главная

№ 1 (16) 2002

  Введение Библиография Глава 1 Глава 2 Глава 3

Церковный суд в России до издания Соборного Уложения Алексея Михайловича (1649 г.) 
(опыт изучения вселенских и местных начал и их взаимоотношений в древнерусском церковном суде)

Отдел первый 
ИСТОЧНИКИ ЦЕРКОВНОГО СУДА В ДРЕВНЕЙ РУСИ ДО 1649 г.

ГЛАВА 1
Краткий обзор памятников византийского
церковно-судебного законодательства

В настоящей главе нашей задачей является краткое обозрение истории церковно-судебного правообразования на Востоке. Необходимость раскрытия в нашем исследовании вопросов, связанных с историей церковного суда в Византии, постулируется уже тем соображением, как мы говорили выше1, что без этого немыслимо полное и всестороннее понятие о церковном суде вообще, формы которого, при неизменности начал, положенных Господом Иисусом Христом, создавались требованиями, предъявляемыми самою церковною жизнью в течение всего того времени, когда вселенское церковное сознание фиксировало формулы христианских догматов, создавало формы богослужения и нормы церковного законодательства. Необходимость изучения истории церковного суда в Византии становится еще настоятельнее и очевиднее при констатировании генетической и органической связи Русской Церкви с Церковью Вселенской, просветившей, в лице Византии, Древнюю Русь светом христианского боговедения и передавшей ей Священное Писание, богослужебный культ, каноническое законодательство и привившей ей формы церковной жизни — в том их составе и виде, в каком к Х в. выработались они на Востоке, после десяти веков церковного творчества и церковной жизни. Те отношения, которые до половины XV в. сохранялись между Византийской и Русской Церквами и побуждали первую обогащать нашу Церковь вновь создававшимися каноническими определениями и трудами по систематизации канонического законодательства, — дают нам все основания расширить наше обозрение источников церковного суда в Византии до того времени, когда прекратилась эта непосредственная зависимая связь.

Мы рассмотрим сейчас, насколько это будет необходимым для поставленных нами целей, историю памятников церковного законодательства Византии, и на основе этого фундамента, при обозрении истории древнерусского суда, будут тем ярче вырисовываться те рамки, в пределах которых византийский церковный суд имел свое влияние и служил базисом для образования и действия древнерусского церковно-судебного права.

Обозрение источников церковного права вообще, и в частности церковно-судебного, мы делаем историческим путем, в хронологическом порядке появления самих памятников. В истории церковного законодательства можно различать три периода: церковное право первых трех веков христианской эры, когда Церковь черпала основания для своего управления и суда из Священного Писания и живого апостольского Предания; право периода Вселенских и Поместных Соборов, давших каноническое законодательство, параллельно с развитием церковно-гражданского императорского законодательства и систематизацией всего канонического кодекса; наконец, право третьего периода — со времени патриарха Фотия и разделения Церквей — период сложившегося законодательства и его дальнейшего систематизирования и жизненного применения2.

От времен глубокой христианской древности, первых веков христианской жизни, Церковь имеет своим драгоценным наследием два памятника церковного права — Правила святых апостолов и постановления Апостольские. Хотя Трулльский Собор признал Апостольские постановления в дошедшем до него виде (в таком же они дошли и до нас) интерполированными и лишил их канонического авторитета3 , которым они пользовались до того времени4 , тем не менее некоторые главы из 8-й книги Постановлений вошли в нашу славянскую Кормчую, как предписания канонического характера5.

С IV в., принесшего христианской Церкви внешнюю свободу, церковное законодательство развивается интенсивно. После того как Римское государство стало христианским, а христианская Церковь — государственной, церковное законодательство обогащается общеобязательными для всей Церкви постановлениями Вселенских и Поместных Соборов и актами светского законодательства, направленными ко благу Церкви. На семи Вселенских Соборах издано 189 церковных правил6; на Поместных Соборах, постановления которых получили всеобщий канонический авторитет в Церкви и были утверждены Вселенскими Соборами (Шестым и Седьмым), правил издано было 3357. Помимо постановлений Вселенских и Поместных Соборов, канонический авторитет Трулльским Собором был утвержден и за «правилами святых отец»8.

Светское церковно-гражданское законодательство эпохи Вселенских Соборов имело своим назначением придавать церковным правилам, или канонам, государственную санкцию, делая их законами государственными, и дополнять и развивать церковное законодательство новыми постановлениями, относящимися к Церкви и не противоречащими (общий принцип светского законодательства) установленным Вселенской Церковью канонам и догматам9. Авторитет церковных канонов, как получавших двойную санкцию — церковную и государственную (на это преимущество указывают Вальсамон и Матфей Властарь10), стоял выше, нежели авторитет светского законодательства по церковным делам, имевшего лишь государственную санкцию, — в течение всего рассматриваемого нами периода и следующего за ним, до самого падения Византийской империи.

Акты церковно-гражданского законодательства издавались или в виде отдельных конституций, в содержание которых входили одно или несколько определений по делам Церкви и которые составляли затем законодательные кодексы, или же в виде так называемых новелл11 и их сборников, т.е. тех императорских постановлений, которые появлялись уже после издания кодексов государственного законодательства.

Не входя в подробное рассмотрение истории и содержания памятников церковно-гражданского законодательства (имеющего отношение к области церковного суда), укажем лишь, что таковыми источниками служили Codex Theodosianus — кодекс Феодосия II Младшего12; отдельные новеллы и конституции, издававшиеся в период времени от Феодосия до Юстиниана и сохранившиеся в различных церковных сборниках13; законодательные издания императора Юстиниана: а) так называемые Институции — введение к изучению права и законов; б) Пандекты или Дигесты — система права юристов; в) Кодекс (Codex repetitae praelectionis — кодекс второго издания; первый кодекс, не дошедший до нас, содержал в себе не все императорские законы), который содержит в себе постановления императоров от Адриана до Юстиниана (117–534)14; все три названных сборника юстиниановского законодательства в XII в. получили общее наименование Corpus juris civilis15; новеллы Юстиниана16, дошедшие до нас в частных сборниках17.

После Юстиниана церковное законодательство развивалось императорами Исаврийской и Македонской династий. Так, императорами первой династии — Иустином II, Тиверием II, Ираклием было издано несколько новелл18; Львом V Исавром и Константином Копронимом около 740 г. издана ,Εκλογη\ τω~ν νο/μων, Эклога законов, т.е. «избрание из законов», краткий и общедоступный сборник законов со многими отступлениями от начал юстиниановского права в пользу начал обычного права некоторых провинций империи19. Законодательство Македонской династии характеризуется стремлением освободиться от этих чуждых элементов права и восстановить право Юстиниана: в этом направлении между 870 и 879 гг. императорами Василием, Львом и Константином был издан ‘Ο προ/χειρος νο/μος, Прохирон (Ручная книга законов), представляющий собою практическое руководство для изучения права и для пользования в судах20 (в Прохироне есть речь о браке, разводе и поставлении епископов и пресвитеров); между 884 и 886 гг. была издана от лица Василия, Льва и Александра ,Επαναγογη\ του~ νο/μον — Эпанагога закона, или Прохирон, дополненный данными других памятников21. Лев VI Философ, сын Василия Македонянина, обнародовал новый свод законов, так называемые Τα\ βασιλικα/ – подр. βι/βλια или νο/μιμα, т.е. Царские книги, в 60 книгах; ему же принадлежит издание и ряда (до 118) новелл22. После этих изданий императора Льва VI появляются лишь сборники, составленные частными лицами; эпоха официальной кодификации заканчивается с его смертью.

Необходимо указать далее на сборники церковного права — актов вселенского законодательства и церковно-гражданских законов императоров — эпохи до разделения Церквей. По содержанию эти сборники — трех типов: исключительно канонические, содержащие только одни каноны; сборники исключительно императорских постановлений по делам Церкви и сборники смешанные, с наличностью церковных канонов (κανο/νες) и светских законов (νο/μοι)=номоканоны (νομοκανο/νες), которые до XII в. назывались сводами канонов (Συναγωγη\ κανο/νων) или каноническими синтагмами (Συ/νταγμα κανονικο/ν); чисто канонические сборники с того же времени стали называться «синтагмами». Помимо общих сборников, в содержание которых входили постановления по всем вопросам церковной жизни, издавались специальные сборники: пенитенциалы, или покаянные номоканоны, содержавшие только покаянную дисциплину, монастырские уставы и пр.

Древнейшим сборником канонов на Востоке являются известные в науке «Никейские правила», в которых к правилам Первого Вселенского Собора присоединялись правила некоторых Поместных Соборов23.

Первым систематическим сборником канонов был сборник в 60 титулов, не дошедший до нас (V—VI вв.). К этому сборнику, согласно заключению науки, было сделано самим составителем приложение в виде сборника церковно-гражданских законов в 25 главах (Collectio XXV capitulorum)24. Патриархом Иоанном Схоластиком были составлены (во второй половине VI в.) сохранившиеся до нас два сборника: первый — сборник канонов: «Συναγωγη\ κανο/νων ε,κκλησιαστικω~ν ει,ς πεντη/κοντα τι/τλους διηρημε/νη» — свод церковных правил, расположенный в 50 титулах, и второй — «Собрание» светских законов по церковным делам в 87 главах: Collectio LXXXVII capitulorum25. Сборник канонов содержит 85 апостольских правил, 224 правила десяти Соборов (четырех Вселенских и шести Поместных) и 68 правил Василия Великого. Сборник в 87 главах составлен из 12 различных новелл Юстиниана.

Оба сборника Иоанна Схоластика вскоре после него (VI–VII вв.) были соединены в один «Номоканон в 50 титулах»26; при этом было удержано разделение на 50 титулов, но вместо полного текста канонов, который был опущен, поставлены только числа, указывающие на каноны; после обозначений канонов приведены соответствующие главы из сборника в 87 главах, дополненного некоторыми не вошедшими в него церковно-гражданскими определениями. Составитель «Номоканона в 50 титулах» остается неизвестным науке. Позднее Номоканон подвергся изменениям и дополнениям; последние составились из внесения в Номоканон правил Трулльского и Седьмого Вселенского Соборов, двух — Фотиевых, Карфагенского Собора 419 г., Правил святых отцов и других актов. Вместо обозначений канонов цифрами внесен был полный текст канонов.

Вторым наиболее распространенным сборником византийского церковного права был так называемый Номоканон в XIV титулах, который имеет за собой большую историю и громадную литературу касательно истории своего происхождения и распространения в Византии и православных странах27. Последние голоса церковно-исторической науки в своем большинстве представляют эти вопросы в таком виде.

В скором времени (приблизительно между 578 и 610 гг.) после издания «Свода церковных правил в 50 титулах» появилась так называемая «Синтагма в 14 титулах», или Συ/νταγμα κανονικο/ν — Каноническая синтагма, претерпевшая в своей истории в разное время два изменения: преобразование в Номоканон и дополнение актами церковного и светского законодательства28. Преобразование было сделано приблизительно между 629 и 640 гг.29, и об авторе Номоканона в XIV титулах существует несколько мнений. В 883 г. Номоканон в XIV титулах был пересмотрен и дополнен автором второго из сохранившихся к нему предисловий, приписываемого известному патриарху Фотию. Каноническая часть была дополнена правилами Шестого и Седьмого Вселенских Соборов и трех Соборов, бывших при Фотии (первого и второго в храме святых апостолов — 861 г. и Собора в храме святой Софии — 879–880 гг.) Правила последних двух Вселенских Соборов были внесены в Номоканон в XIV титулах, как полагают, еще до Фотия30. Дополнения и изменения Номоканона были сделаны Фотием и в области извлечений из светских законов31.

По своему значению и распространенности Номоканон Фотия превзошел даже «Номоканон в 50 титулах».

К рассматриваемому периоду законодательства относятся древняя редакция так называемого Синопсиса, т. е. сокращенного изложения канонов, которая появилась, как думают, уже после издания канонической синтагмы в XIV титулах (вопрос об авторе Синопсиса остается открытым)32, и так называемые «покаянные номоканоны», или руководства при наложении епитимии: древнейший, приписываемый Константинопольскому патриарху Иоанну Постнику († 596) (дошел до нас в позднейших редакциях), и другие, вовсе не дошедшие до нас33; к этому же периоду относятся «Правила» святого Никифора Исповедника касательно покаянной дисциплины.

В третьем периоде церковного правообразования в Византии, с разделения Церквей34, Константинополь по-прежнему был центром церковной жизни всего Востока.

Источниками канонического права в этот период были определения Константинопольского Патриаршего Синода, публиковавшиеся от имени Константинопольских патриархов — Николая Мистика (IX—X вв.), Феофилакта (Х в.), Сисиния (Х в.), Алексея Студита (XI в.), Михаила Керуллария (XI в.), Николая Грамматика, Луки Хрисоверга (XII в.), Германа II (ХIII в.) и многих других35. В области церковно-гражданского законодательства за рассматриваемый период отметим новеллы, простагмы (повеления), хризовулы 37 императоров (с Х в. до половины XV в.), в их числе Исаака, Алексея, Иоанна, Мануила и других Комненов (XI — XII вв.)36.

Из сборников церковного права наибольшее практическое значение и распространение имел Номоканон в XIV титулах в обработке Фотия, и только во времена, близкие к Фотию, по некоторым общественно-политическим причинам такую распространенность получил Номоканон, переделанный из сборников Иоанна Схоластика. Канонический Синопсис, приписываемый Стефану Ефесскому37, был редактирован неким Симеоном и Алексеем Аристином, известным канонистом XII в., комментировавшим Синопсис и этим давшим ему свое имя.

XII век дал знаменитые комментарии церковных правил — Алексея Аристина (к каноническому Синопсису Стефана Ефесского в дополненной редакции), монаха Иоанна Зонары (к синтагме церковных правил) и Феодора Вальсамона, патриарха Антиохийского (толкования на Номоканон Фотия в полном его составе: на светские законы (κει/μενον) — первую часть Номоканона и на церковные каноны — вторую часть38.

В XIV столетии появилась так называемая «Алфавитная синтагма Матфея Властаря», или полнее – «Собрание по алфавитному порядку всех предметов, содержащихся в священных и Божественных канонах, обработанное и составленное смиреннейшим в иеромонахах Матфеем Властарем», — краткое практическое руководство (компилятивного характера) по действовавшему тогда церковному праву39.

Мы исчерпали круг источников церковного права Византийской Церкви за период до половины XV в. и с этими источниками встретимся еще в трактате об источниках церковно-судебного права в России.

Что же дала Византия нашей древней России в области источников церковного суда?


1 См.: с. 10 данной работы

2 См.: Лашкарев П. Право церковное в его основах, видах и источниках. 2-е изд. Киев, 1889. С. 111 слл.; Павлов А. Курс церковного права. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1902. С. 43 слл.; Никодим, еп. Далматинско-Истрийский. Правила Православной Церкви с толкованиями / Пер. с серб. СПб., 1911–1912. Т. 1–2.. С. 172 слл. и др.

3 См.: Прав. 2.

4 См.: Остроумов М. Введение в православное церковное право. Харьков, 1893. Т. 1. С. 169 и др.

5 См.: 2, 3 и 4-я главы Кормчей.

6 О правилах, изданных на Вселенских Соборах (история их издания и анализ), см.: Hefele C.J. Conciliengeschichte. Frelburg im Breisgau, 1855–1869. Bd 1–7; Stanley A.P. Lectures of the history of the eastern church. London, 1869. P. 189 sqq.; Richard C.L. Analyse des conciles ge/ne/raux et particuliers. Paris, 1772. T. 1. P. 236 sqq.; Slotwin. ski F. Institutiones juris ecclesiastici. Cracoviae, 1839. T. 1. P. 59 sqq.; Gue/rin L.-F. Manuel de l,histoire des conciles. Paris, 1846. P. 158 sqq. и др. (Литературу на русском языке см. у нас на с. 25 и др.)

7 Об этих Cоборах и правилах, изданных на них, см.: Richard C.L. Оp. cit. Р. 179 sqq., и другие источники, названные в предыдущем примечании.

8 О правилах святых отцов, помимо названных выше сочинений, см.: Заозерский Н. Историческое обозрение источников права Православной Церкви. М., 1891. Вып. 1. С. 194 слл. и др.

9 См.: Νομοκ. Φωτ., Τ. 1, к. 2: «οι/\ τοι~ς κανο/σιν ε,ναντιουμεοι πραγματικοι/ το/ροι ακυποι/ ει,σιν» (,Ρα/λληκαι\ Ποτλν~, 1, σ. 36).

10 См. у ,Ρα/λλη~και\ Ποτλη~, IV, б.317.

11 Novellae constitutiones, νεαραι\ διατα/ξεις.

12 Лучшее издание Codex Theodosianus принадлежит Якову Готофреду (у нас под руками имеется издание: Codex Theodosianus cum perpetuis commentariis Jacobi Gothofredi/ Ed. nova. Mantuae, 1748–1750. Т. 5–6.

13 См.: Остроумов М. Введение... С. 231 и др.

14 Законы по церковным делам составляют первые тринадцать титулов первой книги. См.: Biener F. A., Heimbach C. Beitra..ge zur Revision des Justinianischen Codex. Berlin, 1833. S. 53 sqq. и др.

15 У нас под руками имеется издание: Codex Justinianus – recognovit Paulus Krueger. Berolini, 1888.

16 Изданы C. E. Zachariae (Imp. Justiniani pp. A. novellae guae vocantruz sive constitutiones guae extra codicem supersunt ordine chronologico digestae / Ed. C. E. Zachariae a Lingenthal. Lipsial, 1881). См. о них: Biener F. A. Geschichte der Novellen Justinian’s. Berlin, 1824. S. 7 sqq.; Diehl С. Justinien et la civilisation Byzantine au VI-e siecle. Paris, 1901. Р. 318 sqq.; Заозерский Н. О церковной власти. Сергиев Посад. 1894. С. 254 слл.; Roth К. Geschichte des Byzantischen Rechts. Leipzig, 1904. S. 24 sqq.; Попов Ф. Император Юстиниан I и его заслуги в отношении к Церкви Христовой. Киев, 1856. С. 80 слл.; Alivisatos H.S. Die kirchliche Gesetzgebung des Kaiser Justinian I. Berlin, 1913. S. 22 sqq. и др.

17 См.: Biener F. A. Geschichte... S. 9 sqq. и др.

18 См.: Jus graeco-romanum. / Ed. C. E. Zachariae a, Lingendhal. Lipsiae, 1856–1870. P. 3. P. 1–48.

19 Издана C. E. Zachariae. Collectio librorum juris graeco-romani ineditorum. Lipsiae, 1852. P. 9–52. См. о ней Остроумов М. Введение... и мн. др.

20 Издана C. E. Zachariae: ‘Ο προ/χειρος νο/μος. Imperatorum Basilii, Constantini et Leonis Prochiron… Heidelbergae, 1837. См. исследование о Прохироне М. Бенеманского: ‘Ο προ/χειρος νο/μος императора Василия Македонянина. Вып. 1. Сергиев Посад, 1906. С. 48 и др.

21 Издана С. Е. Zachariae в упомянутом сборнике «Collectio librorum juris graeco-romani ineditorum». Lipsiae, 1852. Р. 61–217. См. о ней: Бенеманский М. Цит. соч. С. 50 слл.; Сокольский Вл. О характере и значении Эпанагоги // Визант. временник. 1894. Т. 1., вып. 1. С. 17 слл., и мн. др.

22 Базилики изданы. G. Heimbach’ом. Leipzig, 1833–1870. Т. 1–4. См. о законодательстве Льва: Попов Н. Император Лев VI Мудрый и его царствование в церковно-историческом отношении. М., 1892. 193 слл.; Heimbach G. De Basilicorum origine. Lipsiae, 1825. Р. 5 sqq., и др.

23 См.: Заозерский Н. Значение доникейского канонического права в церковном законодательстве IV и последующих веков// Чтения в О-ве любителей дух. просвещения. 1882. Кн. 6–7. С. 596 слл.; Остроумов М. Введение... С. 249 слл., и др.

24 См.: Ανεκδοτα / Ed. G. E. Heimbach. Lipsiae, 1840. Т. 2. Р. XXVII–XXX, 145–201: здесь издан памятник «Collectio XXV cap.». См. о нем у М. Остроумова: Введение... С. 267 слл. и др.

25 См.: Ανεκδοτα / Ed. G. E. Heimbach. Т. 2. Р. XLI–XLIV, 202–234; Voelli et Justelli. Bibliotheca. Т. 2. Р. 499 sqq.; Заозерский Н. Происхождение и образование Византийского Номоканона // Чтения в О-ве любителей дух. просвещения. 1882. 9. С. 105 слл.; Biener F. A. De collectionibus canonum ecclesiae graecae. Berolini, 1827. Р. 12 sqq. и др.

26 Помимо этого названия соединенный сборник носил имя: «Законные постановления, согласующиеся с предлежащими канонами», «Начертания 50 титулов» (Τα\ συνα/δοντα νο/μιμα τω~ν προκειμε/νων κανο/νων, ,Vποτυ/πωσις τω~ν ν τι/τλων ). Издания Номоканона: Pitra I.B. Juris ecclesiastici graecorum historia et monumenta. Romae, 1864–1868.Т. 2. 416 sqq.; Voelli et Justelli. Bibliotheca. Т. 2. 603. См. о нем: Заозерский Н. Цит. соч. С. 137 слл. и др.

27 См.: Каллист, иером. Номоканон святого Фотия, патриарха Константинопольского. М., 1899; Аноним. Номоканон патриарха Фотия // Дух. вестн. 1866. Т. 14. С. 181 слл.; Нарбеков В. Номоканон Константинопольского патриарха Фотия с толкованиями Вальсамона. Казань, 1898. Ч. 1. С. 1 слл.; Бенешевич В. Канонический сборник XIV титулов со второй четверти VII века до 883 года. СПб., 1905. С. 26 слл.; Biener. F.A., Heimbach C. Beitra..ge zur Revision des Justinianischen Codex. Berlin, 1833. S. 34 sqq., Zachar iae C. Е. von Lingenthal. Ueber den Verfasser und die Quellen des (pseudo – photianischen) Nomocanon in XIV Titeln. St.-Petersburg, 1885. S. 1 sqq., и мн. др.

28 См.: Нарбеков В. Цит. соч., с. 22 слл., и др. указанных выше авторов.

29 См.: Нарбеков В. Цит. соч., с. 107 слл., и др. авторов.

30 См. различные мнения о роли Фотия в редактировании Номоканона в XIV титулах: Jager, abbe/. Histoire de Photius, patriarche de Constantinople, autear du schisme des grecs. Paris, 1844. Р. 397 sqq.; Pitra I. – B. Des canons et des collections canoniques de l,e/glese grecque. Paris. 1858. Р. 33 sqq.; Красножен М. Толкователи канонического кодекса Восточной Церкви: Аристин, Зонара и Вальсамон. М., 1892. С. 11 слл.; Павлов А. Курс церковного права. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1902.С. 76 слл.; Hergenro..ther J. Photius, Patriach von Constantinopel. Regensburg, 1869. Вd 3. S. 109 sqq.; Бердников И. Краткий курс церковного права. Православной Церкви 2-е изд. Казань, 1903. Вып. 1. С. 77 слл.; Mortreuil J. A. B. Histoire du droit Byzantin. Paris, 1843–1846. Т. 1. S. 222 sqq.; Т. 2. S. 490 sqq.; Biener F.A. De collectionibus canonum ecclesiae graecae. Berolini, 1827. S. 21 sqq. , и авторов, названных выше.

31 Издания Номоканона Фотия: Voelli J., Justelli Н. Photii, Patriarchae Constan-tinopolitani Nomocanon cum commentariis Theodori Balsamonis (Bibliotheca. Lutetiae Parisiorum, 1671. Т. 1. Р. 787 sqq.); ‘Ρα/λλη και/ Ποτλη~, τ. 1, ,Αυη/νησιν, 1852.

32 См.: Красножен М. Цит. соч. С. 28 слл. и др.

33 Изданы: Morinus. De disciplina in administratione sacrament рoenitentia. Parisiis, 1651; Venetiis, 1702. См.: Заозерский Н.А., Хаханов А.С. Номоканон Иоанна Постника в его редакциях — грузинской, греческой и славянской. М., 1902. С. 9 слл.; Горчаков М. К истории эпитимийных Номоканонов (пенитенциалов) Православной Церкви. СПб., 1874. С. 15 слл.; Суворов Н. К вопросу о западном влиянии на древнерусское право. Ярославль, 1893. С. 105 слл., и др.

34 Мы рассматриваем церковное право Востока лишь до половины XV в., до прекращения зависимости Русской Церкви от Константинопольской.

35 См.: Лебедев А. Очерки истории Византийско-Восточной Церкви с конца XI до половины XV века. М., 1892. С. 286 слл., и мн. др.

36 См.: LX librorum Βασιλικω~ν, id est, universi juris Romani, auctoritate principum Rom. Graecam in linguam traducti, Ecloga sive Synopsis, hactenus desiderata, nunc edita per J. Leunclavium. Basileae, 1575. Р. 6–82; Adnotationes – p. 85–112; Ανεκδοτα / Ed. G. E. Heim-bach. Lipsae, 1840. T. 2. S. 261–289, и другие издания источников. См.: Finlay G. History of the Byzantine and greek empires from 1057 to 1453. Edinburg; London, 1854. Р. 77 sqq.; Chalandon F. Essai sur le re/gne d,Alexis I Comne/ne. Paris, 1900. Р. 309 sqq.; Лебедев А. Очерки Византийско-Восточной Церкви от конца XI до половины XV века. М., 1892. С. 209 слл., и мн. др.

37 См. у нас выше, о безымянном синопсисе. С. 52.

38 См.: Красножен М. Толкователи канонического кодекса Восточной Церкви: Аристин, Зонара и Вальсамон. М., 1892. С. 64 слл.; Остроумов М. Цит. соч. С. 595 слл., и мн. др.

39 «Синтагма» М. Властаря издана в Συνοδικο/ν sive Pandectae canonum ss. apostolorum et conciliorum ab ecclesia graeca receptorum. Т. 2, p. 1 sqq. См. о ней: Ильинский И., свящ. Синтагма Матфея Властаря. М., 1892. С. 18 слл.