См.: для СМИ (сокращенный вариант)
Пасха велика и честна Христова светлый приготови день
Божественныя тайны Воскресения Его, воньже,
празднолюбцы людие, светло торжествуйте восклицанием,
и радостию, и добродетелию.
Пасхальный канон преподобного Андрея Критского, глас 1, тропарь
9-й песни.
Возлюбленные о Воскресшем Господе и Спасителе
нашем Иисусе Христе досточтимые отцы, всечестные иноки и инокини,
боголюбивые миряне, дорогие братья и сестры!
В «сей нареченный и святой день» приветствую вас
с лучезарным праздником Святой Пасхи Господней радостными словами,
возвещающими нам победу над всяким злом, над грехом и смертью:
Христос Воскресе!
Сколько радости мы вкладываем в эти слова, когда
многократно повторяем их в пасхальные дни! Каким духовным восторгом
и ликованием наполнено все пасхальное богослужение, являющее
удивительную красоту и величие православной веры! В своих гимнах и
песнопениях Святая Церковь призывает нас к радости. Воистину, как же
не радоваться, когда в Своем Воскресении Господь подает нам жизнь и
свет (Ин. 1, 4). Святитель Григорий Нисский размышляет: «Нет сегодня
путников на дорогах; не видно мореплавателей на море; земледелец,
оставив плуг и заступ, украсился праздничной одеждой; исчезли
шумные сборища, как исчезает зима с появлением весны; беспокойства,
смятения и бури житейские сменились тишиной праздника. Все
веселятся. Нет между нами печальных. Ныне и праведник радуется, и
неочистивший свою совесть надеется исправиться покаянием. Настоящий
день облегчает всякую скорбь. Пусть для всех цветет, как цветок,
красота праздника. Бедные, примите с любовью день сей, питающий вас.
Расслабленные и увечные, приветствуйте день сей, врачующий ваши
болезни. В нем сокрыта надежда вашего воскресения, которая
побуждает ревновать о добродетели и ненавидеть порок».
Люди, не знающие нашей православной веры, задаются вопросом: чему же
так радуются христиане в пасхальные дни? Светлое Христово
Воскресение – средоточие жизни всякого христианина, а ликующие
слова «Христос воскресе!» – исповедание нашей святой православной
веры. Пасха Христова есть знамение исцеления человечества от
греховных недугов, избавления от ада, возвращения человека к Богу.
Победа над смертью, совершенная Богочеловеком, устраняет все
преграды, воздвигнутые грехом между творением и Творцом.
«Это веселие есть наше будущее вечное райское блаженство Небесного
Царства Христова, наследниками коего являются все истинно верующие
христиане. Оно есть самая высшая и последняя цель всех наших трудов,
всей нашей жизни», – свидетельствует глубоко почитаемый наш
соотечественник, подвижник и чудотворец архиепископ Богучарский
Серафим (Соболев).
Воскресение Христово является краеугольным камнем всего вероучения
Святой Церкви. Однако многие и сегодня упорствуют в неверии в
реальность Воскресения. «Современные люди погрузились в новое
язычество, можно сказать, худшее прежнего, так как стали лицемерны.
Древние язычники откровенно обоготворили свои страсти и разные силы
природы, а нынешние, лицемерно прикрываясь христианством и
цивилизацией, творят то же, что язычники Содома и Гоморры: та же
жестокость, то же немилосердие, тот же разврат. Жизнь стала
ненормальна, и плодом этой ненормальности явилась масса страданий
физических и душевных… Причину ненормальности и страданий
христианство видит в уклонении от божественной нормы, в грехи.
Христианство приглашает человека вспомнить, что он сын Вечного Бога,
сын вечности, располагает его подняться над землей, возненавидеть
грех и жить не узкими эгоистичными интересами, а приготовлять
духовно-телесное существо свое стать способным жить вечной жизнью в
самом близком общении с Богом. Эту работу милосердия с древних
времен при помощи Духа Святого делала вся Церковь Христова всем
своим составом и строем», – писал преставившийся шестьдесят лет
назад уроженец Воронежской земли, замечательный праведник и духовник
преподобноисповедник Сергий (Сребрянский).
Современный мир не желает признавать Христа. Понтий Пилат спросил
Христа: «Что есть истина?» (Ин. 18, 38), но не пожелал ответа. Он
остался во тьме и был ею порабощен. Многие наши современники,
подобно Понтию Пилату, часто не желают знать Истину, пребывая в
греховном заключении и во власти тьмы духовного невежества, в
порабощении делами мира сего, потеряв всякую надежду и забыв о
вечном. Истина, красноречиво открывшаяся в Христовом Воскресении,
часто остается непознанной современным человеком, который уповает
лишь на достижения своего горделивого разума, из-за чего сегодня все
сильнее разрушаются духовные и нравственные устои человечества.
Христиане не имеют права забывать, что Христос пострадал ради того,
чтобы люди стали наследниками Его победы, чтобы мы все могли войти в
радость Господа своего. Нам даны великие дары, и мы призваны быть
достойными их. «От всякого, кому дано много, – говорит Господь, –
много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут»
(Лк. 12, 48). Нам дано сокровище веры, которое нас обязывает не
гордиться им, а трепетать перед ответственностью врученного нам дара
и щедро делиться им с ближними. Мы не можем позволить себе быть
христианами лишь по имени – пассивными и теплохладными или пребывать
в горделивых крайностях, уводящих нас и наших близких от пути
духовного трезвения, заповеданного нам святыми отцами и хранимого
Святой Церковью. «Умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы
призваны, – напоминает нам святой апостол Павел, – со всяким
смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу
любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и
один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один
Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над
всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф. 2, 1, 5).
«Будем внимательны, – пишет преподобный Феодор Студит, – чтобы нам
провести этот праздник светло и боголепно. С помощью благоговения
обуздаем свое тело так, чтобы, хотя и переменится пища, не
изменилось наше духовное состояние. Душа радуется приходу Пасхи,
потому что она несет ей покой и облегчение от множества трудов…
Очищение грехов, сокрушение сердца, слезы бдения, чистая совесть,
умерщвление блуда, нечистоты, страстей, недобрых желаний и всякого
иного зла. Кто удостоится достичь всего этого, тот празднует Пасху
не один раз в году, но каждый день».
В великий день праздника Светлого Воскресения Христова мне хотелось
бы обратить к вам, мои возлюбленные о Христе чада, слова пасхального
благопожелания, исполненные верой, надеждой и любовью. Пусть же наша
душа не останется безучастной к пасхальной радости. «Очистим наши
чувства и увидим непостижимым светом Воскресения Христа
озаренного…», ибо ныне «Воскресения день, и просветимся торжеством,
и друг друга обымем, рцем: братие, и ненавидящим нас простим все
воскресением, и тако возопиим»:
Христос воскресе!
Воистину воскресе!
+ Сергий,
митрополит Воронежский и Борисоглебский
|