главная

БИОГРАФИЯ

СЛУЖЕНИЯ

ПРОПОВЕДИ ТРУДЫ ПОСЛАНИЯ ИНТЕРВЬЮ

О ВИНОГРАДАРЯХ

Сердечно поздравляю вас, отцы, братья и сестры, с праздником!

Евангельское повествование о винограднике и виноградарях, которое мы сегодня слышали, не единожды читается за богослужением в течение года. Казалось бы, что тут нового? Но в том и состоит сила слова Божия, что в его простоте и краткости заключается огромный духовно-нравственный потенциал; Духом Божиим он освящен на века для всех читающих или слушающих его.

Когда мне задают многие один и тот же вопрос: «А зачем повторяется?» - я спрашиваю: «А мы все уже исполнили из того, что слышали, и нам больше не о чем напоминать?»

Вот сегодня - виноград, виноградники, виноградари… Ветхозаветная Церковь, призванная к служению, оказалась неготовой, и тогда Господь отдал Свое учение апостолам, которые возвестили его за пределами Палестины - пришли в нашу страну, где слово Божие легло на добрую почву и воссияло множеством святых угодников Божиих, монастырей, храмов, священнослужителей, верующего, наконец, русского народа. Но Господь обращается и к нам с вами, вот сегодня, обращается с словом назидания, евангельского учения, проповеди церковной. И что же мы? Не так ли, как виноградари, послушали, вышли и делаем своей дело? Вышли и забыли об этом. Вот я так решила, вот я считаю, что так нужно, и буду это делать, хоть кол на голове теши. А я буду это делать, потому что я так считаю. И что там в храме прозвучало? Да, правильно, в общем-то верно, но вот обстоятельства такие, я должна делать так…

Слово Божие сказано не во времени и пространстве - оно сказано навсегда. И сегодня, когда Церковь Христова призывает и нас принять этот великий созревший плод - учение Христово, - многие ли идут за ним? Нет, не так уж много. Но слово Божие звучит, так же как звучало и звучать будет, - как призыв, как набат для всех тех, кто желает прийти и взять из этого виноградника созревшую гроздь учения, питающего и тело, и душу нашу в Таинствах Святых, в частности в таинстве святого Причащения. Мало тех, кто отзывается на это. Мы решаем свои проблемы житейские и так уходим с головой в их решение, что забываем давать ответ за весь этот житейский водоворот.

Поэтому, братья и сестры, будем помнить, что слово Божие обращено к нам с вами, будем помнить, что, отворачиваясь от него, мы можем быть отвергнутыми Богом. Но Милосердный Господь по своей неизреченной любви не отвергает нас. Иначе никого бы не было из нас: согрешил - и Бог отвернулся. Господь являет нам Свою любовь, Свое долготерпение. Но и оно не безгранично, если человек упорствует и не желает проявлять сближения с Богом. Поэтому, слушая слово Христово, назидание Церкви Божией, помолимся, чтобы Господь коснулся благодатью сердец наших, коснулся души нашей, и мы увидели бы в словах, которые прозвучали сегодня, не далекую историю, а сами себя. Не отвернется ли от меня Господь, как Он отвернулся от тех, кто поступил неправедно, не ответил на Его призыв? Да не коснется нас гнев Божий. Да будет милосерден к нам Господь.

Но мы должны прилагать определенные усилия для преодоления множества преград житейских - и козней диавола, и нашего нежелания трудиться, и природного греха. Бездействовать и говорить: «Вот я такая есть… Вот какая есть, такая и есть. Ну что тут поделаешь?» - в этом спасения нет. И перед Богом сказать: «Такой или такая есть» - не оправдание. Господь, если будет видеть наше стремление к преодолению препятствий, подаст нам терпение, Подает Свою руку помощи и подаст нам упование вечной жизни. Аминь.

 

22 сентября 2002 года Покровский кафедральный собор, г. Воронеж