главная

СВЯТЫЕ

ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТИЯ

УЧРЕЖДЕНИЕ ТРОЕКУРОВСКОЙ ЖЕНСКОЙ ОБЩИНЫ.
ПЕРВЫЕ НАСТОЯТЕЛЬНИЦЫ. 1857-1871 гг.

Кончина старца Илариона

Содержание

Утверждение Троекуровской общины в общежительный монастырь

Троекуровский Иларионовский монастырь расположен на правом берегу реки Красивая Меча в селе Троекурово в 10 километрах от районного центра Липецкой области - г. Лебедяни.

Истинным основателем Троекуровской обители нужно считать старца Илариона, угодника Божия, завещавшего будущему монасты­рю все свое состояние и взявшего обязательство с Александры Ни­колаевны Голдобиной устроить здесь женскую общину. Душеприказ­чиком при духовном завещании старца выступил его друг и почита­тель Федор Захарович Ключарев, разделявший с А. Н. Голдобиной многие хлопоты и труды по устройству общины и сам пожертвовав­ший на это благое дело немалую сумму.

Тщанием и усердием Голдобиной, Ключарева и других почитате­лей затворника Илариона, хлопотавших по благословению Преосвященнейшего Николая (Доброхотова), епископа Тамбовского и Шацкого об открытии в Троекурово монастыря, в 1857г. указом Святейшего Синода при с. Троекурово Лебедянского уезда Тамбовской губернии была утверждена Иларионовская женская община. [6] Законными акта­ми за ней были закреплены 362 десятины земли в деревне Мочилки недалеко от Троекурово, приобретенные старцем Иларионом на со­бранные деньги. И свыше трех десятин земли в самом с. Троекурово, выделенных племянником и наследником Ивана Ивановича Раевско­го - Владимиром Артемьевичем Раевским для построек монастыря. На этом участке в Троекурово находились в то время Димитриевская церковь, келейка затворника Илариона и жилища его послушниц.

Общий вид Троекуровского монастыря с восточной стороны из-за реки Красивая Меча. Фото 2004 г.Первой настоятельницей общины стала рясофорная послушница Тамбовского Вознесенского девичьего монастыря Александра Александровна Зеленева, постриженная в мантию с тем же именем. При ней в 1859 г.[7] иждивением владельца села Владимиром Артемьеви­чем Раевским над могилой старца Илариона вместо часовни был вы­строен деревянный храм во имя Владимирской иконы Божией Мате­ри. Освятил новую церковь игумен Лебедянского Троицкого монас­тыря Иоасаф. Первым священником Владимирского храма 23 сен­тября 1861г. был назначен Пётр Иванович Покровский.[8] О. Петр родился в 1813г., окончил Тамбовскую духовную семинарию, до перевода в Троекурово с 1838г. служил в Моршанском и Тамбовс­ком уездах.

Затворник Иларион уже к этому времени особо почитался за Бо­гоугодную жизнь жителями как Тамбовской, так и соседних губер­ний. Современники ставили его в один ряд с такими великими под­вижниками, как Питирим Тамбовский и Серафим Саровский. По дан­ным официального отчета о состоянии Тамбовской епархии за 1860 г., «...для совершения памяти и молебствий» в с. Троекурово стекалось множество его почитателей».[9]

В 1862 г. для общины был построены деревянные крытые желе­зом корпуса,[10] начато сооружение каменной ограды вокруг обители. В том же году слабая здоровьем настоятельница м. Александра поте­ряла зрение и подала прошение на увольнение на покой. В начале 1863 г. монахиня Александра по болезни была освобождена от управления общиной и уволена на покой в прежний свой Тамбовский Вознесенский монастырь, где вскоре и скончалась.[11]

Новой настоятельницей Троекуровской Иларионовской женской общины в начале 1863 г. была назначена монахиня Севского монас­тыря Орловской губернии Макария (Домогацкая). При ней в обите­ли были продолжены постройки, начатые м. Александрой, сооруже­ны каменный корпус для настоятельницы и сестер, а также неболь­шой корпус для принятия странников.

14 октября 1863 г. Преосвященный Феодосии, епископ Тамбовс­кий и Шацкий, просил Святейший Синод о причислении приходс­кой Димитриевской церкви с. Троекурово к женской общине по при­чине неудобства исправления службы в домовой церкви Троекуров­ской общины, тесной и ветхой. Новая владелица села - сестра Вла­димира Артемьевича Раевского графиня А. А. Бобринская оказалась не против этого введения, но с условием, что прихожане храма оста­нутся ими и далее, с чем согласились сами жители с. Троекурово, близлежащих деревень и причт храма. В это время в приходе с. Тро­екурово вместе с деревнями Выселки и Савинки насчитывалось 223 двора, в которых проживало 779 мужчин и 836 женщин.[12]

В ответ на это прошение 13 января 1864 г. последовал указ Свя­тейшего Синода о том, что Димитриевская церковь передаётся мона­стырю.[13] 5 февраля был получен указ из Тамбовской духовной кон­систории, и 1 марта 1864 г. Димитриевская церковь стала храмом Троекуровской Иларионовской женской общины. С тех пор и сама община по главному храму обители именовалась Димитриевской.

Церковь св. Димитрия Солунского - самый старый храм Троекуровского монастыря. Она была построена вместо прежней дере­вянной церкви, стоявшей на берегу реки Красивая Меча, местной помещицей Прасковьей Михайловной Раевской в 1811-1814 гг. Глав­ный престол ее посвящен святому великомученику Димитрию Солунскому, придел с правой стороны - святому великомученику Ге­оргию Победоносцу, с левой - святому великомученику Иоанну Воину.

Храм св. Димитрия Солунского с восточной стороны. Фото 2004 г.В трапезной части храма при его основании были устроены на хорах два придела во всё пространство трапезной - во имя Иоанна Предтечи и Архистратига Михаила. Позднее, видимо, с причислени­ем Димитриевского храма к женскому монастырю, престолы были упразднены для расширения места в сравнительно небольшом для крупного села и общежительного монастыря храме.

Димитриевская церковь необычна по архитектуре - она двухколокольная. Западный вход храма украшен лоджией с двумя колонна­ми. В лоджии расположены входы на колокольню. Храм, его трапез­ная и даже апсида - двусветные. «Всходы извне к этой церкви сде­ланы из мячковского камня». Храмовая часть представляет собой ку­бовидный двусветный объем, украшенный пилястрами, карнизами и увенчанный цилиндрическим барабаном второго яруса с куполом и главкой. На одной из колоколен местными помещиками были устро­ены часы с боем. На другой располагались колокола весом 21 пуд 14 фунтов, 4 пуда 35 фунтов и несколько малых.[14]

Главки на церкви были обиты «белым листовым железом», кры­ша покрашена зелёною краской, кресты вызолочены. Двери и решёт­ки на окнах первого яруса - кованые. Вокруг церкви существовала каменная ограда. В церкви полы были из мячковского камня, кото­рые в 1857г. заменили деревянными,[15] клиросы были деревянные и выкрашены голубою краской под мрамор.[16] «Иконостас сделан ис­кусною столярною и резною работою и покрыт весь белою, а резьба с колоннами палевою под лак краскою (позднее колонны вызолоче­ны, а большие сделаны под мрамор)... Царские двери насквозь рез­ные колончатые - палевою краскою (позднее позолочены все). На оных святые образа Благовещения и четырех евангелистов живопис­ные. Над царскими дверьми в резном сиянии образ Нерукотворённого Спаса, на коем риза и венец серебряные кованые вызолочены. На венце и ризе вставлено несколько разных мелких камней».

Храм св. Димитрия Солунского с западной стороны. Фото 2004 г.Сохранилось подробное описание внутреннего интерьера храма, что сегодня позволяет наглядно представить себе, как выглядел он в ту пору. «Местные образа. По правую сторону: 1-й - Спасителев, на нём риза серебряная вызлащена, венец серебряный вызлащен и по мес­там украшен каменьями и стразами 84 пробы; 2-й - Святого Велико­мученика Димитрия Мироточивого храмовый, на нём риза серебряная и венец серебряный вызлащен. Украшен по местам стразами 84 пробы. По левую сторону: 1-й - Божией Матери Владимирской. На коем венец с короною и риза серебряная кованая - вызолочены. На венце и ризе по приличным местам вставлено несколько разных кам­ней: средней величины 15 и 28 мелких; 2-й - Преподобной Параске­вы Сербския, на нем риза серебряная, венец серебряный вызлащен и украшен стразами; 3-й - на северной двери - Архангела Гавриила. Над царскими дверями - Тайная Вечеря и распятие с предстоя­щими, живописное, на нем риза и венец серебряные. Выше оного в середине коронование Богоматери, по сторонам 12 апостолов. Ввер­ху всего иконостаса Восстание Христово от гроба. В святом алтаре. Над престолом балдахин на четырёх колоннах, покрыт палевою и белою краскою, в коем над престолом образ Гос­пода Саваофа живописный. Образа: 1-й - Запрестольный Крест; 2-й - Божией Матери Владимирской, на коем венец с подвескою серебряныя позлащены; 3-й - Неопалимая Купина. С другой стороны трёх Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого; 4-й - Владимирской Богородицы. С другой стороны Николая Чудотворца».

В приделах: в первом - над царскими дверями в сиянии Соше­ствие Святого Духа. Образа по правую сторону: 1-й - Спасителя; 2-й - Св. Пророка Илии. По левую: 1-й - Божией Матери Всех Скор­бящих Радости; 2-й - Архидиакона Стефана на двери; 3-й - Велико­мученика Георгия. Во втором приделе образа по правую сторону: 1-й - Спасителя Нерукотворный, на нем риза и венец, серебряные 84 пробы; 2-й - Святого мученика Иоанна Воина. По левую сторону: 1-й - Божией Матери Утоление Печали Смоленской. На нём венец серебряный вызлащенный и риза серебряная 84 пробы; 2-й - архи­диакона Лаврентия на двери. 3-й - Николая Чудотворца. На нём риза и венец серебряные, а митра украшена стразами 84 пробы. Над оным же иконостасом в 12 клеймах образа 12-ти господских праздников».
«Завеса царских врат малиновой саржи, крест на ней палевый ... серебряной насыпью». В церкви на левой стороне «образ Всех Свя­тых, а в средине - Спасителя. Риза на нём серебряная, вызолочена, 84 пробы. Рама из красного дерева... На правую сторону в трапезе образ Господа Вседержителя... риза серебряная и венец вызолочен с каменьями... Рама красного дерева. Образ на аналое кипарисовый Иоанна Крестителя. На нём риза серебряная и венец серебряный 84 пробы. В храме... две хоругви. На первой образа Спасителя и Божией Матери. На 2-й - Архистратига Михаила и Димитрия Солунского... Пред... иконостасом среди церкви три паникадила хрусталь­ные наборные. Одно - 12, а второе - 8 подсвечников. Лампад мед­ных посеребренных пред местными образами - 8 и одна опускаемая. Подсвечников медных выносных три...»

«За правым клиросом образ Спасителя, Божией Матери и Живот­ворящего Креста и прочих Святых. На нём риза и венец, серебряные 84 пробы. За левым клиросом разных Святых вверху с Животворя­щим Крестом. На нём риза и венцы, серебряные 84 пробы». «Потолок оных хоров расписан приличными красками, колонны под оными отделаны под мрамор. Освящены оные приделы в 1813 г. 31 дня октября месяца. Алтари... приделов в длину по 5 аршин, в ширину по 6 аршин. Первый - во имя Архистратига Михаила. Вто­рой - во имя Иоанна Крестителя. Иконостасы... столярной работы с оклейкою красного дерева... В первом на царских вратах образ Бла­говещения Богородицы и Архангела Гавриила. По правой стороне царских врат образ Господа Вседержителя. Второй - Архистратига Михаила. По левую - образ Пресвятой Богородицы Утоление Печа­ли. На северной двери изображение Ветхого Завета. Над царскими вратами - Тайной Вечери. Во втором приделе... по правую сторону образ Господа Вседержителя, Иоанна Крестителя. По левую - Пре­святой Богородицы, нарицаемый Плач. Над царскими вратами Тай­ная Вечеря. На южных вратах Новая Благодать».[17]

Достопримечательностями Димитриевского храма являлись: свя­той престол в главном алтаре, все стороны которого сделаны из се­ребра с чеканным изображением страданий Господа нашего Иисуса Христа. Чудотворная Владимирская икона Божией Матери в сребро-позолоченной ризе, украшенной драгоценными камнями; Владимир­ская икона Божией Матери, называемая «Явленная»; икона Успения Божией Матери, украшенная сребропозолоченной ризой с жемчугом и камнями, с 24 частицами мощей различных святых; серебряный вызолоченный крест с частицами мощей различных святых, приве­зенный Раевским из Киева и подаренный храму.

Храм был богат утварью. Изначально, в 1811 г., в нём два серебря­ных престольных креста, один из них, украшенный чернью и позолотой, с изображением Христа с предстоящими и Саваофом вверху. В 1831 г. куплено было ещё два серебряных креста. В храме было три Еванге­лия с серебряными накладками: 1677,1771 и 1803 гг.; три серебряных с позолотой сосуда; серебряные с позолотой ковчег, дарохранительница и ковш. Была также богатая библиотека с изданиями XVII-XVIII вв. Апостол 1679 г., Устав 1695 г., Толковое Евангелие 1762 г., Триод цвет­ной 1680 г., Октоих 1699 г., Минеи общие 1796 г., Проповеди 1760, Поучения 1777 г., Требник 1689 г., Ирмологии 1697 и 1794 гг.[18]

В связи с тем, что Димитриевский храм с 1864 г. кроме приходс­кого, стал еще и монастырским с ежедневными богослужениями, причт его был увеличен. С этого времени штат Димитриевской цер­кви состоял из двух священников и двух диаконов. Настоятелем Ди­митриевского храма тогда был о. Никандр Тимофеевич Андреев - духовный друг затворника Илариона, предсказавшего некогда свя­щеннику, что тот будет служить в Троекуровском монастыре.

В ответ на прошение настоятельницы Макарии 30 сентября 1864 г. Троекуровская община получила разрешение на поправку де­ревянной Владимирской церкви и достройку монастырской ограды по всему периметру обители.[19] В следующем году иждивением на­стоятельницы Макарии Владимирская деревянная церковь была пе­рестроена и 23 сентября 1865 г. вновь освящена по благословению Тамбовского Преосвященного Феофана (Говорова), который пожер­твовал иконостас в эту церковь и написал собственной рукою мест­ный образ Владимирской Божией Матери. Впоследствии эта икона стояла за правым клиросом у колонны каменного Владимирского собора).[20] Левый придельный престол Владимирской церкви был освящен во имя преп. Илариона Великого, а на правой стороне вме­сто престола находился вход в пещерный храм свв. Мефодия и Фео­досии, где у самого алтаря с правой стороны помещалась резная гроб­ница затворника Илариона. Сверху гробница была покрыта сребро­позолоченной доской с чеканным изображением троекуровского под­вижника Илариона, устроенной Пелагией Андреевной Уваровой с помощью данковской помещицы Анисьи Андреевны Шишковой. Над гробницей располагался портрет затворника в полный рост.

В том же 1865 г. было завершено строительство монастырской ограды с двумя башнями, часовни в черте ограды и двухэтажного каменного корпуса.[21] Труды по устройству Троекуровской обители подорвали здо­ровье пожилой настоятельницы, и после шестилетнего управле­ния общиной м. Макария была уволена на покой в Севский монастырь, где и скончалась в 1875 г.

Настоятельница Троекуровского монастыря игуменья Афанасия (Придарогина). Фото конца XIX века.Третьей настоятельницей монастыря в 1868 г. стала каз­начея Лебедянского Иоанно-Казанского Сезеновского деви­чьего монастыря монахиня Ан­фиса (в миру - Анна Николаев­на Придарогина). Новая на­чальница общины обратила внимание на благолепие и хо­зяйство обители - усовершен­ствовала клировое пение, вве­ла изящные рукоделия - выши­вание гладью и золотом, тканье ковров, уборку икон цветами и фольгой. Всё это составляло за­нятие сестер в свободные от церковной службы часы и в то же время довольно доходную ста­тью. На хуторе в деревне Мочилки был устроен пчельник на 200 ульев, построен деревянный корпус для сестер, занимавшихся ху­торским хозяйством.[22] А 7 января 1870 г. при Троекуровской общи­не открылись приют и училище для бедных девиц духовного звания.[23]

30 января 1870 г. Троекуровская обитель получила в дар от архи­мандрита Герасима и братии русского Пантелеймонова монастыря на Святом Афоне одну из своих святынь - часть Животворящего кре­ста Господня с частицами мощей ап. Варнавы, вмч. Пантелеймона, свв. Космы и Дамиана, мч. Параскевы Пятницы, мч. Василисы, преп. мч. Евфимия, Игнатия и Акакия, вложенную в серебряный ковчежец и запечатанную монастырской печатью. Это стало лишним подтверждением распространения и упрочения славы Троекуровской обители ее основателя в православном мире.[24] Что представляла собой Троекуровская Димитриевская Иларионовская женская обитель в это время? По описанию 1870г. монас­тырь выглядел следующим образом: «...30 келий небольшими кор­пусами красиво расположены каймою по обеим сторонам вдоль ог­рады. Здесь помещается около 200 сестер, пред каждой кельей не­большой садик с решетчатым палисадом... Незатейливый одноэтаж­ный дом настоятельниц стоит в общей черте. Середину ограды зани­мают два храма... Высокие деревья, окружающие храм, доставляют прохладу путнику-богомольцу... Скромный, но уютный корпус, где помещается училище... Оно стоит рядом с кельей о. Илариона, на месте его фруктового садика».[25]

Кончина старца Илариона

Содержание

Утверждение Троекуровской общины в общежительный монастырь