «правила»
(или «ответы») и послания русских
архиереев — как митрополитов, так и
епархиальных епископов. Таковы,
например, канонические ответы
митрополита Иоанна II (1080–1089) на
вопросы монаха Иакова57; так
называемое «вопрошание» иеромонаха
Кирика и ответы на него епископов
Новгородских — Нифонта (1130–1156) и Илии
(1165–1185) и неизвестной епархии — Саввы
и других лиц58; правило митрополита
Максима (1283–1305) и грамота митрополита
Алексия (1360)59; послание Владимирского
епископа к местному князю (XIII в.)60,
послания и церковно-судебные
определения митрополита Киприана,
Фотия и др.61. Замечательно, как
памятник русского церковного права XII
в., поучение Новгородского
архиепископа Илии (1166)62, а также ряд
сохранившихся поучений других владык,
дающий богатый материал для истории
нравов и обычаев Древней Руси63, и
множество «несудимых грамот»,
жалованных владыками монастырям и
церквам. В качестве канонического
памятника от первых веков Русской
Церкви существует, наконец, «Заповедь
святых отец к исповедывающимся сыном
и дщерем», или «Устав белеческий», —
компилятивный свод правил о покаянии
и об епитимиях, носящий имя
митрополита Георгия64, и ряд других,
менее значительных статей65.
Говоря о Кормчих, как
источнике действующего церковного
права в Древней Руси, мы упоминали о
постепенном внесении в так называемые
софийские, или русские, Кормчие
русских статей церковного права.
Сейчас отметим то, что такими именно
статьями были рассмотренные нами
уставы святого Владимира и Ярослава, «Правило
о церковных людех», о котором мы
упоминали выше66, Русская Правда —
законодательный памятник светского
суда XI в., вопросы Кирика, Правило
Иоанна II, Грамота Василия
Димитриевича, «Устав белеческий» и
другие, менее значительные статьи67.
Ссылки некоторых
исторических церковно-судебных актов
на Судебники 1497 и 1550 гг. дают основание
заключить, что эти памятники
светского законодательства имели —
хотя и не нормативное, в узком смысле,68
— значение для церковно-судебной
практики древнерусской Церкви69.
Наконец, материалом для
истории церковного суда в России
служат все сохранившиеся данные
церковно-судебной практики. И так как
местные законодательные источники
церковного суда и сохранившиеся до
нас факты церковно-судебной практики
— помимо, конечно, своего значения
вообще для истории церковного суда в
России — являлись, как мы видели70,
показателем той степени и тех рамок, в
каких византийский Номоканон имел
приложение в русской жизни, — то при
определении пространства церковного
суда в России мы будем стоять на почве
лишь этих источников и этих данных.
1 Текст их в различных
редакциях см.: Правосл. собеседник.
1861. Ч. 2. 426 слл. (по Кормчей 1493 г.); М а к а
р и й, м и т р. История Русской Церкви.
Т. 1. Примеч. 8 (по Кормчей XV или XVI в. и
по Кормчей XIII в.); Е в г е н и й, м и т р.
Приб. № 2–4; Карамзин. Т. 1. Примеч. 506; Т.
2. Примеч. 108; Дополнения к Актам ист. Т.
1, № 1; ПСРЛ, Т. 6. С. 82–86; Правосл.
собеседник. 1861. Ч. 3. С. 86; Г о л у б и н с
к и й. Т. 1, 1-я половина. С. 621–627, 629–639; Б
е н е ш е в и ч. Сборник (Игр. 1915). I. С.
59–89. Ср.: Устав Ярославов южной или
киевской редакции у Голубинского (Т.
1, 1-я половина. С. 639–640).
2 Кроме указанных выше, в
примеч. 1, см. у Голубинского, Павлова,
Суворова, Мысовского, Goetz’a, Погодина
и др.
3 Против подлинности
устава святого Владимира – мнение
Карамзина, который ввиду некоторых
хронологических и исторических
несообразностей, представляющихся в
содержании того и другого устава,
решительно отрицал их подлинность (т.
1, с. 238–239 и примеч. 506), и Рейца; за
подлинность — мнения митрополита
Евгения, М. Погодина, митрополита
Макария (см.: Неволин. С. 273 слл.).
Против подлинности устава Ярослава I
– мнение Карамзина; за – мнения
митрополита Евгения, Морошкина,
митрополита Макария (см.: Неволин. С.
298 слл.).
4 Ср.: М а к а р и й, м и т р. Т.
1. С. 109; К а л а ч о в Н. Предварительные
сведения… С. 252 слл. Важнейшим
отличием краткой редакции от
обширной служит то место,
находящееся в последней редакции и
отсутствующее в первой, в котором
приведены слова святого Владимира о
том, что он принял крещение, и
митрополита от патриарха Фотия.
5 См.: Н е в о л и н. Т. 6. С.
270–312.
6 Г о л у б и н с к и й. Т. 1, 1-я
половина. 2-е изд. С. 399 слл.
7 См.: Русские
достопамятности, I, 19.
8 См.: Следы западно-католического
церковного права в памятниках
древнего русского права. Ярославль,
1888. С. 179 слл.
9 Ср.: О р ш а н с к и й И.
Духовный суд и семейное право // Журн.
гражд. и торг. права. 1882. Кн. 3–4. С. 637; Ф
и л и п п о в. Судебная реформа в
России. СПб., 1875. Т. 2. С. 159–160.
10 См.: Русская историческая
библиотека. Т. 6. Кол. 117–119.
11 См.: Дополнения к Актам
ист. Т. 1, № 4. С. 5 слл.
12 См.: С у в о р о в Н. Цит. соч.
С. 204 слл.
13 Там же. С. 231.
14 Ср.: Голубинский. Т. 1, 1-я
половина. С. 628.
15 См.: Павлов А. Курс
церковного права. Сергиева Лавра, 1902 /
Посмертное издание И.М. Громогласова.
Ср.: Г о р ч а к о в М. Церковное право,
СПб., 1909. С. 56.
16 См.: G o e t z Z. K. Kirchenrechtliche und
kulturgeschichtliche Denkma..ler Altrusslands nebst Geschichte des
russischen Kirchenrechts / Ed. von U. Stutz. Stuttgart, 1905. S.
12–45. Ср.: Дювернуа. Источники права и
суд. 38; К л ю ч е в с к и й В. О. Курс
русской истории. М., 1904. Ч. 1. С. 304; Б е л
я е в И. Лекции по истории русского
законодательства. М., 1897. С. 203–205.
17 См.: П а в л о в А. Цит. соч.
С. 135.
18 См.: Там же. С. 146. Ср.: Б е л
я е в И. Лекции... С. 203 слл.
19 См. текст по Кормчей XVI в.
в «Правосл. собеседнике» (1861. Ч. 3. С. 460
слл.), у Бенешевича в Сборнике (1, С. 89).
20 «Сий ряд и суд церковный
уставили первии князи». Цит. по:
Правосл. собеседник. 1861. Ч. 3. С. 465.
21 См.: П а в л о в А. Право. С.
148–149.
22 Вопроса о различении
редакций восточнорусской и
западнорусской А. Павлов не
затрагивает.
23 См.: П а в л о в А. Цит. соч.
С. 150.
24 Ср.: Голубинский. Т. 1, 1-я
половина. С. 420.
25 См. у нас выше, с. 71.
26 См.: С у в о р о в Н. Цит. соч.
С. 204 слл., 208 и др.
27 Такое мнение см. у
Неволина, с. 291; митрополита Макария. Т.
1, с. 173 слл., и у др.
28 См. мнение об этом:
Неволина – цит. соч., с. 271; Павлова–
Право. С. 148. Взгляда,
противоположного мнению Суворова,
держится и Голубинский (Т. 1, 1-я
половина. С. 618.)
29 См.: Востоков. С. 287, 294, 310,
312, 324 и др.
30 Гл. 63.
31 См.: Востоков. С. 296;
Карамзин. Т. 5. С. 139; Т. 6. С. 362; Неволин. С.
296; Макарий, митр. Т. 2. С. 275.
32 См.: Голубинский. Т. 1, 1-я
половина. С 629; Правосл. собеседник.
1861. Ч. 3. С. 86 – текст списков устава
Ярослава I и комментарии.
33 См.: Н е в о л и н. С. 285 слл.;
С у в о р о в. Следы. С. 208 слл.; М а к а р и
й, митр. Т. 1. С. 183 слл.; Павлов. Право. С.
142 слл.; Голубинский. Т. 1, 1-я половина.
С. 405 слл.; Евгений, митр. С. 9 слл.; (Иоанн,
архим.) Об основаниях русского
церковного права // Христ. чтение, 1846 С.
422, и др.
34 Цит. по: Дополнения к
Актам ист. Т. 1. С. 1; Г о л у б и н с к и й.
Т. 1. 1-я половина. С. 621–627.
35 См. у нас об этом выше, с.
71.
36 См.: Голубинский. Т. 1. 1-я
половина. С. 409; Макарий, митр. Т. 3. С. 240
слл.; Goetz. S. 46; Павлов. Право. С. 155 слл. и
др. Н. Суворов подвергает сомнению
достоверность этой грамоты, но
голословно, и подробно вопроса о ее
происхождении не рассматривает (Следы.
С. 203). Мы называем лишь те церковно-уставные
грамоты, которые содержат церковно-судебный
элемент и eo ipso являются источниками
для нашего исследования.
37 Текст ее напечатан в «Дополнениях
к Актам историческим» (т. 1, № 4, с. 5 слл.),
у Бенешевича в Сборнике (1, с. 102–105) и
др.
38 См.: Goetz. S. 46 sqq.; Суворов Н.
Следы. С. 217; Павлов А. Право. С. 155 и др.
39 Текст его напечатан в
следующих изданиях: Правосл.
собеседник. 1861. Ч. 3. С. 212, по Кормчей 1493
г. Казанской академической, бывшей
соловецкой, библиотеки (№ 858);
Дополнения к Актам ист. Т. 1, № 2. С. 2–5;
Владимирский-Буданов. Хрестоматия. Ч.
1. С. 226–231; Бенешевич. Сборник. 1. С.
91–98.
40 Текст их издан у
Карамзина. Т. 5. Пр. 233. С. 139; у
митрополита Евгения. Приб. № 9. С. 39; в
АЭ. Т. 1, № 9. С. 4–6 и др.
41 См.: Неволин. С. 313–315;
Павлов. Право. С. 160–161; Суворов. Право.
1. С. 319; Макарий, митр. Т. 5. С. 47 слл.;
Мысовский К. Правосл. собеседник. 1867.
Ч. 3. С. 219 слл.; Goetz. S. 54 sqq.; Р о з е н к а м
п ф. S. 129, и др.
42 См. напр.: Акты ист. Т. 1, №
2, 15, 16, 25, 28, 32, 36, 49, 58, 259; АЭ. Т. 1, № 4, 5, 7, 9,
15, 17, 18–21, 23, 28, 31, 34–41, 47, 51–53, 56, 60, 113, 157,
373; Дополнения к Актам ист. Т. 1, № 10, 189,
190, 193, 197; Акты, относящиеся до юрид.
быта древней России, 1, № 30, 31, II–VII; №
63, IX, X, XII, XIV; Акты юрид. № 110, VI.
43 Они напечатаны в Древней
российской вивлиофике (М., 1787. Т. 1. С.
450–457). Собрание государственных
грамот и договоров (1, № 2, 7, 9, 10, 11, 12), у
Бенешевича в Сборнике (2. С. 9–25).
44 См.: Макарий, митр. Т. 5. С. 36
слл.
45 См.: Суворов Н. Следы. С. 210.
46 См.: Макарий, митр. Т. 5. С. 36
слл.; Григорьев В. О достоверности
ярлыков, данных ханами Золотой Орды
русскому духовенству. М., 1842. А. Павлов
(Право. С. 157) даже не касается вопроса
об их подлинности, не сомневаясь,
очевидно, в ней. Ср.: Мысовский К.
Древнее русское церковное право //
Правосл. собеседник. 1863. Ч. 3. С. 78 слл.;
Goetz. S. 48 sqq. и др.
47 Постановления его,
изданные в форме грамоты митрополита
Кирилла II, напечатаны в «Христ.
чтении» (1852. Ч. 1. С. 312 слл.), «Русских
достопамятностях» (1, С. 106–138), РИБ (Т.
6. С. 82–101), Сборнике Бенешевича (2. С.
1–8).
48 О нем см.: Макарий, митр. Т.
4. С. 79 слл.; Аноним. Сведения о соборах
// Христ. чтение. 1852. Ч. 1. С. 357 слл.; О
Соборах древней России: Анонимная
монография. С. 78 слл.; Розенкампф. 129, и
др.
49 Источники для его
истории и постановления см. у
Карамзина, т. 5, с. 225–226, и др.
50 См. о нем: Макарий, митр. Т.
6. С. 90 слл.; Аноним. О Соборах // Христ.
чтение. 1852. Ч. 1. С. 372 слл.; О соборах:
Анонимная монография. С. 133 и слл., и др.
51 См. о нем: Макарий, митр. Т.
6. С. 134 слл.; Павлов. Право. С.169 слл.; Goetz.
S. 66 sqq.; Русский времянник. Ч. 2. С. 198 и
др. Постановления Собора см.: АЭ. 1, №
382, 383. С. 485–488.
52 Деяния Собора: РИБ. Т. 4. С.
6–18; Акты ист. Т. 1. № 289; О соборах //
Христ. чтение. 1852. Ч. 2. С. 20 слл.;
Покровский А. О Соборах юго-западной
Руси XV–XVII веков // Богосл. вестник. 1906.
Т. 3. С. 124–125; Грушевский. История. Т. 5,
ч. 2. С. 465 слл.
53 См.: Покровский. О Соборах
юго-западной Руси // Богосл. вестник.
1906. Т. 3. С. 126 слл.
54 Текст Стоглава,
состоящий из 100 глав, содержится
частью у Розенкампфа (с. 232–243), частью
в «Актах исторических» (т. 1, № 155) и
весь – в изданиях Лондонском (1860), И.
Беляева (Казань, 1862, М., 1863), Д.
Кожанчикова (СПб., 1863), проф. Субботина
(М., 1890).
55 О Стоглавом Соборе см.:
Макарий, митр. Т. 8. С. 87, 91, 167, 171; Павлов
А. Право. 170 слл.; Писаревский Н.
Значение Стоглава // Богосл. вестн. 1895.
Т. 2. С. 365 слл.; Goetz. S. 68 sqq.; Загоскин. Цит.
соч. С., 540 слл.; Лебедев Н. Стоглавый
Собор. 1551. I. М., 1882. Вып. 1. С. 3 слл.;
Стефанович Д. О Стоглаве. СПб., 1909. С. 41
слл., и др. Мы не касаемся вопроса о
каноничности книги Стоглава, как
окончательно решенного наукой в
положительном направлении. См.:
Добротворский Н. О каноничности
Стоглава // Правосл. собеседник. 1963. Ч.
1. С. 317 слл.; Павлов А. Право. С. 172 слл., и
др.
56 См. о них, например, у
митрополита Макария (Т. 2. С. 281 слл.; Т.
3. С. 243 слл.), Розенкампфа (С. 125 слл.).
57 «Ответы» надписаны так: «Иоанна,
митрополита руськаго нареченнаго
пророком Христовым, написавшаго
правила церковныя от святых книг в
кратце Иакову Черноризьцю».
Древнейший список сохранился в
Софийской Кормчей XIII в. (См.:
Ундольский // Чтения в О-ве истории и
древностей российских. 1867. Кн. 2).
Текст «Ответов» см.: РИБ. Т. 6. С. 1–20;
Русские достопамятности. 1. С. 89;
Макарий, митр. Т. 2. 2-е изд. С. 369;
Бенешевич. Сборник. 1, С. 107–120. «Ответы»
внесены в Кормчие книги не позже XIII, а
может быть, и в XII в. (См.: Павлов А.
Первоначальный славяно-русский
Номоканон. 54). Подробные комментарии
«Ответов» – у Goetz’a. S. 45–170.
58 Полный текст см.: Павлов А.
Памятники // РИБ. Т. 6. С. 21–62;
сокращенный – см. Калайдович. С.
173–203. В тексте у нас приведено мнение
Голубинского относительно автора и
адресатов памятника; по Павлову же, «вопрошание»
было сделано тремя священниками –
Кириком, Саввой и Илией, а ответы даны
одним Нифонтом (Право, с. 165; ср.: Goetz. С.
171); точка зрения митрополита Макария
сходна с таковой у Голубинского (Т. 3,
с. 221). Полное заглавие памятника: «Въпрошение
Кириково, еже въпроша епископа
Ноугородьского Нифонта и инех»;
древнейший список «Вопрошания» – в
софийской Кормчей XIII в.
59 Текст – в РИБ. Т. 6. С.
139–173; 107–173. См.: Востоков. С. 304, 321.
60 Текст см.: Павлов А.
Памятники // РИБ. Т. 6. Кол. 117 слл.;
Правосл. собеседник. 1861. Ч. 3. С. 469 слл.
61 См.: РИБ. Т. 6, № 26–28, 31–34,
39, 41–44, 48, 49, 51 и др.; О церковно-канонических
правилах древних русских
митрополитов // Правосл. собеседник.
1864. Ч. 3. С. 195 слл.
62 Текст и сведения об этом
памятнике см.: РИБ. Т. 6. С. 347–375; Павлов
А. Неизданный памятник русского
церковного права XII века // Журн. мин-ва
нар. просвещения. 1890. Ч. 271. С. 275 слл.;
Голубинский. Т. 1, 1-я половина. С. 660 слл.;
Goetz. S. 344–389 и др.
63 См.: РИБ. Т. 6, № 7, 8, 10, 11, 17,
25, 29, 30, 35, 47, 60, и др.
64 См.: Смирнов С.
Древнерусский духовник. С. 130;
Гальковский Н. Борьба христианства с
остатками язычества в Древней Руси //
Вера и разум. 1915, № 9. С. 441; Суворов Н.
Курс права. 1. С. 320, и др.
65 См. о них у Розенкампфа. С.
114 слл. и др.
66 См. с. 72.
67 См.: Розенкампф. С. 114 слл.;
Калачов Н. Предварительные
юридические сведения для полного
объяснения Русской Правды. С. 246 и др.
68 Это потому, что названные
Судебники нормировали специально
светское судопроизводство.
69 См.: Акты ист. Т. 1, № 125. С.
185; № 155, с. 273–275, 279; А. Э. Т. 1, № 221. С. 210;
Акты юрид. Т. 1, № 16. С. 31; Продолжение
древней российской вивлиофики. Ч. 1. С.
25 слл., и др.
70 См. выше, с. 60–61.
|