Троекуровский Иларионовский монастырь расположен
на правом берегу реки Красивая Меча в селе Троекурово в 10
километрах от районного центра Липецкой области - г. Лебедяни.
Истинным основателем Троекуровской обители нужно считать старца
Илариона, угодника Божия, завещавшего будущему монастырю все свое
состояние и взявшего обязательство с Александры Николаевны
Голдобиной устроить здесь женскую общину. Душеприказчиком при
духовном завещании старца выступил его друг и почитатель Федор
Захарович Ключарев, разделявший с А. Н. Голдобиной многие хлопоты и
труды по устройству общины и сам пожертвовавший на это благое дело
немалую сумму.
Тщанием и усердием Голдобиной, Ключарева и других почитателей
затворника Илариона, хлопотавших по благословению Преосвященнейшего
Николая (Доброхотова), епископа Тамбовского и Шацкого об открытии в
Троекурово монастыря, в 1857г. указом Святейшего Синода при с.
Троекурово Лебедянского уезда Тамбовской губернии была утверждена
Иларионовская женская община.
[6] Законными актами за ней были
закреплены 362 десятины земли в деревне Мочилки недалеко от
Троекурово, приобретенные старцем Иларионом на собранные деньги. И
свыше трех десятин земли в самом с. Троекурово, выделенных
племянником и наследником Ивана Ивановича Раевского - Владимиром
Артемьевичем Раевским для построек монастыря. На этом участке в
Троекурово находились в то время Димитриевская церковь, келейка
затворника Илариона и жилища его послушниц.
Первой
настоятельницей общины стала рясофорная послушница Тамбовского
Вознесенского девичьего монастыря Александра Александровна Зеленева,
постриженная в мантию с тем же именем. При ней в 1859 г.[7]
иждивением владельца села Владимиром Артемьевичем Раевским над
могилой старца Илариона вместо часовни был выстроен деревянный храм
во имя Владимирской иконы Божией Матери. Освятил новую церковь
игумен Лебедянского Троицкого монастыря Иоасаф. Первым священником
Владимирского храма 23 сентября 1861г. был назначен Пётр Иванович
Покровский.[8]
О. Петр родился в 1813г., окончил Тамбовскую духовную семинарию, до
перевода в Троекурово с 1838г. служил в Моршанском и Тамбовском
уездах.
Затворник Иларион уже к этому времени особо почитался за
Богоугодную жизнь жителями как Тамбовской, так и соседних
губерний. Современники ставили его в один ряд с такими великими
подвижниками, как Питирим Тамбовский и Серафим Саровский. По
данным официального отчета о состоянии Тамбовской епархии за 1860
г., «...для совершения памяти и молебствий» в с. Троекурово
стекалось множество его почитателей».[9]
В 1862 г. для общины был построены деревянные крытые железом
корпуса,[10]
начато сооружение каменной ограды вокруг обители. В том же году
слабая здоровьем настоятельница м. Александра потеряла зрение и
подала прошение на увольнение на покой. В начале 1863 г. монахиня
Александра по болезни была освобождена от управления общиной и
уволена на покой в прежний свой Тамбовский Вознесенский монастырь,
где вскоре и скончалась.[11]
Новой настоятельницей Троекуровской Иларионовской женской общины в
начале 1863 г. была назначена монахиня Севского монастыря Орловской
губернии Макария (Домогацкая). При ней в обители были продолжены
постройки, начатые м. Александрой, сооружены каменный корпус для
настоятельницы и сестер, а также небольшой корпус для принятия
странников.
14 октября 1863 г. Преосвященный Феодосии, епископ Тамбовский и
Шацкий, просил Святейший Синод о причислении приходской
Димитриевской церкви с. Троекурово к женской общине по причине
неудобства исправления службы в домовой церкви Троекуровской
общины, тесной и ветхой. Новая владелица села - сестра Владимира
Артемьевича Раевского графиня А. А. Бобринская оказалась не против
этого введения, но с условием, что прихожане храма останутся ими и
далее, с чем согласились сами жители с. Троекурово, близлежащих
деревень и причт храма. В это время в приходе с. Троекурово вместе
с деревнями Выселки и Савинки насчитывалось 223 двора, в которых
проживало 779 мужчин и 836 женщин.[12]
В ответ на это прошение 13 января 1864 г. последовал указ
Святейшего Синода о том, что Димитриевская церковь передаётся
монастырю.[13]
5 февраля был получен указ из Тамбовской духовной консистории, и 1
марта 1864 г. Димитриевская церковь стала храмом Троекуровской
Иларионовской женской общины. С тех пор и сама община по главному
храму обители именовалась Димитриевской.
Церковь св. Димитрия Солунского - самый старый храм Троекуровского
монастыря. Она была построена вместо прежней деревянной церкви,
стоявшей на берегу реки Красивая Меча, местной помещицей Прасковьей
Михайловной Раевской в 1811-1814 гг. Главный престол ее посвящен
святому великомученику Димитрию Солунскому, придел с правой стороны
- святому великомученику Георгию Победоносцу, с левой - святому
великомученику Иоанну Воину.
В
трапезной части храма при его основании были устроены на хорах два
придела во всё пространство трапезной - во имя Иоанна Предтечи и
Архистратига Михаила. Позднее, видимо, с причислением
Димитриевского храма к женскому монастырю, престолы были упразднены
для расширения места в сравнительно небольшом для крупного села и
общежительного монастыря храме.
Димитриевская церковь необычна по архитектуре - она двухколокольная.
Западный вход храма украшен лоджией с двумя колоннами. В лоджии
расположены входы на колокольню. Храм, его трапезная и даже апсида
- двусветные. «Всходы извне к этой церкви сделаны из мячковского
камня». Храмовая часть представляет собой кубовидный двусветный
объем, украшенный пилястрами, карнизами и увенчанный цилиндрическим
барабаном второго яруса с куполом и главкой. На одной из колоколен
местными помещиками были устроены часы с боем. На другой
располагались колокола весом 21 пуд 14 фунтов, 4 пуда 35 фунтов и
несколько малых.[14]
Главки на церкви были обиты «белым листовым железом», крыша
покрашена зелёною краской, кресты вызолочены. Двери и решётки на
окнах первого яруса - кованые. Вокруг церкви существовала каменная
ограда. В церкви полы были из мячковского камня, которые в 1857г.
заменили деревянными,[15]
клиросы были деревянные и выкрашены голубою краской под мрамор.[16]
«Иконостас сделан искусною столярною и резною работою и покрыт весь
белою, а резьба с колоннами палевою под лак краскою (позднее колонны
вызолочены, а большие сделаны под мрамор)... Царские двери насквозь
резные колончатые - палевою краскою (позднее позолочены все). На
оных святые образа Благовещения и четырех евангелистов живописные.
Над царскими дверьми в резном сиянии образ Нерукотворённого Спаса,
на коем риза и венец серебряные кованые вызолочены. На венце и ризе
вставлено несколько разных мелких камней».
Сохранилось
подробное описание внутреннего интерьера храма, что сегодня
позволяет наглядно представить себе, как выглядел он в ту пору.
«Местные образа. По правую сторону: 1-й - Спасителев, на нём риза
серебряная вызлащена, венец серебряный вызлащен и по местам украшен
каменьями и стразами 84 пробы; 2-й - Святого Великомученика
Димитрия Мироточивого храмовый, на нём риза серебряная и венец
серебряный вызлащен. Украшен по местам стразами 84 пробы. По левую
сторону: 1-й - Божией Матери Владимирской. На коем венец с короною и
риза серебряная кованая - вызолочены. На венце и ризе по приличным
местам вставлено несколько разных камней: средней величины 15 и 28
мелких; 2-й - Преподобной Параскевы Сербския, на нем риза
серебряная, венец серебряный вызлащен и украшен стразами; 3-й - на
северной двери - Архангела Гавриила. Над царскими дверями - Тайная
Вечеря и распятие с предстоящими, живописное, на нем риза и венец
серебряные. Выше оного в середине коронование Богоматери, по
сторонам 12 апостолов. Вверху всего иконостаса Восстание Христово
от гроба. В святом алтаре. Над престолом балдахин на четырёх
колоннах, покрыт палевою и белою краскою, в коем над престолом образ
Господа Саваофа живописный. Образа: 1-й - Запрестольный Крест; 2-й
- Божией Матери Владимирской, на коем венец с подвескою серебряныя
позлащены; 3-й - Неопалимая Купина. С другой стороны трёх
Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна
Златоустого; 4-й - Владимирской Богородицы. С другой стороны Николая
Чудотворца».
В приделах: в первом - над царскими дверями в сиянии Сошествие
Святого Духа. Образа по правую сторону: 1-й - Спасителя; 2-й - Св.
Пророка Илии. По левую: 1-й - Божией Матери Всех Скорбящих Радости;
2-й - Архидиакона Стефана на двери; 3-й - Великомученика Георгия.
Во втором приделе образа по правую сторону: 1-й - Спасителя
Нерукотворный, на нем риза и венец, серебряные 84 пробы; 2-й -
Святого мученика Иоанна Воина. По левую сторону: 1-й - Божией Матери
Утоление Печали Смоленской. На нём венец серебряный вызлащенный и
риза серебряная 84 пробы; 2-й - архидиакона Лаврентия на двери. 3-й
- Николая Чудотворца. На нём риза и венец серебряные, а митра
украшена стразами 84 пробы. Над оным же иконостасом в 12 клеймах
образа 12-ти господских праздников».
«Завеса царских врат малиновой саржи, крест на ней палевый ...
серебряной насыпью». В церкви на левой стороне «образ Всех Святых,
а в средине - Спасителя. Риза на нём серебряная, вызолочена, 84
пробы. Рама из красного дерева... На правую сторону в трапезе образ
Господа Вседержителя... риза серебряная и венец вызолочен с
каменьями... Рама красного дерева. Образ на аналое кипарисовый
Иоанна Крестителя. На нём риза серебряная и венец серебряный 84
пробы. В храме... две хоругви. На первой образа Спасителя и Божией
Матери. На 2-й - Архистратига Михаила и Димитрия Солунского...
Пред... иконостасом среди церкви три паникадила хрустальные
наборные. Одно - 12, а второе - 8 подсвечников. Лампад медных
посеребренных пред местными образами - 8 и одна опускаемая.
Подсвечников медных выносных три...»
«За правым клиросом образ Спасителя, Божией Матери и Животворящего
Креста и прочих Святых. На нём риза и венец, серебряные 84 пробы. За
левым клиросом разных Святых вверху с Животворящим Крестом. На нём
риза и венцы, серебряные 84 пробы». «Потолок оных хоров расписан
приличными красками, колонны под оными отделаны под мрамор. Освящены
оные приделы в 1813 г. 31 дня октября месяца. Алтари... приделов в
длину по 5 аршин, в ширину по 6 аршин. Первый - во имя Архистратига
Михаила. Второй - во имя Иоанна Крестителя. Иконостасы... столярной
работы с оклейкою красного дерева... В первом на царских вратах
образ Благовещения Богородицы и Архангела Гавриила. По правой
стороне царских врат образ Господа Вседержителя. Второй -
Архистратига Михаила. По левую - образ Пресвятой Богородицы Утоление
Печали. На северной двери изображение Ветхого Завета. Над царскими
вратами - Тайной Вечери. Во втором приделе... по правую сторону
образ Господа Вседержителя, Иоанна Крестителя. По левую - Пресвятой
Богородицы, нарицаемый Плач. Над царскими вратами Тайная Вечеря. На
южных вратах Новая Благодать».[17]
Достопримечательностями Димитриевского храма являлись: святой
престол в главном алтаре, все стороны которого сделаны из серебра с
чеканным изображением страданий Господа нашего Иисуса Христа.
Чудотворная Владимирская икона Божией Матери в сребро-позолоченной
ризе, украшенной драгоценными камнями; Владимирская икона Божией
Матери, называемая «Явленная»; икона Успения Божией Матери,
украшенная сребропозолоченной ризой с жемчугом и камнями, с 24
частицами мощей различных святых; серебряный вызолоченный крест с
частицами мощей различных святых, привезенный Раевским из Киева и
подаренный храму.
Храм был богат утварью. Изначально, в 1811 г., в нём два серебряных
престольных креста, один из них, украшенный чернью и позолотой, с
изображением Христа с предстоящими и Саваофом вверху. В 1831 г.
куплено было ещё два серебряных креста. В храме было три Евангелия
с серебряными накладками: 1677,1771 и 1803 гг.; три серебряных с
позолотой сосуда; серебряные с позолотой ковчег, дарохранительница и
ковш. Была также богатая библиотека с изданиями XVII-XVIII
вв. Апостол 1679 г., Устав 1695 г., Толковое Евангелие 1762 г.,
Триод цветной 1680 г., Октоих 1699 г., Минеи общие 1796 г.,
Проповеди 1760, Поучения 1777 г., Требник 1689 г., Ирмологии 1697 и
1794 гг.[18]
В связи с тем, что Димитриевский храм с 1864 г. кроме приходского,
стал еще и монастырским с ежедневными богослужениями, причт его был
увеличен. С этого времени штат Димитриевской церкви состоял из двух
священников и двух диаконов. Настоятелем Димитриевского храма тогда
был о. Никандр Тимофеевич Андреев - духовный друг затворника
Илариона, предсказавшего некогда священнику, что тот будет служить
в Троекуровском монастыре.
В ответ на прошение настоятельницы Макарии 30 сентября 1864 г.
Троекуровская община получила разрешение на поправку деревянной
Владимирской церкви и достройку монастырской ограды по всему
периметру обители.[19]
В следующем году иждивением настоятельницы Макарии Владимирская
деревянная церковь была перестроена и 23 сентября 1865 г. вновь
освящена по благословению Тамбовского Преосвященного Феофана
(Говорова), который пожертвовал иконостас в эту церковь и написал
собственной рукою местный образ Владимирской Божией Матери.
Впоследствии эта икона стояла за правым клиросом у колонны каменного
Владимирского собора).[20]
Левый придельный престол Владимирской церкви был освящен во имя
преп. Илариона Великого, а на правой стороне вместо престола
находился вход в пещерный храм свв. Мефодия и Феодосии, где у
самого алтаря с правой стороны помещалась резная гробница
затворника Илариона. Сверху гробница была покрыта
сребропозолоченной доской с чеканным изображением троекуровского
подвижника Илариона, устроенной Пелагией Андреевной Уваровой с
помощью данковской помещицы Анисьи Андреевны Шишковой. Над гробницей
располагался портрет затворника в полный рост.
В том же 1865 г. было завершено строительство монастырской ограды с
двумя башнями, часовни в черте ограды и двухэтажного каменного
корпуса.[21]
Труды по устройству Троекуровской обители подорвали здоровье
пожилой настоятельницы, и после шестилетнего управления общиной м.
Макария была уволена на покой в Севский монастырь, где и скончалась
в 1875 г.
Третьей
настоятельницей монастыря в 1868 г. стала казначея Лебедянского
Иоанно-Казанского Сезеновского девичьего монастыря монахиня Анфиса
(в миру - Анна Николаевна Придарогина). Новая начальница общины
обратила внимание на благолепие и хозяйство обители -
усовершенствовала клировое пение, ввела изящные рукоделия -
вышивание гладью и золотом, тканье ковров, уборку икон цветами и
фольгой. Всё это составляло занятие сестер в свободные от церковной
службы часы и в то же время довольно доходную статью. На хуторе в
деревне Мочилки был устроен пчельник на 200 ульев, построен
деревянный корпус для сестер, занимавшихся хуторским хозяйством.[22]
А 7 января 1870 г. при Троекуровской общине открылись приют и
училище для бедных девиц духовного звания.[23]
30 января 1870 г. Троекуровская обитель получила в дар от
архимандрита Герасима и братии русского Пантелеймонова монастыря на
Святом Афоне одну из своих святынь - часть Животворящего креста
Господня с частицами мощей ап. Варнавы, вмч. Пантелеймона, свв.
Космы и Дамиана, мч. Параскевы Пятницы, мч. Василисы, преп. мч.
Евфимия, Игнатия и Акакия, вложенную в серебряный ковчежец и
запечатанную монастырской печатью. Это стало лишним подтверждением
распространения и упрочения славы Троекуровской обители ее
основателя в православном мире.[24]
Что представляла собой Троекуровская Димитриевская
Иларионовская женская обитель в это время? По описанию 1870г.
монастырь выглядел следующим образом: «...30 келий небольшими
корпусами красиво расположены каймою по обеим сторонам вдоль
ограды. Здесь помещается около 200 сестер, пред каждой кельей
небольшой садик с решетчатым палисадом... Незатейливый одноэтажный
дом настоятельниц стоит в общей черте. Середину ограды занимают два
храма... Высокие деревья, окружающие храм, доставляют прохладу
путнику-богомольцу... Скромный, но уютный корпус, где помещается
училище... Оно стоит рядом с кельей о. Илариона, на месте его
фруктового садика».[25]
|