СЕГОДНЯ

ИСТОРИЯ

ОТДЕЛЫ СЕМИНАРИЯ СПРАВОЧНИК

СЕКТАНТЫ, ПРАВОСЛАВНЫЕ И АТЕИСТЫ

В числе жителей Воронежской области, кроме православного населения, было и неправославное. Его можно объединить в три группы: старое русское сектантство, инославные и атеисты.

Старое русское сектантство - собирательное понятие, введенное в научную литературу для обозначения религиозных сект, возникших в России в 17-19 веках. К таковым относятся христоверы, молокане, духоборы, субботники. Воронежская губерния до революции была наиболее крупным и устойчивым центром старого русского сектантства.

К 1917г. в губернии насчитывалось до 300 семей христоверов (хлыстов). Сами члены секты называли себя последователями "христовой веры" - "людьми божьими". Хлыстами их называют потому, что во многих общинах существовала практика самобичевания. Секта возникла во второй половине 17 века в Костромском и Московском уездах. К середине 18 века христоверие проникло в Воронежскую губернию. Основами учения являлись: "духовое" понимание Православия, отказ от его обрядов и посещений богослужений в церкви, вера в мистическое единение верующего с Богом, когда верующий сам становится "Христом". Основная форма богослужения у христоверов - "радения", которые включают песнопения, пляски, пророчества. Христоверы проповедовали полный аскетизм, вплоть до отказа от брака. В середине 18 века христоверие разделилось на две ветви. Одна из них - скопчество, являлось логическим завершением "хлыстовского аскетизма", другая, допускающая брак, непосредственно хлысты в последствии разделилась на враждовавшие друг с другом течения: "Новый Израиль", духоборы и молокане. Наиболее многочисленным в Воронежской губернии был союз "Новый Израиль". Родиной "новоизраильтян" считается г.Бобров. В 1894г. бобровский крестьянин Василий Семенович Лубков на первом съезде сторонников "Нового Израиля" был признан "христом". На учете властей в 1913г. в губернии числилось около 600 новоизраильтян. В первые послевоенные годы в епархии насчитывалось до 30 их семей, живущих в селах Абрамовка, Бодеево, Солонцы. В г.Борисоглебске проживало несколько семей хлыстов. По некоторым данным, в ближайшем пригороде Борисоглебска проживали скопцы, но данные эти были не проверенными.

Вслед за хлыстами и скопчеством во второй половине 18 века появилась религиозная секта духоборов. Возникла она в среде государственных крестьян Воронежской губернии. Духоборы - борцы за дух - также отрицали православную обрядность и иерархию. В 19 веке духоборы из Воронежской губернии были выселены в Таврическую, затем на Кавказ. В интересующий нас период духоборов в области не было.

Молокане - секта возникшая на основе "христоверия" в 60-х годах 18 века в Тамбовской губернии. Они так же отрицали Православные обряды и таинства. Единственным источником веры и руководством в общественной и семейной жизни они считали Библию. Религиозный культ у молокан был упрощенным и сводился к собраниям, проводимых в обыкновенных помещениях, на которых читались Библейские тексты и пелись молитвы. В середине 19 века от молокан отделился "донской толк" - "евангелические христиане", которых в Воронежской губернии в 1917г. насчитывалось до 200 человек. К середине 20 века значительная их часть перешла к баптистам. Непосредственно молокан по данным на 1913г. в губернии проживало более 1600 человек. В 40-50-е годы 20 века в области насчитывалось не менее 150 молокан, проживающих в п.Сомово и с.Пески.

"Субботники" - стояли особняком по отношению к остальному сектантству, т.к. были близки к иудейской обрядности. Название секте было дано по субботе как дне покоя. В основу вероучения был положен Ветхий Завет. Практиковалось обрезание по иудейскому обряду. Секта эта возникла в России на рубеже 17-18 веков, примерно в то же время проникла в Воронежский край, первоначально "субботники" проживали в селах Верхняя Тишанка и Новая Чигла. Однако к 1830г. секта в Новой Чигле была совершенно уничтожена, через окрещение взрослых и малолетних пожелавших принять Православие и высылкою в Сибирь "упорствующих в заблуждении". Несмотря на гонения, "субботники" уцелели в Верхней Тишанке и оттуда распространились по губернии. Численность их к 1917г. составляла не менее 1000 человек. В 40-50-е годы "субботники" проживали в с.Гвазда Бутурлиновского района численностью до 100 дворов, а хутор Высокий и поселок Ильинка Таловского района были населены ими полностью. Видимо, правильнее было бы считать субботников не сектой, а вероучением, которое практически ни чем не отличается от иудейского, то есть "субботники" - это русские крестьяне, принявшие иудейское вероисповедание. Тем более, что сами себя они называли "геры". Это древнееврейское слово означает "новообращенные", и относят себя к одному из 12 колен Израилевых.

Инославные конфессии в области в те годы были представлены иудеями и протестантами. Иудейские общины имелись в г.Липецке и в г.Воронеже, но официально зарегистрированы они не были. Хотя в сентябре 1947г. Воронежский облисполком дал разрешение на открытие иудейского молельного дома в арендуемом частновладельческом помещении в г.Воронеже, но Московские власти это разрешение не поддержали. Инославные культы находились в ведении союзного органа - Совета по делам религиозных культов при СНК СССР, учрежденного 19 мая 1944г.; возглавлял его И.В. Полянский. В отличие от Совета по делам РПЦ, Совет по делам религиозных культов своего уполномоченного в г.Воронеже не имел. По всем вопросам не православным верующим приходилось обращаться непосредственно в Москву.

За годы войны и первые послевоенные годы активизировалась деятельность баптистов. Баптисты - последователи протестанского направления, возникшего в 17 веке независимо друг от друга в Англии и в английских колониях в Северной Америке. В Россию баптизм проник в 60-70-е годы 19 века. Перед революцией 1917г. в Воронежской губернии насчитывалось около шести тысяч баптистов, проживающих в 73 населенных пунктах. Первые годы после революции баптисты находились в несколько привилегированном положении, по сравнению с РПЦ, но в 30-е годы стали подвергаться преследованиям. В 1944г. в результате объединения баптистов и евангельских христиан был образован Союз евангельских христиан-баптистов. В 1945г. к нему примкнула часть пятидесятников. А в годы войны и первые послевоенные годы образовалось 120 групп и общин евангельских христиан-баптистов. Численность их достигала 4000 человек. Официально зарегистрированных было 9 общин. Баптистам более других характерна миссионерская деятельность. Проповедью веры (евангелизацией) занимался каждый член общины. Из всех религиозных культов только баптизм обнаружил наибольшие способности к воспроизводству в условиях социалистического общества. С каждым годом число их приверженцев хотя и медленно росло.

Перейдем теперь к рассмотрению группы так называемых атеистов, то есть людей неверующих. Атеизм долгие годы в нашей стране был одной из основ государственной идеологии. С первых дней своего существования Советская власть повела активную борьбу с религией. Стали создаваться атеистические организации. Самой первой из них в стране было Воронежское общество антирелигиозной пропаганды и агитации, возникшее в марте 1921г. После создания в 1925г. Союза воинствующих безбожников, в Воронежском крае стали создаваться ячейки Союза и к началу 1941г. его членов в области насчитывалось до 62800 человек. В его рядах состояли, в основном, члены и кандидаты в члены ВКП(б) (таковых на 1 января 1941г. в области насчитывалось 54620 человек) и комсомольцы, которых было около 150 тысяч человек; из них 50000 были школьниками. Мы автоматически относим их к атеистам, то есть к людям, сознательно не принявшим или отвергнувшим веру в Бога, всех коммунистов, потому что одной из обязанностей коммунистов была борьба с религией, то есть публичная хула имя Господня. В 40-50-е годы в области было очень много случаев, когда коммунисты крестили детей и внуков, принимали участие в религиозном обряде погребения. Такое их поведение, видимо, было обусловлено известным отношением государства к Церкви и верующим. Они не боялись потерять свои партийные билеты. Все же мы относим всех коммунистов в разряд атеистов. Правда, это не распространяется на членов их семей, которые могли быть людьми верующими. Вполне возможно, что за ушедших на фронт мужей, отцов и детей коммунистов молились их родственники. А на фронт из Воронежской области был мобилизован 28671 коммунист. За годы войны членами и кандидатами в члены партии здесь стали 22625 человек.

К числу атеистов следует относить и людей некрещенных. Общее их число не известно, но в 40-50-е годы до 40% родившихся младенцев оставались некрещенными. К числу атеистов относятся и те, кто своими поступками сам отлучил себя от церкви. К сожалению, таковых было много в сельской местности: это те, кто сбрасывал колокола и срывал кресты с церквей, кто открыто высказывался будто "религию попы выдумали для околпачивания масс". Их поведение проиллюстрируем примером. Из рапорта настоятеля Христо-Рождественской церкви с.Кирсановки: "14 сентября 1945г. около четырех часов дня к церкви подъехали на лошади два человека из местных, один из них, имея при себе ружье стал стрелять в окно храма. Одно окно разбил вдребезги. Другой на это сказал: "Жаль, что одно надо бы все разбить". А раньше 3 сентября вошли в храм трое местных мужчин, не снимая фуражек. Один из них стал сквернословить, схватил за грудки одного старика-богомольца и стал трясти его. Отпустив его, взошел на солею, толкнул сначала один подсвечник, затем другой, подсвечники разбились, масло потекло по полу. Затем стал придираться ко мне. Сначала толкнул в грудь, а затем схватил за грудки, намериваясь ударить, и все время продолжал сквернословить. Когда народ стал собираться к вечерне, их вывели."

Подведем некоторые итоги. По официальным церковным данным, на 1916г. в Воронежской губернии 98% населения были православными. В 20-30-е годы - во время воинствующего безбожия и церковных нестроений - число православных верующих уменьшилось, так как некоторая ушла из Православной Церкви в "катакомбы" истинно-православных христиан и в последствии выродилась в группы нового русского сектантства. Другие пополнили ряды атеистов, став членами партии и Союза безбожников, были отлучены или сами отлучили себя от Православной Церкви. К разряду атеистов мы относим и некрещенных. Определенная часть некрещенного населения Воронежской области была неправославной, это члены так называемых старых русских сект и инославные, которые были представлены иудеями и евангельскими христианами-баптистами. Их число в 20-30-е годы поколебалось не сильно. Остальное население области составляли православные, которых мы разделяем на две категории: воцерковленные - исполняющие православные обряды, и невоцерковленные - крещенные в Православии, но еще не пришедшие к вере.
  

Н.САПЕЛКИН