Архиерейский Собор причислил к лику святых новых подвижников благочестия | |||
24-29 июня 2008 года. Ваше Святейшество! Преосвященные Архипастыри! Члены Архиерейского Собора Русской Православной Церкви! Значение Соборов в истории и современной жизни Православной Церкви неоценимо. Они свидетельствуют о неоскудевающей внутренней жизни богочеловеческого церковного организма. В сознании нашего верующего народа важнейшими деяниями каждого Собора, затрагивающими молитвенную и духовную жизнь каждого православного христианина, являются прославления святых подвижников. Наш сегодняшний Собор не исключение, и мне как Правящему Архиерею Воронежской и Борисоглебской епархии особенно радостно осознавать, что ныне совершится общецерковное прославление «третьего светильника Воронежа», «сонаследника святых Митрофана и Тихона» святителя Антония (Смирницкого), архиепископа Воронежского и Задонского, местночтимого святого Воронежской и Липецкой епархий. Прославление в лике святых этого духоносного архипастыря православные люди ожидали еще до трагических событий XX столетия. Тогда священномучеником Тихоном (Никаноровым), архиепископом Воронежским, и его сподвижниками были подготовлены материалы, необходимые для канонизации святителя Антония, но тяжелые испытания, выпавшие на долю Русской Православной Церкви после 1917, года не позволили совершить прославление праведника. Уже при жизни Воронежского Архипастыря по его молитвам совершались чудесные явления благодатной помощи Божией, а после его кончины Господь неоднократно являл христианам святость своего служителя. Современники о жизни и подвиге святителя Антония говорили: «Добрая жизнь архиепископа Антония многим градам и весям благословенного нашего Отечества известна. Ангелоподобная кротость, твердая вера, крепкая любовь к Богу и ближним, подвижническое воздержание, мир среди смятений мира – вот доблести, которые украшали жизнь благостного архипастыря»[1]. Земной путь святителя Антония Воронежского начался в 1773 году в Полтавской губернии: детство в семье учителя, ставшего позже священником; затем Киевские Духовные школы, постриг у мощей Киево-Печерских святых, ревностное служение на ниве просвещения, одиннадцать лет наместничества в Лавре преподобных Антония и Феодосия. Святитель Антоний навсегда сохранил любовь к своей родной обители, которую никогда не забывал, называя себя «жителем из села Божией Матери, Лавры ее Печерской пострижеником». Все это, несомненно, дало будущему владыке богатейший духовный, пастырский и жизненный опыт, а главное, он деятельно воплотил в своем архипастырском служении духовное наследие Киевской Руси. В 1826 году святитель Антоний был призван к архиерейскому служению на Воронежскую кафедру, которое составило целую эпоху в истории Воронежской епархии. Все житие и труды Преосвященного Антония Воронежского буквально пронизаны наследием его святых предшественник ов– святителей Митрофана и Тихона. В «Деянии о канонизации святителя Антония»[2] как местночтимого святого говорится: «Промысл Божий избрал его орудием прославления первого епископа Воронежского – святителя Митрофана…Архиепископ Антоний стоял у истоков подготовки к канонизации великого подвижника XVIII столетия святителя Тихона Задонского». Знаменательно, что рекомендацию об общецерковной канонизации святителя Антония Священный Синод нашей Церкви принял 15 апреля. Этот день – наш ежегодный епархиальный праздник, установленный святителем Антонием в 1832 году в честь архиерейской хиротонии святителя Митрофана и основания Воронежской епархии. Вот так взаимно прославляют друг друга Воронежские святители Антоний и Митрофан. В служении святителя Антония во всей полноте исполнилась первая, произнесенная им на Воронежской земле молитва: «Боже всемогущий, Владыко Человеколюбче! Тебе предлагаем живот наш весь и надежду, и просим, и молим: сподоби нас, пасущих и пасомых, хотеть и делать всегда угодная Тебе, мудрствовати всегда тоже, еже и во Христе Иисусе; и удостой меня со дерзновением, непостыдно, при кончине моего живота изрещи перед Тобою сии апостольские слова: «Подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох: прочее убо соблюдается мне венец правды, его же воздаст ми Господь в день он, праведный Судия: не токмо мне, но и всем возлюбльшим явление Его» (2Тим.4;8)». Непрестанный молитвенный подвиг и щедрая благотворительность Высокопреосвященного Антония являли удивительно полный, отрадный, идеальный образ православного святителя. Святитель Антоний с полным правом может быть назван сотаинником и собеседником святителей Филарета Московского, Филарета Киевского и Иннокентия Херсонского, преподобных Парфения Киевского и Антония Ардатовского, святой блаженной Пелагеи Дивеевской, великого русского святого преподобного Серафима Саровского. Не случайно Саровский старец часто направлял приходящих к нему богомольцев за духовным советом и исцелениями в Воронеж. Священномученик митрополит Серафим (Чичагов) в «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» именует архиепископа Антония «благодатным рабом Божиим», сравнивая его со святителем Филаретом (Дроздовым) и преподобным Антонием Радонежским. Святитель Антоний сподобился лицезреть чудесные явления Пресвятой Богородицы, преподобного Антония Печерского, святителей Митрофана и Тихона. 23 мая 2003 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II святитель Антоний был прославлен в лике местночтимых святых Воронежской епархии за «праведное житие, нищелюбие, непрестанный молитвенный подвиг и совершенное смирение»[3]. За пять лет, прошедших со времени местной канонизации святителя Антония, народное почитание святого угодника Божия многократно возросло, «приобретает все большее распространение среди верующих и… с каждым годом все более увеличивается»[4]. Постоянно издаются житие и духовное наследие архиепископа Антония, а также исследования, посвященные Воронежскому архипастырю и воспоминания его современников. Мы получили свидетельства из других епархий России и Украины о молитвенном почитании святителя Антония. Сегодня, совершая общецерковное прославление святителя Антония, Освященный Архиерейский Собор свидетельствует глубокое духовное, культурное и историческое единство украинского и русского народов и вместе со всем верующим народом Святой Руси «едиными усты и единым сердцем» обращается с искренней молитвой: «Святителю отче наш Антоние, моли Милостивого Бога граду твоему мир даровати, Отечеству утверждение и душам верных спасение» (Тропарь, глас 4). [1] Житие святителя Антония (Смирницкого), архиепископа Воронежского и Задонского (1773-1846). Воронеж, 2003. С.5. [2] Деяние о канонизации святителя Антония (Смирницкого, 1773-1846), архиепископа Воронежского и Задонского, местночтимого святого Воронежской епархии 5 мая 2003 г. [3] Письмо Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго №6941 от 30 декабря 2002 г. [4] Письмо архиепископа Вышгородского Павла, викария Киевской митрополии, наместника Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры (вх. №.373 от 15.06.2007 г.). См. также аналогичные письма архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеимона (№270 от 4.05.2007 г.), архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия (№205 от 10.07.2007 г.), архиепископа Тульского и Белевского Алексия (№659 от 24.07.2007 г.) и др.
|