|
СЕГОДНЯ | ОТДЕЛЫ | СЕМИНАРИЯ | СПРАВОЧНИК |
В 20-х годах духовенство и члены их семей лишались избирательного права, как нетрудовой элемент. Это делало их неполноценными гражданами СССР и к тому же ущемляло в бытовых вопросах: праве на жилье, обслуживание в общественных магазинах и т.д. По Конституции СССР, принятой в 1936г. духовенству предоставлялись гражданские права наравне со всем населением страны. Однако, получив активное и пассивное избирательное право, служители церкви не избавились от судебных преследований. Многие священнослужители томились в ссылках и лагерях до самой войны. В 1943г. началось освобождение духовенства из мест лишения свободы. Им разрешалось возобновлять священнослужение. Но вопрос о "роли и месте" священнослужителей в атеистической стране так и не нашел правового решения, оформленного законом. Документом, разрешавшим священнослужителям выполнять свои обязанности, была справка о регистрации у уполномоченного Совета по делам РПЦ. Получив поставление на приход от правящего архиерея, священнослужитель должен был получить справку о регистрации, без которой он не мог приступить к служению в приходе, границы которого также оговаривались в этой справке. Справка давалась на определенный срок, обычно на год, по истечению которого священнику необходимо было продлевать регистрацию. Процедура продления была прекрасным инструментом воздействия на священнослужителя, если тот попадал в немилость. Уполномоченный Совета по Воронежской области В.С. Гостев в первый год своей работы пытался таким образом влиять на назначения, перемещения и увольнения духовенства. Однако, после указания от Председателя Совета Г.Г. Карпова о недопустимости такого рода деятельности, в марте 1945г., он старался таких вмешательств не допускать. В этом отношении Воронежская область заметно отличалась от других регионов в выгодную для духовенства сторону. Однако, приступая к служению, священники иногда сталкивались с грубостью и непониманием со стороны местных властей, которые пытались препятствовать их деятельности. Вражда местных партийных и советских работников к Церкви не исчезла. В 1944г. от духовенства в адрес уполномоченного поступило около двух десятков жалоб на угрозы, идущие от местных властей. Существенным притеснением от органов местной власти были попытки взимать со священнослужителей непомерно завышенные налоги. Особенно это проявилось в 1943 и 1944 гг., когда учет выполнения треб был не везде организован, а верующие истосковавшиеся по церкви, заказывали много всяких треб. В 1943г. в Землянском районе в каждой церкви в воскресный день крестилось 200 человек, сотни людей причащались. Только в 1947г. было установлено, что подоходный налог со служителей культа взимается как с государственных служащих. Жизнь священнослужителей была особенно тяжелой на территориях, бывших в оккупации. Сельское духовенство в этих районах в материальном и бытовом отношениях жило значительно хуже остального. Это объясняется тем, что районы сильно пострадали от захватчиков, и тем, что во время оккупации храмы открывались нецелесообразно, то есть не принималось во внимание, в состоянии ли будет приход содержать причт. Были места, где на расстоянии 3-5 км действовало по 3-4 церкви. Прихожане не могли содержать причт из-за того, что сами подверглись погромному разорению. По данным областной комиссии по расследованию злодеяний и учета материального ущерба, нанесенного немецко-фашистскими оккупантами на территории, занятой врагом, у граждан было отобрано около 30 тысяч голов крупного рогатого скота, более 50 тысяч овец и коз, 786645 центнеров разных продуктов, уничтожено 38780 жилых зданий и надворных построек. Еще больший урон был нанесен колхозному хозяйству. Не успело население залечить раны нанесенные оккупацией, как Постановлением СМ СССР от 6 сентября 1946г. "О мерах по ликвидации нарушений Устава сельскохозяйственной артели в колхозах" определило, что население, пользуясь военным временем, увеличило размеры приусадебных участков. За короткий срок по области было отобрано у населения 61700 гектаров земли, 1580 лошадей, 583 коровы, 435 волов, 1612 голов мелкого рогатого скота, 14400 центнеров зерна, 19100 центнеров фуража. В голодные1946-1947гг. духовенство не оставалось без дохода, прихожане делились последним, принося в храм "лепту Евангельской вдовицы". Среднегодовой доход служителя епархии в 1947г. составил более 4000р., из которых кроме налогов, сельский священник 150р. выплачивал по самооблажению. Все необходимое священникам приходилось покупать на рынке, а это было недешево. У многих из них в первые послевоенные годы не было опрятной одежды. Об этих бедах доносил в своем рапорте священник Спасской церкви села Костомарова Владимир Петрович Соломко. "Вновь открытый приход, - писал он, - является слабым по причине его малонаселенности - само Костомарово имеет 350 дворов. Прилегающие села Покровскую Грань, Макаровку, Сапуны, Юдино я обслуживать не могу, т.к. справка №5/68 выданная уполномоченным 29 марта 1946г. действительна по одному Костомарову... Село не имеет ни почты, ни телеграфа, ни телефона. Ввиду проходящего фронта и эвакуации оно оказалось разорено и разбито, базара в нем нет... Церковь располагается в пещерах, что сказывается на бюджет (большой расход на освещение)... В пещерах темно, сыро, холодно; летом на дворе жара, а в пещерах до 00 и пар изо рта валит... 28.VII.1946г." В.П. Соломенко 1886 года рождения проживал в Костомарово с женой, дочерью и двумя внуками. Вскоре он был переведен на другой приход, т.к. прежний не обеспечивал пропитание семье. В заявлениях священников о перемещении на другой приход нередко сквозили мотивы материального характера. Это подмечалось прихожанами и вызывало у них справедливые нарекания. Верующие привыкли к тому, что православное духовенство в 20-30-е годы несло испытания вместе с ними, не оставило своих пасомых в грозные военные годы, тем более оно не должно оставлять свой народ в голодные годы послевоенной разрухи, из-за "погони за рублем". Не смотря на это, в большинстве своем духовенство епархии было на высоте своего звания, пользовалось авторитетом и уважением у своих прихожан. Ценили Воронежское духовенство и в Патриархии. Так протоиерей Алексей Павлович Образцов, 1888 года рождения, по принятию им монашества с наречением имении Паисий, в декабре 1944г. был рукоположен в епископа Брестского. С 1911г. он служил в разных приходах Воронежской епархии. В 30-е годы он священствовал в Успенской Адмиралтейской церкви вплоть до ее закрытия в феврале 1940г., в 1942-1943гг. - священник Христо-Рождественской церкви в Анне, с лета 1943г. по декабрь 1944г. - настоятель Никольского Кафедрального собора. Сменивший его в настоятельстве протоиерей Евгений Лукин в июне 1948г. был назначен в Кафедральный Николо-Богоявленский собор г.Ленинграда. Примером ревностного и смиренного служения является биография настоятеля Георгиевской церкви села Тернового протоиерея Льва Марчука, служившего в этом приходе бессменно более 40 лет. Лев Павлович Марчук родился в 1873г. в Бельском уезде Гродненской губернии, в священники рукоположен в августе 1908г. В 1918г. он оказался в г.Коротояке Воронежской губернии. 23 декабря 1918г. Коротоякский благочинный о. Николай Игнатов предложил ему временно занять приход в с.Терновом. Это "временное" служение продолжалось всю оставшуюся жизнь. В 1933г. о. Лев был произведен в сан протоиерея, в 1936г. был награжден палицей. Палица - четырехугольный плат, привешиваемый на правом бедре - необходимая принадлежность архиереев и архимандритов; заслуженные протоиереи за отличную, усердную службу иногда награждаются правом ношения палицы. В годы церковной смуты, не желая быть в общении с обновленцами, он примкнул к церковной ориентации Временного Высшего Церковного Совета (ВВЦС), т.к. ошибочно считал, что именно ВВЦС передал Высшую Церковную Власть после своего ареста Патриарший Местоблюститель митрополит Крутицкий Петр (Полянский). Кстати, митрополит Петр был уроженцем тех мест - его родиной было село Сторожевое Коротоякского уезда, отстоявшее от с.Тернового на 10 км. В 20-30-е годы церковное управление находилось в таком расстройстве, что по словам митрополита Сергия (Страгородского) "центр был мало осведомлен о жизни епархий, а епархии часто лишь по слухам знали о центре". "Были епархии и приходы которые, блуждая как ощупью среди неосведомленности, жили отдельной жизнью и часто не знали за кем идти, чтобы сохранить Православие. Какая благоприятная почва для распространения всяких басен, намеренных обманов и всяких пагубных заблуждений." В такое заблуждение ввела верующих группа архиереев во главе с архиепископом Свердловским Григорием (Яцковским), образовавшая в 1925г., после ареста митрополита Петра (Полянского) ВВЦС и заявившая претензии на Высшую Церковную Власть. Но власть канонически перешла к митрополиту Сергию (Страгородскому), как заместителю Патриаршего Местоблюстителя. Члены ВВЦС были запрещены в священнослужении митрополитом Сергием, но решения этого не признали и раскол стал распространяться по России. Многие церковные общины становились на сторону ВВЦС по незнанию дела, т.к. толком не могли уяснить себе, кто же в РПЦ является носителем канонической Высшей Церковной Власти √ ВВЦС или митрополит Сергий. В 1926г. приходы ВВЦС появились и в Воронежской епархии. Вскоре они организовались в параллельную Патриаршей епархию. возглавил ее бывший епископ Уразовский Митрофан (Русинов) с титулом епископа Валуйского и Острогожского, управляющего Воронежской епархией. В 1932г. он принес покаяние и вернулся в Православную Патриаршую Церковь. На его место заступил архиепископ Евлогий. По воспоминаниям очевидцев, это был скромный и кроткий архипастырь, служивший при Спасской церкви г.Воронежа. Он был арестован в 1937г. и осужден на 10 лет лагерей. После войны его освободили и он поселился в Старом Осколе, куда к нему ездили многие воронежцы. К концу 30-х годов приходы ВВЦС вернулись в лоно Православной Патриаршей Церкви. В молитвенно-каноническое общение перешел и приход с.Тернового. Мы потому так подробно остановились на истории этого раскола, чтобы еще раз показать, насколько тернист был путь духовенства, которого смущали расколы и преследовали власти. Трудная доля выпала Льву Марчуку и в личной жизни. Он овдовел в 1913г., старший сын погиб в первую мировую войну, второй - в гражданскую. Старшая дочь умерла в 1949г. С ним оставалась младшая дочь Любовь (1904 года рождения), работавшая учительницей в школе. О. Лев ушел "за штат" в ноябре 1960г., когда ему шел уже восемьдесят восьмой год. Приведем еще один пример - жизненный путь священника, настоятеля Вознесенской церкви с.Щербаки Алексеевского района Ивана Дмитриевича Жукова. В сан он был рукоположен во второй половине 20-х годов. С 1934г. по 1937г. находился в заключении "за слово Божие", затем был на гражданской работе. В сентябре 1941г. его мобилизовали в действующую армию, под Сталинградом он был ранен. Награжден четырьмя медалями, имел две благодарности от Верховного Главнокомандующего и одну от маршала Г.К. Жукова. По окончании войны прибыл с фронта и стал духовным пастырем. За время 40-50-х годов нам известен всего лишь один случай ареста священника органами НКВД. Нам неизвестны мотивы ареста и судьба этого священника, но в данном месте интереснее другое - опись личного имущества, изъятого во время обыска на снимаемой им квартире: часы ручные старые, крест наперстный серебряный. Это "имущество" очевидно, типично для несемейных священнослужителей. Священники, которые оказались в оккупации и с дозволения немецких властей начинали служение в церквях, не преследовались властями. Из служащих на 1 января 1946г. в епархии церковно-священнослужителей 64 из 205 человек побывали в немецкой оккупации. Подводя краткие итоги, можно
отметить, что несмотря на все трудности и
лишения послевоенной жизни, недоверие и
подозрительность со стороны местных
властей, священнослужители усердно и чинно
исполняли свои обязанности. Они ревностно
служили делу проповедования Слова Божия. |
|||||||||||||||
Н.САПЕЛКИН |