В
мае этого года по благословению Высокопреосвященного митрополита
Сергия группа паломников из Воронежа побывала на Святой горе Афон. В
состав группы вошли два священника – настоятель Спасского храма
священник Виктор Праздничный и настоятель Владимирского храма
протоиерей Владимир Кириллов и трое мирян. Своими впечатлениями о
поездке с прихожанами храма, после воскресной службы поделился отец
Владимир.
См. На Афоне все подчинено спасению (Воронеж Православный №9-10
(95-96) 2006 г.) |
Святая Гора Афон расположена на полуострове в
северо-восточной Греции, ее высота 2033 м над уровнем моря.
Церковное предание повествует, что Божия Матерь, приняв благодать Святого
Духа в огненных языках, готовилась по жребию отправиться в Иверскую землю
(современная Грузия). Но получила известие от Ангела, что труд апостольства
ей предстанет на другой земле. Корабль, на котором Божия Матерь с апостолами
направлялась на остров Кипр к епископу Лазарю, попал в бурю и причалил к
Афонской Горе. Народ языческий принял Божию Матерь и слушал ее проповеди,
затем уверовал и крестился. Многие чудеса совершила там Пречистая
Богородица, прежде чем отплыть на Кипр. Она поставила там начальником и
учителем одного из апостольских мужей и сказала: “Cиe место буди Мне в
жребий, данный Мне от Сына и Бога Моего”.
В конце IV века Плакидия, супруга Констанция, царствовавшего в Риме,
пожелала видеть Святую Гору Афонскую. Плакидия прибыла к Ватопеду, ее
торжественно встретили и провели в монастырь. Но когда она хотела войти из
притвора в самый храм, вдруг раздался грозный голос:
– Зачем ты сюда? Здесь иноки, а ты – жена. Для чего же даешь врагу случай
ратовать их преступными помыслами? Остановись. Ни шагу далее, если хочешь
себе добра!
Испуганная Плакидия, вне себя от ужаса, пала на помост и молилась о
помиловании. В память этого события она воздвигла здесь придельный храм во
имя святого Димитрия Солунского, а на том месте, где ей слышался
таинственный голос, приказала изобразить живописно лик Богоматери, относя к
Ней это чудо. Эта икона называется «Живоприятною». С того времени
святогорские отцы положили закон, запрещающий женщинам доступ на Афон, что и
поныне строго соблюдается.
Попасть на Святую Гору можно лишь после получения специального разрешения –
диомонетария, выдаваемого Афонским представительством в греческом городе
Уранополис. И эта процедура – совсем не стандартная формальность. Даже очень
высокий духовный или светский статус паломника не может служить гарантией
того, что он увидит Эгейское море с высоты Святой Горы. Например, президент
России В.В. Путин попал на Афон только с третьей попытки.
Монашеская республика на полуострове Афон состоит из 20 монастырей. Один из
них – русский, один – сербский и еще один – болгарский. Все остальные –
греческие. Афонская обитель обычно располагается внутри древних крепостных
стен около 20 метров высотой. В этих широких крепостных стенах находятся
различные подсобные и жилые помещения. На ночь ворота всех монастырей
обязательно запираются и не впускают никого до самого утра. И дело тут вовсе
не в отсутствии у насельников обителей гостеприимства. Духовная брань на
Святой Горе идет такая явственная, что в темное время суток враг рода
человеческого может пытаться искушать монахов даже в обличье обычного
паломника.
Из Дафни воронежские паломники направились в монашеский городок Карея,
столицу Святого Афона. Карею составляют конаки (подворья, представительства)
каждого афонского монастыря, почта, телеграф, таможенное и полицейское
управление, магазины, медицинский пункт. Соборный храм Успения Пресвятой
Богородицы – древнейший на полуострове, по преданию основанный в 335 году, в
нем сохранились фрески XIV века. Здесь находится чудотворная икона Божией
Матери «Достойно есть». Воронежским паломникам посчастливилось молиться
рядом с ней по чудесному устроению Пресвятой Богородицы, несмотря на то, что
сам храм официально был закрыт для посещения в связи с реставрационными
работами.
Вслед за посещением Кареи воронежцы побывали в монастыре Иверон, куда
прибыла по морю Иверская икона Богоматери. Здесь подвизается отец Серафим –
русский по происхождению, выпускник Московской духовной семинарии. Великая
православная святыня – древняя Иверская икона, которая находится на Святой
Горе, отличается от более позднего списка с нее, получившего распространение
в храмах России.
Уклад монашеской жизни на Афоне не меняется со времен самого ее начала.
Насельники Святой Горы живут по византийскому времени. Вечерняя служба идет
три с лишним часа и оканчивается в начале десятого вечера по Москве, сразу
после службы – общая трапеза. Воронежцы отметили, что монахи едят очень
быстро. Звук специального колокольчика возвещает, что время принятия пищи
окончилось, когда большинство паломников еще не успевает насытиться. Ночная
служба (полунощница) заканчивается около половины второго. А в 3.45 по
московскому времени дежурный монах при помощи специального била будит всех
на утреннюю молитву, которая начинается в 4 часа и состоит из утрени, часов
и Литургии. Затем – утренняя трапеза, которая оканчивается около десяти
часов. Остальное время до вечерней службы – выполнение различных послушаний.
Монахи и паломники трудятся в саду, в трапезной, на реставрационных работах,
благоустраивают монастырские территории...
Конечно, монахи – это совершенно необычные люди. Особенно те из них, кого
сама Пречистая Божия Матерь сподобила подвизаться на святом месте Ее первого
земного жребия. Инок – это тот, у кого все иначе, чем у живущих в миру. Даже
опытному православному священнику кажутся весьма утомительными церковные
службы по 6–8 часов кряду, скудная монастырская пища, сон по 2–3 часа в
сутки и постоянный физический труд. Такую подвижническую жизнь ведут иноки
до конца своих земных дней.
Девяностолетний игумен русского Пантелеимонова монастыря отец Иеронимна
Афоне почти 60 лет. Он не только не пропускает ни одной монастырской службы,
но даже не садится в храме на специальную скамеечку тогда, когда это
допускается Уставом. Послушания садовника и дворника в Пантелеимоновом
монастыре выполняет отец Косма, врач по образованию. Однажды американский
путешественник, задремав во время службы, упал на каменный пол храма и
получил очень опасную травму головы. Отец Косма так искусно наложил ему швы
в сложнейших условиях с минимумом подручных средств, что благодарный
американец после своего возвращения домой выслал в дар монастырю
дорогостоящее медицинское оборудование для будущей больницы.
Вообще, Афон – такое удивительное место, где душа каждого человека как бы
находится в аквариуме с чистой прозрачной водой. Любые ее движения,
состояния заметны всем вокруг. Малейшая фальшь сразу обнаруживает сама себя,
уродливо выделяясь на фоне общего высокого духовного настроя. И этот
чудесный поток истинной духовной силы захватывает в свои струи всех,
находящихся на Святой Горе, – от опытных священнослужителей до
любопытствующих туристов.
Но современный мир не хочет оставить Афону его молитвенный покой, а монахам
– спасительное уединение. В настоящее время, к сожалению, только три
монастыря (русский, сербский и болгарский) живут и строятся исключительно за
счет пожертвований. Остальные монастыри используют денежные средства
европейских финансовых организаций, в частности международного валютного
фонда (МВФ). Кельи монахов и подсобные помещения отделываются под
«евроремонт», что удивляет и настораживает православных верующих людей.
Такая «забота» о монашеском быте со стороны мирового сообщества заставляет
задуматься: «А кому нужны номера «бизнес-класса» на Афоне?». Сейчас уже не
являются секретными проекты проведения на Святую Гору современного
скоростного шоссе и превращения монашеской республики в
экскурсионно-туристический центр. Тогда и придется, видимо, монастырям
расплачиваться по «кредитам» МВФ.
Удивительную и поучительную историю узнали паломники в болгарском монастыре
Зограф о его основании в начале XI века. Предание говорит, что, соорудив
небольшую церковь, три брата из Охриды Болгарской не знали, кому посвятить
ее и какую икону написать на приготовленной доске. Они усердно молились
Богу, и Господь услышал их молитву. Когда они вошли в церковь, то изумились,
увидев на приготовленной доске лик святого великомученика Георгия
Победоносца. Обрадованные, они посвятили обитель этому святому. В честь этой
чудотворной иконы обитель стала называться Зограф, то есть «Живописец». В
момент совершения этого чуда в Фануилевом монастыре, находившемся в Сирии
близ города Лиды (земного отечества святого великомученика Георгия),
произошло следующее. Прежде, чем всей Сирии, а вместе с нею и Фануилевой
обители суждено было быть захваченными и расхищенными варварами, на виду у
всего братства живописный образ святого Георгия чудесным образом отделившись
от доски, поднялся на воздух и исчез. Игумену этой обители было явление св.
Георгия и указание на нахождение образа на Святой Горе в Зографе и уже на
новой доске. Множество чудес происходило от этой иконы. Как-то раз один
епископ, не поверив рассказу о ее чудесном появлении, пренебрежительно ткнул
пальцем в изображение святого Георгия. Тут же палец вошел в икону, как в
масло, и там застрял. Епископ, испугавшись, покаялся в своем маловерии перед
братией. Но палец все же пришлось отрубить, и теперь его очертания ясно
видны на образе как грозное предостережение всем, кто относится к святыне
без подобающего благоговения.
Приятно удивило воронежцев особо благоговейное отношение афонских монахов к
святителю Митрофану Воронежскому. В Пантелеимоновом монастыре есть даже
храм, освященный в честь небесного покровителя Воронежской земли. Дело в
том, что по его молитвенному заступничеству, находившаяся в крайнем упадке
обитель чудом не перешла во владение греческих иноков. К тому времени
настоятелем Пантелеимонова монастыря являлся грек, а русских насельников
оставалось не больше пяти. Остальная братия находились в специально
возведенном для нее Новоафонском монастыре на территории Абхазии. Тогда на
Святую Гору из Воронежа и был привезен образ святителя Митрофана. Ему был
отслужен молебен, и сразу после этого чудесным образом греческие иноки
избрали настоятелем русского монаха. С этого момента русская обитель на
Афоне стала возрождаться.
|