Кроме вещественной и молитвенной помощи
нуждающимся, Троекуровский затворник оказывал многим великую помощь
своими мудрыми советами. Помня слова Господа: Не вы будете
глаголющие, но Дух Отца вашего, глаголяй в вас (Матф. 10, 20),
Иларион преподавал каждому обращавшемуся к нему спасительные советы
и наставления сообразно с их потребностями и душевною их пользой.
Один из самых известных и знаменательных случаев богомудрого
советничества Троекуровского старца связан с посещением его в 1839
г. учителем липецкого духовного училища Александром Михайловичем
Гренковым. Будущий знаменитый оптинский старец Амвросий, тогда
молодой человек, осознавал всю суетность мирской жизни и размышлял о
поступлении в монастырь. Для благословения на это и совета, - какой
монастырь выбрать - А. М. Гренков и посетил Троекуровского
затворника. На что получил ответ: «Иди прямо в Оптину, ты там
нужен». И прибавил: «Можно бы поступить и в Саровскую пустынь, но
там уже нет таких мудрых старцев, какие были прежде, а в Оптиной
пустыни старчество процветает». Так преподобный предвидел жизненное
назначение молодого человека, ставшего со временем достойным
преемником великих оптинских старцев. Впоследствии преп. Амвросий
всю жизнь почитал старца и многим из сестер Троекуровской обители
говорил: «А вы молитесь своему Батюшке, просите его: «Преподобный
отче Иларионе». И почти все окрестные поселяне имели благочестивый
обычай никакого важного семейного дела не начинать без
благословения старца Илариона и к нему же приходили за разрешением
каких-нибудь спорных дел. Так, в семействе послушницы Наталии
Шальневой в селе Курапове, за две версты от Троекурова, сохранилось
следующее предание. Мать прадеда этого семейства, умирая,
благословила его образом Казанской Божией Матери и сказала: «Это,
Андрюшенька, твоя икона будет». Когда после ее смерти братья (их
было четверо) стали делиться, то не отдали Андрею икону. Он очень
заскорбел об этом и пошел с своим горем к Илариону. «Не скорби,
Андрюша, - сказал ему Батюшка, - тебя мать благословила - она твоя и
будет. Скажи братьям, чтобы об иконе жребий кинули». Братья
согласились, но с тем, чтобы тот, кому достанется икона, получил
самый плохой участок. Кинули жребий, и икона досталась Андрею. Жена
роптала на него, потому что участок им достался - сплошное болото, в
котором даже лошади тонули; но он не помнил себя от радости, что не
лишился родительского благословения. И Господь оправдал его веру.
Молитвами Илариона все у него шло хорошо, во всем Господь посылал
успех. Болото свое они со временем почти осушили, и стал их участок
гораздо плодороднее, и потомки его жили зажиточнее, чем семьи
остальных братьев.
Но не всех посетителей, приходящих к старцу за советом, какой
монастырь выбрать, благословлял Иларион. Вот что рассказывал
троекуровский священник о. Савва Львов: «Однажды приехали из
Симбирска помещица с дочерью и остановились у меня. Оставив на
квартире свою дочку, помещица поспешила к о. Илариону. Между тем,
разговорившись с дочерью, я узнал, что мать гонит ее в монастырь, но
она на это не соглашается, не чувствуя ни малейшего расположения к
иноческой жизни. Батюшка же велел келейнику сказать помещице, что
одну ее он не примет и чтобы она пришла вместе с дочерью. Молодая
девушка испугалась, увидев пришедшую за ней мать, и не хотела идти.
Но я уговорил ее, успокоил, и они вместе пошли к старцу. Когда же
мать подвела дочь свою за благословением к Илариону, то,
перекрестив ее, сказал: «Тебе в монастыре не быть, а выходи ты
замуж». Потом подошла к Илариону мать ее и сказала: «За кого же это
ей выходить замуж? До двадцати трех лет дожила, никто даже не
сватался». - «Господь милостив, - отвечал старец. - Он ей пошлет
хорошего жениха, и она будет счастлива». И действительно, по приезде
их домой Бог послал девушке хорошего жениха, и, обреченная матерью
на жизнь иноческую, она вышла замуж. Вполне счастливая своим
положением, через год она приезжала к Батюшке благодарить его, что
по его святым молитвам жизнь ее так хорошо устроилась».
Лекарь Леонтий Павлович Ждановский рассказывал Ф. 3. Ключареву:
«Рязанский полк, в котором я был старшим фельдшером, в 1842 году
квартировал в г. Лебедяни Тамбовской губ. Доктор, у которого я
состоял под начальством, был человек дерзкий и крутого нрава. Не
проходило дня, чтобы он не нанес оскорбления без всякого с моей
стороны повода. И странно, чем больше я старался быть исправным и
угодить ему, тем больше он оскорблял меня. Сначала я терпел, а потом
стал выходить из терпения и, наконец, так озлобился, что решился его
погубить. Несколько ночей я караулил его на улице с заряженным
пистолетом, но Господь всякий раз отводил мою руку от преступления.
По обязанности службы мне пришлось как-то быть в Троекурове. Я
остановился у фельдфебеля, человека доброго и набожного, и вечером
в разговоре откровенно рассказал ему о преступном замысле моем
против полкового доктора. Фельдфебель с участием выслушал меня и
предложил сходить вместе с ним к о. Илариону. Я принял это
предложение с большою радостью и благодарностью, и наутро мы пошли
к нему. Старец принял нас благосклонно и, обратившись ко мне,
спросил: «Что тебе нужно от меня?» Я не хотел, да и, не смел
что-либо утаить от святого человека, а потому искренно сознался ему
во всем. Старец снисходительно выслушал меня и спросил: «Сколько лет
ты не был у исповеди и св. Причастия?» - «Пять лет», - отвечал я.
«Это плохо, — сказал Батюшка. - Всякий человек склонен ко греху, а
потому, если он себя не укрепляет верою и исполнением установлений
Божественных, то через это сам себя отдает в руки дьявола.
Постарайся как можно скорее исполнить долг христианина - поговей,
исповедуйся и причастись Св. Тайн». - «Это я не могу сделать, -
возразил я, - здесь нет ксендза, я ведь католик, Батюшка». - «Можно
бы съездить туда, где он есть, а лучше прими-ка православие». Я
изъявил готовность на предложение старца и, поблагодарив его за
совет, принял от него благословение на предложенное дело и старался
как можно скорее принять православие, так что недели через две я
уже помазан был миром, исповедан и приобщен Св. Христовых Тайн.
После сего я опять был у о. Илариона, который принял меня очень
ласково, наставлял меня, говоря, что более всего нужно стараться о
спасении своей души. С тех пор я почувствовал необыкновенную радость
в душе моей; я как будто обновился и на все смотрел другими глазами.
Да и отношение полкового доктора ко мне с того времени совершенно
изменилось: тот же доктор, да не тот стал человек. Вместо прежнего
его обращения со мною я стал пользоваться его расположением, и когда
я окончил срок службы, то он представил меня к награде - чином и
званием лекаря. Много раз и после бывал я у о. Илариона. Он,
вероятно, молился за меня, и по его св. молитвам жизнь моя была
самая счастливая. Со времени же кончины блаженного старца я
поставил себе за правило в день его памяти всегда бывать в храме
Божием и служить по нем панихиду».
Некий козловский купец Феодул Петрович Вагин приехал однажды к
Илариону со своей женой с намерением просить благословения на
постройку нового дома и совета - быть ли ему церковным старостой.
На это старец сказал: «Должность церковного старосты прими, а новый
дом строить до времени погоди». Вскоре случился в Козлове сильный
пожар, в котором сильно пострадал храм, в котором Вагин был
старостой, и полностью сгорел его старый дом. После этого купец с
женой вновь приехали в Троекурово благодарить старца, что не
позволил им строить новый дом, который наверняка сгорел бы в огне
пожара, и просить совета - что делать с храмом. Иларион посоветовал
им вначале приложить попечение об исправлении храма и перелить
колокола в Москве, где у него было много знакомых богачей и которые
должны были помочь Вагину в его храмоздательстве. И действительно,
Вагину была оказана помощь, и вскоре храм был отделан и колокола
перелиты. Благословив освящение храма, старец Иларион сказал:
«Освящайте храм Божий, Господь Вас благословит. А потом принимайтесь
за постройку своего дома». Так старец всегда и верно определял всему
свое время».
Троекуровская монахиня Онуфрия, бывшая в 1870 г. в Петербурге за
сбором подаяния на обитель, встретила там женщину, которая, узнав,
откуда она, обрадовалась и рассказала о себе следующее. Была она
крепостной дворовой девушкой в господском доме и прислуживала одной
барыне. Та ее очень ценила, и когда господа собрались переезжать в
Петербург, намеревалась взять с собой и девушку. Но та не хотела
уезжать от своего дома и бедных родителей, хотела даже специально
разгневать барыню, чтобы та не взяла ее с собой, но вначале все же
решила сходить в Воронеж на богомолье. По пути она еще с одной
женщиной зашла в Троекурово и решила спросить совета у старца
Илариона. Но, увидев его после службы и растерявшись, она не сказала
ни слова, а спутница сразу же поторопила ее отправиться далее. Но
только они вышли на большую дорогу, как увидели, что их догоняет
келейник Илариона с просфорой в руках. «Кто из вас петербургская?» -
спросил он. Девушка ответила, что они не из Петербурга, но вот она,
может быть, поедет в Петербург и, хотела все рассказать келейнику
старца. Но тот и слушать ничего не стал и, подавая просфору, сказал:
«Значит, это тебе Батюшка прислал на благословение в Питер».
Рассуждая затем о происшедшем, девушка поняла, что должна
беспрекословно поехать за барыней в Петербург. И помолившись у мощей
св. Митрофана, возвратилась домой, чтобы вскоре уехать в столицу.
Когда же монахиня Онуфрия слушала этот рассказ, женщина эта давно
стала вольной, жила у бывших хозяев по найму, выполняя обязанности
горничной, няни и экономки. В отсутствие хозяев она заведовала всем
домом, и все у нее было в изобилии, так что даже получалось
помогать родным в деревне. И всем этим, по ее словам, она была
обязана старцу Илариону: «Если бы он меня не вразумил, Бог знает,
что было бы со мною».
|