Полный
вариант послания
Возлюбленные о Воскресшем Господе и Спасителе
нашем Иисусе Христе досточтимые отцы, всечестные иноки и инокини,
боголюбивые миряне, дорогие братья и сестры!
В «сей нареченный и святой день» приветствую вас
с лучезарным праздником Святой Пасхи Господней радостными словами,
возвещающими нам победу над всяким злом, над грехом и смертью:
Христос Воскресе!
Сколько радости мы вкладываем в эти слова, когда
многократно повторяем их в пасхальные дни! Каким духовным восторгом
и ликованием наполнено все пасхальное богослужение, являющее
удивительную красоту и величие православной веры! В своих гимнах и
песнопениях Святая Церковь призывает нас к радости. Воистину, как же
не радоваться, когда в Своем Воскресении Господь подает нам жизнь и
свет (Ин. 1, 4).
Люди, не знающие нашей православной веры, задаются вопросом: чему же
так радуются христиане в пасхальные дни? Светлое Христово
Воскресение – средоточие жизни всякого христианина, а ликующие
слова «Христос воскресе!» – исповедание нашей святой православной
веры. Пасха Христова есть знамение исцеления человечества от
греховных недугов, избавления от ада, возвращения человека к Богу.
Победа над смертью, совершенная Богочеловеком, устраняет все
преграды, воздвигнутые грехом между творением и Творцом.
Воскресение Христово является краеугольным камнем всего вероучения
Святой Церкви. Однако многие и сегодня упорствуют в неверии в
реальность Воскресения. «Современные люди погрузились в новое
язычество, можно сказать, худшее прежнего, так как стали лицемерны.
Древние язычники откровенно обоготворили свои страсти и разные силы
природы, а нынешние, лицемерно прикрываясь христианством и
цивилизацией, творят то же, что язычники Содома и Гоморры: та же
жестокость, то же немилосердие, тот же разврат. Жизнь стала
ненормальна, и плодом этой ненормальности явилась масса страданий
физических и душевных… Причину ненормальности и страданий
христианство видит в уклонении от божественной нормы, в грехи.
Христианство приглашает человека вспомнить, что он сын Вечного Бога,
сын вечности, располагает его подняться над землей, возненавидеть
грех и жить не узкими эгоистичными интересами, а приготовлять
духовно-телесное существо свое стать способным жить вечной жизнью в
самом близком общении с Богом. Эту работу милосердия с древних
времен при помощи Духа Святого делала вся Церковь Христова всем
своим составом и строем», – писал преставившийся шестьдесят лет
назад уроженец Воронежской земли, замечательный праведник и духовник
преподобноисповедник Сергий (Сребрянский).
Современный мир не желает признавать Христа. Понтий Пилат спросил
Христа: «Что есть истина?» (Ин. 18, 38), но не пожелал ответа. Он
остался во тьме и был ею порабощен. Многие наши современники,
подобно Понтию Пилату, часто не желают знать Истину, пребывая в
греховном заключении и во власти тьмы духовного невежества, в
порабощении делами мира сего, потеряв всякую надежду и забыв о
вечном. Истина, красноречиво открывшаяся в Христовом Воскресении,
часто остается непознанной современным человеком, который уповает
лишь на достижения своего горделивого разума, из-за чего сегодня все
сильнее разрушаются духовные и нравственные устои человечества.
Мы не можем позволить себе быть христианами лишь по имени –
пассивными и теплохладными или пребывать в горделивых крайностях,
уводящих нас и наших близких от пути духовного трезвения,
заповеданного нам святыми отцами и хранимого Святой Церковью.
«Умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, –
напоминает нам святой апостол Павел, – со всяким смиренномудрием и
кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь
сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и
призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера,
одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через
всех, и во всех нас» (Еф. 2, 1, 5).
«Будем внимательны, – пишет преподобный Феодор Студит, – чтобы нам
провести этот праздник светло и боголепно. С помощью благоговения
обуздаем свое тело так, чтобы, хотя и переменится пища, не
изменилось наше духовное состояние. Душа радуется приходу Пасхи,
потому что она несет ей покой и облегчение от множества трудов…
Очищение грехов, сокрушение сердца, слезы бдения, чистая совесть,
умерщвление блуда, нечистоты, страстей, недобрых желаний и всякого
иного зла. Кто удостоится достичь всего этого, тот празднует Пасху
не один раз в году, но каждый день».
В великий день праздника Светлого Воскресения Христова мне хотелось
бы обратить к вам, мои возлюбленные о Христе чада, слова пасхального
благопожелания, исполненные верой, надеждой и любовью. Пусть же наша
душа не останется безучастной к пасхальной радости. «Очистим наши
чувства и увидим непостижимым светом Воскресения Христа
озаренного…», ибо ныне «Воскресения день, и просветимся торжеством,
и друг друга обымем, рцем: братие, и ненавидящим нас простим все
воскресением, и тако возопиим»:
Христос воскресе!
Воистину воскресе!
+ Сергий,
митрополит Воронежский и Борисоглебский
|