См. Письма священномученика Петра " Только
сумейте полюбить Христа"
Память: 25 января (7 февраля);
обретение мощей - 4 (17) июня
Священномученик Петр,
архиепископ Воронежский родился 18
февраля 1878 года в Москве в семье
протоиерея Константина Зверева. При
крещении был наречен Василием. После
обучения на Историко-Филологическом
факультете Московского
Императорского Университета,
Василий поступил в Казанскую
Духовную Академию, гдев 1900 году, за
два года до окончания обучения,
принял монашеский постриг с именем
Петр. Вскоре он был рукоположен
сначала во иеродиакона, а затем во
иеромонаха.
По
окончании Академии иеромонаха Петр
назначили преподавателем Орловской
Духовной семинарии, а затем
епархиальным миссионером при
Московском епархиальном доме.
В 1907 году он получил
назначение на должность инспектора
Новгородской Духовной семинарии, а с
1909 до 1917 года является настоятелем
Спасо-Преображенского монастыря в
городе Белев Тульской епархии, в сане
архимандрита. В это время будущий
священномученик часто посещал
расположенную неподалеку Оптину
пустынь, проводя многие часы в
беседах с Оптинскими старцами.
Архимандрита Петра очень любили
прихожане, поскольку он отличался
ласковым и внимательным обращением с
ними. Бывал отец Петр и в Сарове, и в
Дивеево, не упуская при этом случая
навестить блаженную Прасковью
Иоанновну. Она подарила ему холст
своей работы, из которого он сшил
потом себе архиерейское облачение и
которое хранил на собственное
погребение. Во время Первой Мировой
войны в Спасо-Преображенском
монастыре был устроен лазарет для
раненых. Отец Петр в 1916 году служил
священником в действующей армии.
После февральского
переворота благочестивого воина
Христова назначается на должность
настоятеля Тверского Свято-Успенского
Желтикова монастыря. И уже в 1918 году,
в Твери, он подвергается
кратковременному аресту.
15 февраля 1919 года в Москве
Святейшим Патриархом Тихоном
архимандрит Петр был хиротонисан во
епископа Балахнинского, викария
Нижегородской епархии. Сразу после
хиротонии Владыка Петр приехал в
Нижний Новгород и поселился в
Печерском монастыре на берегу Волги.
Монастырь находился в упадке, братия
была малочисленна, древний Успенский
собор пришел в запустение. Владыка
сам принял участие в уборке храма, и
ввел строгую уставную службу.
Случалось, что всенощная длилась всю
ночь, и тогда епископ Петр привлекал
к службе усердствующих прихожан,
поскольку никакие певчие не могли
столь долго стоять на клиросе.
В Печерском монастыре он
завел преподавание Закона Божия для
детей и сам учил их. Нижегородцы
полюбили Владыку, увидев в нем
настоящего духовного наставника.
Однако вскоре Владыка был переведен
в Канавино, за Оку, где в мае 1921 года
его арестовали. Верующие, работавшие
в местных заводах по поводу ареста
любимого архипастыря устроили
трехдневную забастовку, и местные
власти пообещали его выпустить, но
вместо этого тайно отправили в
Москву.
С декабря он находился в
заточении в Московских тюрьмах.
Сначала его поместили на Лубянку, но
и там Владыка не прекращал проповедь:
ему не успевали посылать кресты:
обращая людей к вере, Святитель
снимал свой крест и надевал на
обращенного. «Я хотел бы открыть им и
показать свое сердце, как страдания
очищают душу».
С Лубянки Владыку перевели
в Бутырскую тюрьму, оттуда - в
Таганскую. С плачем прощались с ним
заключенные, а при переводе из
Бутырок его провожали даже
надзиратели.
В
Таганской тюрьме в это время
находилось двенадцать архиереев. Их
духовные чада передавали просфоры и
облачения, и святители прямо в камере
совершали соборную службу. Здесь
владыка Петр заболел от истощения и
попал в больницу. В конце июля 1921 года
он был отправлен по этапу в Петроград,
где оставался в заключении до зимы. В
декабре Владыка был освобожден и
вернулся в Москву, где вскоре получил
назначение епископом Старицким,
викарием Тверской епархии. Вскоре он
вновь был арестован за выпущенное им
обращение к Тверской пастве, в
котором он объяснял сущность
обновленчества. В ноябре 1922 года его
доставили в Москву. На допросах он
показал, что признает Патриарха
Тихона единственным законным главой
Русской Православной Церкви, а
решениям самозванного
обновленческого совета Высшего
церковного управления не
подчиняется. В марте 1923 года
Святитель был отправлен по этапу в
Ташкент, а оттуда в ссылку в поселок
Кызыл-Орду. Жил он в тяжёлых
условиях, болел цингой, в результате
чего лишился зубов.
Летом 1923 года был
освобожден из заключения Патриарх
Тихон. Он подал властям списки
архиереев, без которых не мог
управлять Церковью. В их числе был и
епископ Петр. Летом 1924 года он
вернулся из ссылки в Москву.
30 марта 1925 года он подписал
Акт о восприятии священномучеником
митрополитом Крутицким и
Коломенским Петром (Полянским)
власти Патриаршего Местоблюстителя.
В июле 1925 года владыку
направили в Воронеж в помощь
престарелому и больному митрополиту
Владимиру (Шимкевичу). После его
кончины отец Петр в 1926 году был
назначен на Воронежскую кафедру с
возведением в сан архиепископа.
Владыка пользовался
огромным уважением жителей Воронежа,
которые почитали его хранителем
чистоты Православия. Храмы, где
Владыка служил по Афонскому уставу,
были всегда переполнены. Он не любил
партесного пения: у него пела вся
церковь. Народ шел к своему
архипастырю непрерывно: входившие к
нему с грустным видом выходили
сияющими и утешенными.
При владыке Петре началось
массовое возвращение из
обновленчества. Возвращавшихся
священнослужителей он принимал в
Православие через всенародное
покаяние. Верующие, опасаясь, что
арестуют их любимого Владыку,
устраивали круглосуточные дежурства
возле его квартиры, неоднократно
выражали массовые протесты. Когда
Владыка отправлялся по очередному
вызову в милицию или ГПУ, то по 300
человек мирян сопровождали его,
требуя освобождения Святителя. В
защиту архипастыря даже была послана
телеграмма от имени рабочих в адрес
XV-й партконференции.
Рассказывали, какое
впечатление производил Владыка на
служащих ГПУ. Входя в комнату
следователя, он оглядывался, как бы
ища икону. Но не найдя таковой, он
крестился на правый угол, делая
поясной поклон, и тогда начинал
разговор со следователем. Служащие
при его появлении невольно обнажали
головы.
Однако властям удалось в
ноябре 1926 года арестовать Святителя.
Его немедленно вывезли из Воронежа,
судили и приговорили к 10 годам
лагерей «за контрреволюционную
деятельность против советской
власти».
Поздней осенью
священномученик оказался на
Соловках. Там он работал счетоводом
на продуктовом складе. Владыка и в
этих условиях строго соблюдал
молитвенное правило, жил по
церковному уставу. После отправки из
Соловков священномученика
архиепископа Илариона (Троицкого)
владыка Петр был избран ссыльными
архиереями главой Соловецкого
православного духовенства и
пользовался среди него высоким
авторитетом. Там он возглавлял
тайные богослужения, а после того как
был отобран антиминс, службы
совершались на груди у архиепископа
Петра. Нравственная высота святителя
была такова, что даже с метлой в руках
в роли дворника или сторожа, он
внушал благоговейное уважение.
Грубые и наглые «вохровцы»,
привыкшие издеваться над
заключенными, при встрече не только
уступали ему дорогу, но и
приветствовали его, на что он отвечал,
осеняя их крестным знамеиием.
Начальники же отворачивались:
достойное спокойствие архипастыря
принижало их, вызывало раздражение и
досаду. Святитель Петр медленно
шествовал мимо смущённого
начальства, слегка опираясь на посох
и не склоняя головы. Вскоре лагерная
власть отомстила не сломленному ею
человеку. Зимой 1928 года
священномученик был отослан на
остров Анзер «в уединенное и
пустынное местожительство». Здесь,
живя в бывшем Голгофском скиту, в
молитвенном горении духа он написал
Акафист преподобному Герману
Соловецкому.
В конце 1928 года святитель
Петр заболел тифом, и в январскую
стужу был помещен в тифозный барак,
который открыли в Голгофо-Распятском
скиту на (острове Анзер). Святитель
проболел две недели, и даже казалось,
что кризис миновал, но Владыка был
очень слаб и не принимал пищи. Его
духовному сыну, в день кончины
Святителя, пришло видение: в четыре
часа утра он услышал шум, словно
влетела стая птиц, он открыл глаза и
увидел святую великомученицу
Варвару со многими девами. Она
подошла к постели Владыки и
причастила его Святых Тайн. Вечером
священномученик несколько раз
написал на стене карандашом: «Жить я
больше не хочу, меня Господь к Себе
призывает».
7 февраля 1929 года
священномученик Петр, архиепископ
Воронежский скончался.
Первоначально Владыку похоронили в
общей могиле, куда опускали всех
погибших от тифа. Однако на пятый
день заключенные тайно открыли общую
могилу и, по рассказу
присутствовавшей там монахини
Арсении: «Все умершие лежали черные,
а Владыка лежал... в рубашечке, со
сложенными на груди руками, белый как
кипельный».
После облачения в
архиерейские одежды, духовенством
лагеря было совершено отпевание, над
могилой поставлен крест. Похоронен
был Владыка в отдельной могиле у
подножия Анзерской горы Голгофы,
напротив алтаря храма в честь
Воскресения Христова. Когда же
могилу уже засыпали, над ней появился
столп света, в котором увидели
Владыку, всех благословившего.
17 июня 1999 года святые мощи
священномученика Петра были
обретены и сейчас пребывают в
Соловецком монастыре.
Канонизован, как
местночтимый святой Воронежской
епархии в 1999-м году.
|
|
Икона Сщмч.
Петра Зверева |
Крест на
могиле Сщмч. Петра Зверева |
Причислен к лику святых
Новомучеников и Исповедников
Российских на Юбилейном
Архиерейском Соборе Русской
Православной Церкви в августе 2000
года для общецерковного почитания.
|