Любя Господа всею душою и всею крепостью своею,
Илларион, не забывал и ближних своих. Наставляя и окормляя
боголюбивых насельниц, старец благотворил и всем обращавшимся к нему
за помощью и советами. Никто не уходил от него неутешенным. Ни
одного дня не проходило, чтобы он не облегчил чьей-нибудь скорби, не
помог кому делом, кому молитвою или словом утешения. Что ни
получал он от своих усердных почитателей, то все щедрой рукой
раздавал нуждающимся. Пришлют благодетели что-нибудь из съестного,
все, бывало, отправит в богадельню или сестрам по кельям, а для
странных даже нарочно приказывал печь хлебы. Богадельня при
Димитриевской церкви содержалась почти всецело на его средства.
Всегда помнил он и острожников, когда, бывало, пошлет в Лебедянь за
чем-нибудь, всегда прикажет купить на рубль белого хлеба в острог.
На Пасху и Рождество Иларион посылал им каждый год по пяти рублей
деньгами, сыру, белого хлеба и по несколько яиц, а на Масляной
неделе по пуду рыбы.
По свидетельству современников, в голодный 1840 г. Иларион
прокормил все население Троекурово, насчитывавшее в то время более
2 тыс. человек, теми добровольными подношениями, которые получал от
своих многочисленных почитателей.[4]
Любя церковное благолепие, старец Иларион и сам много жертвовал на
построение и украшение храмов и других побуждал к этому. В
Троекурове на его счет сооружены были два иконостаса в боковых
приделах Димитриевской церкви и положены ценные серебряные ризы на
иконы св. Великомученика Георгия Победоносца, Благовещения, св.
Пророка Илии, Нерукотворенного Спаса, Смоленской Божией Матери и
Святителя Николая в правом и левом приделах, а также и местный
Спаситель в правом приделе - серебряная риза. В соседнем же селе
Губине каменная церковь выстроена вся на его иждивение и большой
колокол в этой церкви переменен на его средства. О побуждении к
перемене колокола рассказывал его келейник: «В один праздничный
день я услыхал дребезжащий звук разбитого губинского колокола и
говорю Батюшке: «Батюшка! Как жалостно умоляет колокол-то. Хриплым
голосом точно выговаривает: «Подайте, православные, на колокол
Казанской Божией Матери». «А что, Спиридон? Это Архангел Михаил
внушил тебе эту добрую мысль, которую непременно нужно исполнить.
Ступай же в Лебедянь на ярмарку, перемени колокол у купца и вели
ему заехать за деньгами».
В Лебедянский Троицкий монастырь Иларион пожертвовал серебряную
ризу на икону в три тысячи рублей и, кроме того, в разное время
посылал сотнями рубли. Большую сумму пожертвовал о. Иларион на
постройку Лебедянской соборной колокольни и на храмы в селе
Пятницком и в Монаенках. А вот родным своим, по заповеди
святоотеческой, затворник никогда ничего не посылал и не
давал. К нему ходил ежегодно один племянник; Иларион его никогда до
себя не допускал, а приказывал келейным: «Покормите его в
богадельне, пусть он там переночует; дайте на дорогу двадцать
копеек, да скажите, чтобы они там молились да трудились». И родные
за его св. молитвами жили всегда безбедно.
Не имевшим же нужду вещественную, угодник Божий оказывал свою
молитвенную помощь. По преимуществу такой великой милостью старца
пользовались только люди благочестивые, имевшие к нему великую веру,
которым вследствие сего и ниспосылались особые щедроты от Господа.
Так, данковская помещица Екатерина Леоновна Шишкова просила его
помолиться о ниспослании дождя, без которого погибала у нее
свекловица. Иларион послал келейника в данковский Покровский
монастырь отслужить молебен Божией Матери Успения и панихиду по
схимонаху Роману. Во время панихиды ясное до того небо вдруг
покрылось облаками и полил такой дождь, что на служивших и
предстоявших не осталось сухой нитки, и все возвращались с могилы с
обильными слезами умиления. На рассказ келейника об этом событии
Иларион заметил:«Не все, Спиридон, богоугодные люди желают земной
славы и по кончине, а между тем тайно благодетельствуют просящим их
и тогда, как нетленные останки их скрываются под спудом».
С подобной же скорбью приходил к Батюшке другой данковский
землевладелец - Иван Федорович Летошнев. У него всего имения только
и было, что огород да небольшой пчельник, от которых он с семьей
содержался круглый год. Случилась в то лето такая страшная засуха,
что бедный Иван Федорович загоревал: чем жить зимою? Не придется ли
умирать с голоду? Угощая его, Иларион сказал: «Не скорби, молись
Богу: Он тебе поможет, и я помолюсь. На вот тебе благословенный
хлебец, обойди с ним свой огород. Иди домой с Богом, Господь тебя
утешит. Только веруй!» Поспешно пошел Летошнев домой. Еще дорогой
увидел он на небе собиравшиеся тучи и едва обошел с благословенным
хлебом свой огород, как пошел проливной дождь. Сбор с огорода в этом
году был вдвое больше обыкновенного. Случалось, что сила молитвы
старца Илариона порождала сердечное расположение к нему людей,
прежде даже и вовсе к нему не расположенных. Муж двоюродной сестры
троекуровской насельницы Пелагии Андреевны Уваровой - Александр
Андреевич Синюков, живший в своем имении Моховом Ефремовского уезда,
был человек веселого характера, но большой вольнодумец, не признавал
святыни и очень неуважительно отзывался о старце. Это всегда
огорчало его благочестивую жену и ее сестру Уварову. Пелагия
Андреевна даже избегала бывать у них, не желая слушать его
кощунственных насмешек. В одно время Иларион призывает её к себе и
посылает в Моховое: «Пелагия Андреевна, съезди-ка ты к Синюкову
Александру Андреевичу, попроси у него лошадку хорошенькую». Она и
не знает, что ему ответить, и отказаться боится, и как зятя просить,
ведь он непременно откажет, да еще неприятного наговорит. Но старец
настаивал: «Отчего не даст? Он даст. Он добрый!» Она и отправилась.
Синюкова дома не было. Она сказала сестре, зачем именно приехала.
Та тоже смутилась, как его просить? К вечеру он приехал. «А,
игуменья! Зачем пожаловала? Или по сбору ездишь?!» - «Ты, должно
быть, провидишь, Александр, - заметила жена, - ведь сестра вправду
по сбору приехала». - «В самом деле? Чем же ты собираешь?» - шутя
спрашивал он. Уварова собралась с духом и говорит: «Вот что,
Александр Андреевич, ведь я не шутя, приехала по сбору. Меня
Батюшка послал у тебя попросить хорошенькую лошадку». - «А,
лошадку! Да еще хорошенькую! Ну, хорошо, хорошо! Уж когда Батюшке
лошадку нужно, то я тебе двух дам». Обе сестры даже ужаснулись, что
такое с ним случилось - такая неожиданная перемена. На утро он сам
выбрал двух молодых лошадок своего завода, велел насыпать им два
воза овса и отправил со своими людьми; а Пелагию Андреевну просил
поклониться Илариону и просить его святых молитв. После он сам
приезжал к затворнику, просил у него прощения за свое прежнее
неуважительное к нему отношение и через два года скончался истинным
христианином.
|