БИОГРАФИЯ | ПРОПОВЕДИ | ТРУДЫ | ПОСЛАНИЯ | ИНТЕРВЬЮ |
НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ |
И пришел другой - мытарь. Это тот, кто занимался сбором налогов, представитель, скажем, оккупационных римских властей, потому что в то время Палестина была покорена Римом, и Пилат был наместником. Римские власти довольно жестко, если не жестоко, преследовали покоренные народы и облагали их непомерной податью. Мытарь, естественно, строго соблюдал установки, которые давали ему вышестоящие организации, и не вникал в подробности: есть у вас, нет у вас - дайте то, что положено, а где вы возьмете - это ваша проблема. Поэтому он не пользовался уважением, он презираем был, этот человек. И вот он стал в конце храма, и, не поднимая глаз, говорил только: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. 18, 13). И Господь заканчивает эту маленькую притчу словами: «сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот» (Лк. 18, 14). Тот, который говорил, что он обладает такими-то достоинствами и не такой, как этот мытарь. Как-то сложилось в сознании нашего православного общества, что фарисейство - негативное явление: «А-а, фарисей…», «А, это фарисейство…». Но ведь фарисей, который находился в храме, обладал добротой: он помогал бедным. Но вот что явилось причиной завершения притчи такими словами Господа, что один был оправдан более. Мытарь понимал, что совершает не всегда правильные поступки. Но он выполнял закон, плохой закон, но он выполнял его. И он понимал в своей душе, что без милости и милосердия жизнь невозможна и жить невозможно. И поэтому говорил: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» Милости просил у Бога. Просил, чтобы Господь смиловался над ним, потому что его дела не всегда были сопряжены с милостью к ближним, тем людям, которым он мог сказать: «Ну, завтра принесите налог свой». А он требовал его сегодня. И он понимал, что можно милостью разбавить закон, не нарушая его. И этой милости он просил у Бога. А фарисей и добродетельным был человеком, но воспринимал это как свою собственную заслугу, свою собственную наработку, свое собственное дело, свое собственное «я». Он не сказал: «Господи, благодарю Тебя, что я имею достаток и из этого достатка десятую часть уделяю бедным… Благодарю Тебя, что Ты даешь мне терпение и разум поститься дважды в неделю. Благодарю Тебя, что я стараюсь вести праведный образ жизни» и так далее. Он не вспомнил об этом, он решил так сказать, как сказали наши с вами предшественники на заре ХХ века: «мы наш, мы новый мир построим…», и сделаем все это без Бога. На заре прошлого века. И мы с вами - свидетели того, какой мир построили без Бога. Вот поэтому Господь, призрев молитву одного и другого, сказал, что тот, который возлагал свое упование на Бога, а не только на силы свои и исполнение закона, - тот оказался более оправданным. А фарисей не задумывался об этом, но решил, что он является источником и благосостояния, и милосердия, и исполнения закона. И в этом великое его было заблуждение. Поэтому, братья и сестры,
не будем подражать такому
заблуждению, которое часто посещает
наш разум и наше сердце. Мы говорим: «я
сделал», «я считаю», «я делаю» и так
далее, а всегда это «я» должно
мысленно быть направлено к Богу. И
если Господь благословляет и
поддерживает наше доброе намерение,
мы воспринимаем его уже как волю
Божию. И тогда мы, действительно, дети
Божии, и тогда мы, действительно,
подобно мытарю, можем надеяться и
просить у Господа: «Боже! будь
милостив к нам грешным!» Аминь. |
16 февраля 2003 года Алексиево-Акатов монастырь, г.Воронеж |