|
СЕГОДНЯ | ОТДЕЛЫ | СЕМИНАРИЯ | СПРАВОЧНИК |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО СОВЕТА ПО ДЕЛАМ РПЦ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ |
||||||||||
В аппарат Совета по делам РПЦ входили уполномоченные этого Совета при областях, краях и республиках СССР. Должность уполномоченного была учреждена и при Воронежском облисполкоме. 21 февраля 1944г. на эту должность был назначен Владимир Степанович Гостев. С первых же дней работы он приступил к активной деятельности по учету действующих приходов и закрытых храмов, к регистрации священнослужителей, к рассмотрению жалоб и заявлений верующих и духовенства. Гостев начал работать с поистине большевистским рвением. В течении 1944г. им было рассмотрено 152 заявления об открытии церквей и 17 жалоб верующих "на грубое к ним обращение, сопровождавшееся угрозами со стороны местных партийных и советских работников." Но большинству обращений был дан отрицательный ответ, и Гостеву пришлось рассматривать 104 повторно поступивших заявления. 17 ходатайств об открытии храмов были удовлетворены. Десять храмов было открыто в 1944г., остальные в следующем. Были взяты на учет недействующие храмы, начата работа по регистрации приходских общих храмов, открытых до февраля 1944г. Действующим и вновь назначаемым на приход священникам выдавались справки о регистрации. При этом уполномоченный иногда злоупотреблял своим положением, вмешиваясь в дела назначения, перемещения и увольнения духовенства, что явно видно из многочисленных заявлений священников, поступавших на имя уполномоченного. Разобравшись со своими обязанностями, уполномоченный стал рассматривать и внутрицерковные дела. Так, деятельность епископа и епархиального управления в 1944г. он посчитал "неудовлетворительной", поскольку "по епархии дано всего лишь одно директивное указание". В вину Владыке ставилось, что он "оградил себя людьми сугубо нравственно-религиозными... Делопроизводство и отчетность запущены... Нет действенности и оперативности в работе, которую едва ли может осуществить епископ Иона Орлов, как мало имеющий опыта административной работы, не желающий понять задач, стоящих перед церковью и по старости своих лет. Поэтому желательно было бы заменить епископа Орлова другим, или дать в помощь викарного епископа." С большевистской прямотой В.С.Гостев считал, что перед церковью необходимо ставить задачи и требовать их исполнения. Но в данном случае он несколько "перегнул палку" и ему было рекомендовано не вмешиваться во внутрицерковные дела. Протокол заседания Совета по делам РПЦ при СНК СССР, рассматривавшего работу В.С.Гостева целесообразно привести полностью. Протокол 5 заседания Совета по делам РПЦ при СНК СССР от 28/03/1945г. Слушали: Доклад уполномоченного Совета по Воронежской области т. Гостева В.С. о работе за 1944г. Постановили: Отметить, что т. Гостевым проделана значительная работа по изучению церковной жизни в области, что нашло отражение в представленном в Совет подробном и обстоятельном докладе. Обратить внимание на следующие недочеты в работе т. Гостева: а) медлительность в рассмотрении заявлений верующих, чем вызвано поступление с их стороны большого количества жалоб. Заявления верующих села Березовки Голосновского района и Русская Матреновка Алексеевского района находятся на рассмотрении с июня месяца 1944г.; б) заявления верующих, поступающие к уполномоченному, не всегда обстоятельно изучаются, в результате чего облисполкомом принято 48 решений об отклонении ходатайства с мотивировкой за "нецелесообразностью" открытия церквей; в) не закончена регистрация действующих церквей и служителей культа. Предложить уполномоченному Совета по Воронежской области т. Гостеву провести следующие мероприятия:
То ли из-за разъяснений руководства, а возможно и по иным причинам, с 1945г. установились достаточно доверительные отношения уполномоченного В.С.Гостева с епархиальным управлением и архиереем, отношения, которые отвечали интересам Церкви в тех условиях. Еженедельно по вторникам епископ посещал уполномоченного для совместного обсуждения вопросов церковной жизни епархии. По отзывам епископа Иосифа "вся работа протекала в духе понимания и благожелательности." В 1945г. уполномоченным поставлены были на учет все штатные и заштатные священнослужители. В 1946г. на все действующие и недействующие храмы были составлены учетные карточки. Однако процесс открытия храмов тормозился властями. За первую половину 1946г. было подано 60 ходатайств об этом, а удовлетворено лишь одиннадцать из них.43 Вот некоторые примеры типичных отказов, взятые из протоколов заседания Исполнительного комитета Воронежского областного Совета депутатов трудящихся: "Рассмотрев ходатайство верующих в количестве 25 человек об открытии Рождественской церкви в г.Воронеже и имея ввиду, что сводчатое перекрытие здания почти все разрушено, а в стенах имеются пробоины, полностью отсутствуют: крыша, пол, оконные переплеты и двери, что разрушение здания церкви, актом техосмотра, составленным инженером райотдела комунхоза, определяется в 70% и так как этот большой капитальный ремонт не может быть выполнен силами и средствами верующих, исполком облсовета решает: ходатайство отклонить. 15.02.1946г." "Рассмотрев ходатайство верующих в количестве 21 человека, об открытии церкви в г.Ростоши Токайского района и имея ввиду, что здание церкви преобразовано под дом соцкультуры, в котором размещается также районный парткабинет, исполком облсовета решает: ходатайство отклонить. 15.03.1946г." "Рассмотрев ходатайства верующих с.Плотава Репьевского района и имея ввиду, что здание церкви требует большого капитального ремонта, который верующие не в силах будут произвести, и что на территории Репьевского района функционирует 5 церквей, из которых церковь с.Ново-Солдатки находится в 7 км от с.Плотава, исполком... решает: ходатайство отклонить. 13.08.1946г." "Рассмотрев ходатайство верующих в количестве 21 человека об открытии церкви в с.Петино Гремяченского района и заключение уполномоченного Совета по делам РПЦ СМ СССР тов. Гостева, не поддерживающего данного ходатайства, и имея ввиду, что здания церкви в с.Петино не имеется, а бывший дом священника, который верующие просят передать в их пользование, занят под школу и кроме того в 5 км от Петино имеется действующая церковь в с.Девица Семилукского района, исполком... решает: ходатайство отклонить. 4.09.1946г." "Рассмотрев ходатайство верующих об открытии церкви в п.Таловая и имея ввиду, что здание церкви переоборудовано под районную электростанцию, в связи с чем оно потеряло церковный вид, другим же помещением верующие не располагают, исполком... решает: ходатайство отклонить." В случае положительного решения со стороны уполномоченного и исполкома облсовета решение об открытии церкви направлялось в Совет по делам РПЦ для "окончательного решения". Разрешение Совета требовалось так же и в тех случаях, когда недействующие храмы предполагалось использовать под культурно-хозяйственные цели. Один из документов гласит: "Рассмотрев материалы о переоборудовании под школу церковного здания с.Покровского Коротоякского района и заслушав т. Гостева, считающего переоборудование возможным, исполком ... решил: 1. Разрешить облоно и исполкому Коротоякского райсовета переоборудовать церковное здание под среднюю школу. 2. Просить Совет по делам РПЦ дать свое согласие на переоборудование церковного здания. 3. Предложить облоно и исполкому Коротоякского райсовета приступить немедленно к переоборудованию, по получении на это согласия Совета по делам РПЦ при СМ СССР." В.С. Гостев работал в должности уполномоченного Совета семь лет. 10 января 1951г. он сдал дела и должность Александру Петровичу Назарову. Среди передаваемых дел были: 131 дело на действующие церкви Воронежской области и 195 заявлений об открытии недействующих церквей. Таким образом в области кроме действующих зарегистрированных приходских объединений существовало 195 сложившихся объединений, которым не разрешили открыть церкви.50 К 1950г. в области замечается наиболее "недружественное" отношение к Церкви за все послевоенные годы. Участились "недоразумения" с завышением оценок церковных зданий и налогов со строений. В с.Лосево на Пасху 1949г. (18 мая) сельский совет не разрешил Крестного Хода вокруг храма. По существу, издевался над верующими горсовет г.Лисок. в праздник Крещения Господня 1949г. горсовет запретил Крестный Ход на Дон на Иордань, якобы из-за слабости льда. Тогда верующие обратились с просьбой провести Крестный Ход к одному из колодцев на улице Большой Донецкой. Им было отказано по причине того, что "к этому колодцу необходимо идти с горки, что угрожает опасностью для граждан, которые могут подбить друг друга во время шествия." Верующие указали на колодец около Покровского моста. Но и он не подошел по причине того, что "рядом находится школа". Наконец, верующие нашли колодец находящийся на прямой, ровной улице, вдалеке от школ, около пристани. Но горсовет и туда не разрешил Крестного Хода, сославшись на опасность заражения тифом, т.к. "колодцы могут сделаться очагами инфекции, из которых будут брать воду, каждый своей посудой". В этот праздник Крещения в г.Лисках Крестный Ход так и не состоялся. Воду освящали в церковной ограде. Такие случаи были нередки. Возможно из-за того, чтобы не вступать в противоречия с властями, Святейший Патриарх Алексий своим распоряжением от 26 декабря 1949г. отменил Крестные Ходы на реку в день Крещения. В феврале 1951г. священник хутора Филькина Буденовского района В.Н. Пехов обращался к уполномоченному: "Прошу Вашего разъяснения: имеют ли право председатели колхозов запретить верующим ходить в церковь в воскресенье и праздничные дни... Имеют ли они право публично оскорблять верующих за посещения церкви... Имеют ли право председатель колхоза и бригадиры не допускать человека к работе за то, что он был в церкви. Имеет ли право участковый милиционер вмешиваться, насмехаться над служителем церкви и запрещать ходить с требами на дома верующих по приглашению, даже погребения с выносом запрещает, собирается принять административные меры..." Как видно положение священнослужителей на местах становилось все более тяжелым. При этом никаких решений, ограничивающих права верующих и духовенства на областном уровне, как и на Союзном, не принималось. На состоявшемся в декабре 1946г. Пленуме обкома ВКП(б) при рассмотрении вопроса "О состоянии идеологической работы в области" были вскрыты недостатки в борьбе с пережитками капитализма в сознании советских граждан. Но религиозные взгляды населения к пережиткам отнесены не были, хотя в 1940г. на областном партийном совещании по улучшению научно-атеистической пропаганды, религия была определена как "пережиток капитализма". Русская Церковь получила свободу деятельности в строго определенных рамках. Но и на эту свободу покушались местные органы власти, которые препятствовали нормальной деятельности Церкви, при попустительстве вышестоящего руководства. Хотя, конечно центральная власть не могла уследить за всеми и поправить каждого низового работника. К 1949г. относятся случаи
увольнения с работы за религиозные
убеждения. Как видно государство все-таки
вмешивалось в дела Церкви. Но и Церковь
вмешивалась в дела государства, но это было
вмешательство другого рода -
патриотическая помощь государству в борьбе
с врагом и залечивании ран, нанесенных
войной. |
||||||||||
Н.САПЕЛКИН |