Отдел первый
ИСТОЧНИКИ ЦЕРКОВНОГО СУДА В
ДРЕВНЕЙ РУСИ ДО 1649 г.
ГЛАВА 1
Краткий обзор памятников
византийского церковно-судебного
законодательства
В настоящей главе нашей
задачей является краткое обозрение
истории церковно-судебного
правообразования на Востоке.
Необходимость раскрытия в нашем
исследовании вопросов, связанных с
историей церковного суда в Византии,
постулируется уже тем соображением,
как мы говорили выше1, что без этого
немыслимо полное и всестороннее
понятие о церковном суде вообще, формы
которого, при неизменности начал,
положенных Господом Иисусом Христом,
создавались требованиями,
предъявляемыми самою церковною
жизнью в течение всего того времени,
когда вселенское церковное сознание
фиксировало формулы христианских
догматов, создавало формы
богослужения и нормы церковного
законодательства. Необходимость
изучения истории церковного суда в
Византии становится еще
настоятельнее и очевиднее при
констатировании генетической и
органической связи Русской Церкви с
Церковью Вселенской, просветившей, в
лице Византии, Древнюю Русь светом
христианского боговедения и
передавшей ей Священное Писание,
богослужебный культ, каноническое
законодательство и привившей ей формы
церковной жизни — в том их составе и
виде, в каком к Х в. выработались они на
Востоке, после десяти веков
церковного творчества и церковной
жизни. Те отношения, которые до
половины XV в. сохранялись между
Византийской и Русской Церквами и
побуждали первую обогащать нашу
Церковь вновь создававшимися
каноническими определениями и
трудами по систематизации
канонического законодательства, —
дают нам все основания расширить наше
обозрение источников церковного суда
в Византии до того времени, когда
прекратилась эта непосредственная
зависимая связь.
Мы рассмотрим сейчас,
насколько это будет необходимым для
поставленных нами целей, историю
памятников церковного
законодательства Византии, и на
основе этого фундамента, при
обозрении истории древнерусского
суда, будут тем ярче вырисовываться те
рамки, в пределах которых
византийский церковный суд имел свое
влияние и служил базисом для
образования и действия
древнерусского церковно-судебного
права.
Обозрение источников
церковного права вообще, и в частности
церковно-судебного, мы делаем
историческим путем, в хронологическом
порядке появления самих памятников. В
истории церковного законодательства
можно различать три периода:
церковное право первых трех веков
христианской эры, когда Церковь
черпала основания для своего
управления и суда из Священного
Писания и живого апостольского
Предания; право периода Вселенских и
Поместных Соборов, давших
каноническое законодательство,
параллельно с развитием церковно-гражданского
императорского законодательства и
систематизацией всего канонического
кодекса; наконец, право третьего
периода — со времени патриарха Фотия
и разделения Церквей — период
сложившегося законодательства и его
дальнейшего систематизирования и
жизненного применения2.
От времен глубокой
христианской древности, первых веков
христианской жизни, Церковь имеет
своим драгоценным наследием два
памятника церковного права — Правила
святых апостолов и постановления
Апостольские. Хотя Трулльский Собор
признал Апостольские постановления в
дошедшем до него виде (в таком же они
дошли и до нас) интерполированными и
лишил их канонического авторитета3 ,
которым они пользовались до того
времени4 , тем не менее некоторые
главы из 8-й книги Постановлений вошли
в нашу славянскую Кормчую, как
предписания канонического характера5.
С IV в., принесшего
христианской Церкви внешнюю свободу,
церковное законодательство
развивается интенсивно. После того
как Римское государство стало
христианским, а христианская Церковь
— государственной, церковное
законодательство обогащается
общеобязательными для всей Церкви
постановлениями Вселенских и
Поместных Соборов и актами светского
законодательства, направленными ко
благу Церкви. На семи Вселенских
Соборах издано 189 церковных правил6; на
Поместных Соборах, постановления
которых получили всеобщий
канонический авторитет в Церкви и
были утверждены Вселенскими Соборами
(Шестым и Седьмым), правил издано было
3357. Помимо постановлений Вселенских и
Поместных Соборов, канонический
авторитет Трулльским Собором был
утвержден и за «правилами святых отец»8.
Светское церковно-гражданское
законодательство эпохи Вселенских
Соборов имело своим назначением
придавать церковным правилам, или
канонам, государственную санкцию,
делая их законами государственными, и
дополнять и развивать церковное
законодательство новыми
постановлениями, относящимися к
Церкви и не противоречащими (общий
принцип светского законодательства)
установленным Вселенской Церковью
канонам и догматам9. Авторитет
церковных канонов, как получавших
двойную санкцию — церковную и
государственную (на это преимущество
указывают Вальсамон и Матфей Властарь10),
стоял выше, нежели авторитет
светского законодательства по
церковным делам, имевшего лишь
государственную санкцию, — в течение
всего рассматриваемого нами периода и
следующего за ним, до самого падения
Византийской империи.
Акты церковно-гражданского
законодательства издавались или в
виде отдельных конституций, в
содержание которых входили одно или
несколько определений по делам Церкви
и которые составляли затем
законодательные кодексы, или же в виде
так называемых новелл11 и их сборников,
т.е. тех императорских постановлений,
которые появлялись уже после издания
кодексов государственного
законодательства.
Не входя в подробное
рассмотрение истории и содержания
памятников церковно-гражданского
законодательства (имеющего отношение
к области церковного суда), укажем
лишь, что таковыми источниками
служили Codex Theodosianus — кодекс Феодосия II
Младшего12; отдельные новеллы и
конституции, издававшиеся в период
времени от Феодосия до Юстиниана и
сохранившиеся в различных церковных
сборниках13; законодательные издания
императора Юстиниана: а) так
называемые Институции — введение к
изучению права и законов; б) Пандекты
или Дигесты — система права юристов; в)
Кодекс (Codex repetitae praelectionis — кодекс
второго издания; первый кодекс, не
дошедший до нас, содержал в себе не все
императорские законы), который
содержит в себе постановления
императоров от Адриана до Юстиниана
(117–534)14; все три названных сборника
юстиниановского законодательства в XII
в. получили общее наименование Corpus juris
civilis15; новеллы Юстиниана16, дошедшие до
нас в частных сборниках17.
После Юстиниана церковное
законодательство развивалось
императорами Исаврийской и
Македонской династий. Так,
императорами первой династии —
Иустином II, Тиверием II, Ираклием было
издано несколько новелл18; Львом V
Исавром и Константином Копронимом
около 740 г. издана ,Εκλογη\
τω~ν νο/μων, Эклога
законов, т.е. «избрание из законов»,
краткий и общедоступный сборник
законов со многими отступлениями от
начал юстиниановского права в пользу
начал обычного права некоторых
провинций империи19. Законодательство
Македонской династии характеризуется
стремлением освободиться от этих
чуждых элементов права и восстановить
право Юстиниана: в этом направлении
между 870 и 879 гг. императорами Василием,
Львом и Константином был издан ‘Ο
προ/χειρος νο/μος,
Прохирон (Ручная книга законов),
представляющий собою практическое
руководство для изучения права и для
пользования в судах20 (в Прохироне есть
речь о браке, разводе и поставлении
епископов и пресвитеров); между 884 и 886
гг. была издана от лица Василия, Льва и
Александра ,Επαναγογη\
του~ νο/μον —
Эпанагога закона, или Прохирон,
дополненный данными других
памятников21. Лев VI Философ, сын
Василия Македонянина, обнародовал
новый свод законов, так называемые
Τα\ βασιλικα/ –
подр. βι/βλια или νο/μιμα,
т.е. Царские книги, в 60 книгах; ему же
принадлежит издание и ряда (до 118)
новелл22. После этих изданий
императора Льва VI появляются лишь
сборники, составленные частными
лицами; эпоха официальной кодификации
заканчивается с его смертью.
Необходимо указать далее на
сборники церковного права — актов
вселенского законодательства и
церковно-гражданских законов
императоров — эпохи до разделения
Церквей. По содержанию эти сборники —
трех типов: исключительно
канонические, содержащие только одни
каноны; сборники исключительно
императорских постановлений по делам
Церкви и сборники смешанные, с
наличностью церковных канонов (κανο/νες)
и светских законов (νο/μοι)=номоканоны
(νομοκανο/νες),
которые до XII в. назывались сводами
канонов (Συναγωγη\
κανο/νων) или
каноническими синтагмами (Συ/νταγμα
κανονικο/ν); чисто
канонические сборники с того же
времени стали называться «синтагмами».
Помимо общих сборников, в содержание
которых входили постановления по всем
вопросам церковной жизни, издавались
специальные сборники: пенитенциалы,
или покаянные номоканоны, содержавшие
только покаянную дисциплину,
монастырские уставы и пр.
Древнейшим сборником
канонов на Востоке являются известные
в науке «Никейские правила», в которых
к правилам Первого Вселенского Собора
присоединялись правила некоторых
Поместных Соборов23.
Первым систематическим
сборником канонов был сборник в 60
титулов, не дошедший до нас (V—VI вв.). К
этому сборнику, согласно заключению
науки, было сделано самим
составителем приложение в виде
сборника церковно-гражданских
законов в 25 главах (Collectio XXV capitulorum)24.
Патриархом Иоанном Схоластиком были
составлены (во второй половине VI в.)
сохранившиеся до нас два сборника:
первый — сборник канонов: «Συναγωγη\
κανο/νων ε,κκλησιαστικω~ν
ει,ς πεντη/κοντα
τι/τλους
διηρημε/νη» — свод
церковных правил, расположенный в 50
титулах, и второй — «Собрание»
светских законов по церковным делам в
87 главах: Collectio LXXXVII capitulorum25. Сборник
канонов содержит 85 апостольских
правил, 224 правила десяти Соборов (четырех
Вселенских и шести Поместных) и 68
правил Василия Великого. Сборник в 87
главах составлен из 12 различных
новелл Юстиниана.
Оба сборника Иоанна
Схоластика вскоре после него (VI–VII вв.)
были соединены в один «Номоканон в 50
титулах»26; при этом было удержано
разделение на 50 титулов, но вместо
полного текста канонов, который был
опущен, поставлены только числа,
указывающие на каноны; после
обозначений канонов приведены
соответствующие главы из сборника в 87
главах, дополненного некоторыми не
вошедшими в него церковно-гражданскими
определениями. Составитель «Номоканона
в 50 титулах» остается неизвестным
науке. Позднее Номоканон подвергся
изменениям и дополнениям; последние
составились из внесения в Номоканон
правил Трулльского и Седьмого
Вселенского Соборов, двух — Фотиевых,
Карфагенского Собора 419 г., Правил
святых отцов и других актов. Вместо
обозначений канонов цифрами внесен
был полный текст канонов.
Вторым наиболее
распространенным сборником
византийского церковного права был
так называемый Номоканон в XIV титулах,
который имеет за собой большую
историю и громадную литературу
касательно истории своего
происхождения и распространения в
Византии и православных странах27.
Последние голоса церковно-исторической
науки в своем большинстве
представляют эти вопросы в таком виде.
В скором времени (приблизительно
между 578 и 610 гг.) после издания «Свода
церковных правил в 50 титулах»
появилась так называемая «Синтагма в
14 титулах», или Συ/νταγμα
κανονικο/ν —
Каноническая синтагма, претерпевшая в
своей истории в разное время два
изменения: преобразование в Номоканон
и дополнение актами церковного и
светского законодательства28.
Преобразование было сделано
приблизительно между 629 и 640 гг.29, и об
авторе Номоканона в XIV титулах
существует несколько мнений. В 883 г.
Номоканон в XIV титулах был пересмотрен
и дополнен автором второго из
сохранившихся к нему предисловий,
приписываемого известному патриарху
Фотию. Каноническая часть была
дополнена правилами Шестого и
Седьмого Вселенских Соборов и трех
Соборов, бывших при Фотии (первого и
второго в храме святых апостолов — 861
г. и Собора в храме святой Софии —
879–880 гг.) Правила последних двух
Вселенских Соборов были внесены в
Номоканон в XIV титулах, как полагают,
еще до Фотия30. Дополнения и изменения
Номоканона были сделаны Фотием и в
области извлечений из светских
законов31.
По своему значению и
распространенности Номоканон Фотия
превзошел даже «Номоканон в 50 титулах».
К рассматриваемому периоду
законодательства относятся древняя
редакция так называемого Синопсиса, т.
е. сокращенного изложения канонов,
которая появилась, как думают, уже
после издания канонической синтагмы в
XIV титулах (вопрос об авторе Синопсиса
остается открытым)32, и так называемые
«покаянные номоканоны», или
руководства при наложении епитимии:
древнейший, приписываемый
Константинопольскому патриарху
Иоанну Постнику († 596) (дошел до нас в
позднейших редакциях), и другие, вовсе
не дошедшие до нас33; к этому же периоду
относятся «Правила» святого Никифора
Исповедника касательно покаянной
дисциплины.
В третьем периоде
церковного правообразования в
Византии, с разделения Церквей34,
Константинополь по-прежнему был
центром церковной жизни всего Востока.
Источниками канонического
права в этот период были определения
Константинопольского Патриаршего
Синода, публиковавшиеся от имени
Константинопольских патриархов —
Николая Мистика (IX—X вв.), Феофилакта (Х
в.), Сисиния (Х в.), Алексея Студита (XI в.),
Михаила Керуллария (XI в.), Николая
Грамматика, Луки Хрисоверга (XII в.),
Германа II (ХIII в.) и многих других35. В
области церковно-гражданского
законодательства за рассматриваемый
период отметим новеллы, простагмы (повеления),
хризовулы 37 императоров (с Х в. до
половины XV в.), в их числе Исаака,
Алексея, Иоанна, Мануила и других
Комненов (XI — XII вв.)36.
Из сборников церковного
права наибольшее практическое
значение и распространение имел
Номоканон в XIV титулах в обработке
Фотия, и только во времена, близкие к
Фотию, по некоторым общественно-политическим
причинам такую распространенность
получил Номоканон, переделанный из
сборников Иоанна Схоластика.
Канонический Синопсис, приписываемый
Стефану Ефесскому37, был редактирован
неким Симеоном и Алексеем Аристином,
известным канонистом XII в.,
комментировавшим Синопсис и этим
давшим ему свое имя.
XII век дал знаменитые
комментарии церковных правил —
Алексея Аристина (к каноническому
Синопсису Стефана Ефесского в
дополненной редакции), монаха Иоанна
Зонары (к синтагме церковных правил) и
Феодора Вальсамона, патриарха
Антиохийского (толкования на
Номоканон Фотия в полном его составе:
на светские законы (κει/μενον)
— первую часть Номоканона и на
церковные каноны — вторую часть38.
В XIV столетии появилась так
называемая «Алфавитная синтагма
Матфея Властаря», или полнее – «Собрание
по алфавитному порядку всех предметов,
содержащихся в священных и
Божественных канонах, обработанное и
составленное смиреннейшим в
иеромонахах Матфеем Властарем», —
краткое практическое руководство (компилятивного
характера) по действовавшему тогда
церковному праву39.
Мы исчерпали круг
источников церковного права
Византийской Церкви за период до
половины XV в. и с этими источниками
встретимся еще в трактате об
источниках церковно-судебного права в
России.
Что же дала Византия нашей древней
России в области источников
церковного суда?
1 См.: с.
10 данной работы
2 См.:
Лашкарев П. Право церковное в его
основах, видах и источниках. 2-е изд.
Киев, 1889. С. 111 слл.; Павлов А. Курс
церковного права. Свято-Троицкая
Сергиева Лавра. 1902. С. 43 слл.; Никодим,
еп. Далматинско-Истрийский. Правила
Православной Церкви с толкованиями /
Пер. с серб. СПб., 1911–1912. Т. 1–2.. С. 172
слл. и др.
3 См.:
Прав. 2.
4 См.:
Остроумов М. Введение в православное
церковное право. Харьков, 1893. Т. 1. С. 169
и др.
5 См.: 2,
3 и 4-я главы Кормчей.
6 О
правилах, изданных на Вселенских
Соборах (история их издания и анализ),
см.: Hefele C.J. Conciliengeschichte. Frelburg im Breisgau,
1855–1869. Bd 1–7; Stanley A.P. Lectures of the history of the
eastern church. London, 1869. P. 189 sqq.; Richard C.L. Analyse des
conciles ge/ne/raux
et particuliers. Paris, 1772. T. 1. P. 236 sqq.; Slotwin. ski F.
Institutiones juris ecclesiastici. Cracoviae, 1839. T. 1. P. 59 sqq.;
Gue/rin L.-F. Manuel de
l,histoire des conciles. Paris, 1846. P. 158 sqq. и др. (Литературу
на русском языке см. у нас на с. 25 и др.)
7 Об
этих Cоборах и правилах, изданных на
них, см.: Richard C.L. Оp. cit. Р. 179 sqq., и другие
источники, названные в предыдущем
примечании.
8 О
правилах святых отцов, помимо
названных выше сочинений, см.:
Заозерский Н. Историческое обозрение
источников права Православной
Церкви. М., 1891. Вып. 1. С. 194 слл. и др.
9 См.:
Νομοκ. Φωτ., Τ. 1, к.
2: «οι/\
τοι~ς
κανο/σιν
ε,ναντιουμεοι
πραγματικοι/
το/ροι
ακυποι/
ει,σιν» (,Ρα/λληκαι\
Ποτλν~,
1, σ. 36).
10 См. у
,Ρα/λλη~και\
Ποτλη~, IV, б.317.
11 Novellae
constitutiones, νεαραι\
διατα/ξεις.
12 Лучшее
издание Codex Theodosianus принадлежит Якову
Готофреду (у нас под руками имеется
издание: Codex Theodosianus cum perpetuis commentariis Jacobi
Gothofredi/ Ed. nova. Mantuae, 1748–1750. Т. 5–6.
13 См.:
Остроумов М. Введение... С. 231 и др.
14 Законы
по церковным делам составляют первые
тринадцать титулов первой книги. См.:
Biener F. A., Heimbach C. Beitra..ge zur Revision des
Justinianischen Codex. Berlin, 1833. S. 53 sqq. и др.
15 У нас
под руками имеется издание: Codex Justinianus
– recognovit Paulus Krueger. Berolini, 1888.
16
Изданы C. E. Zachariae (Imp. Justiniani pp. A. novellae guae
vocantruz sive constitutiones guae extra codicem supersunt ordine
chronologico digestae / Ed. C. E. Zachariae a Lingenthal. Lipsial,
1881). См. о них: Biener F. A. Geschichte der Novellen
Justinian’s. Berlin, 1824. S. 7 sqq.; Diehl С. Justinien et la
civilisation Byzantine au VI-e siecle. Paris, 1901. Р. 318 sqq.;
Заозерский Н. О церковной власти.
Сергиев Посад. 1894. С. 254 слл.; Roth К.
Geschichte des Byzantischen Rechts. Leipzig, 1904. S. 24 sqq.;
Попов Ф. Император Юстиниан I и его
заслуги в отношении к Церкви
Христовой. Киев, 1856. С. 80 слл.; Alivisatos H.S.
Die kirchliche Gesetzgebung des Kaiser Justinian I. Berlin, 1913. S.
22 sqq. и др.
17 См.:
Biener F. A. Geschichte... S. 9 sqq. и др.
18 См.:
Jus graeco-romanum. / Ed. C. E. Zachariae a, Lingendhal. Lipsiae,
1856–1870. P. 3. P. 1–48.
19 Издана
C. E. Zachariae. Collectio librorum juris graeco-romani ineditorum.
Lipsiae, 1852. P. 9–52. См. о ней Остроумов М.
Введение... и мн. др.
20
Издана C. E. Zachariae: ‘Ο προ/χειρος
νο/μος.
Imperatorum Basilii, Constantini et Leonis Prochiron… Heidelbergae,
1837. См. исследование о Прохироне М.
Бенеманского: ‘Ο προ/χειρος
νο/μος
императора Василия Македонянина. Вып.
1. Сергиев Посад, 1906. С. 48 и др.
21
Издана С. Е. Zachariae в упомянутом
сборнике «Collectio librorum juris graeco-romani ineditorum».
Lipsiae, 1852. Р. 61–217. См. о ней: Бенеманский
М. Цит. соч. С. 50 слл.; Сокольский Вл. О
характере и значении Эпанагоги //
Визант. временник. 1894. Т. 1., вып. 1. С. 17
слл., и мн. др.
22 Базилики
изданы. G. Heimbach’ом. Leipzig, 1833–1870. Т. 1–4.
См. о законодательстве Льва: Попов Н.
Император Лев VI Мудрый и его
царствование в церковно-историческом
отношении. М., 1892. 193 слл.; Heimbach G. De
Basilicorum origine. Lipsiae, 1825. Р. 5 sqq., и др.
23 См.:
Заозерский Н. Значение доникейского
канонического права в церковном
законодательстве IV и последующих
веков// Чтения в О-ве любителей дух.
просвещения. 1882. Кн. 6–7. С. 596 слл.;
Остроумов М. Введение... С. 249 слл., и др.
24 См.:
Ανεκδοτα / Ed. G. E.
Heimbach. Lipsiae, 1840. Т. 2. Р. XXVII–XXX, 145–201:
здесь издан памятник «Collectio XXV cap.». См.
о нем у М. Остроумова: Введение... С. 267
слл. и др.
25 См.:
Ανεκδοτα / Ed. G. E.
Heimbach. Т. 2. Р. XLI–XLIV, 202–234; Voelli et Justelli.
Bibliotheca. Т. 2. Р. 499 sqq.; Заозерский Н.
Происхождение и образование
Византийского Номоканона // Чтения в
О-ве любителей дух. просвещения. 1882. 9.
С. 105 слл.; Biener F. A. De collectionibus canonum ecclesiae
graecae. Berolini, 1827. Р. 12 sqq. и др.
26
Помимо этого названия соединенный
сборник носил имя: «Законные
постановления, согласующиеся с
предлежащими канонами», «Начертания
50 титулов» (Τα\ συνα/δοντα
νο/μιμα
τω~ν
προκειμε/νων
κανο/νων,
,Vποτυ/πωσις
τω~ν
ν τι/τλων
). Издания Номоканона: Pitra I.B. Juris
ecclesiastici graecorum historia et monumenta. Romae, 1864–1868.Т.
2. 416 sqq.; Voelli et Justelli. Bibliotheca. Т. 2. 603. См. о
нем: Заозерский Н. Цит. соч. С. 137 слл. и
др.
27 См.:
Каллист, иером. Номоканон святого
Фотия, патриарха
Константинопольского. М., 1899; Аноним.
Номоканон патриарха Фотия // Дух.
вестн. 1866. Т. 14. С. 181 слл.; Нарбеков В.
Номоканон Константинопольского
патриарха Фотия с толкованиями
Вальсамона. Казань, 1898. Ч. 1. С. 1 слл.;
Бенешевич В. Канонический сборник XIV
титулов со второй четверти VII века до
883 года. СПб., 1905. С. 26 слл.; Biener. F.A., Heimbach
C. Beitra..ge zur
Revision des Justinianischen Codex. Berlin, 1833. S. 34 sqq., Zachar
iae C. Е. von Lingenthal. Ueber den Verfasser und die Quellen des (pseudo
– photianischen) Nomocanon in XIV Titeln. St.-Petersburg, 1885. S.
1 sqq., и мн. др.
28 См.:
Нарбеков В. Цит. соч., с. 22 слл., и др.
указанных выше авторов.
29 См.:
Нарбеков В. Цит. соч., с. 107 слл., и др.
авторов.
30 См.
различные мнения о роли Фотия в
редактировании Номоканона в XIV
титулах: Jager, abbe/.
Histoire de Photius, patriarche de Constantinople, autear du schisme
des grecs. Paris, 1844. Р. 397 sqq.; Pitra I. – B. Des canons et
des collections canoniques de l,e/glese
grecque. Paris. 1858. Р. 33 sqq.; Красножен М.
Толкователи канонического кодекса
Восточной Церкви: Аристин, Зонара и
Вальсамон. М., 1892. С. 11 слл.; Павлов А.
Курс церковного права. Свято-Троицкая
Сергиева Лавра, 1902.С. 76 слл.; Hergenro..ther
J. Photius, Patriach von Constantinopel. Regensburg, 1869. Вd 3. S.
109 sqq.; Бердников И. Краткий курс
церковного права. Православной
Церкви 2-е изд. Казань, 1903. Вып. 1. С. 77
слл.; Mortreuil J. A. B. Histoire du droit Byzantin. Paris,
1843–1846. Т. 1. S. 222 sqq.; Т. 2. S. 490 sqq.; Biener F.A. De
collectionibus canonum ecclesiae graecae. Berolini, 1827. S. 21 sqq.
, и авторов, названных выше.
31 Издания
Номоканона Фотия: Voelli J., Justelli Н. Photii,
Patriarchae Constan-tinopolitani Nomocanon cum commentariis Theodori
Balsamonis (Bibliotheca. Lutetiae Parisiorum, 1671. Т. 1. Р. 787
sqq.); ‘Ρα/λλη
και/
Ποτλη~,
τ. 1, ,Αυη/νησιν,
1852.
32 См.:
Красножен М. Цит. соч. С. 28 слл. и др.
33
Изданы: Morinus. De disciplina in administratione sacrament рoenitentia.
Parisiis, 1651; Venetiis, 1702. См.: Заозерский Н.А.,
Хаханов А.С. Номоканон Иоанна
Постника в его редакциях —
грузинской, греческой и славянской. М.,
1902. С. 9 слл.; Горчаков М. К истории
эпитимийных Номоканонов (пенитенциалов)
Православной Церкви. СПб., 1874. С. 15 слл.;
Суворов Н. К вопросу о западном
влиянии на древнерусское право.
Ярославль, 1893. С. 105 слл., и др.
34 Мы
рассматриваем церковное право
Востока лишь до половины XV в., до
прекращения зависимости Русской
Церкви от Константинопольской.
35 См.:
Лебедев А. Очерки истории
Византийско-Восточной Церкви с конца
XI до половины XV века. М., 1892. С. 286 слл., и
мн. др.
36 См.: LX
librorum Βασιλικω~ν,
id est, universi juris Romani, auctoritate principum Rom. Graecam in
linguam traducti, Ecloga sive Synopsis, hactenus desiderata, nunc
edita per J. Leunclavium. Basileae, 1575. Р. 6–82; Adnotationes
– p. 85–112; Ανεκδοτα /
Ed. G. E. Heim-bach. Lipsae, 1840. T. 2. S. 261–289, и
другие издания источников. См.: Finlay G.
History of the Byzantine and greek empires from 1057 to 1453.
Edinburg; London, 1854. Р. 77 sqq.; Chalandon F. Essai sur le re/gne
d,Alexis I Comne/ne.
Paris, 1900. Р. 309 sqq.; Лебедев А. Очерки
Византийско-Восточной Церкви от
конца XI до половины XV века. М., 1892. С. 209
слл., и мн. др.
37 См. у
нас выше, о безымянном синопсисе. С. 52.
38 См.:
Красножен М. Толкователи
канонического кодекса Восточной
Церкви: Аристин, Зонара и Вальсамон. М.,
1892. С. 64 слл.; Остроумов М. Цит. соч. С. 595
слл., и мн. др.
39 «Синтагма»
М. Властаря издана в
Συνοδικο/ν
sive Pandectae canonum ss. apostolorum et conciliorum ab ecclesia
graeca receptorum. Т. 2, p. 1 sqq. См. о ней:
Ильинский И., свящ. Синтагма Матфея
Властаря. М., 1892. С. 18 слл.
|