главная

СВЯТЫЕ

ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТИЯ

Благословение преподобного Серафима


Серафимов служка — под этим именем известен Николай Александрович Мотовилов (1809–1879). Он был в теснейшей духовной связи не только с преподобным Серафимом Саровским, но и со святителем Антонием Воронежским.

В Задонске и Воронеже Мотовилову довелось пережить не меньше, чем в Дивееве и Сарове. Здесь в общении со святителем Антонием ярко раскрылась богоизбранность его необыкновенной личности. Обе эти линии его жизни — дивеевская и воронежская — мистически сливались во что-то единое…

Николай Александрович был патриотом России. Он не только переживал за судьбы России и Православия в Крымской войне, но и пытался помочь своим посильным участием, а главное — передал в осажденный Севастополь благословение преподобного Серафима — икону Божией Матери «Радость всех радостей».

Жизнь Мотовилова была мистически тесно связана с главными событиями Крымской войны. В своих записках он свидетельствует о том, что события в Севастополе стали его личным переживанием. Притом связаны они были — очевидно, после поднесения государю иконы «Радость всех радостей» — со старцем Серафимом. В пророческих снах Мотовилова не раз сливались воедино три имени: его собственное, преподобного Серафима и государя Николая Павловича. Вот как описывает он свой чудный сон: «В ночь с 27 на 28 августа я такою тяжкою посещен был болезнею, что меня как будто бы раздавило между камней и потом я вынут был из них: ни одного члена здорового не было, так что и лицо мое видимо было как раздавленное, но как тяжко было страдание внутреннее — только Богу известно. Я хотел было взять лекарство в аптеке, но аптека была заперта, посылал за священником, чтоб исповедаться и причаститься, но и священника не нашли. В неизъяснимой безнадежности я ждал лишь смерти одной.

Вдруг в это тяжкое время я услышал голос великого старца Серафима: «Что же ты скорбишь так при настоящей посетившей тебя болезни и думаешь, что ты тяжело страждешь? А если бы ты знал, каково теперь раненым севастопольским, то поверил бы, <что> твои страдания ничтожны в сравнении с их теперешними страданиями. А ты ведь считаешь себя соучаствующим в их делах, то попробуй хотя немного разделить с ними их теперешнее бедствие, — тебе тяжело, а им и того еще тяжелее».

Я подумал: «Что же это за день ныне, что теперь им тяжелее прежнего?». Впоследствии разъяснилось, что это был день сдачи севастопольской, и они <раненые> во множественном числе были оставлены на произвол судьбы; разумеется, их страдания превосходили всякое воображение, а мое, в сравнении с тем, было ничтожно. Но и не зная того, я от одной беседы сей невидимого посетителя почувствовал, что мне стало полегче. И я задремал, но не то чтобы крепко, ибо боль не давала мне спать.

И я увидал себя здесь, в Воронеже, — в Архангельском соборе, на том месте, где были некогда мощи святителя Митрофана в течение первого года с их открытия; и на пальце правой руки моей бывшее бриллиантовое, с вензелевым высочайшего имени Николая I изображением, кольцо, жалованное 2 октября 1854 года, вдруг лопнуло и разломилось на две части, так что средние два солитера, бриллианты и вензель разделились надвое. Одна часть кольца отпрыгнула направо, а другая налево; с великим трудом отыскал я их и, найдя и сложив на пальце, стал, обливаясь горькими слезами о такой горестной для меня разломке перстня моего, дуть на них ртом, воображая, что можно будто бы мне их спаять духом моим. Плакал же горько я о том, что государь император Николай Павлович скончался, и кто же без него возвратит мне милости его.

И вот опять тот же сладкоутешительный голос стал со мною говорить: «Не унывай, не огорчайся, что это так случилось, и не отчаивайся. Господь утешит тебя и все испорченное теперь исправит некогда. Послушай, что поют, и погляди, кто поет на левом клиросе». И я увидал на левом святителей Воронежских троих: Митрофана, Тихона и Антония. И они сладко-тихим и неимоверно приятным голосом пели: «Радуйся, Неискусобрачная, мирови спасение рождшая», — беспрестанно повторяя сей отрадный припев Царице Небесной. «Не горюй же, надежда твоя на Царицу Небесную и на помощь Ее святой Русской земле не погибнет втуне; видишь ли, святители Воронежские, все трое, молятся за Россию Божией Матери, и ты с ними молись Ей, и Она утешит тебя».

Теперь, когда один из них, тогда еще не канонизированный явно, причислен уже и всенародно к лику святых, я счел нелишним описать и это не сновидение, но почти явное откровение».

В. МЕЛЬНИК
 

 Воронеж Православный №1 (99) 2007