Страшные и трагические для Русской Православной
Церкви и всей России события 1917 г. и последующие времена безбожной
Советской власти принесли Троекуровской обители упадок и разорение.
Сначала, в 1917-1922 гг., были «муниципализированы» часть
монашеских келий - Александровой В. С, Лучавиной Н. Т., Прилепкиной
Д. И., Гридневой Е., Денисовой Н. С, Дубининой У. Е., Филатовой Е.
А., Конагатовой А. М., Коленкиной Е. И., Трубниковой Н., Куприяновой
К. П. и келья диакона. Некоторые хозяйственные постройки - кухня,
гостиная, столярная и ледник были муниципализированы в 1919 г.,
настоятельский корпус и псалтирня - в 1920 г.[70]
В том же 1920 г. новой и последней настоятельницей обители стала
монахиня Херувима (в миру Евдокия Гавриловна Ермолаева). Она
родилась в 1852 г., была до революции казначеей монастыря.
К концу 1923 г. власти официально рапортовали о закрытии монастыря.
И даже начали открыто распоряжаться его имуществом -20 ноября 1923
г. была объявлена продажа различных построек обители и раздел их
между местными ведомствами.[71]
Однако
многие сестры, несмотря на открытые гонения со стороны местных
властей, не покинули Троекуровскую обитель. Продолжали совершаться
богослужения в монастырских храмах, сестры пытались вести хозяйство.
Подтверждением этого служат документы 1926 г., когда во время
переписи Троекуровский монастырь был выделен как отдельный
населенный пункт с 95 хозяйствами и населением в 25 мужчин и 187
женщин.[72]
Рубежным годом в истории Троекуровской обители при Советской власти
следует считать 1927 г. Именно тогда власти окончательно закрыли
монастырь, запретив совершать богослужения и отобрав у насельниц
оставшиеся здания и постройки. Впрочем, часть сестер всеми правдами
и неправдами пыталась остаться в родных монастырских стенах и
многие из них до конца своих дней прожили на территории монастыря.
В
том же 1927 г. власти приняли решение о строительстве на месте
монастыря крахмального завода. При этом монастырские постройки
предполагалось снести и использовать, как строительный материал.
Документ того времени гласит: «Целесообразность использования
зданий совхоза и монастыря как строительного материала
обусловливается нахождением их на месте предполагаемой постройки
крахмального завода. Зав. УОМХ Шилин. Техник Сорокин. Председатель
УИК Дробышев».[73]
И пошла череда решений «народной» власти. В июне акт осмотра
муниципализированных построек «бывшего монастыря» зафиксировал их
непригодность к дальнейшему использованию. На основании чего
волисполком просил санкцию на разбор части его построек - людской,
кухни, надстройки над колодцем, двух келий, монастырской гостиницы
- с использованием материала на ремонт других зданий совхоза.[74]
14
июня 1927 г. решался вопрос о продаже с торгов стены Троекуровского
монастыря, прилегающей к усадьбам Жучкова, Улыбина и Архангельского.[75]
В сентябре 1927 г. Липецкий уисполком постановил снести в виду
ветхости здания Успенскую кладбищенскую церковь - «продать с торгов
на слом».[76]
Так происходил процесс разрушения монастырского комплекса.
Официальное решение о ликвидации монастыря последовало в 1930 г. -
решением облисполкома ЦЧО от 16 мая Троекуровский монастырь был
закрыт, а здания его переданы для использования под «местные нужды».
Но, слава Богу, что, видимо, по молитвам угодника Божия затворника
Илариона Троекуровской обители было не суждено погибнуть
окончательно. Власти переменили свое решение о сносе монастыря и
строительстве на его месте крахмального завода, а вскоре в храмах и
других постройках обители разместились цеха и склады предприятия по
переработке плодов и ягод совхоза «15 лет Октября». Заштукатуренные
росписи и дыры в иконостасах на месте святых образов долгие годы
взирали на то, как в храмах обители изготавливали и упаковывали
различные консервы. Монастырские постройки при этом постепенно
приходили в ветхость, перестраивались, частично разрушались. Так, в
1956 г. были разобраны верхние ярусы колоколен церкви св. Димитрия
Солунского. Однако основная часть монастырского комплекса в с.
Троекурово все-таки устояла во времена лихолетья, что позволяет с
надеждой смотреть на перспективу скорейшего возрождения
монастырских храмов и других строений.
Заключая рассказ о «советском» периоде в истории Троекуровского
Иларионовского монастыря, необходимо сказать о судьбе последнего
настоятеля Владимирского собора обители - священника Тихона
Ивановича Архангельского, прославленного Архиерейским собором
Русской Православной Церкви в 2000 г. в числе Новомучеников и
Исповедников Российских.
Священномученик
Тихон Архангельский родился в 1875 г. в с. Попово Лебедянского уезда
Тамбовской губернии (ныне с. Больше-Попово Лебедянского района
Липецкой области) в семье священника Иоанна Михайловича
Архангельского и его супруги Марии Никандровны.[77]
Знаменательно, что он был внуком о. Никандра Тимофеевича Андреева,
бывшего долгие годы духовным другом затворника Илариона
Троекуровского. В 1899 г. Тихон Архангельский окончил курс
Тамбовской духовной семинарии и вскоре женился на Хионии Ивановне
Дмитриевой - дочери священника с. Копыл того же Лебедянского уезда.
В марте 1900 г. епископом Тамбовским Георгием (Орловым) рукоположен
во священника и поставлен служить в приходско-монастырской церкви
св. Димитрия Солунского в с. Троекурово.[78]
С 1913 г. и до самого закрытия монастыря в 1927 г. о. Тихон был
настоятелем Владимирского собора Троекуровской обители. Он был
добросовестным и ревностным пастырем, много молился и часто служил.
«Приветливый и отзывчивый на людское горе, он всегда мог утешить
пришедшего к нему с бедой человека. Отец Тихон был человеком
решительным и твердым, и в его присутствии невозможно было
выразиться грубо или непотребно - он всегда в этих случаях
останавливал и делал замечание. При всем том он был немногословен
и сдержан».[79]
За свое безупречное и ревностное служение священник Тихон
Архангельский в 1920-х гг. был возведен в сан протоиерея.
После
закрытия монастыря священнику и его семье грозило раскулачивание и
ссылка. Спасаясь от этого, о. Тихон переехал в Лебедянь, а затем
служил в нескольких приходах - до закрытия в них местными властями
храмов. Во время последнего настоятельства в с. Куймань
Лебедянского района в августе 1937 г. он был арестован и увезен
сначала в Трубетчино, а затем в тюрьму в Липецк. О. Тихону было
предъявлено обвинение в контрреволюционной деятельности, но
священник мужественно держался на допросах, отвергал все наветы,
отказывался отречься от веры и сана, никого не предал и не
оклеветал. 17 октября он был расстрелян по приговору тройки НКВД и
погребен в безвестной могиле близ Липецка. Участь исповедницы была
уготована его супруге - Хионии Ивановне. Ее ждали тюрьма, жестокие
допросы следователей, угрозы и требования отречься от веры и
признаться в преступлениях. Благочестивая и мужественная женщина,
несмотря на серьезную болезнь, выдержала все издевательства и была
приговорена к 8 годам лагерей. Лишь в 1944 г., ввиду явно
смертельного и близкого исхода ее болезни, Хиония Ивановна была
выпущена из тюрьмы. Умирать она приехала в родные места. Исповедница
Хиония Архангельская скончалась 22 декабря 1945 г. и похоронена на
кладбище с. Тютчево Лебедянского района...
|