В
мае этого года по благословению Высокопреосвященного митрополита
Сергия группа паломников из Воронежа побывала на Святой горе Афон. В
состав группы вошли два священника – настоятель Спасского храма
священник Виктор Праздничный и настоятель Владимирского храма
протоиерей Владимир Кириллов и трое мирян. Своими впечатлениями о
поездке с прихожанами храма, после воскресной службы поделился отец
Владимир. |
— Отец Владимир, это уже вторая Ваша поездка на Афон.
Понятно, что духовное общение — одна из главных целей паломничества. Вы
ехали на Афон в надежде получить…
— ...силы духовные. Чтобы посмотреть в себя, увидеть, насколько ты
несовершенен по сравнению с теми монахами, которые там несут свои
послушания. И каждый раз открываешь все новое и новое. Выстоять службу,
которая длится несколько часов подряд (но не меньше шести), казалось бы,
тяжело, а там — наоборот: радость тебя охватывает, появляются силы и не
замечаешь этой усталости. Подкрепляет дух — это однозначно.
Что меня поражало — ведь у святогорцев это изо дня в день: служба,
послушание, трапеза и сон — все, в общем, укладывается в эту формулу. Они
спокойно и с радостью относятся ко всему — вот это удивительно, это
поражает. Солнце печет — он косит траву да еще и радуется! Обычно это
состояние как-то тяжело воспринимать умом. Для нас тяжело молиться, для них
тяжело не молиться. Как это так можно — не молиться и жить?!
— Афон учит надеяться не на себя, не на людей, а предаваться воле Божией…
— Я расскажу такой случай. Мы пошли в Андреевский скит. Перед этим были в
Иверском монастыре и думали остановиться на ночлег в Андреевском скиту.
Послушник никак не давал нам убежище, потом появился греческий священник,
они посовещались и поселили нас в полуразрушенной келье. Через некоторое
время он пришел и стал требовать, чтобы мы покинули свое убежище. Мы
подчинились и ушли. Опять вернулись в Карею. Гостиница там была занята, мы
попросили вызвать нам такси. «Ждите вот здесь, на площади». Мы стоим на
площади, и тут идет грек — пожилой монах.
— Русские?
— Русские.
— Идем, — говорит.
И мы пошли с ним и попали в храм, который восстанавливается, — самый древний
храм на Афоне, где находится икона Божией Матери «Милующая». Шла служба, и
мы могли общаться с Божией Матерью ровно столько, сколько нам было
необходимо. Мы и раз, и два, и три подходили — и чувствовали такую
благодать. А служба закончилась — он ушел. Мы стоим, думаем: что же нам
делать? Смеркается уже — пошли, и приходим в монастырь Кутлумуш. Там шло
всенощное бдение, поэтому монастырские врата были открыты. К нам подбегает
архондаричный (гостиничный), приглашает к себе и размещает в самых лучших
местах.
Таким образом Господь не оставил нас — то есть иди по Его воле, и все. Если
бы мы стали суетиться, куда-то поехали — не знаю, что было бы, но мы здесь,
в монастыре, замечательно провели ночь. Кстати, там я встретил послушника (и
он узнал меня), который был в Хиландаре, когда я служил там в прошлом году
Литургию.
— Вы были в храме во имя святителя Митрофана?
— Конечно. Святитель Митрофан покровительствует афонским монахам, особенно
Пантелеимонова монастыря. И отношение там к святителю трепетное.
Я говорю свое ощущение: для меня это сродни тому, когда вдруг прыгаешь в
холодную воду — дух захватывает. Вот такое ощущение. Монах Олимпик водил нас
по монастырю. Рассказал и показал место, где последнее время старец Силуан
нес послушание при свечном ящике и где была его келья. Рассказывая о
преподобном Силуане, он выделял особо мудрость и кротость — черты, присущие
старцу.
— Главное, что дала Вам поездка на Афон?
— Желание еще раз поехать. (Смеется.) Это точно. Открыла немощь мою, а
укрепила и дух, и тело — это действительно так.
— Изменения, которые Вы почувствовали…
— Если я увидел свои немощи (так Господь дал мне), то я более снисходителен
теперь к немощам других, потому что прежде всего на себя надо посмотреть.
Стал более снисходителен, потому что слабые мы люди — все без исключения.
…Там был 90-летний монах. 60 лет он провел на Афоне. И вдруг он узнает, что
у него рак. Ему 90 лет — и он идет, бросается с горы и кончает жизнь
самоубийством. Это ужас! 90 лет — ему осталось жить-то… Видите, как враг
силен. 60 лет на Афоне подвизаться… и броситься в пропасть. Вот это там меня
поразило. Я почувствовал, что враг реально стоит за плечами, и только
попробуй дать слабинку себе, как он тут как тут!
— На Афоне все подчинено одному — спасению.
— Спасение — это молитва, это постоянная борьба с собой. Самый хитрый и
изворотливый враг человека — он сам, его второе «я». И с ним бороться очень
тяжело — себя жалко, а его нужно бить, нужно бороть, нужно побеждать. Причем
эта борьба не на жизнь, а на смерть. И больно, и тяжко. Нужно прежде всего
осознать, что ты мерзок. А кто хочет осознать? Бороться с собой, со вторым
«я», очень трудно. Беседовала А.
Александрова
Воронеж Православный №9-10 (95-96) 2006 |
|