главная



См.Воронежские архипастыри

СВЯТЫЕ

ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТИЯ

СВЯТИТЕЛЬ АНТОНИЙ
АРХИЕПИСКОП ВОРОНЕЖСКИЙ И ЗАДОНСКИЙ

24 декабря 2002 года в Московском Новодевичьем монастыре состоялось заседание Синодальной комиссии. Оно было посвящено рассмотрению материалов для канонизации святителя Антония (Смирницкого), архиепископа Воронежского и Задонского, в лике местночтимых святых Воронежской епархии.


Деяние о канонизации святителя Антония Воронежского
Чудеса и знамения милостей Божиих, явленные по молитвам Святителя Антония
Современные свидетельства о чудесах по молитвам Святителя Антония
Из земной жизни архиепископа Антония
Житие святителя Антония (Смирницкого), архиепископа Воронежского и Задонского
Акафист святителю Антонию Смирницкому


24.06.08 Состоялось общецерковное прославление святителя Антония

МОЛИТВАМИ СВЯТИТЕЛЯ

Благословение преподобного Серафима (Воронеж Православный №1 (99) 2007)

Тропарь, гл.8

Православия наставниче, чистоты зерцало, монашескаго жития ревнителю и нищих питателю, отеческаго попечения о пастве твоей добрый образе, от юности себе смиривый и десницею Христовою в славу святых возвышенный, земли Воронежския украшение, Антоние отче наш, в трудех святительских Митрофану и Тихону поревновавый, /с нимиже в небесех ныне ликуя, молися Спасу всех даровати мир и душам нашим велию милость.

Кондак, гл.3

От юности твоея всего себе Господеви предал еси в пещерах Киевских богомудренно пребывая, и оттуду во епископа пастве Воронежстей поставленный, святителю Христов Антоние всечестне, в трудех, бдениих и молитвах добле подвизался еси, И тако во смирении достиг добродетелей совершенства и Церкви Святей истинного послушания, паки в Небесныя Обители вселился еси, с великими во святых Митрофаном и Тихоном, предстоя Престолу Христову, Владыку Спаса всех моли, оставление грехов получити и велию милость.

Величание

Величаем, величаем тя, святителю отче наш Антоние, и чтим святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего.

Антоний (Смирницкий Авраамий Гаврилович, 29.10.1773, село Повстино Пырятинского уезда Полтавской губернии - 20.12.1846, Воронеж), архиепископ Воронежский и Задонский. Старший сын в многодетной семье протоиерея, который по окончании Киевской духовной академии стал домашним учителем, а по принятии сана 50 лет прослужил Церкви. В детстве Антоний учился грамоте по Часослову и Псалтири, читал и пел на клиросе, помогая отцу как псаломщик, тогда же проявилось его усердие к молитве и богослужению. Чудесным образом Господь сохранил отроку жизнь, когда тот спешил в храм и упал в прорубь. В 1783 году был отдан в школу, где за смиренный и тихий характер получил фамилию Смирницкий. По окончании ее с отличием стал одним из лучших студентов богословского курса Киевской духовной академии. В августе 1796 года Антоний поступил послушником в Киево-Печерскую Лавру, «желая учиться у тех учителей, которые почивают в пещерах».

О желании иночества свидетельствуют многие жизнеописания Антония: прежде учебных занятий ежедневно молился за ранней литургией в Киево-Печерской Лавре, избегал студенческих увеселений. Предполагающийся брак Антония не был благословлен митрополитом Киевским и Галицким Самуилом (Миславским): "Смирницкому другие пути назначены". 21 февраля 1797 года был пострижен в монашество митрополитом Киевским и Галицким Иерофеем (Малицким) с наречением имени в честь преподобного Антония Печерского, 12 апреля 1797 года рукоположен во иеродиакона тем же архиереем. Заведовал библиотекой, в качестве послушания читал собственные проповеди, впоследствии был известен как блестящий проповедник. 20 ноября 1799 года рукоположен митрополитом Киевским и Галицким Гавриилом (Бодони-Банулеско) в иеромонаха. 25 января 1808 года митрополитом Киевским и Галицким Серапионом (Александровским) назначен заведующим лаврской типографией, в связи с чем известны слова: "Будешь управлять лодочкой, а со временем тебе дастся корабль". Отличался нестяжательностью, раздавал нищим все получаемое. Будучи строгим постником, благодетелем бедных и богомольцев, молитвенником (носил власяницу, питался и отдыхал мало, ночи проводил без сна), 20 сентября 1814 года был определен начальником Ближних пещер, тогда же подал прошение принять схиму, но разрешения не получил. 2 января 1815 года был назначен наместником Лавры и в 1817 году возведен митрополитом Серапионом в сан архимандрита. Будучи наместником, соблюдал строгое молитвенное правило, установил ежедневное совершение братией акафиста Успению Божией Матери в благодарность Ей за спасение Киева и Лавры от нашествия галлов в 1812 году (этот обычай сейчас возобновлен), в 1816 году принимал великого князя Николая Павловича (позже - император Николай I) и императора Александра I, и в течение всей жизни имел как благоволение императора, так и милость всего царского двора. Об этом свидетельствуют визиты августейшей фамилии в Воронеж, обширная переписка Антония с монархом, императрицей Александрой Феодоровной, великим князем Михаилом Павловичем, великими княгинями Марией Павловной, Анной Павловной (позже королева Нидерландская) и Еленой Павловной, рескрипты, многочисленные дары (кресты, облачения, золотые покровы на святые мощи, панагии) и монаршие благодарности.

Прославление Святителя Митрофана

31 января 1826 года в Киево-Печерской Лавре хиротонисан во епископа Воронежского и Черкасского (5.04.1829 года получил титул епископа Воронежского и Задонского), по рекомендации митрополита Киевского и Галицкого Евгения (Болховитинова) епископами Черниговским и Нежинским Лаврентием (Бакшевским), Чигиринским Афанасием (Протопоповым), викарием Киевской епархии, и пребывавшим на покое Феофилактом, бывшим епископом Вологодским и Устюжским, 6 декабря1832 года возведен в сан архиепископа.

Двадцатилетнее архипастырское служение на одной кафедре (1826-1846) выдающегося иерарха XIX века архиепископа Антония составило целую эпоху в истории Воронежской епархии. Промысл Божий избрал его орудием прославления Святителя Митрофана Воронежского и подготовки к канонизации Святителя Тихона Задонского. «Еще ничего не было известно, - говорил Антоний, - как приносят мне из Сарова записку от отца Серафима, в которой он меня поздравляет с явлением нового Угодника Божия».

В 1830 году Антоний начал готовить материалы к прославлению Святителя Митрофана и впервые обратился в Святейший Синод. 25 июня 1831 года, после повторного донесения в Синод, мощи были признаны нетленными, а чудеса над гробом и от мантии святого - истинными. 6-7 августа 1832 года Антоний в сослужении члена Святейшего Синода архиепископа Тверского и Кашинского Григория (Постникова) и двенадцати священников возглавил торжества по открытию и обретению мощей, на которых присутствовало более 60 тысяч верующих со всех концов России. Через 40 дней после праздника на поклонение прибыл император Николай I. 23 ноября 1832 года Антоний торжественно переложил мощи в новую, подаренную воронежским купечеством серебряную раку. 25 июня 1833 года святые мощи были перенесены из Архангельского в возобновленный стараниями владыки Благовещенский кафедральный собор, после чего день перенесения мощей стал по указу Антония общеепархиальным праздником.

Подготовка канонизации второго святителя

Преосвященнейший Антоний всегда почитал Святителя Тихона Задонского. Еще в Киево-Печерской Лавре он ежегодно 13 августа служил по нему заупокойную литургию и панихиду. По прибытии на Воронежскую кафедру Антоний постоянно ездил в Задонск и совершал память Святителя Тихона. И хотя прославление Задонского чудотворца произошло через 15 лет после кончины Антония, 13 августа 1861 года, при архиепископе Воронежском и Задонском Иосифе (Богоявленском), именно владыка Антоний сподобился обрести мощи Святителя и был инициатором его скорейшего прославления. В мае 1846 года, при сносе старого храма, тело Святителя Тихона было найдено нетленным, а архиерейское облачение, несмотря на 63-летнее пребывание в сыром месте, оказалось целым. 20 марта 1846 года Антоний сообщал Святейшему Синоду об обретении мощей Святителя Тихона нетленными. Считая своим архипастырским долгом довести начатые труды до конца, Антоний, уже слабеющий от болезней, вновь в октябре 1846 года свидетельствовал перед Святейшим Синодом о всенародном благоговейном почитании Святителя, множестве чудесных знамений и ходатайствовал (после повторного освидетельствования святых мощей) о прославлении нового всероссийского чудотворца Тихона. За несколько часов до своей кончины 20 декабря 1846 года он писал императору Николаю I о всеобщем желании обретения честных мощей Святителя Тихона «перед очию всех».

«Епископство есть сораспятие Христу»

В начале своего пребывания на Воронежской кафедре Антоний обновил архиерейский дом, расширил Крестовую церковь, перестроил здание консистории и соборную колокольню. При Антонии как на средства благотворителей, так и на его собственные были возобновлены и отремонтированы все приходские храмы; за последние 12 лет его управления епархией построены 63 новых, восстановлен древнейший монастырь Подонья - Дивногорский Успенский (1828), переведен на прежнее место Успенский Предтеченский монастырь, организованы иноческие общины, ставшие позже такими известными монастырями, как Задонский Богородице-Тихонов Тюнинский и Белогорский Воскресенский. 1 сентября 1836 года был открыт учрежденный по прошению Антония первоклассный Благовещенский Митрофановский монастырь при Воронежском кафедральном Благовещенском соборе, где покоились мощи Святителя Митрофана. Обитель, настоятелем которой был назначен Антоний, стала одним из важнейших религиозных центров России, привлекая ежегодно десятки тысяч паломников. К титулу преосвященного Антония прибавился новый: Митрофанова монастыря священноархимандрит. В 1839 году в монастыре был сооружен и освящен Антонием храм во имя Святителя Митрофана с братскими кельями и трапезной, а в 1833-1845 годах в Воронеже и епархии Антонием было освящено более 20 храмов и приделов, устроенных в честь Святителя Митрофана. В 1841 году Антоний освятил Покровский храм в Воронеже, который в настоящее время является кафедральным собором епархии. В 1845 году начато строительство собора во имя Владимирской иконы Божией Матери (архитектор К.Тон) в Богородицком Задонском мужском монастыре, возобновлен Михайло-Архангельский собор в Благовещен-ском Митрофановском монастыре.

Особую любовь и заботу о своей пастве владыка Антоний проявлял во время эпидемий холеры: губернатор Бегичев доносил Николаю I о благотворной деятельности воронежского духовенства и лично архиепископа Антония. В 1830 году архиепископ Антоний наложил на себя, священство и паству трехдневный пост, совершал молебны и крестные ходы, и эпидемия не коснулась Воронежа. В 1831 году холера свирепствовала по всей России, что вызывало волнения и слухи. Архипастырь издал указ о безвозмездных отпеваниях, исповеди и причащении в холерных больницах и о ежедневных служениях молебнов об избавлении от мора. С этого года Антоний возобновил повсеместное почитание чудотворного Сицилийского (Дивногорского) образа Божией Матери, когда по молитвам перед иконой прекратилась холера в южной части Воронежского края.

В начале 1840 года Антоний подал прошение об увольнении на покой в Киево-Печерскую Лавру, но отказался от него, услышав в видении голос Святителя Митрофана: «Епископство есть сораспятие Христу на Кресте, а с Креста не сходят, но им возносятся или снимаются».

Ежегодно Антоний, производя объезды благочиний, особое внимание обращал на состояние храмов, совершал литургии и устраивал после службы благотворительные народные обеды с посещением тюрем. Он был щедрым благотворителем и побуждал других к делам милосердия, вменяя клирикам епархии сообщать ему о нуждающихся, которым он оказывал помощь как из личных средств, так и из сумм активно опекаемого им “Попечительства о бедных духовного звания” и “Воронежского попечительного о бедных комитета”. В 1830 году Владыка открыл “Воронежский тюремный комитет”, в 1833 году он организовал подписку в пользу голодающих (во многих местах России был неурожай), жертвуя значительные суммы в Приказ общественного призрения на устройство благотворительных обедов (до 10 и более тысяч человек) . В 1834 году при участии Антония губернатор и дворянство Воронежа организовали беспрецедентный по тем временам Комитет для строительства жилья на месте сгоревших городских домов. За полгода необходимые средства были собраны и построено более 100 домов в Ямской слободе Воронежа. Антоний посылал пожертвования в Иерусалим, Вифлеем, на Синайскую гору и на Афон. По его благословению и при его помощи в Афонском Русском Пантелеимоновском монастыре был основан первый за пределами России храм Святителя Митрофана. Многие пожертвования Антоний направлял тайно от имени Святителя Митрофана.

Архипастырь поощрял паломничества как к местным, так и всероссийским святыням, принимал многочисленных посетителей как гостей Святителя Митрофана, «а я, - говорил он, - только последний его служка», и не отпускал без подарков: образков, Псалтири, отпечатанных слов из творений святых отцов, «Алфавита духовного» и прочего, внимательно всех выслушивал, давал советы. Получая несколько десятков писем в день со всей России как от простых людей, так и от известных особ, прочитывал их и по возможности удовлетворял просьбы.

В конце 1820 - начале 1840 года при прохождении многочисленных отрядов на Кавказ. Его Преосвященство распорядился напутствовать воинов у мощей Святителя Митрофана (наиболее известно благословение генерал-фельдмаршалу, князю Варшавскому, графу И.Ф.Паскевичу-Эриванскому). Многие из офицеров и солдат при возвращении с войны благодарили Антония за молитвы и чудеса.

Он был "центром, связующим воронежское общество"

По особому вниманию к трудам и для помощи Антония Святейшим Синодом 28 октября 1841 года в Воронежскую епархию был назначен викарный епископ Острогожский Иринарх (Попов), бывший епископ Рижский, и учреждено Острогожское викариатство.

У Антония встречались люди разных званий и состояний, он был «центром, связующим воронежское общество», будучи в миролюбивых отношениях со всеми воронежскими губернаторами в годы его архипастырства: Н.И. Кривцовым, Б.А. Одернасом, Д.Н. Бегичевым, Н.И. Ладыгиным и бароном Х.Х. Хлясеном.

Архиепископ Антоний уделял особое внимание развитию духовных школ и просвещению духовенства, но не ценил образованности духовенства, если она не опиралась на благочестие. Основой всякого воспитания он считал Священное Писание и творения святых отцов. Семинарскую науку с ее внешними формами он недолюбливал, вызывая холодное отношение к себе преподавательской корпорации, что, однако, не мешало его деятельным заботам о духовном образовании. В 1837-1838 годах были открыты уездные духовные училища в Задонске и Павловске. Число воспитанников Воронежской духовной семинарии возросло в 1827-1845 гг. с 485 до 665 человек, наставникам и лучшим ученикам выдавались от архиерея денежные вознаграждения, были устранены розги. Наибольшим уважением преосвященного пользовались ректоры семинарии: архимандриты Евтихиан (Лестев), Варлаам (Успенский), Елпидифор (Бенедиктов), Симеон (Авдуловский). Антоний постоянно посещал семинарские и училищные экзамены, на которые он приглашал губернатора, предводителя дворянства, почетное купечество. Воронежская духовная семинария при личном отеческом окормлении Антония воспитала много известных ученых, общественных деятелей и архиереев, таких как Ф.Авсенев, профессор Киевской духовной академии, умевший соединять глубоко философскую мысль с теплой и простой верой; Парфений (Попов), архиепископ Иркутский и Нерчинский, известный своими миссионерскими подвигами; В.И.Аскоченский, редактор «Воронежской беседы»; Митрофан (Вицинский), архиепископ Донской и Новочеркасский; А.И. Слюсарев, кафедральный протоиерей города Орла; Леонтий (Лебединский), митрополит Московский и Коломенский, член Святейшего Синода; Филарет (Филаретов), ректор Киевской духовной академии, позже епископ Рижский и Митавский, Владимир (Петров), архиепископ Казанский и Свияжский, и другие.

Без архипастырского попечения Антония не оставалась и современная ему богослужебная практика. В продолжение лучших лаврских традиций в 1830-1831 годах во всех епархиальных монастырях было установлено чтение неусыпаемой Псалтири в дни Великого поста, а в Благовещенском Митрофановском монастыре - еженедельное соборное чтение акафиста Божией Матери по субботам (1836), а по четвергам - акафиста Святителю Митрофану (1842). Последнее было возобновлено Митрополитом Воронежским и Липецким Мефодием в 1989 году не только пред мощами Святителя Митрофана в Покровском кафедральном соборе, но и во всех приходах епархии.

В 1832 году преосвященный Антоний издал указ по епархии «вспоминать имя Святителя Митрофана при всех служениях на отпустах пред именем дневного святого». В том же году архипастырь благословил ректору духовной семинарии архимандриту Иннокентию составление жития Святителя (оно было издано лишь в 1886 году в «Воронежских епархиальных ведомостях»). В 1834 году, по просьбе владыки Антония, гостивший в Воронеже иеромонах Никита (кн. С.А. Ширинский-Шихматов) написал житие Святителя Митрофана с изложением чудес и сообщением об открытии мощей. В 1839 году по совету Антония петербургским купцом С.Ф. Масленниковым был написан акафист Святителю Митрофану. В 1842 году при непосредственном содействии Антония к 10-летию открытия мощей первого Воронежского епископа Святейшим Синодом был окончательно одобрен полный текст службы. По распоряжению Антония для первого издания профессором императорс-кой Академии художеств Н.И. Уткиным была исполнена гравюра Святителя Митрофана, с которой стали писать иконы, а в 1830 году по настоянию Антония губернским секретарем Швецовым было исполнено первое живописное изображение Святителя Митрофана. К середине 1840-х годов Антоний разместил в архиерейских покоях галерею собираемых им портретов всех воронежских архиереев. Антоний был одним из инициаторов полного перевода на русский язык творений святых отцов, особенно преподобного Ефрема Сирина, что было осуществлено в 1829 году. Он способствовал развитию церковного издательского дела: большими тиражами печатались иконки, акафисты, душеполезные назидания. Владыкой было дано задание Н.А. Мотовилову ехать в Курск и собирать сведения о родителях преподобного Серафима Саровского.

Антоний снисходил к слабостям других, будучи строгим к себе («Недолго сделать человека несчастным»). При назначении на епитимию в монастыре семье наказанного священнослужителя выдавал пособие. О злоупотреблениях в епархии при архиепископе Антонии нет сведений, в его управление Воронежская консистория не получила ни одного замечания от Святейшего Синода; все представления архипастыря уважались и не оставлялись без внимания.

Был удостоен наград: алмазного наперсного креста (1816); орденов Святой Анны 2-й степени (1817), Святой Анны 1-й степени (1831), Святого равноапостольного князя Владимира 2-й степени (1837); алмазного креста на клобук (1837); ордена Святого благоверного князя Александра Невского (1840); алмазных знаков на орден Святого благоверного князя Александра Невского (1846).

Еще при жизни Антония многие почитали его святым

Антоний был невысокого роста, но представительного вида, в последние годы жизни - даже величественного, приятные черты лица имели печать серьезности; проницательные, живые и ласковые глаза всегда располагали к нему. Нередко на службе и после многие видели его "полузакрытые очи, полные слез", которые "катились по седой длинной бороде". Голос имел ясный, говорил с незначительным малороссийским акцентом, до самой кончины читал и говорил внятно, имел хороший слух и голос. Никто не видел, чтобы Антоний смеялся, хотя часто его лицо умилялось радостью или улыбкой.

В последний год своей жизни, будучи уже больным, Антоний освятил два храма, находящиеся в 200 километрах от Воронежа: в Дивногорском монастыре - во имя Рождества Иоанна Предтечи и в хуторе Гнилом Острогожского уезда - в честь Преображения Господня, действующие в настоящее время. Накануне своей кончины посетил храм и молился в алтаре, занимался епархиальными делами. 17 декабря вечером исповедался, попросил отслужить в своем кабинете молебен с водосвятием, на следующий день приобщился Святых Таин, но прийти в храм уже не смог. 19 декабря святитель все дела по управлению епархией передал своему викарию - епископу Острогожскому Елпидифору (Бенедиктову). Ночь под 20 декабря провел в молитве, утром соборовался, велел раздать щедрую милостыню нищим и отослать почтой денежные пособия бедным, живущим вне Воронежа. Продиктовал духовное завещание (известное как «Духовное завещание святителя Антония II, архиепископа Воронежского, своей пастве», которое, оставшись без его подписи, не получило статуса формального акта, но по силе своего нравственного воздействия напоминало и во многом воспроизводило завещание Святителя Митрофана), и подписал последнее письмо на имя государя. 20 декабря в полдень благословил присутствующих и, по окончании чтения отходной, тихо и мирно отошел ко Господу. Первая панихида была отслужена епископом Елпидифором, священником Е. Светозаровым, ректором семинарии архимандритом Симеоном (Авду-ловским), профессорами семинарии священниками П. Эсманским, И. Дагаевым, кафедральным протоиереем М. Подзорским, ими были произнесены слова искреннего уважения о приснопамятном иерархе, позже напечатанные отдельными изданиями и в жизнеописаниях Антония. Панихиды по святителю были отслужены по всей России; в Санкт-Петербурге заупокойное богослужение возглавил первенствующий член Священного Синода митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Антоний (Рафальский) в сослужении епископа Ревельского Нафанаила (Савченко) и 30 священнослужителей. В Москве служение возглавил святитель Филарет (Дроздов). 27 декабря после заупокойной литургии было совершено погребение в Благовещенском соборе Митрофанова монастыря в склепе возле усыпальницы Святителя Митрофана. Над местом погребения была положена чугунная плита: Антоний завещал похоронить себя при самом входе в церковь (вне ее) с западной стороны, не ставя никакого памятника, «да вся приходящая попирают меня ногами», без дорогих архиерейских украшений в схимонашеском образе. В 1914 году тщанием архимандрита Александра (Кременецкого) и А.А. Полянского на пожертвования почитателей памяти Антония были устроены над могилой часовня-усыпальница и мраморное надгробие, учреждено целодневное служение панихид.

Из многих добродетелей, роднивших Антония по духу со святителями Митрофаном и Тихоном, особенно следует отметить его молитвенный непрестанный подвиг и щедрую благотворительность: «засиял на свещнице церкви Воронежской третий светильник благочестия». По отзывам современников, Антоний был энергичным и смиренномудрым, правосудным и благостным, являя собой удивительно «полный, отрадный, идеальный образ архиерея». Еще при жизни Антония - «жителя из села Божией Матери, Лавры ее Печерской постриженника», как он сам себя называл, многие современники почитали его святым. Преподобный Серафим Саровский питал к Антонию особенное благоговейное отношение, часто направлял богомольцев за духовным советом в Воронеж и называл Антония не иначе, как "великим архиереем Божиим” и своим «старшим братом», хотя они ни разу не встречались. Известно глубокое почитание Антония святителем Московским Филаретом (Дроздовым), дивеевской блаженной Пелагией Ивановной Серебренниковой.

Будучи еще в начале своего иноческого пути, Антоний пользовался покровительством и уважением митрополитов Киевских и Галицких Самуила (Миславского), Иерофея (Малицкого), Серапиона (Александровского), Гавриила (Бодони-Банулеско), Московского и Коломенского Платона (Левшина). Позже Антоний имел братские отношения с архиепископом Донским и Новочеркасским Игнатием (Семеновым), своим преемником по Воронежской кафедре, и архиепископом Казанским и Свияжским Филаретом (Амфитеатровым), впоследствии митрополитом Киевским и Галицким. Частыми собеседниками и желанными гостями Антония были архиепископы Ярославский и Ростовский Евгений (Казанский), Тверской и Кашинский Григорий (Постников), а также Астраханский и Енотаевский Виталий (Борисов-Жегочев), Тамбовский и Шацкий Арсений (Москвин), Экзархи Грузии Евгений (Бажанов) и Исидор (Никольский), бывший Казанский и Свияжский Владимир (Ужинский), Орловский и Севский Смарагд (Крыжановский), Новочеркасский и Георгиевский Афанасий (Телятьев), Курский и Белгородский Илиодор (Чистяков), епископ Екатерино- славский и Таганрогский Иннокентий (Александров), епископ Чиги-ринский Варлаам (Успенский), викарий Киевской епархии, греческий митрополит Агафангел и архиепископ Фаворский и Ливанский Иерофей.

В наибольшем духовном сродстве Антоний состоял с киевскими подвижниками иеросхимонахом старцем Парфением (Краснопевцевым) и своим духовным отцом иеросхимонахом старцем Вассианом (Балашевичем). В святости Антония не сомневались и современники, почитавшие святителя и пользовавшиеся его советами и покровительством. Среди них - Христа ради юродивые и старцы Задонские: Антоний Алексеевич Монкин, Евфимия Григорьевна Попова (в монашестве Евгения), Матрона Наумовна Попова (в монашестве Мария), иеросхимонах Нафанаил (Остапов) и затворник Георгий Алексеевич Машурин (в монашестве Стратоник); сезеновский затворник Иоанн и белогорская блаженная старица-пещерокопательница Мария Шерстюкова. Известны слова архиепископа Воронежского и Задонского священномученика Тихона (Никанорова), произнесенные в 1915 году: «Святитель Антоний - накануне своего прославления». К памяти Антония с благоговением относилась великая княгиня преподобномученица Елисавета Феодоровна Романова.

Жизнеописание святителя Антония. Чудеса по его молитвам

Первое жизнеописание было составлено по благословению Антония его биографом Н.М. Савостьяновым и издано в 1852 году в Санкт-Петербурге под названием «Жизнь преосвященного Антония, архиепископа Воронежского и Задонского». Уже в нем Антоний представлен как доблестный иерарх, истинный праведник, осиянный благодатию святости. Позже стали появляться воспоминания о почитаемом иерархе в журналах, альманахах и епархиальных ведомостях. Создание пространного жизнеописания было поручено епископом Воронежским и Задонским Вениамином (Смирновым) известному воронежскому проповеднику протоиерею Михаилу Некрасову (впоследствии - епископ Тульский и Белевский Лаврентий). В издание 1890 года были добавлены воспоминания и раздел о чудесах (хотя основу книги составил труд Н.М. Савостьянова), включены мнения об Антонии митрополита Филарета (Дроздова) и архиепископа Игнатия (Семенова), воспоминания протоиереев А. Перцева, Н. Патрицкого, В. Гурьева и родственников Антония; устные предания Киево-Печерской Лавры, насельников Воронежского Благовещенского Митрофановского монастыря; сведения из архива Воронежской консистории; факты из жизнеописаний воронежских святителей Митрофана и Тихона, преподобного Серафима Саровского. Книга протоиерея М. Некрасова явилась наиболее подробным и выразительным жизнеописанием Антония в XIX веке.

Вслед за ним вышли жизнеописания Е. Поселянина (в «Душеполезном чтении») и архимандрита Александра (Кременецкого), наместника Воронежского Благовещенского Митрофановского монастыря, с последующими переизданиями. Кроме книг об Антонии, архимандрит Александр собрал наиболее яркие случаи, подтвержденные свидетельскими показаниями, и постоянно публиковал в 1913-1916 годах сообщения в «Воронежских епархиальных ведомостях» о чудесах по молитвам Антония, в которых подвиги и духовные дарования Антония ставили его в один ряд со святителями Митрофаном и Тихоном. П. Никольский в своем исследовании «Антоний II, архиепископ Воронежский, и открытие мощей святителя Тихона» (1911) также сравнивал Антония с великими Воронежскими святителями. Священномученик Серафим (Чичагов) в «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» называл Антония «благодатным рабом Божиим», сравнивая его со святителем Московским Филаретом (Дроздовым) и преподобным Антонием Радонежским. А.Кондратов в статье «По святым обителям и богоспасаемым градам» (1897) писал, что «пред преосвященным Антонием преклонялась вся Россия». Большой раздел посвящен Антонию в исследовании архиепископа Сергия (Петрова), впоследствии митрополита Херсонского и Одесского, «История Воронежской епархии» (1961-1968). О даре прозорливости Антония и чудесных вспоможениях рассказывается в книге ”Cерафимово послушание. Жизнь и труды Н. А. Мотовилова” (1996).

Имя Антония пользуется почитанием много лет спустя после его праведной кончины. Имеется более 100 письменных свидетельств чудес и знамений милости Божией, явленных по молитвам святителя Антония до 1890 года, более 50 опубликованы. И сегодня память Антония чтится не только в Воронеже, но и по всей России: служатся панихиды, имя его предваряет многие синодики, а в некоторых семьях сохраняются с прошлого века как святыни иконки и молитвы, подаренные или присланные архиепископом Антонием.

Могила архипастыря

Архиепископ Сергий (Петров) в своем исследовании по истории Воронежской епархии пишет, что в 1914 году в Воронеже была создана комиссия, которая осматривала останки святителя Антония, и при вскрытии склепа оказалось, что гроб, в котором находилось нетленное тело и сохранившиеся одежды, сгнил и при прикосновении к нему рассыпался. Тогда же тело Антония было переложено в новый гроб, а вход в могилу замурован.

По утверждению митрополита Мануила (Лемешевского) к Поместному Собору 1917-1918 гг. были подготовлены соответствующие материалы для канонизации преосвященного Антония - великого светильника Церкви. 24 сентября 1953 года архиепископ Воронежский и Острогожский Иосиф (Орехов) в рапорте № 760 на имя Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) свидетельствовал о широком почитании верующими памяти архипастыря, его благодатной помощи и ходатайствовал о перенесении останков святителя Антония в ограду Покровского кафедрального собора в связи с началом строительных работ на месте снесенного монастыря. В годовом епархиальном отчете за 1956 год архиепископ Иосиф писал, что состоялось перенесение останков архиепископа Антония в августе 1956 года на городское кладбище, после чего была отслужена панихида.

В настоящее время на территории Алексиево-Акатова монастыря устроен некрополь из захоронений воронежских архиереев, останки которых были перенесены с разрушенных городских кладбищ. Среди перечисленных на надгробии - и имя архиепископа Антония. Однако утверждать, что в общем захоронении находится и его могила, нельзя. С 1996 года - года 150-летия кончины святителя Антония - и по настоящее время благосло-вением Митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия (Немцова) место захоронения уточняется и завершается подготовка к канонизации святителя Антония: составлено жизнеописание, написана икона, собираются свидетельства о чудесах. Память его чтится 20 декабря/2 января, в день его праведной кончины.

Источники >