Увеличившееся со временем число послушниц,
селившихся в Троекурово возле кельи затворника Илариона, их строгая
подвижническая жизнь под духовным руководством старца, подали
Преосвященному Арсению, епископу Тамбовскому мысль устроить при
Димитриевской церкви женскую общину. Обозревая однажды пределы своей
епархии, Владыка посетил Троекурово и долгое время беседовал со
старцем Иларионом, открыв ему свою мысль об устройстве общины. При
этом Преосвященный Арсений просил Ивана Ивановича Раевского помочь
сему святому и богоугодному делу, обещав со своей стороны всяческое
архипастырское содействие. Впрочем, мысль об открытии в Троекурове
женской общины не стала для прозорливого старца новостью. Сам он
почти с самого своего прибытия в Троекурово часто и уверенно
предсказывал устроение здесь иноческой обители. И та же мысль,
высказанная ему Архиереем Божиим, могла расцениваться старцем как
видимое указание воли Господа на угодность Ему сего дела. Ибо
истинной целью устроения общины было желание старца Илариона
обезопасить со всех сторон и обеспечить собиравшихся в Троекурове
боголюбивых сестер удобством в следовании путем спасения.
Однако, кроме устроения иноческой жизни на основании
строго-нравственного порядка, изложенного в монастырском уставе, для
жизни любой обители потребны немалые материальные средства. Потому
для слабого телом старца, не имевшего у себя никаких средств и
жившего в полном смысле милостынею христолюбивых благотворителей,
устроить иноческую обитель казалось со стороны делом немыслимым.
Потому многие так до конца и не верили в пророческие слова Илариона,
который, напротив, имел твердую веру во всесильную помощь Божию. Он
знал, что если Господь открыл ему свою волю об устройстве в
Троекурове общины, то в его власти послать Илариону и людей,
способных помочь в этом богоугодном деле - ходатаев, исполнителей,
распорядителей, строителей и благотворителей.
И по вере и молитвам угодника Божия Господь со временем указал
Илариону людей для воплощения в жизнь его замысла. В числе самых
близких к нему была семья Голдобиных, которых затворник очень любил
за благочестивую жизнь, а те, в свою очередь, любили и уважали
старца как своего духовного наставника и свято веровали в его
отеческое руководство. Из всего благочестивого семейства особенно
две сестры - Александра и Анна Николаевны были особенно близки
сердцу преподобного Илариона. И обе они по завету его стали
подлинными строительницами Троекуровской обители. Эти достойные
ученицы старца Илариона юность свою провели в Петербурге, где отец
их служил. Мать их была урожденная княжна Еникеева. Все
благочестивое семейство Голдобиных пользовалось всегдашней любовью и
попечительностью старца за их детскую веру и привязанность к нему. А
когда умер отец их, то затворник стал для них вторым отцом -
духовным. Все они, мать и три дочери: Александра, Елизавета и Анна
каждый год приезжали к старцу Илариону и ничего не предпринимали без
его благословения. Провидя в них полезных себе помощниц, когда мать
умерла, Иларион благословил их переехать из Петербурга поближе к
нему, в Задонск. Покровители осиротевших девиц Николай Николаевич и
Наталья Григорьевна Муравьевы посоветовали им купить имение в с.
Ивове неподалеку от их Скорнякова и дом в Задонске. Здесь Голдобины
вели духовную дружбу с затворником Георгием Алексеевичем Машуриным,
Евфимией Григорьевной Поповой и с о. Зосимой (впоследствии
наместником монастыря). Лето они проводили в имении, а зиму в
городе. Средняя сестра Елизавета скончалась в Ивове и была погребена
близ деревянной церкви. Из Задонска Голдобины часто ездили к старцу
Илариону, жили здесь недели по две и более. Останавливались они у
Прасковьи Васильевны. С течением времени они такую возымели любовь
к угоднику Божию, что пожелали переселиться еще ближе к нему.
Поговорили со cвоими попечителями Муравьевыми, и те из уважения к
Илариону дороге купили их имение, а Голдобины приобрели имение в
Каменке - за 15 верст от Троекурова. Но и здесь они скорбели, потому
что и к Троекурово не так близко, и от благодетелей отдалились.
Иларион их утешал: «Не скорбите, скоро поближе будете».
Действительно, через год близ Троекурова поступило в продажу
небольшое имение. Иларион просил Раевского купить у них Каменку,
чтобы дать возможность переселиться поближе к нему. Раевский с
удовольствием исполнил его просьбу.
Приведенные ниже случаи из жизни Анны и Александры Голдобиных,
рассказанные ими самими, наглядно показывают их взаимоотношения со
старцем Иларионом. «По смерти нашего родителя, писала Анна
Николаевна, - мы с матушкой прибыли все к о. Илариону. После многих
истинно отеческих наставлений всех сестер моих он благословил
образами, а меня почему-то ничем не одарил. Оскорбившись, я ушла к
жившей тогда около него Прасковье Васильевне и думаю себе: «Что бы
это значило? Хоть бы крестик дал мне Батюшка». В эту минуту входит
его келейный Никита и подает мне обернутый в бумагу крест на
орденской пунцовой широкой ленте, который я блюду доселе как
неоценимый знак прозорливости старца и его благословения. В другой
раз во время собеседования Батюшки с моей матерью и сестрами мне
пришло на мысль узнать от старца, безвинно ли заниматься пением и
игрой на фортепиано, до которых я была большая охотница. Только что
об этом подумала, старец, обратившись ко мне, сказал: «А ты, Анна,
если будешь играть на фортепиано, то не ходи ко мне в келью».
Батюшка предсказал также и неожиданный переход наш из Петербурга в
Задонск и то, что из всей семьи мы только с сестрой останемся
свидетелями его кончины. - «Александра, - говорил он, - положит
меня в гроб, а ты похоронишь». Все это сбылось в точности».
Весь остаток дней своих прожили обе сестры Голдобины близ
Троекурово, ведя самую строгую жизнь и находясь в полном послушании
у старца. Вот что рассказывала впоследствии о сестрах Голдобиных
игуменья Нафанаила: «Без благословения Батюшки они, кажется, воды
не пили. Такие были рабы Божии и постницы. Батюшка заповедовал им
пять дней в неделю кушать, и то по одному разу в день. Из двух
сестер Голдобиных Анна Николаевна была тихая, кроткая девушка.
Батюшка говорил, что она, как Мария, - благую часть избрала. Никуда
она не выезжала, знала только церковь да изредка бывала в келье
Пелагии Андреевны Уваровой. Дома она ни во что не входила,
занималась молитвою, чтением и рукоделием. Александра Николаевна,
напротив, была настоящей Марфой, все хлопотала по хозяйству: и по
поручениям старца, и для богадельни, и для сестер. Едет, бывало, к
обедне и весь тарантасик занят кувшинчиками, чашечками,
корзиночками, свертками - кому ягод, кому молока, кому сливок к чаю
привезет. Подъедет к нашей келье: «Наташенька, потрудись, сударик
мой, отнеси это вот тому, а это тому». А сама пойдет в церковь и
начнет поклоны класть. Поклоны клала так называемые детские. Ни
одной иконы не пропустит, все перецелует и перед каждой по несколько
поклонов положит. Это казалось кое-кому странным, но она о людском
мнении небрегла».
Именно Александра и Анна Николаевны Голдобины стали с ми близкими и
деятельными помощниками старца Илариона в деле устроения им женской
общины в Троекурове. Особенно это относилось к старшей сестре -
Александре, которой преимущественно выпал жребий хлопотать по этому
делу. Сама же она часто передавала слова старца Илариона:
«Александра, тебя я поручаю Царице Небесной, а моих вручаю тебе.
Люби, помни, утешай их. Тебя за них Господь не оставит».
Начиная хлопоты об учреждении общины, старец Иларион в конце 1840-х
гг. направил Александру Николаевну Голдобину в Лебедянь, где
проездом при обозрении епархии был Преосвященный Николай
(Доброхотов), епископ Тамбовский и Шацкий. Иларион поручил ей
обратиться к Владыке с просьбой благословить и разрешить устроение в
Троекурове иноческой женской общины. Сознавая, что у старца Илариона
пока нет никаких средств на это, она ли: по вере в него согласилась
предстать пред Тамбовским архиереем. Но по молитвам угодника Божия,
совсем того не ожидая, получила от Владыки утешительный ответ: «Если
отыщутся средства, необходимые для устройства общины, устрояйте».
Получив архиерейское благословение, старец Иларион решил начать дело
с приобретения земли для будущей обители. Для этого он велел
Александре Николаевне Голдобиной озаботиться покупкой имения и даже
указал на соседнее владение помещицы Клишиной в количестве 362
десятин. Теперь настала пора окончательно смутиться духом
помощнице старца - приобретение такого большого участка земли для
нищего, в сущности, старца ей казалось делом уж совсем невозможным.
«Маловерная ты, Александра! - успокоил ее Иларион. - Нам Бог
поможет. Только веруй». Смирившись, Голдобина сторговала у Клишиной
землю за 30 тысяч рублей и по благословению старца заключила
договор, включавший в себя сроки уплаты суммы и даже неустойку за
просрочку платежей или отказ от покупки. После этого Александре
Николаевне пришлось несколько раз съездить и в Тамбов и в Петербург,
ходить по присутственным местам и по благодетелям и, как водится,
много потерпеть оскорблений. И через некоторое время Голдобина
собрала половину суммы. И такую веру имела она к старцу, что не
усомнилась заложить свое имение, когда ему понадобились деньги для
уплаты за землю. И вот когда приближался срок выплаты последней
суммы, а недостающих 10 тыс. все не было, сестры вновь пришли в
уныние, боясь потерять и землю, и уплаченные уже деньги. И вновь
утешал их старец Иларион: «Что вы так скорбите? Есть у меня такая
добрая барыня, которая даст мне 10 тыс. рублей». И предсказание его
сбылось дивным образом. Богатая петербургская особа Феодосия
Тарасовна Громова, имевшая обычай благотворить на монастыри и
всякие богоугодные дела, нечаянным образом, желая пожертвовать
неизвестному ей тогда Троекуровскому затворнику всего лишь 100
рублей, подала его доверенному лицу билет достоинством в 10 тыс.
рублей. Впрочем, впоследствии, ближе узнав старца Илариона, она
нисколько не жалела об этом случае и искренне считала, что «…чудо
это свершилось по его святым молитвам и по Божию к нему
благоволению».
Таким образом, в довольно короткий срок был приобретен участок
земли в деревне Мочилки, послуживший к основанию иноческой женской
общины в с. Троекурово.
|