СЕГОДНЯ

ИСТОРИЯ

ОТДЕЛЫ СЕМИНАРИЯ СПРАВОЧНИК

ПАСТЫРСКАЯ И МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДУХОВЕНСТВА ЕПАРХИИ

"В переживаемую Россией небывалую и неслыханную по жестокости и кровопролитию войну, когда русский народ... принял на себя главный удар врага, вооруженного техникой всей Европы, священники Воронежской епархии во главе и под руководством своего епископа и Патриархии считали своим долгом возгревать в своих пасомых любовь к своему Отечеству, обращаясь к верующим с патриотическими воззваниями,... ободрить, утешить унывающих и скорбящих при потере близких сердцу, объяснять заветы Христа Спасителя, особенно завет о любви к ближним, который прежде всего выполняют наши защитники, будучи готовы каждый день и час, на каждом шагу своих великих подвигов положить душу свою за други своя." Так духовенство епархии определяло главные задачи своей деятельности. На передний план выдвигалась патриотическая и пастырская работа.

Пастырская деятельность - это проповедь Слова Божьего. Пастырем (пастухом) называют священника, т.к. его обязанность "пасти" вверенное ему "духовное стадо". Пастырская деятельность проявляется в практической деятельности священника, в совершении богослужений и выполнении религиозных треб, а так же в проповедях, произносимых во время литургии, поучениях и обращениях на темы очередного Евангельского чтения. Проповедь в храме читали на каждый воскресный и праздничный день, т.е. не менее 70 проповедей в год. Для достаточно хорошей подготовки к проповедям необходима была специальная литература. Как мы выяснили, высшее и среднее богословское образование имело менее половины духовенства, остальные не располагали достаточными знаниями для того, чтобы хорошо подготовить проповедь. Специальной богословской и пастырской литературы в те годы не издавалось, поэтому при подготовке проповедей духовенство использовало материал взятый или из жизни, или из книг, изданных до революции. Но такие книги сохранились не во всех приходах. Не в каждой церкви имелись необходимые богослужебные книги, что вынуждало верующих к списыванию от руки экземпляров, где таковые сохранились. Полный комплект богослужебной литературы имелся только в 18% храмов (данные на 1945г.). В феврале 1945г. из Воронежского краеведческого музея епархии были возвращены 84 экземпляра богослужебной и богословской литературы. В 1947г. библиотека ВГУ передала епархии более 2000 экземпляров книг библиотеки бывшего духовного училища. Таким образом, полностью богослужебными книгами было укомплектовано 23,6% храмов, а при епархиальном управлении была создана закрытая бибилиотека. Не всегда могла помочь священнику при подготовке к проповеди и литература изданная до революции, т.к. перед ними ставились задачи давать "разумные наставления о соответствии Евангельскому учению законов о свободе совести и об отделении церкви от государства, о братстве и дружбе народов, о господстве труда, о равноправии женщин" и т.д., то есть темы навеянные современностью. Разъяснения на некоторые их этих тем, можно было найти в "Журнале Московской Патриархии". Так в одной из статей журнала архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) разъяснял, что заповедь Христа о любви к ближним неприменима к "немецким убийцам, топчущим ногами Святое Евангелие, вторично распинающих Христа". Но журнал выходил тиражом лишь в 15000 экземпляров в год и часть его отправлялась за границу. Поэтому не всякий приход имел возможность его почитать.

Общей чертой всех проповедей православного духовенства является призыв к укреплению пошатнувшейся веры. В годы войны к вере пришли многие люди, в том числе и из интеллигенции, "горячей и усердной молитвой изливали они свою душевную скорбь и успокоенные возвращались к своему повседневному труду, оставляя в церкви свою скромную лепту." Для них необходимо было объяснить истину и полноту Православного вероучения. Верующим старушкам, составляющим основной контингент прихода, тоже приходилось разъяснять истины Христовой Церкви. Необходимо было и избавлять сознание верующих, которые мифологически воспринимали Православие, от суеверий и предрассудков.

Духовенство епархии считало своим первым долгом попечение о спасении душ ему вверенных прихожан, вразумление заблудших и обращение их на путь истины. Священники не оставляли своих пасомых без поучения и назидания словом и примером. Главное место в пастырской деятельности духовенства занимало Православное воспитание детей. Они обращались с увещеваниями к родителям, бабушкам и дедушкам, чтобы те вели детей в храмы, не отказывались от их крещения. Часто после богослужения священники оставляли детей для бесед на религиозные темы. Религиозное образование детей в специальных учебных заведениях не дозволялось. Однако в 40-50-е годы не воспрещалось родителям самим обучать детей или поручить это священнику, приглашаемому для занятий на дому. В школах в это время на место антирелигиозного воспитания детей пришло безрелигиозное, на основе преподавания логической системы естественно-научных знаний, без истерических выпадов в адрес церкви. В 60-е такой системе был дан бой как ошибочной и вредной.

Православному духовенству приходилось вести и миссионерскую деятельность, т.к. в епархии было большое число разного рода сект и неправославных конфессий. Миссионерство, то есть деятельность по распространению Православного вероучения сводилась, главным образом, к чтению проповедей и частных бесед с сектантами и "отщепенцами" (православными, не признающими административной и канонической власти Московской Патриархии). Существующий при епархии миссионерский отдел был упразднен, а учрежденный в 1924г. обновленческий миссионерский отдел был нацелен на борьбу с Православием. Священника, который бы специально ведал миссионерским делом, в 40-50-х годах в епархии не было. О том, насколько успешно велась эта работа, сведений нет, как и о числе обращенных. Однако факты возвращения в Православие, особенно из среды так называемых истинно православных христиан, имели место. Православное духовенство не могло вычеркнуть из своего сердца боль и скорбь о том, что христианский мир расколот и многие люди пребывают вне истины Христовой.

Подведем некоторые итоги. Кадровый вопрос священнослужителей в 40-50-е годы в епархии стоял достаточно остро. Большинство духовенства было рукоположено в сан до революции или в 20-е годы, и к 40-50-м годам находилось уже в преклонном возрасте. Основным резервом пополнения кадров священнослужителей были способные и достойные псаломщики. Однако, из-за отсутствия богословско-пастырских курсов, они не имели специального богословского образования. Все же некоторая их часть получала образование посредством заочного обучения в духовных учебных заведениях Московской Патриархии. Жизнь и быт священнослужителей в годы послевоенной разрухи не были налажены. Не до конца было ясно их правовое положение. Со стороны местных партийных и советских работников священнослужители встречали сопротивление и даже угрозы. Но вместе с тем духовенство епархии усердно приняло свой пастырский долг, назидая прихожан словом и делом Святого Писания, увещевая раскольников и сектантов вернуться в лоно Матери Церкви. Деятельность священнослужителей находила поддержку у большинства населения Воронежской области.
  

Н.САПЕЛКИН