СЕГОДНЯ

ИСТОРИЯ

ОТДЕЛЫ СЕМИНАРИЯ СПРАВОЧНИК

ЭТАПЫ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Первые мероприятия советской власти в отношении к Православной Церкви - классическое свидетельство попыток большевиков следовать марксистскому учению о религии как надстройке на материальном базисе. Если убрать этот базис- имущество, если изъять ценности, если ограничить налогами церковные доходы, то Церковь должна отмереть сама по себе. Этого, как известно не произошло. Тогда органы советской власти пытаются разрушить церковный мир, посеять смуту и разделения. В известной мере им удалось добиться этого. Однако гонения только укрепляли Православную Церковь. Верующие еще теснее сплотились вокруг приходского духовенства. Священнослужители, очистившиеся от нестойких и малодушных, являли собой пример истинных пастырей "стада Христова". На повестке дня у большевиков был поставлен очередной вопрос: ликвидировать духовенство и провести атеистическую "обработку" населения. И они начали планомерную работу в этом направлении.

Начало антирелигиозной работе в губернии было положено в 1921 году созданием Союза атеистов города Воронежа. В октябре 1924 года при агитационно - пропагандистском отделе губернского комитета партии было образованно методическое бюро по антирелигиозной пропаганде. К середине 1925 года в Воронеже действовало два массовых антирелигиозных отдела с 16 отделениями по предприятиям и клубам. Год спустя, структуризация атеистических подразделений была завершена созданием антирелигиозной комиссии при губкоме партии и организацией губернского союза безбожников.

Антирелигиозная комиссия определяла формы и методы атеистической пропаганды, разрабатывала методические рекомендации, рассылала циркуляры по уездам. "Усилить работу по разложению тихоновской ориентации, обратить внимание на бродячий элемент, которыми являются бывшие монахи и монашки", - это циркулярное указание. А вот пример методических разработок: "Чтобы отвлечь трудящиеся массы от посещения Церкви накануне Пасхи, организуйте массовые зрелища со всякой интересной и разнообразной программой. Пение, музыкальные, драматические и спортивные номера чередуйте танцами, хороводом, массовыми играми....Программа этого вечера должна быть рассчитана так, чтобы вечер кончался не раньше чем попы кончают свои торжества в церквах. За час или за два до начала нашего вечера снаружи у помещений необходимо выставить духовные или струнные оркестры.

В день вечера выделяйте особых глашатаев в сопровождении гармонистов или других музыкальных инструментов, с плакатами обходящих улицы и зазывающих на антирелигиозный вечер".

Насколько удачными были эти рекомендации видно из отчетов районных комитетов партии о проведении "Пасхальных дней"

"Секретарь парт ячейки химкомбината Воронежа около полуночи повел находящихся в клубе рабочих с оркестром духовой музыки к церкви князя Владимира. И перед входом в церковь устроил под оркестр пляску. Большинство подошедших с ним рабочих, которые до этого не были намерены почти на пасхальную службу, видя такие безобразия ушли в церковь...

Члены ВЛКСМ завода им. Ленина г. Воронежа в ночь перед Пасхой забрались в Вознесеновскую кладбищенскую церковь и в алтаре и на иконостасе развесили антирелигиозные плакаты и листовки, чем страшно возмутили верующих...

В городе Боброве местным союзом безбожников с согласия райкома партии на площади перед собором были устроены карнавальные шествия и военные игры. Во время крестного хода участники военных игр бросали над верующими ракеты, которые попадали на верующих и вызывали среди них переполох. Когда началась в церкви служба, был взорван, заранее зарытый недалеко от собора, динамит. От силы взрыва все стекла в соборе были выбиты. Верующие остались молится, говоря, что лучше умереть в церкви, чем на улице".

Воронежцы в основной своей массе не принимали безбожные инициативы властей. В Лискинском районе в 1928 году загорелась изба - читальня и клуб. Крестьяне отказались спасать это "чертово гнездо", где устраивались антицерковные шабаши, говоря: "Слава Богу. Он послал благодать и сжег чертово логовище". И таких примеров - множество.

В 1932 году был утвержден второй пятилетний план развития СССР. "Союз воинствующих безбожников" спланировал свою пятилетку: провести массовое закрытие православных храмов, запретить изготовление предметов культа, выслать всех церковнослужителей за границу(!); в четвертый год пятилетки - закрыть все оставшиеся храмы всех религий. Таким образом, воинствующие атеисты полагали, что к 1 мая 1937 года "имя Бога должно быть забыто на всей территории СССР". Несбыточными оказались мечтания о забвении имени Божия, но вполне реальным был процесс закрытия храмов, высылки священников, и не за границу, а в северные лагеря.

Когда стало известно, что в Соловецком заключении скончался владыка Петр (25 января 1929 года), на самостоятельную Воронежскую кафедру был поставлен архиепископ Захария (Лобов). В пасхальные дни 1929 года он прибыл в Воронеж. В приветственном слове к пастве он сказал: "Усерднейше прошу принять меня, как архипастыря и отца, и обращаться ко мне всем сердцем и всей душою. Да будет едино, ибо в единении спасение наше и небесное и земное". Шесть лет длилась святительское служение владыки Захарии в епархии. Это было трагическое время очередного наступления коммунистов на религию "по всем фронтам". Особенно не простым было положение на селе, где создавались колхозы. Органы НКВД внимательно следили за деятельностью Воронежского архиерея, отмечая все события его жизни. В конце мая 1935 года власти решили, что пришло время арестовать владыку Захария. 22 мая он был задержан за якобы антисоветское высказывание, что "в настоящее время над русским Православием поднят меч". Пока архиепископ Захария томился в тюрьме, во временное управление епархией вступил епископ Липецкий Александр (Торопов).

В сентябре 1935 года архиепископ Захария был осужден на 5 лет лагерей, ранее он уже был в заточении 4 года на Соловках и 2 года на поселении. Вскоре был арестован и владыка Александр (Торопов).

В 1936 году началась сплошная массовая ликвидация религиозных объединений всех ориентаций. На 1 января 1936 года действующих приходов Православной церкви в области насчитывалось около двух сотен. Три года спустя их было уже шестнадцать. А к началу Великой Отечественной войны осталось всего лишь два прихода. Большинство священнослужителей было арестовано, оставшиеся на свободе вынуждены были вести скитальческую жизнь.

Но не только государственные органы и союз безбожников вели борьбу с Православной церковью, не забывало об этом и обновленчество. В 1926 г. воронежских обновленцев возглавил лжемитрополит Корнилий (Попов). К этому времени обновленцы отказались от большинства своих радикальных нововведений. Даже организацию свою они переименовали в "Русскую Православную Церковь" и избрали для руководства ею традиционный Синод. Московскую Патриархию они именовали староцерковниками, тихоновцами и сергиевцами.

Когда в 1928 году была образована Центрально-Черноземная область, обновленцы создали в ее границах Воронежское областное митрополитанское церковное управление (ВОМЦУ), включавшее двенадцать обновленческих епархий: Борисоглебскую, Воронежскую, Елецкую, Козловскую, Моршанскую, Острогожскую, Россошанскую, Тамбовскую, Орловскую, Старооскольскую, Белгородскую и Курскую. Последние четыре выделились из ВОМЦУ в 1934 году.

Борьба с Московской Патриархией была главной задачей обновленческой церкви. Именно для этого в октябре 1924 года воронежские обновленцы учредили миссионерский отдел при своем епархиальном управлении. Иногда эта борьба принимала весьма специфические формы. В 1935 г. по инициативе обновленческого Россошанского епископа Григория, благочинный Россошанского района вызвал Подгоренского благочинного, а благочинный Михайловского района вызвал Кантемировского благочинного на соревнование "по лучшему проведению в жизнь мероприятия по борьбе со староцерковниками". Эти мероприятия сводились обычно к составлению доносов на православное духовенство, с тем расчетом, чтобы после их удаления поставить на приход своего священника. В 1935 г. на территории, занимаемой Росссошанской епархией, функционировало 19 обновленческих и 40 православных храмов. В Борисоглебской епархии православных храмов также было больше. В Острогожской - действовало 60 обновленческих и 32 григорианских прихода. Большое число православного духовенства стало жертвами обновленческих доносов. Но и сами они не были застрахованы от репрессий. В 1935 году лжемитрополита Корнилия заменил, объявивший себя митрополитом, бывший православный священник Александр Медведев. На тот момент в области насчитывалось чуть более сотни обновленческих приходов. Спустя год он был уже также арестован и осужден. Его приемник "митрополит" Иван Острогорский летом 1937 года был арестован и вскоре расстрелян. "Реформаторы" были уже не нужны государству. В апреле 1940 года был закрыт последний обновленческий храм области - Никольская церковь в Воронеже.

Однако при оккупации Воронежской области немецкими захватчиками, открытые в некоторых населенных пунктах церкви приняли обновленческую ориентацию. Это были церкви сел Россошанского и Ольховатскго районов. Еще в 19936 году. В этих районах не было ни одной православной церкви, а обновленческих - десяток. К концу 1943 года все обновленческие приходы области вернулись в лоно Православия, последний очаг раскола был ликвидирован.

В ноябре 1935 года на Воронежскую кафедру был определен архиепископ Петр (Соколов). Он пробыл на кафедре ровно год. После чего был арестован за то, что произнес якобы контрреволюционную проповедь "...и теперь христиане несут тяжелый подвиг, - говорил владыка, - переживают разные скорби, лишения и бедствия". Лишения и бедствия владыка Петр испытал на себе, отбывая срок на Соловках, живя на поселении, прибывая в Сталинградской тюрьме. Заключение в Воронежской тюрьме оказалось последним этапом исповеднического пути владыки Петра. Он скончался в неволе 28 мая 1937 года.

Временно управляющим епархией после ареста архиепископа Петра был поставлен архиепископ Елецкий и Задонский Серафим (Протопопов). Но как оказалось не надолго. 6 марта 1937 года владыка был арестован. Это был уже 5 арест архипастыря. Указом митрополита Сергия от 14 мая 1937 года временное управление Воронежской епархией было возложено на епископа Моршанского Аполлоса (Ржаницына). После его ареста в ноябре 1937 года немногочисленные приходы Воронежской епархии, за отсутствием на свободе архиереев подчинялись непосредственно Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Сергию (Страгородскому).

Н.САПЕЛКИН