Имея великие духовные дарования от Господа,
преподобный Иларион Троекуровский особенно прославился своей
прозорливостью. Старец предсказывал своим посетителям многие
грядущие события в их жизни или, видя гнев Божий на людях
нечестивых, старался их предостеречь от неразумных поступков и
помыслов.
В начале июля 1848 г. некая помещица В. А. Ш., близко знавшая старца
Илариона и купившая по его совету небольшой дом близ Троекурова,
собралась ехать домой в Рязанскую губернию и по своему обыкновению
заехала к старцу просить его напутственного наставления и
благословения. Но тот через келейника передал ей, что не сможет
принять ее до субботы. Она дважды после этого посылала к старцу
сказать, что ждать три дня никак не может - ждут срочные дела, и
просила принять тотчас же. И всякий раз получала ответ, что до
субботы Иларион принять ее не сможет. Она дождалась субботы и вновь
приехала в Троекурово. При встрече со старцем откровенно сказала
ему, что сильно роптала на него за отказ принять ее ранее. На что
старец с улыбкой ответил: «Теперь, пожалуй, ступай с Богом». С
радостью В. А. Ш. поехала домой, но в дороге встретила посланца с
известием, что в ее деревне открылась холера, и это заставило ее
вернуться назад.
В жизни игуменьи Флоровского Киевского женского монастыря
схимонахини Елеазары был опыт дивной прозорливости старца Илариона.
Она в молодости своей была замужем за полицмейстером Курска Губертом.
Приезжает она раз к Илариону, а тот с утра сказал келейнику: «Ко мне
сегодня придет игуменья. Ты смотри, встреть её». Тот весь день
прождал, и никакая игуменья не приезжала. Уже к вечеру подкатил
экипаж с двумя барынями. Это и была г-жа Губерт с гувернанткой.
Келейник пошел докладывать: «Батюшка, какая-то барыня приехала». -
«Какая барыня? Это игуменья Киевская». Когда она вошла, затворник её
встретил словами: «А! Игуменья ко мне приехала». Г-жа Губерт
удивилась, к чему это он её так назвал, и запомнила эти слова.
Довольно много времени спустя после этого посещения Пелагия
Андреевна Уварова собралась в Киев и пришла проститься к Илариону.
Он дает ей просфору девятичинную, завернутую в исчерченную крестами
бумажку, ладану и свечей и приказывает передать это г-же Губерт. Та
заплакала, принявши от матушки этот дар старца, считая его намеком
на предстоящие ей скорби. На возвратном пути из Киева Уварова опять
зашла к ним и узнала, что у них померли дети. Но еще большее
испытание ожидало их впереди. Муж г-жи Губерт попал под суд, и ему
грозило самое тяжкое наказание, которого он избежал только по
Высочайшей милости. После этого они оба решили поступить в
монастырь. Муж лет восемь жил в Киевской Лавре, где и скончался, а
она до его смерти пожила в одном девичьем монастыре верст за 30 от
Киева, а потом её перевели в Киевский Флоровский монастырь, В этом
монастыре она умерла - игуменьей в 1902 году 96 лет от роду. До
самой кончины своей она имела большую любовь и веру в
троекуровского затворника.
Лебедянский помещик Александр Ильич Лукин приехал к Илариону со
своей родственницей, желавшей получить у старца благословение на
спорное дело с родной сестрой. Причем она сама была неправа в этом
судебном деле. После обычных поклонов Иларион подошел прямо к ней и
спросил: «Как твое имя?» - «Любовь», - отвечала она. «А, -
воскликнул как бы удивленный старец, - Любовь! Да ведь любовь
покрывает множество грехов». И повторил это несколько раз. После
этого посетительница не решилась просить благословения на судебную
тяжбу с сестрой. Лишь после смерти Илариона она начала это дело и,
потратив множество денег, проиграла суд.
Друг затворника - благочестивый священник с. Губина о. Никандр
благословлялся у него перенести свой дом поближе к строившейся тогда
в Троекурове каменной церкви. «Напрасно ты хочешь строиться, –
сказал ему старец, – построишься, а монашки тебя сгонят». В другой
раз о. Никандр задумал перейти на место своего умершего отца в г.
Усмань. «В Усмань переходить не надо, — сказал Илларион, – Погоди.
Вот здесь у меня будет монастырь, тогда и перейдешь в Троекурово». И
действительно, лет через 15 после этого, когда в Троекурове уже была
открыта законным порядком женская община, о. Никандра перевели в
Троекурово.
Богатые купцы Морозовы из г. Ряжска Рязанской губернии – муж с
женой, не совсем здоровые – решились по совету врачей съездить на
Кавказ подлечиться. Но сперва приехали к Илариону просить
благословения на дальний путь. Тот не одобрил их намерения и
посоветовал вернуться домой и, положившись на волю Божию, не
беспокоиться о своем здоровье: «Бог даст, и дома поправитесь». Но
Морозовы не послушались старца и отправились на Кавказ. Доехав до
Ставрополя, они друг за другом заболели холерой и вскоре там
умерли.
В один из приездов Евфимии Григорьевны Поповой в Троекурово старец
заставил ее вскопать гряды на своем огороде. До самого вечера
трудилась она и ничего не ела целый день. Вечером Иларион пригласил
ее пообедать с ним. На стол подан был один-единственный соленый
груздь, разрезанный на три части, да небольшой ломтик хлеба.
Проголодавшаяся Евфимия Григорьевна с огорчением подумала: чего ж
тут есть-то? Но, съевши самую малую часть гриба с хлебом,
почувствовала, что уже так сыта, что более и есть не может. «Ты,
кажется, хотела много у меня покушать, Евфимьюшка, –сказал ей
старец, – а и половины груздика не скушала». «Не могу, Батюшка,
очень сыта». После этой трапезы ей очень долго не хотелось есть. А
то, бывало, пошлет ее старец зимою ночевать в нетопленую баню.
«Иди, – скажет, – с Богом, Евфимьюшка, тебе и там будет тепло». И
точно, по молитвам Угодника Божия она не ощущала холода. Другой раз
приехала Евфимия Григорьевна зимой. Погостила у Илариона дня три и
стала собираться домой. Он уговаривал её остаться еще дня на три,
потому что сделался паводок. Она не слушалась. Собралась и пришла
прощаться. Батюшка снял с себя шерстяные чулки и подал ей. «Они, –
говорит, – хоть и старенькие, да ты их дорогою вымоешь». – «Где ж
мне это дорогою чулки мыть?» – подумала Евфимия Григорьевна и
поехала. С ней были любимый затворником послушник Задонского
монастыря Михаил и кучер. Дорогой пришлось переезжать глубокий
полный водою лог. Возок опрокинулся, и Евфимию Григорьевну еле
вытащили из воды. Так она и вымыла чулочки старца Илариона.
С этим же самым Михаилом, когда он уже стал иеромонахом Зосимой
(впоследствии наместник Задонского Богородицкого монастыря), был
подобный случай. Приехал он в Троекурово на второй неделе Великого
поста; побыл неделю и пришел к старцу благословиться в обратный
путь. «Ну, Бог тебя благословит, – сказал Иларион, – ступай. Да
погоди. На-ка вот тебе на дорогу чаю, сахарцу – да вот возьми еще
сорочку, фуфайку и чулки». И дает ему эти вещи; дал еще пеклеванный
ситный. Отец Зосима подумал про себя: «На что все это? Ведь ехать
недалеко, да еще черный ситный!» А Батюшка, как бы читая его мысли,
сказал: «Возьми, возьми - бывает, и ситный годится в дороге». О.
Зосима покорно взял все и поехал. И какой же ужас ожидал его!
Пришлось ему вдвоем с кучером переезжать Дон ночью по льду. Взъехали
на середину реки, и вдруг лошади провалились в лед. О. Зосима с
кучером кое-как мокрые выскочили оттуда, а лошади бились в воде.
Кучер пошел за помощью в село. А о. Зосима, оставшись один среди
реки, весь мокрый и обледеневший, начал со слезами просить Господа и
старца Илариона, чтобы спасли его от опасности, угрожавшей ему
смертью. Вдруг подходит кто-то неизвестный и говорит: «Иди на
берег, а я твоих лошадей выведу». С трудом, утопая в сугробах,
выбрался о. Зосима на берег. Он не видал, каким образом неизвестный
вытащил лошадей из полыньи, только помнил, что, как вышел на берег,
так и лошади с санями выехали следом и стали рядом с ним, а
незнакомец молча оправлял сбрую. Оба стояли, как будто в ожидании
кучера с людьми из села. Сам о. Зосима был в каком-то забвении и
относился к происходившему как к чему-то обыкновенному, и только
громкие изумленные восклицания подошедшей толпы крестьян привели
его в себя. «Кто же тебе, Батюшка, вывел лошадей-то?» – спрашивали
они. – «Да я и сам не знаю. Я думал, кто-нибудь из вашего села. Вот
он сейчас тут стоял, оправлял лошадей». Но никого не было. Все
приписали это к чудесам Божиим, так как невозможно было одному
человеку справиться с этим делом. А о. Зосима уверился, что
спасителем его был Троекуровский затворник, и со слезами
возблагодарил Господа и о. Илариона. Вот тут-то, как приехали в село
все обмерзлые, а на лошадях даже шлеи обледеневшие, тут-то и
пригодились о. Зосиме и батюшкина сорочка, и фуфайка, и теплые
чулки; кучеру же очень кстати показался пеклеванный ситный с горячим
чаем, потому что ужина; хозяев не нашлось. А Иларион рано утром
послал за Голдобиными. Они приезжают. «Подите отслужите молебен о
здравии иеромонаха Зосимы. Ты знаешь, Александра, он нынче ночью в
одиннадцатом часу ведь оборвался в лед. Я молился о нем, и Господь
его спас. Напиши ему, чтобы не скорбел и не боялся: поболит
немножко, и Господь исцелит. Весною еще к нам приедет».
Елецкой помещице Кожуховой старец как-то сказал: «Видишь, как у меня
на креслах изветшала подушка-то. Пойдешь в свою деревню, привези мне
оттуда новую; а покойнее бы тебе продать это беспокойное имение, и
деньги отдать на Задонский собор за упокой души твоей». - «По
приезде оттуда я исполню Ваш совет», - отвечала она. — «Не езди, а
продай здесь, я купца найду, и деньги употребим на устройство
собора», - сказал Иларион. «Нельзя же, Батюшка, не быть мне в
деревне, и для распоряжения, и в последний раз посмотреть на
имение», - отвечала Анастасия Петровна и отправилась. Вскоре по
приезде в деревню нашли её в постели мертвую, задушенную подушками.
Однажды старец Иларион послал со своим келейником казначею
Лебедянского Троицкого монастыря о. Филарету просфору и черное
полотенце. Вскоре после этого настали для о. Филарета черные дни -
по наветам недругов он был оклеветан перед начальством, лишен
должности и долго переводился из одного монастыря в другой.
|