С.Л.
Кравец
После семидесятилетнего
перерыва научных традиций, в столь
тяжелое и для Православия, и для науки,
и для государства время, Русская
Православная Церковь
предпринимаетиздание
фундаментального труда "Православной
энциклопедии". Чем вызвана
необходимость осуществления этого
издания именно Русской Православной
Церковью и именно в настоящее время?
Прежде всего - почему мы, то есть
Русская Православная Церковь, взяли на
себя этот многолетний труд? Ведь есть
страны, и прежде всего Греция, гораздо
благополучнее нас и в отношении общей
церковности страны, и в отношении
материальном? Потому, что Русская
Церковь - самая большая Православная
Церковь в мире, которая на протяжении
всей своей истории, даже в тяжелейшие
годы гонений, оставаласьи продолжает
оставаться опорой Православия, самим
своим существованием разрушающей все
планы покорить, купить или какимнибудь
иным способом уничтожить Православие.
Благополучная Греция два-три
десятилетия назад создала свою "Энциклопедию
религии и морали", но это именно
национальная греческая энциклопедия,
где Гера, Одиссей и Тезей занимают
гораздо больше места, чем, например,
святые других Поместных Церквей,
которые представлены лишь избранными
именами. И это, наверное, правильно для
греков, не забывающих свои великие
эллинистические корни и до сих пор
сохраняющих благоговение перед
гомеровским "перечнем кораблей".
Только Русская Церковь исторически
соединила в себе и великое богатство
собственных национальных духовных
сокровищ, и действительный интерес и
чувство сыновнего преемства по
отношению к великому богословию и духу
Византии, и живое участие в судьбах
других православных народов. Нам
исторически небезразлична ни судьба
Православия в Греции, Сербии или
Болгарии, за которые наши предки
отдавали жизни, ни ставшие в последнее
время достижимыми, а раньше далекие, но
почитаемые Святая Земля и Египет, ни
жизнь Церквей, от нас получивших свое
начало уже в ХХ в. Русская Церковь
исторически занимает центр в
Православной ойкумене, и только ей в
силу живого и естественного интереса
надлежит создать всеобъемлющее
издание о всем Православии.
Во-вторых, этот труд должны
предпринять мы, потому что именно мы
прошли через семьдесят лет тотального
обезбоживания народа, потому что
именно мы расточали и забывали
сокровище духа и православной
культуры, столетиями собиравшееся
нашими предшественниками, и только
теперь начинаем о нем вспоминать. И
потому это издание необходимо прежде
всего нам, уставшим от одной
политической лжи и готовым
погрузиться в другую.
Энциклопедия - это, может быть,
единственный род книг, вызывающий
доверие на почти бессознательном
уровне. Мне всегда казалось, что пока
мы и наши дети пользуемся
энциклопедиями, в которых Константин
Петрович Победоносцев является "вдохновителем
крайней реакции", гений столь часто
вчера цитированного в этом зале
Василия Васильевича Розанова сведен к
"бессюжетной прозе" и "нерасчлененному
сплаву философского, политического,
интимного и пошлого", а поэзия
Бальмонта к "вычурности", не
говоря уже о принципиальном
отсутствии в подобных изданиях
преподобного Серафима Саровского или
святого Иоанна Кронштадтского, до тех
пор бастионы невежества и равнодушия к
Родине будут несокрушимы. В нашей
истории был период, когда на смену
прямому богоборчеству 20х гг. с их
бесовскими митингами и шествиями, с их
публичными диспутами и осквернением
мощей пришло другое время, когда из
жизни людей просто попытались
вычеркнуть Бога, просто не упоминали о
Нем всерьез, - так было в шестидесятые
годы, так продолжалось до начала
восьмидесятых. А сегодня мы стоим
перед тем, что наше достояние,
сокровище, столь щедро дарованное нам
Господом, будет утоплено в мире
псевдокультуры и псевдоидеалов, иначе
говоря, будущие идеологи постараются
убедить новые поколения в том, что в
духовном, да и культурном наследии
предков они не нуждаются. Таким
образом, у нас "здесь и теперь" уже
формируется тот самый "новый
человек" рыночного мира, от которого,
кажется, пришел бы в ужас даже
наводящий страх своими
антихристианскими афоризмами Ницше.
Конечно, мы вновь опаздываем,
задерживаемся со сборами. А пошлость,
во всеобъемлющем гоголевском значении
этого слова, уже в походе и уводит в
полон наших детей и соотечественников.
Вот почему "Православная
энциклопедия", которая, по слову
Святейшего Патриарха, возглавившего
это издание, должна стать
энциклопедией национальной,
путеводителем по миру православного
сознания русского человека, нужна нам
именно сейчас.
Кроме того, именно сегодня мы можем
привлечь к нашей работе огромный
потенциал светской науки,
истосковавшейся по "цельному знанию"
и уже пролагающей пути к новым
принципам познания и новым для себя
предметам исследования. И здесь
совместная работа Церкви и науки,
будет взаимообогащающей и, главное,
важной для нашей Отчизны.
Еще один штрих: мы в нашей по
преимуществу православной стране
могли бы остаться единственным
вероисповеданием, не имеющим
современного универсального
справочника, поскольку существуют "Энциклопедия
ислама" и "Еврейская энциклопедия",
и в настоящее время Орден
францисканцев осуществляет
подготовку к изданию "Русской
католической энциклопедии".
Что представляет собой "Православная
энциклопедия" в ее замысле, который
уже начал претворяться в жизнь? В ней
будет 24 алфавитных тома и один особый
том, посвященный истории и
современному состоянию Русской
Православной Церкви. В этом особом
томе, создание которого находится на
завершающей стадии, помимо
монографических обзорных статей по
русской церковной истории,
миссионерству, монастырской жизни,
русскому церковному искусству и
другим сторонам деятельности Русской
Церкви, примерно половину объема
занимают сводные историко-статистические
данные: полный список русских святых и
чудотворных икон Божией Матери, все
когда-либо существовавшие епархии и
монастыри, все архиереи Русской Церкви
с конца Х в. до наших дней, достаточно
подробная хронология нашей церковной
истории.
В основе других 24 томов лежит Словник,
вмещающий на сегодня около 35 тысяч
отдельных позиций, многие из которых, в
основном агиографические, заключают в
себе от нескольких, до и десятков
отдельных мини-статей о том или ином
святом. При составлении Словника
ученые (а в этой работе принимало
участие более 100 человек)
руководствовались несколькими
сформулированными на первом же ученом
собрании и утвержденными Святейшим
Патриархом положениями.
1) Это энциклопедия православная, и
потому именно Православию в его
вселенском развитии уделено главное
внимание и примерно 85% всего объема
издания. Именно этим положением
обусловлен поистине огромный массив
вселенской агиографии и вообще
значительный интерес к истории
христианства в первые века и
Православию в Византии. Должно сказать,
что Православие на Востоке впервые
будет представлено в едином
энциклопедическом издании в таком
объеме. В работе над этими статьями
принимают участие Греческая Церковь, а
также университеты в Афинах и Солуни.
Статьи о других Поместных
Православных Церквах создаются как у
нас, так и в самих этих странах. Каждая
Церковь имеет специальную научную
комиссию для участия в энциклопедии, и
это по большей части по-настоящему
рабочие органы, от которых мы уже
получаем статьи. Есть в энциклопедии
место и для иных христианских
конфессий, которые будут представлены
в систематическом порядке, но не так
широко, как Православие. Будут даны
религиоведческий и историко-этнографический
обзоры нехристианских религий и
верований.
2) Это энциклопедия национальная,
русская, и потому особое внимание
уделяется нашей Церкви, нашей истории
и реалиям нашей жизни. Материал о
РусскойЦеркви занимает примерно
половину объема издания. Все достояние
русской культуры и национального
самосознания будет в том или ином виде
присутствовать в энциклопедии и будет
представлено с церковной точки зрения.
Основания для такого подхода к
наследию были хорошо сформулированы
отцом Павлом Флоренским в работе "Философия
культа": "Изящные искусства
исторически суть выпавшие из гнезд или
выскочившие звенья более серьезного и
более творческого искусства -
искусства Богоделания - теургии.
Теургия как средоточная задача
человеческой жизни, как задача полного
претворения действительности смыслом
и полной реализации в
действительности смысла - была во все
времена древнейшею точкою опоры всех
деятельностей жизни; она была
материнским лоном всех наук и всех
искусств. Все деятельности находили в
ней свое единство и вне нее
рассматривались как существующие
легкомысленно, поверхностно, блудно,
так сказать, и, следовательно,
незаконно и болезненно". И чем
дальше культура отходила и отходит от
своих корней, от культа - тем она
становится проще, поверхностнее,
пошлее, доходя, по слову Флоренского,
до "распада, гниения и почти уже
смерти человеческой уже культуры".
Церкви предстоит глубоко понять
насущную необходимость ее соединения
с культурой: как отец принимал своего
блудного сына, так и Церковь не должна
отталкивать от себя таланты,
дарованные Господом, а, следуя призыву
митрополита Московского Макария (Булгакова)
в его "пушкинской" речи, сказанной
в один день со знаменитой речью
Достоевского, молить Бога о продлении
такой удивительной милости на
дарование талантов русскому народу,-
молить Бога и бережно сохранять уже
созданные истинные культурные
ценности нашего народа.
Еще одна задача нашего издания как
издания национального - это оправдание
русского национального самосознания.
Русская философская мысль возникла в
минуту огромной опасности для
национального и шире православного
самосознания. Выкованное Кантом
оружие антиномий человеческого знания
обрекало на провал попытки
европейского самосознания удержать
идею Бога в области онтологических
категорий, не дать свести эту идею к
морально-правовым императивам. Даже
блестящая по форме попытка Гегеля
преодолеть кантовское вето в "Лекциях
о доказательстве бытия Бога"
продемонстрировала лишь
неисчерпаемые возможности
диалектического метода мышления, но не
более того. Лишенная онтологического
основания идея Бога в европейском
сознании прочно закрепилась в
морально-этической сфере, что получило
наиболее характерное выражение в
протестантизме. Для русского
самосознания 30-40-х гг. прошлого века,
вступившего на путь духовного
развития и самоопределения,
неоценимую помощь оказали издания
Оптиной пустынью переводов на русский
язык творений святых отцов Церкви - это
был тот живой источник, который
определил основные идеи
славянофильства, да и всей последующей
самостоятельной русской мысли. "Если
возможна русская философия,- говорил в
начале века Флоренский,- то только как
философия православная, как
драгоценная риза из золота - разума и
самоцветных камений приобретения
опыта - на святыне Православия".
Русская философия, при всей ее
разнородности, при всех ее шатаниях,
сумела выполнить свою главную задачу -
защитить и оградить православное
самосознание от влияния новых,
безбожных философских систем.
3) Это энциклопедия не только
историческая, но прежде всего
современная. Поэтому мы стараемся
включить в наше издание явления,
организации и участников нашей
современной жизни и недавнего, еще
мало изученного прошлого. Мы не
претендуем на окончательность
формулировок и характеристик, но
пытаемся обозначить явление и
привлечь к нему внимание.
Это энциклопедия не о церковных
предметах только, но о жизни человека
как христианина, и потому в ней даются
статьи об основных духовно-этических
понятиях и по основным проблемам нашей
жизни: вражда и мир, бедность и
богатство, горе, радость, терпение,
патриотизм, пьянство, партийность,
телевидение и т. д., а также
многочисленные статьи по проблемам,
поставленным XX веком.
Год с небольшим прошел после начала
подготовительных работ, и за этот год
совместного труда десятков и сотен
церковных и светских ученых, различных
научных учреждений выявились проблемы,
которые нам кажутся важными и
интересными не только в рамках нашего,
пусть и очень большого, но все же
ограниченного и по тематике, и по
времени, и по количеству участников
издания, но и для церковной науки в
целом. Прежде всего, это выявившиеся в
нашем знании лакуны. Конечно, можно
было бы сказать, что после
семидесятилетнего опустошения мир
церковной науки совсем обезлюдел и
практически разрушен, так что же
обращать внимание на отдельные
недостатки при всеобщей разрухе. Но
это не так. Во-первых, в области
большинства богословских и церковно-исторических
дисциплин у нас есть огромное
наследство, освоение которого может
дать и дает уже свои благие плоды. Во-вторых,
несмотря на жалобы издателей на
небольшой интерес к серьезной
церковно-научной литературе,
интеллектуальные интересы и запросы в
Церкви, среди духовенства, в
монашестве и епископате, становятся
все сильнее, и это - залог будущего
нашей науки. И в-третьих, и этот фактор
должно сегодня назвать определяющим,
участие в возрождении церковной науки
науки светской. Именно благодаря
такому участию многих и многих ученых
из институтов Российской академии
наук, университетов и институтов стали
возможны исследовательские и
церковные программы по изучению жизни
новомучеников, капитальные издания,
прежде всего по истории Русской Церкви.
Наименее изученным представляется
весь спектр богословских наук и
отдельные разделы церковно-исторической
науки, такие как история русского
богослужения, история прихода и белого
духовенства, история Православия на
украинских и белорусских землях,
деяния русских церковных Соборов,
русская церковная история начиная с XVII
в. с большими сложностями связана
разработка вопросов о современном
состоянии Католической Церкви и
Протестантских Церквей.
Еще одна проблема, возникшая с
приходом в церковную науку многих
светских ученых,- проблема
методологическая. В светской науке на
сегодня не существует разработанного
инструментария, позволяющего
адекватно описывать церковные явления
изнутри, то есть не со стороны
отношения к Церкви государства или с
точки зрения экономических и
политических последствий или
обстоятельств, а, так сказать,
феноменологически, исходя из
внутренней логики церковного
устроения и церковной жизни. Зачастую
это приводит честных и добросовестных
ученых к неверным выводам, к поиску
внешних, иллюзорных оснований для
совершенно естественного с точки
зрения церковного сознания поступка.
Наиболее часто такие смещения оценок
возникают при попытке научной
реконструкции мотивов поступков
святых, когда в качестве определяющих
выдвигаются исключительно земные
попечения, или при изложении истории
канонизации, единственным мотивом
которой считают политический расчет.
По нашему мнению, между церковной и
светской наукой нет принципиального
противоречия и добросовестное научное
исследование возможно внутри
церковного мировоззрения, как
продолжение линии С. М. Соловьева, Е. Е.
Голубинского, В. В. Болотова, которым
вера в церковное Предание лишь
помогала в их научно-исторических
исследованиях.
ПРИЛОЖЕНИЕ
"ПРАВОСЛАВНАЯ
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ"
Хроника создания
В настоящее время
ведется интенсивная работа над
изданием 25-томной "Православной
энциклопедии" в ознаменование 2000-летия
Рождества Христова. Проект
осуществляется по благословению
Патриарха Московского и всея Руси
Алексия II.
"Православная энциклопедия" как
справочное издание должна решить две
задачи: 1) дать всеобъемлющую
информацию о 2000-летней истории и
современном состоянии вселенского
Православия; 2) ознакомить читателя с
реалиями других христианских и
нехристианских религий, выразить
православную точку зрения на основные
понятия культуры, науки, политики,
философии, искусства. Работа над
энциклопедией ведется по темам: "Русская
Православная Церковь", "Православные
Церкви грекоязычного мира", "Поместные
Православные Церкви (не грекоязычные)",
"Древние Восточные (дохалкидонские)
Церкви", "Католическая Церковь",
"Протестантские Церкви и движения",
"Православное догматическое
богословие", "Основное богословие,
апологетика и религиозная философия",
"Священное Писание, Священная
история и библеистика", "Каноническое
право", "Литургика и церковная
музыка", "Церковное искусство".
Весь комплекс научно-редакционных и
издательских работ возложен на
Церковно-научный центр Русской
Православной Церкви "Православная
энциклопедия", созданный Указом
Патриарха Московского и всея Руси
Алексия II от 10.09.1996 г. и постановлением
Священного Синода от 10.10.1996 г. на базе
специализированного церковно-научного
издательства Спасо-Преображенского
Валаамского монастыря. Указом
Святейшего Патриарха от 10.10.1996 г.
руководителем ЦНЦ "Православная
энциклопедия" назначен С.Л.Кравец.
Первое заседание Научно-редакционного
совета по изданию "Православной
энциклопедии" прошло 19 февраля 1998 г.
под председательством Патриарха
Московского и всея Руси Алексия II в
Синодальной резиденции Свято-Данилова
монастыря. На заседании была
утверждена структура отраслевых
редакций ЦНЦ "Православная
энциклопедия":
1) основного и
догматического богословия,
религиозной философии;
2) Священного Писания;
3) объединенная греческая редакция;
4) Русской Православной Церкви;
5) Поместных Православных Церквей;
6) Католической Церкви;
7) протестантизма;
8) религиоведения;
9) литургики и церковной музыки;
10) церковного права;
11) церковного искусства;
12) библиографии; 13) проверки;
14) подбора иллюстраций.
На заседании
были обсуждены вопросы параметров
содержания издания, тематического
деления энциклопедии, принципы
составления Словника, кураторский
состав и содержание отдельного
монографического тома "Русская
Православная Церковь". По
предложению Патриарха Московского и
всея Руси Алексия II председателем
Научно-редакционного совета утвержден
архиепископ Истринский Арсений,
заместителем председателя - С.Л.Кравец.
После февраля 1998 г. стали регулярно
проходить заседания Научно-редакционного
совета под председательством
архиепископа Истринского Арсения и
отраслевых редакций под
председательством С.Л.Кравца.
Указом Патриарха Московского и всея
Руси Алексия II от 25.06.1998 г. был
сформирован Наблюдательный совет,
состоящий из высших иерархов Русской
Православной Церкви и руководителей
Российского государства. В
компетенцию Наблюдательного совета
входят вопросы, связанные с
практическим осуществлением проекта
издания "Православной энциклопедии"
и его государственной поддержкой. 10
июля 1998 г. в Свято-Даниловом монастыре
состоялось первое заседание
Наблюдательного совета по изданию "Православной
энциклопедии" под
председательством Патриарха
Московского и всея Руси Алексия II.
Наблюдательный совет признал
необходимым создать Попечительский
совет и постановил: утвердить издание
"Православная энциклопедия" в 25
томах; по предложению Патриарха
Московского и всея Руси Алексия II
одобрить назначение мэра Москвы Ю.М.Лужкова
председателем Попечительского совета.
Особо отмечена важность того факта,
что издание "Православной
энциклопедии" осуществляется под
личным патронатом Президента РФ Б.Н.Ельцина.
Распоряжением Патриарха Московского и
всея Руси Алексия II № 5278 от 3 ноября 1998
г. созданы региональные
представительства Научно-редакционного
совета в гг. Санкт-Петербурге, Минске,
Костроме, Нижнем Новгороде, Воронеже,
Казани, Новосибирске, Волгограде,
Екатеринбурге и Ташкенте с целью
координации научных сил по всей России
для создания "Православной
энциклопедии". Представительства
обеспечивают сбор информации,
привлечение к работе над
энциклопедией квалифицированных
ученых региона, написание статей по
региональной церковной истории,
рецензирование энциклопедических
материалов. Одновременно с
представительствами в тех же целях
организованы специальные рабочие
группы при Антиохийском,
Александрийском, Иерусалимском и
Константинопольском Патриархатах, а
также во всех Поместных Православных
Церквах.
В середине января 1999 г. была закончена
работа над составлением Словника
энциклопедии. Словник вышел для
ознакомления и рецензирования в двух
вариантах: печатном - отдельным
изданием, электронном - сайтом в
Интернет (http:\\www.user.cityline.ru\~cnc).
С целью координации научно-редакционных
усилий по созданию "Православной
энциклопедии"был организован
Церковнонаучный совет; в него вошли
ведущие иерархи Русской Православной
Церкви, представители церковных и
светских учебных заведений, научных
учреждений.
27 января 1999 г. в Свято-Даниловом
монастыре одновременно состоялись
заседания Наблюдательного и Церковнонаучного
советов. На заседании Наблюдательного
совета присутствовали руководитель
Администрации Президента РФ Н.Н.Бордюжа,
министр культуры РФ В.К.Егоров, мэр
Москвы Ю.М.Лужков, архиепископ (ныне
митрополит) Солнечногорский и
управляющий делами Московской
Патриархии Сергий, митрополит Минский
и Слуцкий Филарет, митрополит
Крутицкий и Коломенский Ювеналий,
руководитель ЦНЦ "Православная
энциклопедия" и ответственный
секретарь Наблюдательного совета С.Л.Кравец.
Наблюдательный совет постановил:
утвердить план работы ЦНЦ "Православная
энциклопедия" и смету расходов на 1999
г.; принять к сведению решение Ю.М.Лужкова
и В.К.Егорова обеспечить
финансирование работ по изданию "Православной
энциклопедии" в 1999 г.; утвердить
плановую себестоимость издания,
согласиться с предложением
руководителя ЦНЦ "Православная
энциклопедия" С.Л.Кравца о выделении
1/3 тиража для распространения по
льготной цене в учебных заведениях и
епархиях Русской Православной Церкви,
высших учебных заведениях,
учреждениях РАН и Министерства
культуры РФ.
Заседание Церковно-научного совета
прошло в составе: председатель -
Патриарх Московский и всея Руси
Алексий II, члены: митрополит
Нижегородский и Арзамасский Николай,
митрополит Воронежский и Липецкий
Мефодий, архиепископ Волгоградский и
Камышинский Герман, архиепископ
Ташкентский и Среднеазиатский
Владимир, архиепископ Казанский и
Татарстанский Анастасий, архиепископ
Костромской и Галичский Александр,
епископ Бронницкий Тихон, епископ
Тихвинский Константин, епископ
Белгородский и Старооскольский Иоанн,
епископ Верейский Евгений, епископ
Орехово-Зуевский Алексий, епископ
Новосибирский и Бердский Сергий,
ректор Православного Свято-Тихоновского
богословского института протоиерей
Владимир (Воробьев), ректор МГУ В.А.Садовничий,
декан исторического факультета МГУ С.П.Карпов,
ректор СПбГУ Л.А.Вербицкая, директор
музеев Кремля И.А.Родимцева, директор
ГИМ А.И.Шкурко, директор Института
всеобщей истории А.О.Чубарьян,
директор Института славяноведения В.К.Волков,
директор Росархива В.П.Козлов,
директор РГАДА М.П.Лукичев, директор
РГИА А.Р.Соколов, директор РГБ В.В.Федоров,
директор Российской Национальной
библиотеки В.Н.Зайцев, руководитель
ЦНЦ "Православная энциклопедия" и
ответственный секретарь
Наблюдательного совета С.Л.Кравец.
Церковно-научный Совет обсудил и
утвердил тематическую структуру "Православной
энциклопедии", план особого тома "Русская
Православная Церковь",
художественное оформление издания,
существующую структуру редакций ЦНЦ
"Православная энциклопедия",
обязанности членов Церковно-научного
совета.
Первое заседание Попечительского
совета состоялось 18 марта 1999 г. в Свято-Даниловом
монастыре. На заседании обсуждались:
принципы работы Попечительского
совета, проект Положения о работе
Попечительского совета, состояние дел
с подготовкой издания "Православной
энциклопедии" и финансированием
издательских работ. Попечительский
совет утвердил проект Положения "Об
общих принципах работы
Попечительского совета по изданию
Православной энциклопедии" и
ответственного секретаря
Попечительского совета Н.В.Меркулова.
В течение 1999 г. будет закончена работа
над первым алфавитным томом
энциклопедии и над особым
монографическим томом "Русская
Православная Церковь". Содержание
особого тома (общий объем около 100 авт.л.)
включает разделы: I. Предваряющие
материалы - выступление Патриарха
Московского и всея Руси Алексия II,
статья архиепископа Истринского
Арсения и прот. Владимира (Дивакова) о
современном состоянии Русской
Православной Церкви; II. Общая
церковная история; III. Высшая церковная
власть и государство; IV. Епархиальное
управление; V.Белое духовенство и
приход; VI.Монастыри; VII. Святые; VIII.
Миссионерская деятельность Русской
Православной Церкви; IX.Церковная
письменность и духовное просвещение; X.
Богослужение и церковная музыка; XI.
Церковное искусство; Приложение -
справочные материалы. Первые два тома
"Православной энциклопедии" -
алфавитный и монографический - будут
сданы в типографию в конце 1999 г.,
поступят в продажу в течение 2000 г
|