Долгие хлопоты настоятельницы Анфисы о
преобразовании общины в полноценную иноческую обитель увенчались
успехом лишь в 1871 г. Высочайшим указом Св. Синода от 6 марта
Троекуровская Димитриевская Иларионовская женская община была
утверждена как общежительный монастырь.[26] А 27 июля 1871 г. состоялось
торжественное открытие монастыря настоятелем Вышинской пустыни
архимандритом Аркадием. В ознаменование преобразования Троекуровской общины в монастырь 5 сентября того же года
настоятельница Анфиса была посвящена в сан игуменьи.
В 1871 г. указом Тамбовской духовной консистории от 27 июля к
Троекуровскому монастырю была приписана построенная в 1841 г. и
освященная 1 ноября того же года каменная кладбищенская церковь во
имя Успения Пресвятой Богородицы с условием, что в ней будут
совершаться все мирские требы жителей села и окрестностей.[27] Храм еще
с 1859 г. распоряжением епархиального начальства считался
приписанным к Иларионовской женской общине. Церковь эта находилась
в четверти версты от монастыря на окраине села Троекурово и была
окружена каменной стеной. Главный престол Успенского храма с
одноярусным иконостасом находился на первом этаже, а прицельный во
имя св. пр. Лазаря располагался на круглых хорах посреди храма.
Построена Успенская церковь была местным помещиком Иваном Ивановичем
Раевским, благодетелем старца Илариона и селившихся близ него
послушниц. Позднее Раевский был в ней и похоронен.[28]
Достопримечательностями Успенской церкви являлись: местночтимая
икона Нерукотворного Спаса древнего письма в серебряной ризе с
вызолоченным венцом; платиновый киот с иконой Спасителя в
серебряной ризе над местом упокоения строителя храма И. И.
Раевского; запрестольный крест из разноцветных камней.
После присоединения к монастырю Димитриевской и Успенской церквей в
обители начался период активного строительства. В 1873 г. игуменьей
Анфисой сооружена ограда с западной стороны обители и по
предсмертному благословению затворника Илариона иждивением
Александры Николаевны Голдобиной заложена и начата постройкой
каменная надвратная церковь св. пророка Илии. В 1875 г. на
пожертвованные липецким купцом Василием Козмичем Русиновым 800 руб.
были исправлены ветхости Успенской церкви.[29] В следующем 1876 г.
обновлена Димитриевская церковь - возобновлена стенная живопись, с
западной стороны для монашествующих устроены хоры, установлены
новые вызолоченные иконостасы всех трех престолов. Кроме того,
устроен вновь и освящен епископом Тамбовским Палладием I (Раевым)
престол главного Димитриевского алтаря.[30]
А 2 мая 1880 г. игумения Анфиса подала прошение в Тамбовскую
духовную консисторию о рассмотрении проекта строительства в обители
новой каменной соборной Владимирской церкви. 14 мая того же года
Строительное отделение Тамбовского губернского правления по
представлению Консистории рассмотрело и утвердило предложенный
проект храма.[31]
В
конце августа 1880 г. Троекуровский Иларионовский монастырь посетил
Тамбовский Владыка - епископ Палладий II (Гонкевич). 25 августа
после Божественной Литургии он совершил торжественную закладку
нового соборного храма на месте разобранной ветхой деревянной
церкви над могилой старца Илариона. На следующий день - 26 августа -
Преосвященный Палладий освятил сооруженный тщанием и иждивением
Александры Николаевны Голдобиной и данковского помещика, генерала
Леона Николаевича Шишкова двухпрестольный каменный о трех главках
Ильинский храм над святыми вратами в западной стене обители.[32]
Второй престол надвратной церкви был посвящен Покрову Пресвятой
Богородицы.[33] Ильинский храм был двусветный, внутри стены его были
отделаны под серый мрамор. Преосвященный Палладий, совершив
освящение Ильинского храма, сожалел, что до этого радостного события
не дожили главные виновницы его - сестры Александра и Анна
Николаевна Голдобины. Благотворители обители и душеприказчицы старца
Илариона скончались 30 и 27 сентября 1879 г. соответственно.
Отслужив по ним панихиду на приходском кладбище, епископ Палладий
благословил перенести прах строительниц в специально устроенную под
Покровским престолом Ильинского храма усыпальницу. Вскоре это и было
совершено с разрешения губернатора. Леон Николаевич и Анисья
Андреевна Шишковы, завершавшие по духовному завещанию сестер
Голдобиных строительство Ильинского храма, положили на их новую
могилу мраморную доску с врезанной в нее иконкой Покрова Божией
Матери в серебряной вызолоченной ризе, которой старец Иларион
благословил некогда Александру Николаевну.
Подрядчиком при строительстве будущего огромного пятиглавого собора
во имя Владимирской иконы Божией Матери стал елецкий купец Петр
Федорович Морев.[34]
Немало сил положили сестры Троекуровской обители на сбор
пожертвований и сооружение Владимирского собора. Средства на
возведение нового соборного храма поступали из многих городов -
Москвы, Петербурга, Бахмута, Вятки, Екатеринодара, Епифаии, Ельца,
Казани, Киева, Кременчуга, Курска, Николаева, Новочеркасска,
Одессы, Осийска, Пензы, Перми, Полтавы, Рыбинска, Самары, Саратова,
Симбирска, Ставрополя, Тулы, Харькова, Александро-Грушевска. Так,
например, в 1884 г. наиболее крупные пожертвования поступили от
лебедянского помещика Михаила Фёдоровича Штейна (500 руб.), от
госпожи Перловой из Москвы (200 руб.), по духовному завещанию
госпожи Демидовой от душеприказчика господина Леонида Алексеевича
Крюкова (3000 руб.).[35]
Наиболее
активно строительство Владимирского собора велось с 1888 г. Судя по
приходно-расходным книгам Троекуровского монастыря, в это время
производилась каменная кладка стен. В расходных книгах монастыря в
это время указаны выплаты подрядчикам: 1343 рубля 50 копеек,
выданные крестьянину с. Троекурово Козьме Сальникову за 128 тысяч
кирпича с известью, поставленного им к новостроящейся церкви;[36] 350
рублей - Михаилу Евсееву Дежемесову за 35 тыс. кирпича".[37]
В 1889 г. насельницами обители было собрано на построение соборного
храма и ремонт 3813 руб. 30 коп.[38], в 1890 г. - 2647 руб. 25 коп.[39]В
1892 г на сооружение собора поступило из Петербурга от госпожи
Дервиз 1000 руб., из с. Телепнёва по духовному завещанию крестьянина
Михаила Курушина - 400 рублей, из Ельца от купца Заусайлова 200
руб., из Москвы от госпожи Перловой 200 руб., от вдовы священника
Розанова Анны Ивановны Розановой - 100 рублей, в 1893 г. - из
Петербурга от госпожи Ивановой 200 рублей и от госпожи Толстой -
200 рублей".[40]
Те же приходно-расходные книги дают наглядное представление о ходе
строительства и внутренней отделки Владимирского собора. В 1893 г.
работы близились к завершению. В том же году у липецкого купца
Ивана Михайловича Егупова обителью приобретено «для крыши
новостроящегося храма» 100 пудов листового железа и покрыта кровля,[41]
выплачены подрядчику последние деньги за кладку, а в окна вставлены
цветные стёкла.[42]
Главный престол Владимирского собора был освящен 19 августа 1893
г. Преосвященным Иеронимом (Экземплярским), епископом Тамбовским и
Шацким. Сорок пять икон главного иконостаса Владимирского собора
были написаны московским живописцем Алексеем Яковлевичем Стороженко
на сусальном золоте. Восемь серебряных риз с позолотой и эмалевыми
вставками на местные иконы и на царские врата выполнил московский
мастер Яков Алексеевич Борисов.[43] Средства для иконостаса также
собирались по всей стране - в Новочеркасске Михаил Иванович Шабанов
пожертвовал 1000 руб., в Александро-Грушевске Елизавета Карпова -
200 рублей.[44]
Позднее,
28 октября 1907 г. освящен придельный престол с южной стороны во
имя преподобного Илариона,[45] а придел с северной стороны — во имя Всех
Святых - так и не был освящен до революции по неизвестной пока
причине. Под Владимирским собором, как и в прежнем храме,
иждивением помещика Леона Николаевича Шишкова была устроена
небольшая пещерная церковь с престолом и одноярусным иконостасом во
имя св. Мефодия и св. Феодосии. Освятил ее 18 августа 1894 г.
монастырский священник Николай Никандрович Андреев по
благословению Преосвященного Александра (Богданова), епископа
Тамбовского, ней, как и прежде, находилась гробница старца Илариона,
покрытая серебряной доской изображением троекуровского подвижника во
весь рост.[46]
Кроме поистине всенародной стройки Владимирского собора продолжали
обустраиваться и другие храмы Троекуровской обители. Так, в 1888 г.
была сделана тёплой Димитриевская церковь.[47] Летом 1895 г.
производился ремонт Ильинской церкви. На средства все того же
благотворителя - генерала Л. Н. Шишкова - были исправлены ветхости
кровли, она покрашена зеленой краской, обновлены рамы в окнах.[48] В
1892 г. в Троекуровском монастыре открыта школа грамоты для сорока
девочек. На соответствующее прошение настоятельницы обители
Преосвященный Иероним, епископ Тамбовский наложил резолюцию:
«...сочувственно благословляю...». Первой учительницей школы была
утверждена послушница Елена Ивановна Коленкина — дочь липецкого
купца, окончившая курс городского училища.[49]
Помимо школы при
монастыре в 1893 г. действовало Троекуровское Иларионовское училище
на 10 человек,[50] строился гостиный двор, ремонтировалась каменная
ограда вокруг обители.[51]
С 12 ноября 1895 г. Троекуровскую обитель возглавила новая
настоятельница - вместо игуменьи Анфисы, уволенной на покой по ее
же прощению ввиду преклонного возраста и слабого здоровья и
оставшейся в Троекурово, указом Св. Синода была назначена монахиня
Нафанаила. Новая начальница монастыря - в миру Наталия Антоновна
Арнатова - родилась в 1834 г. в семье псаломщика в г. Лебедя-ни и
поступила в монастырь еще при жизни старца затворника Илариона в
1848 г. Указом от 20 марта 1864 г. была определена в послушницы, 15
декабря 1869 г. накрыта рясофором, 6 августа 1872 г. пострижена в
монашество с именем Нафанаилы. А 14 сентября 1896 г. настоятельница
Троекуровского монастыря монахиня Нафа-наила возведена в сан
игуменьи.[52]
13 июня 1896 г. Троекуровский женский монастырь при обозрении
епархии посетил Тамбовский Преосвященный епископ Александр
(Богданов). В святых воротах обители архиерей был встречен
духовенством монастыря и настоятельницей с сестрами. Жители лежащих
на пути Владыки деревень ожидали архиерейского проезда около своих
домов при столе с хлебом-солью и иконой и приветствовали
проезжающего своего Архипастыря глубоким поклоном. По обычной
встрече в монастырском Димитриевском храме Преосвященный Александр
сказал собравшимся слово о необходимости для инокинь взаимного мира,
любви и единодушного согласия, без которых не принесут насельницам
обители пользу ни иноческие их подвиги, ни молитвы. После этого
Владыка спустился в пещерный храм под Владимирским собором, где
помолился на могиле затворника Илариона. Затем Преосвященный
осмотрел монастырские храмы и здания. Особенно благоприятное
впечатление произвел на него своим благолепием и благоустроенностью
новый соборный храм монастыря во имя Владимирской иконы Божией
Матери - светлый и просторный, с дорогим великолепным предалтарным
иконостасом и с хорошей церковной утварью. По осмотре храмов епископ
Александр посетил келью подвижника Илариона, в которой он жил и до
сих пор сохранялись некоторые его вещи. Кроме того, Владыка посетил
монастырскую кухню и трапезную, благословил приготовленную
инокинями трапезу, испробовал и одобрил хлеб, квас и все кушанья и
сказал присутствующим монахиням вразумительную речь о смирении,
послушании и о взаимном согласии и единодушии, в которых замечается
недостаток между насельницами сей обители. Преосвященный побывал в
кельях новой настоятельницы обители - Нафанаилы и прежней -
игуменьи Анфисы, в кельях некоторых насельниц, где благословлял
инокинь и внушал «старшим следить за младшими и руководить их добрым
примером своей строго-иноческой жизни - взаимной любви, согласия и
единодушия, а младшим отечески завещал смирение с полным
послушанием».
На следующий день Преосвященный Александр отслужил литургию в
сослужении благочинного монастырей игумена Митрофана, священника
монастырской церкви Н. Н. Андреева и благочинного В. В.
Архангельского. Для многочисленных жителей села Троекурово и
окрестных селений Владыка сказал после службы проповедь о
предреченных Спасителем Своим последователям страданиях, в пример
которых им была приведена история страданий св. вмч. Димитрия
Солунского, покровителя одного из монастырских храмов, и о том, как
тяжело переносить незаслуженное злословие и нарекание, чего особенно
должны остерегаться посвятившие себя иноческой жизни. Епископ
Александр отслужил панихиды в пещерном храме по затворнику Илариону
и в Ильинском храме по строительницам сестрам Голдобиным.
Закончив
осмотр монастырских строений, Преосвященный Александр благословил
новую настоятельницу на труды по приведению обители в более
благолепный вид, для чего требовалось провести срочный ремонт многих
зданий.[53] При игуменьи Нафанаиле в монастыре продолжилось активное
строительство. В 1896 г. настоятельница выстроила игуменский дом и
новую трапезную с кухней и хлебопекарней с двумя подвалами и тремя
амбарами при ней. Несколько крупных построек было произведено в
1897 г. после пожара, принесшего немалый вред монастырю. Сооружены
новый странноприимный дом, каменный дом для рабочих и два сарая.[54] В
1900 г. окончены паперти Владимирского собора, в 1902 году в нём
настелен деревянный пол,[55] в 1903 г. продолжалась его внутренняя
отделка - стены собора окрашены клеевой краской.[56]
В 1901-1902 гг. был обновлен Успенский кладбищенский храм, а в 1903
г. в нем упразднен Лазаревский престол на хорах.[57] В 1904 г.
построена новая деревянная колокольня и приобретены для нее в
Петербурге на заводе Финляндского новые колокола на 1257 руб. 97
копеек.[58] В том же году устроен престол во имя св. Серафима Саровского на хорах трапезной Димитриевской церкви, а сам храм
возвращен из разряда монастырского в сугубо приходской. Для чего
причт его был разделен на два штата - в Димитриевской приходской
церкви стали служить священник, диакон и псаломщик, а в
монастырском безприходном Владимирском соборе - священник и диакон.
В
1907-1909 гг. построена каменная надвратная колокольня в три яруса
на южной стене обители.[59] При игуменьи Нафанаиле, чьи неустанные
труды по украшению Троекуровского монастыря были отмечены в 1900 г.
Св. Синодом наперсным крестом, начато сооружение теплой каменной
церкви во имя Архистратига Михаила, оконченное в 1912 г. В том же
году настоятельница согласно собственного прошения была уволена на
покой с правом пребывания в Троекуровском монастыре, а новой
настоятельницей указом Св. Синода назначена монахиня Сухотинского
Знаменского монастыря Тамбовской губернии Херувима. В том же году
новая настоятельница посвящена в сан игуменьи. В следующем 1913г.
30 мая Высокопреосвященный Кирилл (Смирнов), архиепископ Тамбовский
и Шацкий освятил новопостроенную Архангельскую церковь.[60]
Так обустраивалась и приобретала благолепный вид Троекуровская
женская обитель. Территория монастыря тогда представляла собой
ровную, четырехугольную площадь, по периметру которой располагались
небольшие домики - келий инокинь и послушниц. По данным 1880 г., в
монастыре числились настоятельница, 38 монахинь и 151 послушница.[61]
Перед самой революцией, в пору наивысших своих расцвета и славы, Троекуровский Иларионовский женский монастырь представлял собой
значительный комплекс зданий и сооружений в центре села Троекурово
близ большой дороги из Лебедяни в Елец, невдалеке от реки Красивая
Меча. Внутри почти квадратного периметра монастырских стен с
большими башнями в юго-западном и юго-восточном углах обители
возвышались три монастырских храма - Владимирский собор,
Димитриевская и Архангельская церкви. Четвертый храм - Ильинский -
располагался над святыми вратами в западной стене обители.
В
южной стене, также над воротами, взметнулась вверх колокольня. Все
храмовые здания и звонница монастыря были покрыты железом,
окрашенным зеленой масляной краской. Близ Ди-митриевской церкви
находилась небольшая бревенчатая сторожка. Почти в самом центре
монастыря располагался одноэтажный деревянный, крытый железом,
оштукатуренный с обеих сторон дом игуменьи. Рядом с ним одноэтажная
каменная, крытая железом трапезная, под одной крышей с которой были
устроены кухня, «хлебная» и три амбара. Недалеко - двухэтажное
кирпичное здание для просфорной, сооруженное в 1846 г., в котором
также размещались сестры, чьим послушанием было изготовление
просфор. На северной стороне обители находилась маленькая
деревянная, крытая железом келья для чтения Псалтыри. За алтарем
Владимирского собора бережно хранилась сестрами обители бревенчатая
келья затворника Илариона, построенная для него тогдашним владельцем
села Иваном Ивановичем Раевским в 1820 г. На юго-западной стороне
монастыря близ Ильинского храма располагался большой деревянный дом,
построенный для себя Александрой Николаевной Голдобиной, в котором
после смерти благотворительницы проживали некоторые насельницы
обители. В юго-восточном углу монастырской территории близ
Архангельской церкви находился большой двухэтажный корпус - низ
кирпичный, а верх деревянный, построенный игуменьей Нафанаилой в
1897 г. для приема странников. В этом же здании помещалась и
церковно-приходская школа. Рядом - каменная кухня для рабочих.
Внутри монастырской ограды вдоль всего ее протяжения стояли 92
одноэтажных деревянных, крытых железом кельи, выстроенных
насельницами обители для собственного проживания за свой счет. В
северо-восточном углу монастыря находились два одноэтажных
деревянных дома со службами, построенных в 1907 г. матушкой
Нафа-наилой для священника, диакона и псаломщика монастырских
храмов. Кроме того, в юго-восточном углу располагались скотный и
конный дворы с каменными постройками, несколько каменных амбаров и
сараев были разбросаны по всей территории Троекуровского монастыря.[62]
Вместе с широкой известностью и славой монастыря активно росло
количество его насельниц. В конце XIX века в обители насчитывалось
40 монахинь, 24 рясофорных послушницы, 36 послушниц, определённых
указами, и 140 послушниц, проживающих по свидетельствам от местных
начальств.[63] В 1914 г. монашествующих 55, указных и рясофорных
послушниц 55, послушниц, проживающих на испытании, 152.[64]
Кроме построек в самом Троекурово монастырю принадлежали два дома -
каменный и деревянный - в городе Лебедяни под № 2 и 3 в квартале 15
и № 4 на ул. Набережной, построенные в 1870 г.[65]
У Троекуровского монастыря было большое хозяйство, обеспечивавшее
продовольствием многочисленных сестер обители - плодовый сад, конный
и скотный дворы, каменная ветряная мельница. Усадебной земли под
самим монастырём насчитывалось около 6 десятин. Кроме вышеуказанных
построек на монастырской усадьбе в Троекурово размещались фруктовый
сад и огород. В одной версте от обители находился монастырский
участок пахотной земли площадью 11 десятин. Часть его также была
занята фруктовым садом, обнесенным каменной стеной. Здесь же стоял
деревянный домик для сторожей.[66]
Монастырю
принадлежали два хутора - так называемый Голдобинский в деревне
Савинки в 4 верстах от обители по дороге в Лебедянь и в деревне
Мочилки в 6 верстах от Троекурово, приобретенный при участии Ф. 3.
Ключарева. В Савинках монастырские угодья насчитывали 200 десятин
пахотной земли. На самом же хуторе были следующие постройки:
деревянные дом для сестер и кухня для рабочих, каменные скотный
двор и рига, несколько деревянных амбаров. Большинство построек
относилось к концу XIX-началу XX вв. - периоду начальствования и
активной деятельности в Троекуровском монастыре игуменьи Нафанаилы.
На Мочильском хуторе, при котором насчитывалось 350 дес. пахотной
земля, было еще больше различных хозяйственных строений: ветряная
деревянная мелышца, каменные просорушка и рига с конной передвижной
молотилкой и веялкой, каменные скотный и конный дворы, каменная
кузница, каменный дом для проживания в нем сестер, баня, каменный
дом для рабочих, несколько деревянных и каменных амбаров. Большая
часть этих строений появилась при игуменьях Анфисе и Нафанаиле в
1880-1890-х гг.[67]
Помимо сугубо сельскохозяйственных работ на монастырских хуторах
насельницы Троекуровской обители занимались вышиванием по канве
гладью и золотом, тканьем ковров, украшением икон. Двусторонние
ковры, изготовленные в Троекуровском монастыре, славились на всю
округу. Нередко столичные паломники увозили их в Москву и
Петербург.[68] Ковер ручной работы, изготовленный монахинями Троекуровского монастыря, был и в келье старца Амвросия Оптинского,
который все эти годы после своего судьбоносного посещения
троекуровского затворника Илариона поддерживал духовную связь с
обителью и жертвовал деньги на ее благоустройство и украшение.
К западу от монастыря в 2,5 верстах находилась приписная к нему
каменная часовня на особо почитаемом святом источнике, построенная
в 1841 г. помещиком И. И, Раевским. На этом месте, по преданию, и
явилась Владимирская икона Божией Матери, именуемая «Явленной».
Часовня была построена Раевским одновременно с Успенской
кладбищенской церковью, украшена им стенной живописью и иконостасом.
В просторном, оштукатуренном снаружи здании часовни над святым
колодезем находилась (кроме образов в иконостасе) большая
Владимирская икона Богородицы в медной ризе - список с местной
чудотворной иконы Божией Матери «Троекуровская».
К этой часовне и святому источнику под ней ежегодно 21 мая (ст.
стиля) совершался крестный ход. После ранней Литургии в храме св.
Димитрия Солунского при многочисленном стечении богомольцев от
монастыря с обеими Владимирскими иконами Божией Матери - местной
чудотворной и явленной - и другими святыми образами шествие
двигалось между лощиной и живописной березовой рощей к высокому
холму, где среди зелени и стояла часовня. Возле нее служился молебен
Божией Матери с акафистом и освящение воды. Как вспоминали участники
этих крестных ходов «...какое-то особенно благодатное чувство
объемлет душу каждый раз, как приближаешься к этому благословенному
месту. С особенным благоговением слушаешь акафист Царице Небесной; с
особенным духовным наслаждением вкушаешь освященную воду».[69]
Другой крестный ход - 26 июня в день празднования Тихвинской иконы
Божией Матери - совершался вокруг Троекуровской обители с 1840-х
гг. по заповеди старца Илариона в память полного солнечного
затмения, происшедшего в этот день. По благословению затворника
священник Савва Львов с насельницами и жителями села обошел тогда
крестным ходом вокруг стен Димитриевской церкви, служа по всем
сторонам ограды молебен Божией Матери, а на северной стороне у
деревянной кладбищенской церкви отправил панихиду о всех усопших
христианах. По окончании крестного хода участники его с радостью
увидели над собой чистое небо и возблагодарили Господа,
даровавшего им в лице старца Илариона духовного утешителя,
заступника и молитвенника. С тех пор Иларион заповедовал сестрам
ежегодно в день Тихвинской иконы Божией Матери совершать вокруг
обители крестный ход, что свято исполнялось многие годы. Лишь
местные крестьяне как-то постепенно забыли о сем благочестивом
обычае, пока однажды в 1860-х гг. 26 июня сильный град не побил все
посевы на их полях.
Тут только мужики вразумились и, признав в сем
Божие наказание за свое нерадение, слезно просили матушку Макарию,
бывшую тогда настоятельницей обители, поднять святые иконы и обойти
не только вокруг церкви, но и по полям. С тех пор все жители
Троекурово старались принять участие в этом крестном ходе, призывая
на себя и свое поселение молитвенное заступничество угодника Божия
старца Илариона.
Таким представал Троекуровский Иларионовский женский монастырь со
всеми своими храмами, жилыми и хозяйственными постройками, насельницами и священнослужителями, традициями и
достопримечательностями многочисленным паломникам-богомольцам,
посещавшим эту святую обитель в период ее наивысшего расцвета - в
начале XX века. Множество простого народа и представителей самых
богатых и образованных слоев российского общества стремилось в
Троекурово - к гробнице великого угодника Божия - старца Илариона.
|